Соллертинский и Новосибирск

110 лет со дня рождения И. И. Соллертинского (1902-1944 гг.), художественного критика и музыкального деятеля, художественного руководителя Ленинградской филармонии, в годы Великой Отечественной войны эвакуированной в Новосибирск.

Личность И. И. Соллертинского уникальна в истории российской музыкальной культуры: глубокий исследователь-музыковед, филолог, театровед, критик, блистательный полемист, неподражаемый лектор, талантливый организатор, невероятный эрудит, полиглот, ироничный острослов, но главное - человек, беззаветно влюбленный в Музыку и посвятивший ей всю свою трагически короткую жизнь.

В 1921 г. никому не известным юношей И. И. Соллертинский приехал в Петербург. Не имея систематического музыкального образования, в 1939 г. он стал профессором консерватории, в 1940 - художественным руководителем Ленинградской филармонии. Его вступительное слово перед симфоническими концертами - не менее значительное художественное событие, чем звучавшая после этого музыка.

Одно из главных событий жизни И. И. Соллертинского - знакомство с Д. Д. Шостаковичем и дружба с ним, начавшаяся в 1927 г. За публичные выступления в поддержку опер Шостаковича «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Соллертинский был «удостоен» опасного в то время титула «трубадур формализма».

В 1969 г., когда отмечалось 25-летие безвременной кончины музыковеда, Д. Д. Шостакович сетовал на то, что широкой публике Соллертинский известен преимущественно по устным рас-сказам Ираклия Андроникова, в которых он выведен этаким «шутом гороховым». Горячо и сердечно благодарил Д. Д. Шостакович музыковеда И. Д. Гликмана, напомнившего на вечере памяти, что жизнь И. Соллертинского была «тяжелой, порой мучительной, что он терпел всякие поношения от влиятельных чиновников и газет-чиков, что он умел не только смеяться, но был вынужден и плакать». «Соллертинский был од-ной из самых трудолюбивых и трагических на-тур нашего века», - так резюмирует Д. Шостакович жизненный путь своего друга.

Находясь в годы Великой Отечественной войны в Новосибирске с эвакуированным коллективом Ленинградской филармонии, Иван Иванович Соллертинский внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры нашего города. 4 октября 1941 г., т. е. всего через месяц после прибытия на новое место, концертом в зале Дома культуры имени Сталина (ныне - Октябрьской революции) был открыт филармонический сезон. И. И. Соллертинский категорически отверг намерение составить «облегченные» программы - из вальсов И. Штрауса, оркестровых пьес И. Дунаевского, попурри из опер и т. д. Он весьма определенно высказал свою точку зрения: «Ленинградская филармония ставит своей целью показать лучшее, что создано в мировой классической музыкальной культуре». Благодаря усилиям Соллертинского, новосибирцы впервые услышали

Пятую, а в июле 1942 г. - Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича. Помимо руководства деятельностью филармонии, Иван Иванович заведовал репертуарной частью Театра драмы имени Пушкина, кафедрой искусствоведения Ленинградского театрального института, читал лекции в зале филармонии, клубах, воинских частях, госпиталях, выезжал с оркестром на гастроли по городам Сибири.

Доклад И. И. Соллертинского на торжественном научно-творческом заседании, посвященном 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского (Москва, ноябрь 1943 г.) стал кульминацией его титанической деятельности, признанием огромных заслуг. Тогда был решен вопрос о переезде Соллертинского в столицу и его работе в Московской консерватории.

5 и 6 февраля 1944 г. Иван Иванович произнес вступительное слово перед новосибирской премьерой Восьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, высоко оценив новое гениальное сочинение великого друга. Никто не мог и подумать, что это его последнее выступление перед публикой.

В ночь с 10 на 11 февраля 1944 г. в квартире композитора А. П. Новикова И. И. Соллертинский скоропостижно скончался. «Нет слов, чтобы выразить все горе, которое терзает все мое существо, – писал Д. Д. Шостакович И. Д. Гликману. - Пусть служит увековечением его памяти наша любовь к нему и вера в его гениальный талант и феноменальную любовь к тому искусству, которому он отдал свою прекрасную жизнь, - к музыке».

Лучшим памятником великому музыкознатцу стало фортепианное Трио ми минор Д. Д. Шостаковича, написанное в 1944 г. На титульном листе партитуры значится посвящение «Памяти И. И. Соллертинского».

Б. В. Робинсон

Печатается по книге:

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области 2002 год, с.106-107

Новосибирская государственная областная научная библиотека

Государственный архив Новосибирской области,

Новосибирск, 2002 год 

Добавить комментарий

Target Image