Соколов Георгий Алексеевич

 

В искусство – по зову сердца

Соколов Георгий Алексеевич (1847-1925)

один из первых профессиональных артистов Новониколаевска, создатель первого в городе любительского театра (1902).

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 396-403.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Тот, кто оставил после себя хоть одну

 светлую, новую мысль, хоть один

 полезный для человечества подвиг,

не умер бездетен.

А. А. Бестужев-Марлинский

 

Жизнь и деятельность Георгия Алексеевича Соколова, драматического актера и режиссера, одного из первых профессиональных артистов Ново-Николаевска, создателя городского любительского театра, удостоенного в советский период звания Красного героя труда, ставит его в один ряд с самыми достопамятными людьми города.

Родился Г. А. Соколов 5 февраля 1847 года в г. Оренбурге. Когда его пленила муза Мельпомена – неизвестно. К сожалению, сведения о нем до приезда в Ново-Николаевск весьма скудные. Однако то, что удалось отыскать, позволяет предположить, что с 1872 года он выступает на театральных подмостках европейской России, а с 1877 года – в городах Сибири.

Театральная жизнь в Ново-Николаевске зародилась на третий год существования поселка. 28 января 1896 года был дан первый любительский спектакль «В чужом пиру похмелье», комедия А. Н. Островского и водевиль «Танцующий кавалер» – то и другое под управлением госпожи Чернявской, жены протоиерея отца Диомида, приложившей для этого немало хлопот и старания. 11 февраля 1896 года в газете «Томский листок» сообщалось, что спектакль прошел весьма удачно и публика вынесла приятное впечатление, в игре было видно умение и опытность. Сбор в пользу местной школы, основанной по инициативе инженера Г. М. Будагова, был почти полный. Это по-существу первая в истории города театральная рецензия.

В 1898 году по инициативе местной интеллигенции (врачей, учителей, инженеров-путейцев и служащих) был организован драматический кружок. Он ставил спектакли, давал концерты, проводил музыкальные и литературные вечера с благотворительной целью.

Духовная жизнь поселка была тогда преимущественно связана со школами. Кружок развил небывалый интерес новониколаевцев к театральному искусству. Театр давал возможность отзываться на запросы жизни, выражать мнения по всем вопросам, волнующим людей. В этот период спектакли ставились с участием приглашенных артистов. Одним из первых профессиональных актеров был Г. А. Соколов, амплуа которого – комик-резонер, т.е. действующее лицо пьесы, не принимающее активного участия в развитии действий, которое произносит большей частью длинные речи, выражающие мысли автора о происходящих событиях.

22 октября 1900 года Г. А. Соколов поставил комедию Ленского «Кто в лес, кто по дрова» и водевиль Черепанова «Невольник двоеженец». Собранные средства были отданы на нужды добровольного пожарного общества.

Рождение любительской театральной труппы – это осознание интеллигенцией своего долга и ответственности перед жителями, забота об их духовном здоровье. Труппа не имела своей сцены, выступала в различных помещениях. Ее репертуар отражал демократические тенденции в развитии театрального искусства того времени.

Центральный журнал «Театр и искусство» в заметке о театральной жизни Ново-Николаевска, опубликованной в 1902 году, писал: Минувший сезон прошел очень оживленно. Шли «Жидовка», «Горькая судьбина» Писемского, «Блестящая партия», «Роковой шаг», «Князь Серебряный», «Чародейка» Шпажинского, «Не в свои сани не садись» Островского, «Шельменко-денщик» Квитко-Основьяненко. Пьесы ставили в помещениях школы станции «Обь» и большей частью в общественном собрании актер Г. А. Соколов, игравший ранее в сибирских городах, и известная в Сибири провинциальная артистка З. В. Немирова. Остальные роли исполняли любители, которые играли большую роль в пропаганде и развитии театрального искусства. 20 марта 1902 года любители объединились в музыкально-драматическое общество, а через месяц, 22 апреля, дали первый спектакль по пьесе Мясницкого «Заяц» и затем зимой «Не все коту масленица» Островского.

