Ровесник Победы

Опубликовано: В моей судьбе история России. Любимые строки о главном. Народный альманах творческих работ новосибирских книголюбов.  Составитель Пендюрина Т.В. 6-й выпуск. – г.Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2015. –440 с.

Родилась 1 июля 1934 года в г. Киеве. В 1941 году с Киевским авиационным заводом семья эвакуировалась в г. Новосибирск на завод имени В.П. Чкалова. Отец был призван в армию и погиб. Мама работала на заводе. Я училась в авиационном техникуме по специальности «техник-механик по самолетостроению», работала в сборочном цехе. Стаж работы 43 года. В 1989 году награждена медалью «Ветеран труда».

Эссе

Я, Клименко Инна Петровна, родилась 1 июля 1934 года в г. Киеве. Мой папа, Клименко Петр Филиппович, работал на авиационном заводе. 22 июня 1941 года началась кровопролитная война. Немецкие самолеты бомбили Киев. Завод эвакуировался в Новосибирск. Новосибирск за годы войны принял на себя заботу и возможность принять сотни заводов, предприятий, культурных центров нашей Родины: Эрмитаж, театры из Ленинграда, Москвы.

Новосибирск — это город-герой! Без сильного тыла нашим воинам было бы трудно одержать победу над фашистской Германией. На заводе им. В.П. Чкалова ушедших на фронт мужчин заменили девушки 14 — 15 лет. Их мобилизовали из всех районов. Моя мама, Клименко Мария Ивановна, работала воспитателем в колонне рабочей молодежи К.Р.М. Девочки работали по 12-18 часов, и фронт получал самолеты в период 1941-1945 гг. «Полк в день» — вот задача, к выполнению которой стремился каждый работник завода. Люди ковали победу в тылу, их труд героический. Наше государство в такое трудное время нашло возможность, и шла народная стройка Новосибирского государственного театра оперы и балета.

В помещении театра были экспонаты из Эрмитажа и другие ценности культуры нашей Родины. На строительстве театра люди работали, не жалея сил. Трудно в истории найти подобное, чтобы во время кровопролитнейшей войны, отдавая все без остатка фронту, страна не прекращала культурного строительства. Летом 1944 года, когда фронтовой театр ВТО выступал перед бойцами советских частей, освобождающих Польшу, артистов вызвали в Москву для подготовки новой программы. Главный режиссер Новосибирского оперного Исидор Аркадьевич Зак отобрал пять солистов: Наталью Куртенер, Софью Селиванову, Юрия Колосова, Петра Алексеева и Алексея Назарова. Пригласили в наш театр Василия Иосифовича Сорочинского, Л. Кривченю, В. Арканова, Ф. Яковлева, В. Кузнецова, многих других артистов хора. Начались репетиции, артисты занимались круглосуточно. Приближалась победа над фашистской Германией, и коллектив готовился к открытию театра 12 мая 1945 года оперой Глинки «Иван Сусанин». 9 мая Германия капитулировала. Победа! В этот день была генеральная репетиция. Спектакль грандиозный. Весь коллектив работников театра работал с энтузиазмом. Совершили невозможное коллективы художников, декораторов, осветителей, костюмеров, работников сцены, бутафоров, парикмахеров, сапожников. Их работа — это залог создания высокой постановочной культуры театра. Финальная сцена спектакля была великолепна. Когда на сцене возникла Красная площадь XVIII века, заполненная ликующим народом, и хор грянул: «Славься, славься, родная земля!» зал встал. Произошла перекличка веков: Красная площадь XVIII века и Красная площадь 1945 года, на которой вскоре был Парад победителей. Правительство высоко оценило титанический труд постановщиков спектакля. И в честь открытия театра оперы и балета в Новосибирске Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1945 года (через четыре дня после открытия театра) были присвоены звания «заслуженный артист РСФСР» дирижеру Исидору Аркадьевичу Заку, солистам оперы: Алексею Филипповичу Кривчене, Вениамину Павловичу Арканову, Василию Иосифовичу Сорочинскому. Велась большая работа по подготовке балета. Заслуженный артист РСФСР, лауреат Сталинской премии Михаил Федорович Моисеев решил создать детскую балетную студию. Был большой конкурс, но я прошла все отборочные туры и была принята. Заниматься у стенки было очень трудно. Я старалась, но не хватало физических сил, и я упала в обморок. Валентина Антоновна Цеханович пригласила мою маму и посоветовала улучшить питание. Дети, пережившие войну 1941-1945 гг., были ослаблены. Всегда хотелось кушать. Я выучила стихотворение:

Я съедаю без остатка

Все, что кисло, все, что сладко,

Все, что не могу терпеть,

Лишь бы только потолстеть.

