Шиллер Юрий Андреевич

80 лет со дня рождения Шиллера Юрия Андреевича (1942-2019), советского и российского кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств РФ, автора и режиссера более 60 документальных кинолент.

Шиллер Юрий Андреевич, кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1992), лауреат Государственной премии России (1999), член Союза кинематографистов России (1979). Автор и режиссёр более 60 документальных кинолент, вошедших в историю отечественного кино. Большинство фильмов Юрия Андреевича Шиллера были сняты в сибирской глубинке.

Родился Юрий Андреевич 13 августа 1942 года в г. Оха Сахалинской области. Но прожил на Дальнем Востоке чуть более недели, потому что отца перевели на службу в Челябинск, где Юрий провёл детство и юность. Жили они на окраине города, у леса, там находился Мелькомбинат, директором которого во время войны и назначили Андрея Андреевича Шиллера, отца Юрия. Отец был суров, льготами директора не пользовался. В семье было трое мальчишек и ещё бабушка, мама Юрия – Татьяна Семёновна, выращивала помидоры, а осенью их продавала. Поливали огород дети, они носили воду из колонки. Радостью был лес, в котором именно Юрию грибные места особенно открывались. С детства он считался прекрасным грибником.

Затем служба в армии и поступление во ВГИК. Юрий Шиллер служил в Бородино, где впоследствии снял свой знаменитый фильм. В 1970 г. Юрий Шиллер получил диплом об окончании Всероссийского государственного института кинематографии (мастерская знаменитого кинорежиссёра Г. Н. Чухрая). После ВГИКа режиссёр Шиллер работал на киностудиях Одессы, Алма-Аты. Но на Сахалин, туда, где он родился, Юрий Шиллер прилетел раньше. Здесь, ещё студентом, он сделал свою курсовую работу «Рыбаки». Этот фильм, получивший фестивальные призы и признание самых именитых критиков, среди которых был даже мастер Марлен Хуциев, стал теперь во ВГИКе классикой, по которой готовят студентов. Уже в первых своих документальных лентах Юрий Андреевич стремился освоить методы длительного кинонаблюдения.

Шиллеру было 28 лет, когда на студии «Казахфильм» он написал чёткий, мотивированный режиссёрский сценарий фильма «Необычный день» и ему доверили постановку полнометражного художественного фильма. Группа сотоварищей тоже состояла из недавних выпускников, имеющих специальное образование: автор Лаврентий Сон, оператор Игорь Вовнянко, режиссёр фильма Раиса Ерназарова (Рамонова), главную роль физикаядерщика сыграл молодой казахский писатель Сатимжан Санбаев. В ролях именитые актёры казахского национального академического театра драмы им. Мухтара Ауэзова и юные выпускники Московского театрального института им. Б. Щукина. Народный артист СССР Григорий Наумович Чухрай не мог остаться в стороне от забот своего ученика Юрия Шиллера, он стал художественным руководителем фильма.

С 1975 г. Юрий Шиллер – режиссёр студии «Новосибирсктелефильм», затем – с 1993 г. кинорежиссёр Западно-Сибирской студии кинохроники. В 2001 г. стал её художественным руководителем.

Переезд в Сибирь способствовал раскрытию творческих возможностей кинорежиссёра. 90-е годы – особенно плодотворный период его деятельности. Сосредоточившись на мире современной сибирской деревни, Ю. А. Шиллер создаёт целую галерею запоминающихся образов. Герой большинства его картин – человек российской глубинки, не обременённый регалиями официального признания, но всегда с самобытным характером, отличающийся жизнестойкостью, несмотря на превратности судьбы, жизнелюбивый, наделённый природным талантом. Фильмы этого периода, такие как «Плясуны», «Живы будем», «Вечерний звон», «Искра божья» выдвигают Ю. А. Шиллера в ведущие мастера российского документального кино. В 1999 г. цикл фильмов Юрия Андреевича, посвящённый теме русского национального характера («Родная сторона», «Грешный человек», «Полёт шмеля»), удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. В этих работах, как и во многих других своих документальных фильмах, Юрий Шиллер был автором сценариев. А за сценарий к художественному фильму «Воробей» автор стал обладателем главной премии II Открытого российского конкурса сценариев игровых фильмов для семейного просмотра «Вера, Надежда, Любовь». Учредители и организаторы Конкурса способствовали продвижению сценариев-лауреатов на господдержку и финансирование. «Центр-Студия национального фильма «ХХI век» осуществила производство фильма «Воробей» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В титрах фильма читаем: Художественный фильм «ВОРОБЕЙ». Автор сценария и режиссёр-постановщик Юрий Шиллер, лауреат Государственной премии РФ; Оператор-постановщик Олег Мартынов, заслуженный деятель искусств РФ; Художник-постановщик Владимир Филиппов, заслуженный художник РФ; Композитор Борис Базуров; Звукорежиссёр Евгений Кадимский. В ролях: Денис Бабушкин, Сергей Реусенко, з. а. РФ Сергей Угрюмов, Кристина Бабушкина, н. а. СССР Юрий Назаров, з. а. РФ Виктор Борисов и др. Продюсеры: Сергей Линников, Алексей Малечкин. Генеральный продюсер Александр Гундоров. Жанр: Драма. Хронометраж: 90 мин. Official Website: www. vorobeyfilm.ru