Самой значительной постановкой в этот период явился спектакль «Крестьянин и батрак», поставленный по пьесе местного драматурга Л. Александрова. Спектакль проходил с участием приглашенных в Сибирь артиста Голика и известной эстрадной певицы Каринской.

Любительский театр сыграл немалую роль в пробуждении культурной жизни в городе и способствовал созданию Ново-Николаевску репутации «театрального города». Однако в начале русско-японской войны из-за призыва в армию многих самодеятельных актеров заметно снизилась активность любительского театра. С 1 мая 1905 года в городе начало действовать первое сезонное театральное предприятие – товарищество драматических артистов под управлением М. А. Макарова. В их репертуаре имелось свыше 20 наименований пьес, наряду с классическими видное место занимали современные злободневные произведения. Корреспондент журнала «Театр и искусство» писал: Труппа публике нравится. Что касается отдельных исполнителей, то прежде всего заслуживает внимания героиня Е. И. Щербаковой, актрисы умной и с большим темпераментом…

Деятельность музыкально-драматического общества значительно оживилась в период первой русской революции (1905-1907 гг.), когда стали особенно популярны пьесы М. Горького «Фома Гордеев», «Мещане», «На дне». Эти спектакли шли при переполненном зале, но в то же время, как отмечала газета, «каждый ожидал с минуты на минуту поджога или скандала». 2 июня 1906 года в связи с 20-летием со дня смерти А. Н. Островского в летнем театре общественного собрания поставлена комедия «Без вины виноватые». После спектакля заслушан доклад о творчестве великого драматурга, и на его скульптуру, установленную на сцене, под звуки оркестра и аплодисменты возложен венок. Кстати, в большинстве городов Сибири эта дата со дня смерти творца русской бытовой комедии осталась незамеченной.

За 1908 и 1909 годы музыкально-драматическое общество дало более двух десятков благотворительных спектаклей, сборы от которых отданы на нужды библиотек, школ и детского приюта «Ясли». За это время поставлены пьесы: «Доходное место» Островского, «Княгиня Капучидзе», «Семья Санниковых», «Белыя Птицы» Протопопова и другие. В марте 1909 постановкой комедии «Ревизор» отмечен столетний юбилей Н. В. Гоголя. Выступления энтузиастов театрального искусства собирали много народу и шли с успехом. Газета «Обская жизнь» 14 января 1911 года опубликовала следующие цифры в записке «к статистике о посещаемости увеселительных мест за 1910 год»: театры и концерты – продано 6442 билета, цирк – 7003, электротеатры – 36470 билетов (населения в городе в то время было 56036 человек).

В 1911-1912 годы любительский театр Г.А. Соколова показал пьесы «Поздняя любовь», «Супружеское счастье», «Гонимые», «Василиса Мелентьева», «Лес» и «Бешеные деньги» в связи с 25-летием кончины А. Н. Островского. В журнале «Театр и искусство» за 1912 год отмечалось, что особенный успех имела пьеса «Василиса Мелентьева». Новые декорации, костюмы, бутафория и ансамбль произвели прекрасное впечатление. Очень хорошо были сыграны роли: Василиса Мелентьева (Алексеенко), царица Анна (Васенкова), Колычев (Борзов), Шуйский (Зверяков), Воротынский (Станкеев).

В 1913 году постановкой любительских театров отмечались такие выдающиеся события, как 50-летие освобождения крестьянства от крепостной зависимости (19 февраля 1863 года), 300-летие Дома Романовых (21 февраля 1613 года). Г.А. Соколов, по отзывам его современников, стремился доводить каждый спектакль до уровня подлинного актерского мастерства, прежде чем представлять его зрителям. С открытием в ноябре 1913 года здания Коммерческого собрания, построенного по проекту А. Д. Крячкова, город стал располагать приличной сценой для театральных представлений (здание реконструировано в 1936-1937 годах по плану архитектора К. Е. Осипова, ныне театр «Красный факел»).