Михаил Федорович Моисеев очень заботился о детях балетной студии. Нас в театре стали подкармливать. После занятий у станка мы шли в буфет, и нам давали белую булочку и сладкий чай с сахаром. У нас были замечательные педагоги: В.А. Цеханович, Р.Л. Череховская, Т.П. Яковлева, Татьяна Анатольевна Зимина, Сергей Гаврилович Иванов и многие другие. В первый год своего существования балетный коллектив не мог еще создать балетный спектакль. Но в опере «Кармен» солистам балета Р. Череховской и Д. Кирсанову при исполнении «Фарандоллы» часто приходилось бисировать. В 1946 году М.Ф. Моисеев поставил первый балетный спектакль «Корсар». Партию Медоры танцевала В. Ювачёва, имевшая большой опыт и выступавшая даже за рубежом. В исполнении Ариадны Шенк и А. Эгреши «адажио» зрители вызывали их на «бис». Балет «Корсар» был яркий, красочный, музыкальный, великолепный.

Михаил Федорович Моисеев, мудрый руководитель, имеющий сорокалетний сценический стаж, стал для артистов вторым отцом. Очень напряженная работа была над балетом «Доктор Айболит». Музыка Игоря Владимировича Морозова была сказочная. В спектакле были заняты все артисты балета. В этом спектакле были заняты все дети балетной студии. Была установлена Моисеевым строгая очередность, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Это так важно — дать детской мечте воплотиться! Я выступала: обезьянка, зайка, цыпленок, бабочка в сказочном сне. Нам дали возможность выступать наравне с заслуженными артистами балета. Лиса в исполнении Ювачевой, Ласточка — Череховская летала по сцене, и многие другие персонажи этого замечательного балета. «Доктор Айболит» вскоре поставили в других театрах Советского Союза и во многих зарубежных театрах.

В 1947 году новосибирский спектакль был отмечен Государственной премией СССР. Работали на генеральных репетициях на сцене по ночам. После спектакля, который заканчивался в 22:30, начиналась репетиция нашего сказочного спектакля. Много было затрачено сил, но это было самое счастливое время в моей жизни. М.Ф. Моисеев ставил много спектаклей: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Аленький цветочек» — где главную партию танцевали в роли Маши: лауреат Сталинской премии А.А. Белова, Т.А. Зимина, Л.И. Крупенина. В спектакле танцевали артисты балета: Эмма Воронина, П. Балашова, Нина Воронина, Эмма Шумилова, Р. Череховская, Н. Цикина, В. Безрядина, С. Вырупаева, В. Сидорова, И. Филатова, Ф. Калинина, Г.М. Бажанов, А.В Гридин, А.С. Комаровский, М.М. Клят, Г.Д. Рыхлов, Л.П. Степанов, А.П. Шилёнок и многие другие. Зрители этот спектакль принимали с восторгом. В 1949 году М.Ф. Моисеев уехал из Новосибирска. Закрыли балетную студию. Поехать учиться в Москву я не могла. Но с родным театром не теряла связь. В 1950 году был проставлен балет «Щелкунчик». Премьера состоялась 12 марта, в день выборов в Верховный Совет СССР. В этом спектакле я участвовала в роли девочки на балу. В картине битвы войска Щелкунчика с Королем мышей я участвовала в роли мышки. Спектакль был красочный, красивые костюмы, чудесная музыка Чайковского.

