Премьера первого сибирского (новониколаевского) художественного фильма «Красный газ»

В декабре 1924 г. в Новониколаевске, тогда столице Сибири, намечалось празднование 5-й годовщины освобождения края от Колчака. Одним из событий этого праздника должна была стать премьера нового советского фильма соответствующей тематики. В соответствии с принятым решением, руководители СибОНО и Сибкино (Венгеров и Кравков) в мае 1924 г. обратились к автору романа «Два мира» Владимиру Зазубрину с просьбой написать сценарий к фильму по его произведению. Тогда же они предприняли усилия по привлечению столичных студий для производства съемок, так как все то немногое из кинопроизводства, что имелось в России, находилось в Москве.

Кадрами столица обещала помочь, но не более того. Тогда было принято беспрецедентное решение: снимать самим! Это необычное решение организаторов создания фильма явилось своеобразным протестом не только по поводу сложившейся ситуации в российской кинематографии 20-х годов, но и вызовом столичной интеллигенции.

Новизна и трудность поставленной задачи увлекли многих, и они стали незаменимыми помощниками в осуществлении столь необычного для Сибири дела. Всю тяжесть организационной, технической и художественной работы, как отмечал писатель В. Зазубрин, легла на заведующего Сибкино М. А. Кравкова. Партийный глава Сибирского края С. В. Косиор «выбил» пленку и вытребовал из Москвы опытного оператора М. В. Налетного, все время находился в курсе работы съемочной группы, их нужд. Ответственные работники отделов культуры и народного просвещения разных уровней оказывали посильную помощь в создании фильма, предоставляя костюмы, оружие и другие необходимые для съемок вещи.

Так, заведующий Сибархивом В. Д. Вегман считался «главным поставщиком» бутафории. Однажды он даже предоставил в распоряжение съемщиков настоящие царские ордена и галунный пояс, снятый им с одного из ответственных работников. Тем не менее, даже при достаточно широкой поддержке, многого все-таки не хватало. Прежде всего, отсутствие декораций, искусственного освещения и достаточного количества пленки ограничивало творческие возможности создателей фильма. Помимо этого, не было ни опытных актеров, ни гримеров, ни художников, не было на местах съемок и приспособленного помещения для жизни рабочей группы фильма.

О чем же рассказывал этот первый немой сибирский фильм? Кем были его непосредственные создатели?

«Сценарий картины рисует недавнее революционное прошлое Сибири: эпоху колчаковщины и партизанской войны. Главной задачей постановки является выявление идеологической сущности сценария и стремление избежать вредного увлечения американским трюкизмом […] Занимательность картины будет достигаться не трюками, а реализмом постановки в соединении с быстрым чередованием отдельных моментов съемки […]», – писал В. Д. Вегман. Действительно, стремление уйти от «американизма» и бедность финансовых возможностей заставили съемочную группу сделать ставку на натуральность и документальность, тем самым создав необычную для того времени, как называют современные профессионалы, «документальную стилистику» картины.

Съемки фильма шли на месте реальных событий, в реальной обстановке: сначала в Новониколаевске, в районе железнодорожного депо, на территории сада «Рабочего Дворца» и в Закаменском (ныне Октябрьский) районе, затем в Ельцовке, Кудряшах, Колывани и на Алтае. В массовых сценах снимались местные жители с подлинными аксессуарами и атрибутами. Конечно же, в такой ситуации реализма на «съемочной площадке», происходили и курьезные случаи. Так, на Оби, недалеко от Новониколаевска, снимали сцену пожара на пароходе «Адмирал Колчак» («Витязь»). Капитан парохода, плывшего из Томска, увидев происходящее, не растерялся и принялся спасать людей от огня, чуть не испортив этим драгоценные кадры. При расправах с «белогвардейцами» разыгрывались порой жизненно-правдивые сцены, в которых исполнителям ролей врагов было не совсем уютно. А около Ельцовки «белых» атаковала группа войск ГПУ: командир, занимавшийся с новобранцами, увидев классового врага, встревожился, но, получив объяснения, попросил у создателей фильма разрешения использовать такой случай для обучения молодых, «никогда не видевших белых».