В 1914 году Г. А. Соколов на сцене Коммерческого клуба показал премьеру трагедии Софокла «Царь Эдип» в исполнении артистов общества любителей драматического искусства. Кстати, следующая постановка этой греческой трагедии осуществлена на этой же сцене артистами «Красного факела» только 80 с лишним лет спустя – весной 1996 года.

18-22 июня 1914 года в театральной жизни Ново-Николаевска произошло чрезвычайное событие: в город прибыла Миланская опера в составе солистов хора и оркестра под управлением братьев Гонсалес. Были исполнены оперы «Трубадур» Д. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи, «Травиата» Д. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе.

К декабрю 1914 года «Сибирское общество для подачи помощи раненым и больным воинам» собрало средства на открытие госпиталя. В пользу этого лечебного учреждения городское общество любителей драматического искусства в феврале 1915 года сделало благотворительный взнос, показав пьесу «На маневрах».

В годы войны во многих общественных организациях, в том числе в театре Коммерческого собрания, разместились воинские части, беженцы и пленные. Для спектаклей остался лишь зал городской Думы.

В начале мая 1916 года городская управа передала летний театр в саду «Альгамбра» в распоряжение театральной труппы Г.А. Соколова, которая привела его в порядок. Правление общества попечения о народном образовании, стремясь повысить сборы от спектаклей, отменило продажу театральных билетов и ввело повышенную плату за вход в сад, где шли представления.

 

Историческая справка. Сад «Альгамбра» находился между улицей Сибирской и Обским проспектом, на их стыке с Кабинетской улицей (ныне район пересечения проспекта Димитрова и улицы Фрунзе). Он возник в 1906 году, когда город готовился встретить знаменитую певицу Анастасию Дмитриевну Вяльцеву, исполнительницу романсов и русских песен. Тогда для ее концертов на этом месте соорудили летнюю эстраду со скамейками и оградой. Позже этот летний сад был назван «Альгамброй» (по-арабски «крепость». В Испании так называется дворец-замок, основанный в 13-14 вв. близ Гранады, яркий образец мавританской архитектуры). В саду имелись дом-читальня, аттракцион, эстрада и летний театр. Зимнее театральное здание в саду построено в 1907 году предпринимателями супругами Андреевыми. Через год оно было продано Борису Чиндорину, который назвал свой театр «Яр». В 1909 году «Яр» сгорел дотла. Восстановлен лишь через три года и получил имя, как и сад, «Альгамбра». 17 мая 1920 года театр «Альгамбра» передан для работы Политпросвета, в ведение комиссии по народному образованию. 1 июня 1920 г. здесь состоялось открытие Политпросветом губернского военкомата гарнизонного театра и сада им. Ленина. Присутствовали делегаты уездного съезда советов и красноармейцы. В июне 1924 года отдел местного хозяйства города сдал сад «Альгамбра» в аренду гражданину Кисец И. Д. В 1930 году с организацией Центрального парка культуры и отдыха сад «Альгамбра» передан детям. Ныне от сада остался небольшой сквер.

 

1 января 1917 года новониколаевская газета «Алтайское дело» сообщила, что театр дирекции «Г. А. Соколова и К°» находится в помещении цирка Изако. Здание отделано заново и приспособлено под театр. В рубрике «Театральная жизнь» дан репертуар на январь и февраль 1917 года: «Доходное место» А. Н. Островского, «Кабацкая знаменитость» Б. Ольшанского, «На дне» М. Горького, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, бенефисы артисток В. П. Алмазовой и З. С. Кохановой.

25 января 1917 года общественность Ново-Николаевска отметила 45-летие сценической деятельности Г.А. Соколова, 40 лет из которой пришлось на сибирский период его жизни. В этот день в театре была поставлена комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя.