Фильм «Воробей» снимался в деревнях Пермского края. В творческой группе собрались единомышленники, и в 2010 г. художественный фильм «Воробей» был сдан Министерству культуры РФ. Фильм Юрия Шиллера «Воробей» – единственный российский участник официальной конкурсной программы 32-го Московского международного кинофестиваля, он получил Гран-при ХХII Всероссийского Шукшинского кинофестиваля; Приз VII Международного фестиваля «Лучезарный Ангел»; Специальный приз Х Международного кинофестиваля в Пуне (Индия) (2012).

Юрий Андреевич Шиллер – обладатель призов российских и международных кинофестивалей.

При запуске в производство нового фильма автор-режиссёр обычно пишет аннотацию к своей работе. Аннотации, которые при запуске фильма писал Юрий Шиллер, лучше всего характеризуют его взгляды на жизнь и тематику фильмов. Вот, например: аннотация на документальный фильм «Праздник», снятый по заказу Министерства культуры РФ в 2011 г. «Что есть Праздник для русского человека? Возможность на время уйти от трудовых забот, расслабиться, забыться, или что-то другое, почему тоскует его душа? Праздник не надо идентифицировать с застольем. Они часто бывают рядом, но не всегда связаны взаимностью. «Праздник души – это редкость, это бывает не во всякое застолье и не только в нём, но в любом самом маленьком Празднике есть стремление, есть тоска по этому великому «Празднику души» – говорил Шукшин…

Мотаясь по разбросанным на Сибирской равнине городкам и сёлам, много видели авторы Праздников и праздных людей… Но «праздничный» и «праздный», – слова с одним корнем, а смысл у них совершенно разный. Праздности становится всё больше, а Праздника – меньше… Праздник у русского чаще всего отвлечён от повода, которым вызван. И, поэтому, Праздником может быть любая мелочь – побелили сообща избу, постригли овец, выкопали картофель, забили кабанчика, встретили первый снег или первый дождь… Вот здесь русская душа и выдаёт наружу то, что лежит в её укромных уголках.

Какие великие мысли о человеческом предназначении, какие философские откровения, какие грандиозные экономические проекты можно услышать за большими и маленькими столами, на завалинках и у костров.

Так бы Россия жила, как умеет мечтать и фантазировать, но вот незадача, – всё как-то не ладится в Российском «королевстве».

Исследователь русской души Н. Бердяев писал: «Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то большое искание невидимого града Китежа, незримого дома. Душа эта поглощена решением проклятых вопросов о смысле жизни…»

Отсюда и возникло слово «чудик»… Неоправданный житейской суетой оптимизм, детское восприятие окружающего мира, стремление сделать что-то сверх обычного – всё это проявления Праздника души, где рациональное и прагматичное далеко не самые главные понятия в жизни.

Хорошо это или плохо авторы не будут навязывать зрителям, – их задача только показать одну из важных черт русской души».

В марте 2019 г. Юрия Андреевича Шиллера не стало. Сначала в Новосибирске, а затем в Московском Доме кино Союза Кинематографистов РФ прошёл вечер памяти режиссёра. Пригласительная афиша имела вот такой текст: «Ассоциация документального кино Союза кинематографистов России приглашает коллег и гостей в Белый зал Дома Кино вспомнить легендарного документалиста Юрия Андреевича Шиллера. В 80-е и 90-е годы прошлого столетия его фильмы переезжали с одного фестиваля на другой, собирая главные призы, его имя переходило из уст в уста, но сам он не был завсегдатаем фестивальных „тусовок”, предпочитал проводить время в сибирских деревнях в общении со своими героями, настоящими и будущими». Юрия Шиллера называли Маркесом документального кино (http://ascinemadoc.ru/v-dome-kino-proshelvecher-pamjati-rezhissera-jurij...)

Имя Шиллера Ю. А. внесено в энциклопедию «Новосибирск», изданную к 110-летнему юбилею города, в Киноэнциклопедию, он является «Человеком года» г. Новосибирска.

Р. М. Ерназарова

Фото с сайта smotrim.ru 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (ВЫБОРОЧНО)

• «РЫБАКИ»: к/ф, 1969. Награды: Диплом за лучший документальный фильм и диплом СК СССР на VI фестивале ВГИКа (1969).

• «СТРАНА МОЯ ОЛЕНЬЯ»: к/ф, 1979. Награды: Приз 8-го Всесоюзного фестиваля телефильмов.

• «ГАРМОНИСТЫ»: к/ф, 1986. Награды: Диплом жюри XII Всесоюзного фестиваля телефильмов Минск (1987).

