Рязанские традиции свадебных обрядов в Новосибирской области в начале 20 века

Опубликовано: Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Чаусского острога. — Новосибирск: Агентство «СИБПРИНТ», 2013.

В последнее время мы все чаще и чаще обращаемся к нашим исконным традициям и стараемся понять — а как же жили наши предки? Какую мудрость через века хотели передать нам — своим потомкам? Почему так, а не иначе строили свои дома, обустраивали и украшали свой быт, одевались, какое значение вкладывали в обряды, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни. И этот интерес вовсе не случаен. Являясь начальной формой общественного сознания, народное творчество выступает как закономерная ступень в развитии духовной жизни общества, закладывает основы национального самоутверждения.

В Государственном архиве Новосибирской области находится на хранении фонд ВООПИК, в документах которого отложились материалы фольклорной экспедиции 1972 года под руководством М.Н. Мельникова, В.Г. Захарченко. Среди других экспедиционных материалов есть очень интересное описание свадебного обряда с. Покровки Усть-Тарского района, в основу которого легли рязанские традиции.

М.Н. Мельников отмечает, что «свадьба имела огромное нравственно-психологическое, магическое и правовое значение не только для вступающих в брак, но и для всех членов рода, а позднее и для односельчан, и в первую очередь для родственников.

Сибирь — своеобразный край. Состав коренного населения в краях и областях европейской части нашей страны относительно однороден. Этим определяется устойчивость фольклорных традиций. С конца 16 века началось заселение Западной Сибири. Особо интенсивным было заселение Западной Сибири в конце ХIХ — начале ХХ веков. В русские поселения приходили белорусы, украинцы, чуваши, мордва, морийцы, латыши, эстонцы, немцы. Иногда в небольшой деревеньке селились выходцы из Рязанской, Тамбовской, Тульской, Полтавской губерний, эстонцы, немцы (например, Покровка Усть-Тарского района), калужане, смоляне, куряне, белорусы, украинцы (Ольшанка Коченевского района). Такое соотношение типично для большинства городов, сел и деревень Западной Сибири. Это создавало условия для смешения различных языковых и диалектных пластов, для взаимодействия различных культурных традиций, процесс взаимодействия сложен и противоречив, далеко не везде при сходных условиях протекает одинаково. Широкое распространение смешанных браков способствовало полному отсутствию национальной неприязни.

Каким бы сложным ни был состав населения той или иной деревни, все люди были связаны общностью интересов, сближение различных культурных тенденций было неизбежным. Наиболее тесное соприкосновение, сплавление культурных традиций происходило при заключении брачных союзов. Свадебная обрядность являлась если не совершенным, то удобным и единственно возможным способом решения сложных экономических, нравственных и психологических проблем, и потому повсеместно развивалась. В брачные взаимоотношения вовлекались не только все жители села, деревни, но зачастую целые группы сел и деревень. Это, в свою очередь, требовало выработки если не единого, то доступного и понятного всем обряда. Если деревня заселялась по преимуществу выходцами из одного уезда, одной губернии России (село Гжатск Куйбышевского района) — из Гжатского уезда Смоленской губернии, деревня Ночка Венгеровского района из Пензенской губернии и т.д., то, естественно, не стояла проблема выработки нового обряда.

Но большинство сел и деревень имело смешанное население. Каждая группа посельников приносила свои культурные, в частности, свадебные традиции. Чей обряд будет принят в деревне? Это зависело от многих причин, от времени поселения той или иной группы, от количественного состава групп, от их имущественного положения, от эстетических и прочих достоинств обряда. Например, в с. Покровке Усть-Тарского района проживают выходцы из Рязанской, Тамбовской, Тульской, Полтавской и Киевской губерний. Национальные и областные традиции хорошо прослеживаются в орнаменте вышивок, в узорах самотканых дерюжек и ковров. В основу же свадебного обряда легли рязанские традиции. Но и здесь рязанская свадьба развивалась, обогащалась. Какие обстоятельства были решающими в процессе естественного отбора обряда? Точно сказать трудно, но очевидно, не последнюю роль играли эстетические достоинства обряда. Но на лицо и другие факторы. Например, то, что с. Покровка было основано в девяностых годах прошлого столетия рязанцами. Рязанцы застроили центральную часть. Престольным был избран праздник Покрова, построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы — тот праздник и тот храм, что на родине у рязанцев. Приезжавшие с интервалом в несколько лет переселенцы из других губерний вынуждены были приспосабливаться к реально сложившимся обстоятельствам. Рязанские свадебные традиции были составной частью этих реальных обстоятельств, и переселенцы принимали их.

Проживая в Сибири, рязанцы продолжали некоторое время мыться в русских печах, сохраняя другие бытовые традиции и привычки. Но в свадебную игру был введен обряд бани, хотя он и не обрел характерной для северной свадьбы магической направленности, не стал поэтически содержательным. В целом свадьба представляет очень сложную драматическую игру, насыщенную свадебными песнями и причетами. В ней зримы следы тотемизма («медведь» в сопровождении ряженных обходит все улицы и переулки деревни, его угощают молоком из каждого дома (обряд «овес молотить» матриархата). В последний день свадьбы матерей молодого и молодой усаживают на подушки в кошевку, впрягаются люди, родственники, и провозят их по всем улицам деревни.