В статье «Театр и музыка» в газете «Алтайское дело» 14 февраля 1917 года сообщалось, что 12 февраля дирекция «Г.А. Соколова и К°» вторично поставила «Горе от ума», комедию в 4-х действиях А.С. Грибоедова. На этот раз, как и на первую постановку этой пьесы, театр был переполнен… Артисты играли дружно и хорошо, оставив при закрытии театрального сезона очень хорошее впечатление. Публика с удовольствием будет ожидать возобновления дирекцией Соколова следующего сезона.

Но открытию следующего театрального сезона помешали Октябрьская революция и гражданская война.

Так завершилась судьба первого любительского театра города, действовавшего по существу почти 20 лет. Этому новониколаевцы во многом обязаны его учредителям и актерам: И. Я. Абрамовичу, Л. П. Александрову, А. И. Борзову, В. В. Весеневой, А. М. Дубровицкой, Т. А. Звериковой, А. М. Ивановой, Е. П. Иволиной, Н. А. Кассианову, П. И. Мезенцевой, О. Д. Омской, И. М. Фицеру, Ж. М. Фицеру, Я. А. Хазан, Р. Л. Янкелевич-Чариной. Называю их поименно в знак доброй памяти за все понесенные ими труды, заботы и устремления придать молодому городу художественный блеск.

О некоторых из них необходимо сказать еще несколько слов – кто они и чем занимались, отдавая свободное время искусству.

Николай Алексеевич Кассианов, редактор прогрессивной газеты «Сибирская речь» (1907, 1912-1914 гг.), владелец типографии на ул. Тобизеновской (М. Горького), издатель, один из организаторов музыкально-драматического кружка. В день 10-летия сценической деятельности 6 декабря 1908 года ему присвоено звание почетного члена общества; отмечен специальным адресом за деятельность в качестве председателя кружка, которым он руководил последние три года. Умер в 1916 году.

Рита Лазаревна Янкелевич-Чарина, одна из учредительниц драматического кружка; актерское образование получила на частных курсах в Риге и Харькове. До приезда в Сибирь выступала на сценах Ялты, Риги, Уфы. В Ново-Николаевске пользовалась большим успехом. 2 ноября 1908 года в связи с 10-летием ее сценической деятельности газета «Обь» писала: «Она играет всей душою, и поэтому образы, созданные ею, получаются цельными, красочными, живыми».

Иван Яковлевич Абрамович был не только актером и режиссером, но и сценаристом. Его пьесы «Новониколаевский пожар» и «Комедия жизни» не раз ставились в городе. Он часто выступал в печати.

 

Вряд ли найдется в истории городов России еще какой-либо город, стремительный рост которого сопровождался бы с первых лет его возникновения активным развитием театрального искусства.

Сердцем приняв Октябрьскую революцию, Г. А. Соколов активно включился в организацию театрального дела в новых условиях. В то время решалась самая трудная задача – организация по-новому экономических и духовных основ жизни людей. Его глубокие профессиональные знания законов искусства, актерское мастерство, талант организатора и режиссера помогли ему и в новой обстановке стать нужным и полезным. Он возглавил театральную группу актеров для работы в госпиталях при эвакопункте.

В государственном архиве Новосибирской области сохранились документы, касающиеся этой группы. Во-первых, список актеров, трудящихся при эвакопункте, на предмет включения в разверстку по распределению продуктов, одежды и спецодежды, по состоянию на 2 июня 1920 года. И, во-вторых, решение центральной расценочной комиссии при союзе работников искусств губернии от 26 июня 1920 г. В нем всей группе определены категории и разряды по оплате. В составе труппы: актер-герой – бытовик, актер характерный, актер-тенор оперы, актер-баритон оперы, пианист, хормейстер-репетитор, актер оперетты – бас, актер оперетты – сопрано, актриса – комическая старуха, актер оперетты, актриса, три оперных актрисы, декоратор, парикмахер, машинист сцены…

Уже 23 марта 1920 года Соколов ставит в гарнизонном клубе комедию «Ревизор» Н. В. Гоголя, выступая в роли Городничего. Газета «Красное знамя» (28 марта 1920 г.) отмечала, что эту трудную роль Г. А. Соколов провел сравнительно хорошо.

