Премьера фильма «Иркутская стенка»

В Новосибирской областной библиотеке прошла творческая встреча с Александром Федоровичем Косенковым, журналистом, сценаристом, кинорежиссером, драматургом, членом Союза писателей, журналистов, театральных деятелей России и премьера его нового документального фильма «Иркутская стенка» - о неформальном объединении молодых иркутских писателей 1960-1970-х.

Во встрече принимали участие известные новосибирские режиссеры кинодокументалисты Э.Х Давлетшина - кинорежиссер, руководитель новосибирского Дома документального кино, организатор Международного кинофестиваля «Встречи в Сибири», Р.М. Ерназарова - кинорежиссер, директор Центра визуальных исследований культур народов Сибири НГПУ, Н. С. Соколова - кинорежиссер, сценарист, И.А. Ромашко - артист Театра музыкальной комедии, В.Н. Алексеев - поэт, доцент кафедры древних литератур и литературного источниковедения НГУ, А.Б. Шалин – писатель, председатель Новосибирского отделения Союза писателей России, представители молодежных организаций, снимающих документальное кино, студенты, любители кино и неравнодушные к истории российской культуры люди.

Имя Александра Федоровича Косенкова известно далеко за пределами не только Новосибирска, но и Сибири. Он автор более 60 документальных фильмов, множества сценариев, лауреат Всесоюзной премии Киноакадемии (1976), премии губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства (2004) и литературной премии им. Н. Г. Гарина-Михайловского (2005).

Хорошо знают Александра Федоровича и в литературных кругах. Его перу принадлежат несколько повестей и рассказов. А пьесы ставились не только в Новосибирске, но и на сцене Малого театра в Москве. По пьесе «Ночь на размышления» на киностудии «Союзтелефильм» был снят одноименный двухсерийный художественный фильм (1989). А совсем недавно фильм «Дни будущих Будд», снятый А. Косенковым вместе с режиссером В. Соломиным, был удостоен Гран-при на международном фестивале этнографических фильмов.

Как отметила на встрече известный кинорежиссер Элла Хамзинична Давлетшина, в сообществе документалистов у Александра Федоровича особое место.

– Мне кажется, он болеет за все, что у нас не получается, у него особый дар находить что-то, о чем еще не сказано. Документальное кино наиболее близко литературе. С хорошим документальным фильмом иногда нужно быть наедине, как с книгой.

Этот фильм, можно сказать, биографичен. Среди писателей «Иркутской стенки» равное место занимал и Александр Федорович Косенков. В годы учебы на журналистском факультете Иркутского университета он жил с ребятами в одной комнате университетского общежития (сейчас в этом здании великолепный храм), где и зародилась знаменитая «Иркутская стенка». В фильме рассказывается о российских писателях, ставших гордостью русской культуры: Александре Вампилове, Геннадии Машкине, Вячеславе Шугаеве, Евгении Суворове, Валентине Распутине…

Название «Иркутская стенка» было придумано Геннадием Машкиным. По его мнению, «стенка» несла объединение не на словах, а на деле, а душой ее был Александр Вампилов. Как сообщает «Литературная энциклопедия Сибири»: «Эта крылатая фраза появилась после Читинского зонального совещания-семинара молодых писателей Сибири и Дальнего Востока (1965). Самый большой успех здесь выпал на долю молодых иркутян. Из тринадцати литераторов, рекомендованных семинаром в Союз писателей, семеро (В. Распутин, А. Вампилов, Д. Сергеев, Г. Машкин, Г, Пакулов, Б Лапин, В. Шугаев) были из Иркутска. Эту семерку критики и окрестили «иркутской стенкой». Кстати, Александр Федорович Косенков в качестве журналиста освещал это мероприятие в прессе. Он много фотографировал, но, к сожалению, пленка не сохранилась, как не сохранились и кадры кинохроники об этих талантливых молодых ребятах.

Известный кинодокументалист, так хорошо знавший этих писателей, пронесший дружбу со многими из них через всю жизнь, не только имел полное право снять фильм об «Иркутской стенке», а обязан был это сделать. Два года назад Александр Косенков подавал заявку в Министерство культуры на этот фильм, когда еще был жив его товарищ Валентин Распутин. Вместе они надеялись «вытянуть» этот фильм о своей юности, когда почти никого из людей, составлявших эту «стенку», не осталось в живых. Да и большой надежды, что заявку утвердят, тоже не было. Однако, фортуна была благосклонна. Заявку утвердили, но Валентин Распутин внезапно ушел из жизни. Отступать было некуда и Александр Федорович взялся за дело один, по крохам собирая остатки хроники, фотографии, встречаясь с людьми, которые знали участников «стенки».

– Каково снять фильм документальный о людях, которых уже нет, – говорил на встрече Александр Косенков, – Хотелось рассказать что-то живое, свое, неповторимое. Работать было нелегко. Я понял, настолько ценны киноматериалы, которые мы снимали когда-то, как растет их цена в геометрической прогрессии. О Саше Вампилове буквально два-три кадра осталось, хотя он был с киношниками, на телевидении. В фильм «Иркутская стенка» вошел чудом сохранившийся кусочек записи его постановки пьесы «Старший сын» в театре. Это и понятно: 1965 год – студия телевидения в Иркутске только открылась, да и фотоаппараты в те годы были не у многих.