Но в свадебной игре появились ритуалы, явно позаимствованные у украинцев, но в основе своей свадьба оставалась рязанской. Тульские, тамбовские, полтавские традиции оказались менее устойчивыми.

Наряду с процессами активного взаимодействия различных свадебных традиций, наблюдались и случаи локализации обрядности. Рязанские свадебные обычаи не пошли дальше Покровки. В 8 км от нее, в д. Шевченко, развивались украинские традиции, в 18 км в с. Еланка — «чалдонские», в 2 км от Первой Петропавловки расположена небольшая д. Ночка. В первой развивались украинские традиции, во второй — пензенские. И это не единичные случаи.

В архивном деле сохранилось наиболее детальное описание свадебного обряда с. Покровка Усть-Тарского района. Участниками фольклорной экспедиции были очень интересно описаны его 12 составляющих частей:

- Сватовство

- Сговор

- Сборная (невестина) неделя

- Запой

- Баня

- Девичник

- Свадебный поезд

- Венчание

- Жуток

- Большой стол и гуляния у жениха

- Блинные и гуляния у молодой

- «Овес молотить» (горох молотить).

Согласитесь, даже некоторые названия нам кажутся архаичными, незнакомыми нам. Давайте подробно остановимся на одном из них. Итак, что же включала в себя та часть обряда, которая называлась «Жуток»?

Участниками фольклорной экспедиции дается такое описание: «Из церкви впереди шел дружко и вел за рушник молодых. Усаживал их в сани жениха, где уже сваха (крестная жениха) расстилала подстилку, уложила подушку с бантами. У церкви молодых никто не встречал, поезд двигался к дому молодого. У крыльца их встречали отец и мать с хлебом-солью и иконой на расшитом рушнике. Встречали все родные. Дружко подводил молодых к крыльцу, они становились на колени и трижды кланялись, сначала отцу, затем матери. Родители благословляли молодых вместе иконой. Затем родители молодого, молодые, дружко заходили в дом. Невесте полагалось оберечь себя молитвой: «Господи, благослови. Аминь» и рекомендовалось не наступать на порог, иначе будут становиться на дыбы лошади. Отец с матерью уходили в кухню, а дружко вел по ходу солнца вокруг стола в красный угол молодых. Рядом с женихом садилась сваха — его крестная мать, рядом с невестой — ее крестная мать. Все выпивали по первой рюмочке, закусывали.

Затем невесту закрывали занавесом — большой шалью. Занавес держали посторонние люди. Сваха молодой снимала с нее гребни, ленты, венок и складывала все это в банку. Приготовляли заранее жуток, фальшонку, расчесывали волосы молодой и начинался обряд заплетания кос. Плели сначала правую косу, затем левую. Начинала сваха, продолжали молодой, потом невеста, заканчивала сваха. Вплетали косоплеточки, косы собирали узлом и связывали косоплеткой. Обе косы плели по мелкому. Сваха надевала жуток и повязывала фальшонку, а сверху — платок полушалок. Занавес убирали. Крестная говорила: «Поглядите на нашу молодуху, какая она красавица да пригожая». Всем давали по рюмочке, молодым давали рюмку на двоих. Сначала пил жених, потом невеста. Много не ели, присказок не говорили, горько не кричали. Дружко выходил из-за стола и говорил: «Будем звать родных». Все выходили из-за столов. Молодые садились в кошевку жениха и ехали созывать родных и близких на большой стол. Первыми приглашались родители невесты, которые встречали молодых у крыльца и вели их в дом. Первым шел дружко, за ним молодые. Перед входом в дом крестились. Садились за стол и, немного выпив, дружко поднимался: «Ну, сват и сватья, милости просим к нам на большой стол». Это же повторяли и молодые. Затем объезжали всех родных и близких. Молодые приглашали, а дружко оставался с лошадьми». Даже эта небольшая часть обряда нам приоткрывает как бы двери в древнюю седую старину…

…Быть может, кто-то в и наши дни решит сыграть свадьбу по древней рязанской традиции, отголоски которой пришли в Сибирь и были подробно описаны участниками фольклорной экспедиции 1972 года. Тех, кто решит воплотить этот обряд в жизнь, да и всех тех, кто просто интересуется историей нашего края, приглашаю на страницы нашего журнала «Народное творчество в Новосибирской области», где в № 2 за 2013 год, который увидит свет к началу осени, подробно дается описание рязанского свадебного обряда с. Покровки Усть-Тарского района.

Так или иначе, обращение к нашим традициям, истокам, корням духовно обогащает жизнь общества и нашего с вами познания, это неиссякаемый источник мудрости, кладовая знаний наших предков, огромная информация об историческом прошлом народа, которая раскрывает основы национального самоутверждения и самосознания и является одним из средств отражения и изменения реального мира.

Источники

ГАНО. Ф.Р — 2054. Оп. 1. Д. 86. ЛЛ. 43–66.

категория: 
подкатегория: 
Average: 2.5 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image