• «ПЛЯСУНЫ»: к/ф, 1989. Награды: Специальный Приз II Международного фестиваля телефильмов «Золотое Руно», Батуми (1990).

• «ЖИВЫ БУДЕМ»: к/ф, 1990. Награды: Приз Открытого фестиваля неигрового кино «Россия» (1991).

• «КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ НЕБО»: к/ф, 1991.

Награды: Приз кинокритиков на кинофестивале «Россия» (1992).

• «НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ…»: к/ф, 1992.

• «ИСКРА БОЖЬЯ»: к/ф, 1993. Награды: Приз за лучший короткометражный фильм на кинофестивале «Россия»; «Золотой дракон» Международного кинофестиваля короткометражного кино, Краков (1994).

• «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН»: к/ф, 1993. Награды: Приз за лучший полнометражный фильм» кинофестиваля «Россия» (1994).

• «РОДНАЯ СТОРОНА»: к/ф, 1997. Награды: Специальный приз на МКФ «Послание к человеку», С.-Петербург (1997).

• «ГРЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК»: к/ф, 1997. Награды: Приз кинофестиваля «Россия», 1997; ГранПри «Золотой дракон» кинофестиваля, Краков (1998); Победитель в номинации 1-го Межгосударственного телефорума стран СНГ.

• «ПОЛЁТ ШМЕЛЯ»: к/ф, 1997 г. Награды: «Бронзовый Витязь» на МКФ «Золотой Витязь» (1999).; Приз зрительских симпатий на к/ф «Россия» (1998); Приз жюри кинофестиваля «Салехард 2000».

• «ВРЕМЯ КУКУШКИ»: к/ф, 1998. Награды: Специальный Приз МКФ «Послание к человеку», С.-Петербург (2000).

• «РУССКОЕ ПРОСТРАНСТВО»: к/ф, 2001. Награды: Приз Фонда Андрея Первозванного Фестиваля «Золотой Витязь», Воронеж.

• «ЖИВИ И РАДУЙСЯ»: к/ф, 2002. Награды: Приз «Золотой Витязь на МКФ. «Золотой Витязь», Рязань. Номинирован на премии «Золотой Орёл» и «Ника».

• «ПАДЕНИЕ ИКАРА»: к/ф, 2003. Награды: Приз Гильдии неигрового кино «Лавр»; «Серебряный Витязь» на МКФ «Золотой Витязь», Иркутск (2004); Главный Приз МКФ «Окно в Европу», г. Выборг (2004).

• «В ЗАТОНЕ»: видео, 2005. Награды: Приз кинофестиваля «Саратовские страдания».

• «ПРАЗДНИК»: видео, 2013. Награды: Специальный приз жюри фестиваля документального кино «Россия»; Диплом лауреата Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж».

• «МЕЛОДИЯ»: видео. Награды: Специальные призы жюри XX Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж» (2015), Фестиваля документального кино «Россия»; Специальный приз Российского Государственного архива кинофотодокументов (2016).

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. ШИЛЛЕР Ю. «Умные сердцем...» : русское пространство Ю. Шиллера : [беседа с кинорежиссёром о его творческом пути] / вела А. Загородная // Новосибирск (городской общественно-художественный журнал). – 2001. – № 2 (декабрь). – С. 23–26 : ил., портр.

2. ШИПИЛОВА Т. Один за всю Россию : [о XXXII Международном кинофестивале и о художественном фильме «Воробей» (сценарист и режиссёр Ю. Шиллер, новосибирский кинодокументалист), единственном фильме, представляющем Россию] // Советская Сибирь. – 2010. – 17 июня. – С. 11 : ил.

3. Юрий Шиллер : [российский кинорежиссёр-документалист, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ, многократный призёр российских и международных кинофестивалей, «Человек ХХ столетия» : живёт в Новосибирске : краткая справка] // Новосибирская культура в лицах. – Новосибирск, 2012. – С. 66–67 : ил., портр.

http://archive.nso.ru/sites/archive.nso.ru/wodby_files/files/page_29/kalendar_2022.pdf

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2022 год

О личности и творческой деятельности Юрия Шиллера. Каким представал на студии наш знатный кинодокументалист? Были ли режиссёрские особенности у работ Юрия Шиллера? Продолжает ли кто-то из сибирских кинематографистов традицию фильмов Юрия Шиллера? Об этом и многом другом журналисты Сергей Костриков и Олеся Каковкина поговорили в прямом эфире программы «Пять вечеров» с гостями.

В студии: режиссер-документалист, сценарист, продюсер - Элла Давлетшина и режиссёр-документалист, звукорежиссёр, продюсер - Иван Ситников.

https://vk.com/video-38320907_456245059?fbclid=IwAR2Tg-embjNraYq7KeZSXl2IPFBLNok9yfqnwElE2VQH20cFH83aa0PoBVs

 

Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image