Фильм начинается с того, что Александр Федорович идет по улицам современного Иркутска, вспоминая свою молодость, места, где они жили, учились, мечтали о будущем.

– 26-я комната в общежитии – это начало «стенки», мы там все жили. Гена Машкин, возвращаясь из геологической партии, шел не домой, а к нам прибегал в общежитие. Первый мой рассказ и отрывок из пьесы Саши Вампилова «Холодный сапожник» были опубликованы в одном номере университетской газеты.

В документальном фильме звучит песня «Лодка» на слова Николая Рубцова. Они с Сашей Вампиловым были очень большими друзьями, и Николай впервые прочитал это стихотворение своим товарищам – участникам «Иркутской стенки». Поет песни Струков Валера, тоже постоянный участник этой «стенки». У меня записаны воспоминания Струкова о Саше Вампилове, но в фильм они просто не вошли.

По словам А.Ф Косенкова, очень интересные встречи, рассказы остались за кадром, весь собранный материал нельзя было вместить в телевизионный формат – 26 минут. И, хотя Александр Косенков не любит писать мемуарную литературу, все же, на книгу об «Иркутской стенке» он решится.

– Я боюсь мемуарной литературы и считаю нескромным писать свои воспоминания, гордиться тем, что был знаком с тем и с тем. А под старость хочется уже сказать то, чего никто не знает. Я думаю, о «стенке» напишу книжку, куда войдёт то, что не вошло в фильм. Время, действительно, было потрясающе интересное.

Участники встречи обсуждали не только фильм, но проблемы документального кино, говорили о необходимости популяризации фильмов новосибирских документалистов среди широкой аудитории.

Артист театра Музыкальной комедии, Народный артист РСФСР Иван Андреевич Ромашко:

– Вы сделали замечательный фильм. Он очень трогательный. Его надо обязательно популяризировать. И если после этого фильма несколько человек вспомнят Распутина, Вампилова, прочитают их произведения или посмотрят пьесы в театре, Вы сделали большое дело.

Но одним этим фильмом мы не всколыхнем общество. Я вспомнил время, когда перед каждым сеансом художественного фильма в кинотеатре шли знаменитые документальные фильмы из серии «Сибирь на экране». Мы слышали живой голос нашей Сибири. Нужно возрождать документальное кино. Потому что это поможет в воспитании молодежи.

Александр Федорович Косенков отметил, что в Новосибирске ничуть не хуже были писатели и поэты, чем в Иркутске.  А также выходил знаменитый журнал «Сибирские огни».

– Нужно спешить снимать, записывать, рассказывать, – констатировал режиссер, – еще немного и, вообще, никого не останется в живых. Это наша память, гордость, история. Это дорогого стоит. Нужно дорожить каждой возможностью что-то запечатлеть, сделать, сохранить и донести до наших детей и внуков.

Александр Косенков рассказал, что вместе с коллегами документалистами, писателями они часто выезжают в районы области, показывают фильмы, дарят книги, встречаются с людьми. «Но этого недостаточно», – считает автор фильма. Александр Федорович процитировал слова писателя, поэта Михаила Тарковского: «Считайте, что мы как партизанские отряды. Нас немного, но мы можем взрывать рельсы, нападать на врагов».

– Но мы еще и точки опоры для нашего будущего, – добавил драматург. – Нас, действительно, не так много и не так часто мы встречаемся, но мы собой представляем те точки, с которых может начаться доброе, хорошее дело. Может, не для окружающего пространства, а для наших детей, внуков.

На встрече присутствующие говорили и о судьбах русской культуры.

Владимир Николаевич Алексеев, заведующий Отделом редких книг и рукописей ГПНТБ сказал:

– Когда видишь такой фильм, то понимаешь, как в 60-е годы проходил процесс влияния литературы на общество, когда общество выстраивалось по тому сигналу, по той модели, который давала литература. Есть даже такой термин литературоцентричность. Этот процесс был всеобщим, он захватывал не только Иркутск. В Новосибирске происходило то же самое.

Я хотел бы по-иному выстроить метафору Михаила Тарковского, которую вы привели. Есть более употребительный образ. Христос говорил своим ученикам: «Не расстраивайтесь, что вас мало, вы должны быть как дрожжи, как закваска в тесте, от вас должно пойти». Александр Федорович дает нам такого рода пример. Потому что он человек настолько искренний, настолько преданный культуре, понимающий какое значение имеет это дело. Владимир Бондаренко, великий критик, писатель сказал, что Советский Союз рухнул оттого, что культура упала.

Александр Федорович Косенков передал в фонд НГОНБ свой фильм «Иркутская стенка», который теперь можно посмотреть в Зале одного зрителя Отдела искусств библиотеки.

В ближайшее время фильм будет выложен и на сайте «Библиотека сибирского краеведения».

Подготовила Людмила Кузменкина

Добавить комментарий

Target Image