Сибирский революционный комитет

27 августа 1919 года, 100 лет назад, постановлением ВЦИК РСФСР образован Сибирский революционный комитет (Сибревком).

Сибирский революционный комитет (Сибревком) был создан 27 августа 1919 г. постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов «Об организации гражданского управления Сибири». Председателем Сибревкома был назначен И. Н. Смирнов, членами – В. М. Косарев и М. И. Фрумкин. Свою деятельность он начал в г. Челябинске 18 сентября 1919 г., затем по мере продвижения Красной армии на восток переехал в ноябре 1919 г. в г. Омск, а с июня 1921 г. и до конца своей деятельности располагался в г. Новониколаевске. В постановлении ВЦИК отмечалось, что Сибревком существует на правах областного органа, которому подчинены все органы гражданского управления Сибири. Позднее, подводя итоги почти двухлетнему существованию Сибревкома, газета «Советская Сибирь» отмечала: «Сначала это положение (о Сибревкоме. – В. К.) было кратким. Оно содержало лишь 4 статьи, определяющие его состав и компетенцию в самых общих чертах. Однако состояние органов управления Сибирью было тогда настолько незакончено, что эта краткость давала огромное преимущество положению. Нестеснённый, несвязанный мелочной регламентацией, Сибревком с успехом выполнял организационные функции и постепенно, последовательно строил и местные органы управления, и политику, и линию их поведения в повседневной работе».

Кроме того, в постановлении ВЦИК предлагалось образовать подчинённое Сибревкому Челябинское районное управление на правах губернского органа в составе Челябинского, Троицкого, Кустанайского и Курганского уездов. Таким образом, выстраивалась «многоэтажная» модель регионального управления: центральное правительство – его сибирский филиал (Сибревком) – губернские ревкомы – уездные ревкомы – местные ревкомы.

Сибревком был чрезвычайным органом власти, его возникновение и продолжительное существование были обусловлены рядом причин. Во-первых, с разгромом Колчака не окончилась Гражданская война в России – оставались отдельные очаги контрреволюции на окраинах страны, в частности, в Забайкалье и на Дальнем Востоке действовали атаман Г. М. Семёнов и японские интервенты, а в самой Сибири – многочисленные осколки Белой армии. Во-вторых, необходимо было создать систему власти в Сибири, восстанавливать развалившееся хозяйство, принять меры к борьбе с тифом и другими эпидемиями, наладить денежное обращение в Сибири, обеспечить продовольствием голодающие губернии Европейской России, создать систему здравоохранения и просвещения.

Следует отметить, что взаимоотношения между СНК и Сибревкомом строились не на федеративных основах, а на делегировании полномочий. Это была модель автономии без самоуправления с весьма запутанными отношениями между различными уровнями государственной власти. Стремясь более чётко выявить пределы компетенции и полномочий Сибревкома, его председатель, И. Н. Смирнов, обратился в ноябре 1919 г. к В. И. Ленину. «Надо определить, – предлагал Смирнов, – положение Сибревкома как областного органа. Централизованную Советскую власть надо строить с мест. При том неопределённом положении, в каком Сибревком сейчас находится, работать трудно. Поэтому мы пришлём Вам проект организации Сибревкома. Попросите, чтобы ЦК послал человек 100 средних работников в Советы <…> Работы много, сноситься с центром трудно, поневоле становишься областниками». Это поразительное для большевика заявление как нельзя лучше характеризует сложное и двусмысленное положение Сибревкома в системе государственного управления. Неопределённые пределы компетенции Сибревкома, с одной стороны, давали серьёзные преимущества при решении местных проблем, но, с другой стороны, – поскольку в силу своего положения в государственной структуре Сибревком вынужден был по множеству частных хозяйственных вопросов самостоятельно определять, где кончаются его полномочия и начинается сфера влияния московских наркоматов, ему приходилось периодически вступать в административные конфликты с этими наркоматами, апеллируя в таких случаях к правительству или, по партийным каналам, к ЦК РКП(б).

