«Разбор» служилых людей в Кузнецке в 1681 году: к характеристике сибирского войска в XVII в.

Опубликовано: Гуманитарные проблемы военного дела, Военно-научный журнал, Выпуск №1, 2014 год.

В статье представлены итоги «разбора» служилых людей Кузнецкого гарнизона в 1681 г. Показано, что его основу составляли потомки русских служилых людей, происходившие преимущественно из местной казачьей среды, образованной правительством из представителей различных сословий и этнических групп в ходе начальной колонизации края.

Правление царя Фёдора Алексеевича несмотря на кратковременный период было отмечено серьёзными преобразованиями в военной сфере. Наряду с созданием военных округов и централизацией управления  вооружённых сил правительством были предприняты шаги по улучшению кадрового состава русского войска. В начале 1680-х г. по всей стране был проведен «разбор» приборного войска, целью которого стало выявление его состава и очищение от выходцев из «тягла» и лиц неслужилого происхождения.

Летом 1681 г. кузнецкий воевода П.И. Дубровский получил наказ  из Сибирского приказа о проведении «разбора» командного состава и конных казаков вверенного ему гарнизона. В нём было предписано: «разобрать детей боярских и атаманов и литву и конных казаков которые годятся в городовую и полковую службу» с соблюдением следующих условий: «скольких то лет служат и в каком окладе поверстаны и по какому его великого государя  указу и в каком окладе поверстаны и которые по его великого государя грамотами верстаны в дети боярские и какого они чину наперед сего были и каких отцов дети и о том взять у детей боярских сказки за руками … и о том велено писать к нему великого государя в Сибирский приказ» [1]. Руководствуясь этими указаниями, 15 июня 1681 г. воеводой был осуществлён «разбор» детей боярских и конных казаков, составлен «именной разборный список», показания каждого из них были изложены в «сказках» и подтверждены личной подписью или «за руками» доверенных лиц.

В «разборе» приняло участие 92 служилых людей, что составило почти 40 % от всего военного контингента гарнизона. Среди подавших «сказки» было 24 представителя командного состава и 68 конных казаков, отсутствовало по причине командировки в Москву 4 человека [2].

Итоги «разбора», представленные в «разборном списке» в Сибирский приказ, несут ценную информацию для исследователей военной истории. Они содержат не только сведения о военном статусе, размерах окладов, времени несения службы ратных людей Кузнецка, но и дают достаточно полное представление об источниках формирования служилого войска,  этническом и социальном происхождении его представителей, семейных связях, условиях несения службы и других важных моментах, характеризующих состав и военную сферу деятельности населения фронтирного сибирского города XVII в.

Анализ «разбора» свидетельствует о том, что воинскому контингенту Кузнецкого острога были свойственны структурные элементы, присущие всем сибирским городам, за исключением отсутствия в нём специальных подразделений, созданных в разрядных центрах для лиц иностранного происхождения  «литовского списка» и полков «нового строя».

Высший слой гарнизона составляли «начальные люди»: дети боярские, сотники (атаманы) и пятидесятники (головы). Согласно списку в «разборе» участвовало: 14 детей боярских, 1 атаман, 2 пятидесятника. Особенностью командного состава Кузнеца являлось то, что значительную часть детей боярских (9 человек из 14) составляли выходцы из Речи Посполитой, 1 из крымских татар. Почти все они, за исключением М. Грошевского, были взяты в плен в ходе войны России с Польшей в 1650-1660 гг. В своих сказках они идентифицировали себя как «польские шлектичи», перешедшие на службу великому государю. По их словам, они отказались вернуться на родину при обмене военнопленными, были крещены, повёрстаны в Москве в дети боярские с окладами от 10 до 20 руб. и направлены в Кузнецк. Андрей Буяновский в своей сказке заявил, что «на розмену не похотел я итит к полскому королю в рабю землю», а пожелал остаться «в стороне его царского величества» и был пожалован в чин сына боярского с высоким окладом жалования [3].

Русскую группу «начальных лиц» Кузнецка составляли 3 сына боярских, 1 атаман, 1 пятидесятник. Они являлись потомками сибирских служилых людей и представляли сравнительно молодое поколение командных лиц, срок службы которых в Кузнецке составлял от 5 лет до 10 лет. Своим назначением они в основном были обязаны заслугам их родственников, имевших богатый опыт службы в европейской России и  Сибири. Так, атаман Корнило Петров сообщил, что его отец Петр Дорофеев нёс службы «против неприятельских людей» под Москвой, Великим Новгородом, Псковом, Тихвином, будучи в Кузнецке был атаманом у конных казаков «лет сорок», где и умер, а он «пожалован на место отца своего» и служит в Кузнецке «верой и правдой» десять лет [4].

Низшее начальное звено при «разборе» представляли десятники конных казаков (7 человек). По их показаниям они были назначены воеводами с одинаковым окладом жалования и происходили в основном из местной служилой среды. Срок службы в Кузнецке этой категории насчитывал от 1 года до 20 лет. Местами выхода своих отцов они указали города европейского севера: Устюг Великий, Вычегду, Белоозеро, а также Запорожье. Самые подробные сведения о службе своих родственников сообщил представитель этой группы Алексей Кирилов. Он показал, что его прадед был посадником в Великом Новгороде, но «от гнева сошел на Великий Устюг, а с Устюга в Пермь Великую и как шел с Волги атаман Ермак Тимофеевичи деда моего взял с собою в Сибир вожем». После взятия Сибири его дед нёс конную казачью службу в разных сибирских городах и  даже был определён по челобитью томских жителей «в священство». Отец указанного десятника Кирилл Меркурьев был таможенным подъячим Томска, Нарыма и Кузнецка, а сам Алексей Кирилов был повёрстан на «выбылое место» воеводой И.И. Давыдовым в 1680 г. [5]. Приведённые им данные были подтверждены проведенным Д.Я. Резуном  исследованием о сподвижниках Ермака [6].

