Предыстория Транссиба и кривощёковская переправа

Почти два века тому назад в том месте, где ажурный мост Транссиба связал обские берега, появилась речная переправа, очень удобная при паводке, весенней и осенней распутице. Благодаря гранитным берегам и каменному руслу, кривощёковский створ надёжно удерживал течение, препятствуя большому разливу. Переправа, скорее всего, возникла следующим образом. Когда в 30-е годы XIX века в Сибири открыли золото, в мариинскую и енисейскую тайгу потянулись артели рабочих и побрели тысячи лошадей для работы на приисках. Владельцы приисков заключали на ярмарках контракты на поставку продовольствия и фуража, закупали гурты скота для перегона в тайгу. Лошади и быки двигались на промыслы своим ходом, попутно преодолевая вплавь большие и малые реки. Кривощёковцы на лодках (каюках) помогали животным справиться с течением. Понятно, что все места удобных переправ и сужений русла, особенно в половодье, у томских властей были наперечёт. Сюда же были приурочены официальные скотопрогонные тракты. Их описание за 1879 г. и приводится в публикуемом документе. Как правило, подготовка железнодорожных изысканий всегда начиналась со сбора данных о трактах и местах переплава скота. Вместе с тем, чтобы сохранить тайну, эти сведения всегда собирались под разными скрытыми предлогами. Хотя в документе и не говорится об изысканиях рельсового пути, однако текст наводит на мысли о достаточно глубокой предыстории Транссиба. Многие из скотопрогонных дорог впоследствии стали дорогами железными. А в железнодорожном деле закрепились термины "стальной конь", "стойла" (в депо), речные "быки" и пр.

===========================================

МВД. Томского губернатора (по Канцелярии Общего Губернского Управления. Отделение 1. Стол 1). 30 мая 1879 г. № 2988. г. Томск — Господину Начальнику Алтайских Горных Заводов.

«На отношение от 15 сего мая за № 2126 имею честь уведомить Ваше Превосходительство, что в Томской губернии Главная скотопрогонная дорога начинается из юго-западных окраин Губернии от границ Тобольской губернии и Семипалатинской Области и пролегает по Барнаульскому, Томскому и Мариинскому округам до границы Енисейской губернии.

Дорога эта в юго-западной части губернии начинается тремя ветвями: средняя ветвь оной и самая главная, по которой проходит большая часть гуртов скота, закупленного в киргизской степи для продовольствия золотых промыслов Енисейской губернии, идёт вверх по течению речки Карасука через село Зыряновское до дач деревень Федосовой и Чиковской, Ординской волости, Барнаульского округа, в которой соединяются с нею две другие ветви; вторая верхняя или северная ветвь от озера Чанов, Барнаульского округа, проходит через селения: Волчьи-притыки, Кочки, Верхне-Алеутское и Филипово до дач вышеупомянутых деревень Федосовой и Чиковской; третья или южная ветвь идёт вверх по течению речки Кулунды, Барнаульского округа, до селения Платовского, отсюда через селения: Ярково, Куксилово, Заковряшино, Крутиху, Кобылино, Алеутское и Филипово, доходит до дач Федосовой и Чиковской. От соединения этих трёх ветвей, у деревень Федосовой и Чиковской, главная скотопрогонная дорога выходит на Московский тракт двумя путями: одним идёт на деревни Казакову, Каткову и Соколову и выходит на Московский тракт между г. Колыванью и селением Болотным; другим – от деревень Федосовой и Чиковской проходит степью до селения Каменского и выходит на Московский тракт или около деревни Чибулинской, или села Болотного. От села Болотного, главная скотопрогонная дорога идёт по Московскому тракту через города: Томск и Мариинск, до границы Енисейской губернии. Скот, предназначенный для гона до г. Томска или на частные золотые промысла, закупается на юге Бийского округа между реками Биею, Катуньей, Ануем, Чарышем, а также в Алтайских стойбищах с речки Чуи и вершин Катуни и весь почти прогоняется до деревни Катунской, Смоленской волости, отстоящей от г. Бийска в 15 верстах; отсюда переплавляется через речки Бию и Катунь и следует степью мимо г. Бийска (в 5 верстах) и мимо деревень Енисейской волости: Сухой-Чемровки, Шебалиной, Марчихи, Верх-Бехтемирской и вступает в пределы Кузнецкого округа, направляясь на селения Томское и Салаирское.

Закупаемый же скот по Кузнецкому округу и предназначенный для составления прогоняемых гуртов, проходит через селения: Томское, деревню Зенкову до села Салаирского; отсюда, ежели направляются к г. Томску, то идут: на село Брюхановское, деревню Васькову, село Усть-Сосновское, деревню Кокуйскую и вступают в Томский округ по старому Барнаульскому тракту. Если же направляются на частные золотые промысла, то из села Салаирского сворачивают на улус Урской, из него идут по Касьминской волости, близь деревни Протопоповой, в деревню Плотникову, от неё, минуя село Усть-Никитинское, в село Верхне-Томское, где переплавляются на пароме через реку Томь и идут в деревню Кедрову и далее в тайгу Мариинского округа.

Часть рогатого скота, закупаемого по селениям Кузнецкого округа на казённые золотые промысла этого же округа, отправляется вверх по реке Томи, Мрасе и Кандоме на казённые промысла, а в Бийском округе по рекам Алее и Чарышу, закупаемый скот большею частью идёт на продовольствие казённых рудников Бийского же округа. Закупаемый же по правому берегу Иртыша степной скот идёт мимо г. Семипалатинска по главному скотопрогонному тракту на речку Карасук. —

Губернатор: А. Супруненко

Начальник Отделения: Н. Кранцов»

Источник: Государственный архив Алтайского края (Барнаул). Ф. 4. Оп. 1. Д. 6. Л. 4–5об.

Сергей Константинович Канн

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image