В последующие годы механизм взаимоотношений Сибревкома с центральным правительством неоднократно уточнялся. В «Положении о Сибирском революционном комитете» (7 октября 1920 г.) провозглашалось: «2. Сибирский революционный комитет является высшим органом центральной власти РСФСР в Сибири. По соглашению с соответствующими народными комиссариатами Сибревком организует при себе отделы, во главе которых стоят представители отдельных комиссариатов. 3. В своей деятельности Сибревком обязан руководствоваться общегосударственными хозяйственными планами и заданиями и соблюдать все постановления и распоряжения ВЦИК, СНК, СТО и отдельных комиссариатов, по отношению к которым Сибревком является органом исполнительным».

В то же время, на словах признавая Сибревком «высшим органом центральной власти РСФСР в Сибири», большевистское руководство исподволь ограничивало его полномочия и усиливало партийный контроль над его деятельностью. В 1919–1920 гг. Сибирь не имела своего бюджета. Все финансовые поступления аккумулировались на счетах Наркомфина и уже затем, по распоряжению СНК, денежные средства выделялись Сибревкому на надобности всех подведомственных ему учреждений. Но в 1921 г. порядок был изменен: «Теперь все учреждения, губернские и областные, минуя Сибревком, подавали сметные росписи на будущий год прямо в Москву», что, несомненно, ограничивало его возможности осуществлять финансовую политику в регионе.

К числу несомненных заслуг Сибревкома в первые годы его деятельности следует отнести восстановление в течение 1920 г. выборных органов Советской власти в Сибири; возобновление работы железнодорожного и водного транспорта и обеспечение его необходимым количеством топлива; успешную ликвидацию массовых эпидемий, улучшение санитарного состояния городов и других населённых пунктов, организацию лечебной помощи населению и проведение профилактических мероприятий на производстве; национальное устройство народов Сибири и организацию работы советских учреждений и школ на родном языке.

В 1925 г. было принято решение о ликвидации Сибревкома с передачей полномочий Сибирскому краевому исполнительному комитету (Сибкрайкому).

В. Г. Кокоулин

ИСТОЧНИКИ

1. СИБИРСКОЕ бюро ЦК РКП(б). ГАНО. Ф. П-1, 3616 ед. хр., 1919–1925 гг., оп. 1–3, 5–9.

2. СИБИРСКИЙ революционный комитет. ГАНО. Ф. Р-1, 2707 ед. хр., 1919–1926 гг., оп. 1–3.

3. ПЕРВЫЙ краевой съезд советов Сибири (3–9 декабря 1925 г.). Ч. 1: Стенографический отчёт / сост. и науч. ред. И. А. Молетотов. – Новосибирск, 1993. – 221 с. 128

4. СИБИРСКИЙ революционный комитет (СИБРЕВКОМ). Август 1919 – декабрь 1925: Сборник документов и материалов. – Новосибирск, 1959. – 658 с.

5. СИБИРСКОЕ бюро ЦК РКП(б) (1918– 1920). Ч. 1 : сборник документов. – Новосибирск, 1978.

6. СОВЕТСКАЯ Сибирь : новосиб. обл. газ. – Новосибирск : Советская Сибирь, 1921.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. КОКОУЛИН В. Г., Лихоманов И. В. Региональное управление сквозь призму революционного опыта (1917–1925 гг.) // ЭКО. – 2017. – № 11 (251). – С. 62–73.

2. КОКОУЛИН В. Г. Создание Сибревкома и его первые шаги (август-ноябрь 1919 г.) / В. Г. Кокоулин // Новосибирский архивный вестник. – 2014. – № 43. – С. 128–150.

3. ИСТОРИЯ Сибири в 5 т. Т. 4: Сибирь в период строительства социализма. – Л., 1968. – С. 151–160.

4. ЧАПЛИК В. Е. Сибревком – орган диктатуры пролетариата // Деятельность Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревкома в 1919–1925 гг. – Новосибирск, 1960. – С. 3–43.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2019 год

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image