Самую многочисленную группу в «разборе» (71 человек) составляли конные казаки. Данные «разбора» свидетельствуют, что почти половина из них (34 человека, 47,8 %) являлась потомками русских служилых людей: казаков, стрельцов, беломестных казаков, казачьих детей, являвшихся старожилами Кузнецка, а также детей ссыльных московских стрельцов, томских казаков и запорожских казаков (черкас). Почти все они указали местом рождения и верстания Кузнецкий острог, продолжительность и места службы своих близких родственников, направленных как «по прибору», так и сосланных «по указу» в Кузнецк в разные годы. Большая доля казаков конной службы 26 человек (36,6 %) была повёрстана в Тобольске и Кузнецке из гулящих и посадских людей, происходивших преимущественно из городов европейского Севера, 4 человека (5,6 %) назвали себя выходцами из немецких городов и Крыма, 7 человек (9,8 %) не указали своё социальное происхождение и места выхода своих отцов [7].

«Разбор» выявил немалое влияние на назначение командных и других должностей в Кузнецке служилого мира и сохранение традиций казачьего самоуправления, с которыми вынуждены были считаться не только местные воеводы, но и Сибирский приказ. Конный казак Пётр Корнилов сообщил, что был «поставлен на место отца своего» в атаманы в 1674 г. по мирской заручной челобитной. В 1677 г. по челобитью служилых людей был назначен десятником конных казаков Андрей Попов, который предлагал воеводам Кузнецка и Томска возвести острог на устье Бии и Катуни для сбора ясака с подвластных телеутам народов. По челобитным служилого мира был выбран трапезником в Преображенскую церковь отец десятника Сидора Тихонова и прислан из Томска для починки оружия казённый кузнец Леонтий Родионов [8].

Отдельные участники «разбора» не забыли упомянуть в своих показаниях личные заслуги и достижения своих предков. Сын боярский Степан Круглик сообщил, что он поставил острог и завёл слободу с пашенными крестьянами в верховьях р. Томи. Конный казак Иван Попугаев указал, что его дед, томский казак, был в составе посольства в Китае. Фёдор Тихонов заявил, что его отец Тихон Дементьев вместе с воеводой О. Аничковым ставил Кузнецкий острог и служил в нём «лет с пятдесят». Конный казак Михаил Вершина сообщил, что его отчим томский казак Кузьма Салогаев «проведывал» серебряную руду и слюду на Алтае [9].

В «разборном списке» нашли отражение трудности несения военной службы на южносибирском фронтире, связанные с противодействием русским «калмыцких и киргизских людей», борьбой с воинственными кочевниками, которая неизбежно влекла за собой человеческие жертвы. Конный казак Иван Шестаков сообщил, что его отец Прохор был убит «чёрными калмыками» (джунгарами) при сборе ясака в 1630-е гг. В результате вероломного нападения телеутов на «колмацком торгу» 7 октября 1639 г. погибло немало кузнецких жителей, среди них был Нифантий Максимов, который доводился дедом конного казака Василия Максимова. В 1645 г. были убиты «телескими людьми» находящиеся на «государевой службе» отец пятидесятника Фёдора Кузьмина Кузьма Володимеров и конный казак К. Салогаев. Отец конного казака Никиты Петлина Иван Петлин был убит в Томске «при выласке» киргизами в 1650-е гг., а дед конного казака Ивана Ишкулина был убит «на бою» белыми калмыками в 1680 г. Летом 1673 г. в результате набега «белых колмаков» на пригородные деревни Кузнецкого уезда был сожжён в избе конный казак Тихонов с семьей из девяти человек и погиб отец конного казака Левонтия Иевлева [10].

Таким образом, результаты «разбора» служилых людей Кузнецка показывают, что к началу 1680-х гг. его гарнизону были свойственны традиционные черты, присущие военной организации Сибири и России в целом. Его основу составили потомки служилых людей, вышедшие преимущественно из казачьей среды. Этнический и социальный состав ратных людей отличался неоднородностью и пестротой происхождения. В высшем командном составе преобладали перешедшие на службу России и имеющие военный опыт выходцы из Речи Посполитой, в среднем и низшем начальном звене и среди конных казаков подавляющее большинство составляли русские служилые люди различного происхождения. Наличие в казачьей среде различных социально-этнических групп и источников формирования гарнизона, сохранение традиций казачьего самоуправления, нелёгкие условия службы были характерными чертами многих гарнизонов городов - крепостей сибирского порубежья.

Библиографический список:

1. Российский государственный архив древних актов (далее РГАДА). Ф. 214. Оп. 1. Кн. 716. Л. 982.

2. РГАДА.Ф. 214. Кн. 716. Л. 982 – 1088.

3. Там же. Л. 990 об.

4. Там же. Л. 1003 об. – 1004 об.

5. Там же. Л. 1006 об. – 1007.

6. Резун Д.Я. Новое об ермаковских казаках. // Актуальные вопросы в истории Сибири. Вторые научные чтения, посвящённые памяти проф. Бородавкина.  Барнаул, 2000.  С. 7-9.

7. РГАДА. Ф. 214. Кн.716. Л. 1007-1088.

8. Там же. Л. 1003 – 1004 об, 1071-1072об., 1048 об.

9. Там же. Л. 999 об. – 1003, 1026, 1036, 1037.

10. Там же. Л. 1055 об., 1008, 1005, 1036.

УДК 947

И.П. Каменецкий

Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт) г. Новосибирск

подкатегория: 
Average: 5 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image