Происходившее, порой случайно, на съемочной площадке усложняло и без того трудную задачу создателей фильма – в короткое время снять картину. И все же к осени съемки закончились и начался еще более ответственный этап – монтаж картины и ее просмотр. На 1-й фабрике Госкино фильм был смонтирован и просмотрен режиссерами и всеми работниками кинофабрики. Как вспоминал сам режиссер фильма Иван Григорьевич Калабухов, «молча и рассеянно смотрели они картину: недоброжелательное отношение их было очень ярко видно». Затем начались споры с дирекцией московской фабрики о необходимости правки картины и досъемки ряда сюжетов. Все казалось настолько плохо, что заведующий Сибкино Кравков и писатель Зазубрин уехали в Новониколаевск. На выручку Калабухову пришел начинающий тогда режиссер С. Эйзенштейн. Он не только ободрил создателей «Красного газа», но и помог со вторым монтажем картины. Правда, и вторая версия картины не была принята руководством Госкино. Лишь после просмотра фильма в Наркомате просвещения, который отвечал тогда за кинопрокат, появилась надежда на то, что картина не уйдет просто на склад. Мало того, многие тогда поздравили авторов с созданием нестандартной, «натуральной» ленты. Конечно, за судьбу киноленты переживали не только режиссер И. Г. Калабухов, его помощник, студент института Мейерхольда, С. Г. Изаксон и оператор М. В. Налетный, но и актеры, которым она далась достаточно трудно.

В главной роли фильма снялась начинающая московская актриса М. Ф. Горбатова. В роли Варвары, борющейся с колчаковцами, ей приходилось без дублеров прыгать на ходу с верхней палубы парохода, скакать во весь опор на неоседланной лошади и просто выносить неустроенность актерского быта, когда в одной комнате были и бутафорная, и гримерная, и столовая, и костюмерная, а вечером (днем было некогда), еле волоча ноги, брести к пристанским лавчонкам за колбасой и хлебом.

Очень хорошо автор сценария отзывался о работе над образами московских артистов Е. Д. Черепанова (коммунист) и А. Бартенева (глава партизан), новониколаевца Дементьева (поручик Нагибин) и томича Троицкого (генерал Трегубов), которые работали до изнеможения из-за режиссерской гонки и нещадной июльской жары. «Все работают с увлечением, запоем, не жалея сил [...] Мы овладеем великим немым. Он будет наш. Он заговорит на нашем языке!», – писал В. Зазубрин.

Овладение «великим немым» оказалось, наверно, более сложным делом, чем представлялось в самом начале, но картина все же вышла большим тиражом и широко демонстрировалась по всей стране, получив много теплых откликов зрителей и прессы. Кроме всего, Главполитпросвет высоко оценил работу всей съемочной группы, назвав ленту «Красный газ» «лучшим достижением советской кинематографии» 1924 г.

Мартынова Ю.Г. 80 лет со дня выхода на экраны Новониколаевска первого сибирского (новониколаевского) художественного фильма «Красный газ» // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год.

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

ГАРДЕНИН В. В. Незабываемые годы // Художественная культура и интеллигенция Сибири (1917-1945 гг.). – Новосибирск, 1984. – С. 148 – 156.

ВАТОЛИН В. А. Снимали в Новониколаевске фильм… // Веч. Новосибирск. – 1998. – 28 янв. – С. 1, 5: ил., портр.

ВАТОЛИН В. А. «Красный газ» заменил «Сумерки женской души» // Веч. Новосибирск. – 1995. – 21 июля. – С. 19: ил.

НИФОНТОВА В. Первый сибирский художественный фильм // Сиб. газ. (Новосибирск). – 1991. – № 47. – С. 6: ил., портр.

СЕМЕНОВ А. Владимир Зазубрин – кинодраматург // Сиб. огни. – 1978. – № 10. – С. 184 – 186.

ПЕРВАЯ сибирская кинофильма «Красный  газ» // Сибирь. – 1925. – № 1. – С. 24 – 25: ил. – Подпись: Р. Н. «КРАСНЫЙ газ» – первая сибирская кинопостановка: [Подборка ст.] // Сов. Сибирь. – 1924. – 27 июля. – С. 9: портр. – Содерж.: «Красный газ»; Вегман В. Первая сибирская кино-лента; Зазубрин В. Немой заговорит.

ЛИТЕРАТУРА, – искусство, – наука: [Подборка материалов] // Сов. Сибирь. – 1924. – 3 авг. – С. 7: ил.

ВАТОЛИН В. А. Красный газ // Новосибирск: Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 456 – 457: ил. – Библиогр.: с. 457.

ГАНО. Ф.П-2. Оп.1. Д.1(№ 346); Ф.Р-1053.

http://kraeved.ngonb.ru/node/5202

   
подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image