В 1921 году в Ново-Николаевске организовано трудовое товарищество артистов, создана труппа из 25 человек. Сибпрофсоюз предоставил им сцену в помещении Рабочего Дворца (здание Коммерческого собрания, ныне «Красного факела»). 6 октября 1921 года труппа поставила первый спектакль – комедию Фольде «Дурак». Пьеса была разыграна стройно и с подъемом, писала 9 октября «Советская Сибирь».

В 1921 и 1922 годах труппа трудового товарищества артистов показала зрителям спектакли «Доходное место», «Белая ворона» и «В новой семье». 9 марта 1922 года в Рабочем Дворце для делегатов 5-ой Всесибирской конференции РКП (б) дан спектакль «Тетка Чарлея».

30 августа 1921 года Сибревком принял решение о создании в Ново-Николаевске оперного театра, а 15 ноября 1922 года музыкальный (и первый в городе профессиональный) театр открылся в Рабочем Дворце оперой А. С. Даргомыжского «Русалка». Ново-Николаевск явил редкий пример: здесь прежде драматического появился профессиональный театр самого сложного жанра – оперный.

5 февраля 1923 года в связи с 80-летием Г.А. Соколова в театре городского корпуса состоялся его юбилейный спектакль. Как сообщала газета, «несмотря на свой преклонный возраст, он проводит в настоящем году свой 53-летний сезон, ставя пьесы со своим участием».

Особый знак внимания за его подвижническую жизнь в искусстве оказан ему в Рабочем Дворце на торжественном заседании, посвященном 5-летнему юбилею Профессионального Союза работников искусств, где 12 мая 1924 года состоялось чествование героев труда, которых в организациях искусств было всего двое – Г. А. Соколов, драматический актер, и К. И. Ленгарт, музыкант Сибгосоперы. В 20-е годы их называли Красными героями труда. В тот период в СССР «Герой труда» было почетное звание, присваивавшееся за особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной и общественной службе, при стаже работы в качестве рабочего или служащего, как правило, не менее 35 лет. В далекое, как нам теперь кажется, прошлое ушла эпопея «красного», когда со страниц газет не сходили названия – красный профессор, красный директор, красный пахарь, красные обозы, у крестьян праздновались красные крестины, красные свадьбы и т.д.

За полвека с небольшим преданного служения театру Георгий Алексеевич Соколов поставил сотни спектаклей, сыграл множество ролей. Созданные им сценические образы нередко становились событием в театральной жизни города. Как актер он стремился новое содержание вкладывать и в классические роли, которые исполнял до конца своей творческой деятельности. Его работа в огромной степени способствовала тому, что театральное искусство приобрело в Ново-Николаевске большую популярность. Здесь регулярно выступали гастрольные труппы многих театров России и зарубежных стран.

Умер Г. А. Соколов 4 февраля 1925 года.

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 3.3 (6 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Еще одна кочующая ошибка. Сад «Альгамбра» находился не «между улицей Сибирской и Обским проспектом, на их стыке с Кабинетской улицей (ныне район пересечения проспекта Димитрова и улицы Фрунзе)», а на углу северной (нечётной) стороны Сибирской и западной (нечётной) стороны Нарымской в ограничении до Нерчинской. Это прекрасно видно по фотографиям. На этом месте детсад №96.

Опубликовано пользователем Ludmila
Вот это да! Светлана! Вы можете нам подробнее рассказать о вашем прапрадедушке?Это очень интересно! Сохранились ли семейные предания, истории, фотографии? Для истории нашего города это очень важно!

Добавить комментарий

Target Image