Новосибирский театр оперы и балета нес культуру и прививал публике любовь к большому искусству. Театр могли посещать коллективы предприятий, школы. Специальные поезда привозили тружеников села на спектакли в Оперный театр - храм искусства. Люди заходили в здание, затаив дыхание. Такое величие: люстры, паркет, ковровые дорожки на лестницах. У всех была сменная обувь, не смели пойти в уличной обуви. Прививалась культура, воспитание и уважение к этому величественному храму. Посещение театра было доступно любой семье. Стоимость билета на 3-й ярус была тридцать копеек. Театр был государственный, и все расходы на костюмы, декорации, содержание больших цехов по пошиву обуви, изготовлению бутафории, парикмахерских и т.д. государство брало на себя. Театр — визитная карточка г. Новосибирска. Коллектив театра работал самоотверженно, ставили очень много спектаклей. В январе 1952 года был поставлен патриотический балет А.Э. Спадавеккиа, либретто П.Ф. Аболимова «Берег счастья». Я участвовала в этом спектакле в роли пионерки в замечательном лагере «Артек». Ведущие солисты спектакля: В.С. Алексеева, Т.А. Зимина, Г.Г. Кадыкова, Л.И. Крупенина, Э.И. Шумилова, С.Г. Иванов, М.В. Мотовилов, О.А. Покровский, Г.Д. Рыхлов и многие другие. «Берег счастья» — это спектакль о славной юности страны социализма, о дружбе, о любви и верности. В 1947 гору была поставлена опера «Севастопольцы». Музыка лауреата Сталинской премии Мариана Коваль, либретто Н.Л. Брауна и С.Д. Спасского о защите Севастополя в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.  Советскими композиторами было создано множество произведений. Опера «Тихий Дон» написана в 1935 году и поставлена на сцене нашего театра в 1951 году. Музыка И.И. Дзержинского. Опера Ю. Мейтуса «Молодая гвардия». Первый спектакль состоялся 29 ноября 1952 года. Опера В.И. Мурадели «Великая дружба». Премьера 4 ноября 1947 года. Опера Г.Л. Жуковского «От всего сердца». Премьера 26 декабря 1950 года. Опера М.М. Красева «Морозко». Премьера 26 марта 1951 года. Лирическая опера Ю.С. Бирюкова «Кавалер Золотой Звезды». Наряду с классическим репертуаром коллектив поставил главную задачу— создание спектаклей на современную тему.

Новосибирскому театру оперы и балета выпала почетная миссия пропагандиста лучших произведений музыкальной культуры в Сибири и на Дальнем Востоке. Артисты театра в полном составе ежегодно выезжали на летние гастроли в города: Томск, Иркутск, Красноярск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, бухту Находка. Выступали в рабочих клубах, в цехах заводов, в колхозах, в воинских частях, на кораблях Тихоокеанского флота. Свыше 500 тысяч зрителей - сибиряков и дальневосточников — побывали на спектаклях и концертах театра. На сцене Оперного театра был очень большой репертуар. Были знаменитые оперные спектакли русских композиторов: М.И. Глинки «Руслан и Людмила», А.С. Даргомыжского «Русалки», А.Г. Рубинштейна «Демон», А.П. Бородина «Князь Игорь», М. П. Мусоргского «Борис Годунов», «Хованщина», Н.А. Римского-Корсакова «Майская ночь», «Садко», «Царская невеста», «Пан-Воевода», П.И. Чайковского «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», замечательная опера С.С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Зарубежные оперы: Дж. Россини «Севильский цирюльник», Дж. Верди «Риголетто», «Травиата», «Трубадур», «Аида», Ш. Гуно «Фауст», «Ромео и Джульета», Б. Сметана «Проданная невеста», Д. Пуччини «Чио-Чио-Сан», Ж. Бизе «Кармен». Лидия Мясникова исполняла роль Кармен с таким талантом. Запомнилась сцена: она поет и танцует, и у нее туфля с ноги слетела. А в настоящее время осовременили «Кармен». Исполнение на иностранном языке (кому это нужно), декорация мрачная, Кармен идет с контрабандистами в джинсах. Как туристка. Спектакль очень мрачный. Впечатление такое, что не хочется посещать театр.

Первые годы своего существования весь коллектив театра работал самозабвенно. Было такое стремление принести радость зрителям, которые заслужили культурный отдых, после героического труда всего народа в годы Великой Отечественной войны. Было поставлено великое множество спектаклей русских и зарубежных композиторов. Премьеры новых спектаклей посещали с большим интересом. В репертуаре, в первые годы театра, было поставлено 43 оперы, 14 балетных спектаклей. Приближается славная дата 70-летия Оперного театра 12 мая 2015 года. И немного горько и досадно, что в современном репертуаре всего 6 оперных спектаклей и балет утратил былую славу. Новосибирский театр оперы и балета покорял своим исполнением зарубежные страны. Покорил Москву на гастролях 1 июля 1955 года. На сцене Большого тетра шли спектакли, удостоенные Государственной премии СССР, балет «Доктор Айболит» И.В. Морозова. Впервые в СССР нашим театром была поставлена опера «Проданная невеста» Б. Сметаны и опера «Банк- Бан» Ф. Эркеля. Опера Мусоргского «Хованщина», где роль Марфы исполняла Л. Мясникова, вызвала восторг. Театр в Москву привез 10 спектаклей. Это был триумф. Театр оперы и балета — визитная карточка города. Ждем новых достойных спектаклей.

Инна Клименко

 

подкатегория: 
Average: 4.5 (4 votes)

Добавить комментарий

Target Image