Совсем не детское кино

Какие фильмы смотрели дети в конце 20-х годов?

Кино ворвалось в жизнь рабочих и крестьян в середине 20-х годов. С каждым годом в стране увеличивалось число фильмов, киноустановок и кинопередвижек. Партия решила, как можно шире использовать этот новый вид искусства в качестве «могущественного орудия коммунистической пропаганды и агитации». Недаром еще Владимир Ильич говорил: «Из всех искусств для нас самое важное – кино». Но не все оказалось так просто. «Буржуазное» кино еще в годы советской власти, несмотря на все преграды, активно проникало через железный занавес. 

Крупнейшим монополистом по производству и прокату фильмов в России было акционерное общество «Совкино», созданное постановлением Совнаркома в 1924 году. Годом раньше в Советской республике впервые стали производить свои кинопередвижные аппараты, до этого выписываемые из-за границы. «Совкино» развернуло бурную деятельность, однако, как говорилось в «Материалах к Всесоюзному совещанию по вопросам кинематографии», «оно пошло по линии наименьшего сопротивления: вместо того, чтобы взять твердый курс на развитие советской кинопромышленности». В результате кинотеатры заполнила иностранная кинопродукция.

"Чем кормят детей кинотеатры?»

С такой заметкой обратилась к читателям в 1927 году «Рабочая газета», пытаясь проанализировать репертуар кинотеатров и обратить внимание родителей и педагогов на возникшие проблемы. А проблем накопилось немало. Дети буквально бредили фильмами и киногероями. «Утро в школе тянулось ужасно долго. У многих притихших на партах ребят перед глазами непрерывно вертелся Гарри Пиль (герой фильма «Черный конверт»), и бывало ужасно неприятно, когда учительница окликала: Сироткин, ты о чем мечтаешь?» О чем же он мог мечтать, как не о походе в кино. Деньги на билет дети доставали самыми разными путями. Чтобы сэкономить на транспорте, ехали в трамвае «зайцем» на подножках, на буферах. В Москве даже провели социологический опрос – как часто школьники посещают кинотеатры. Оказалось, что 88% детей (по другим данным — 91%) ходят в кино регулярно. Среди них 41% — 3-4 раза месяц, 18% — 5-8 раз, 5% – 10-20 раз. В итоге 64% посещают кино еженедельно. Газеты того времени писали: «Дети требуют кино. Кино вошло в их обиход наравне со школой и обедом…».

Самой большой популярностью у детворы пользовались коммерческие кинотеатры. Там можно было смотреть любые многосерийные фильмы по три-четыре часа за один сеанс. «Рабочая газета» возмущалась: «Кинотеатры умело пользуются отсутствием кино для детей и на своих дневных сеансах развращают детвору невероятной дребеденью, делая зато битковые сборы».

Подростки 20-х годов, так же как и их сверстники 90-х, увлекались боевиками, детективными, авантюрными фильмами, романтикой, эротикой. Список любимых кинокартин включал в себя: «Дитя подмостков», «Человек без нервов», «Катерина Измайлова», «Мисс Менд», «Отрезанные от мира», «Когда пробуждаются мертвые».

Кроме коммерческих кинотеатров, существовали еще и рабочие клубы с «идеологическим руководством» профорганизаций. Но и в них, по заметкам газет, «господствовал тот же детектив c мордобоем, тот же адюльтер на экране с поцелуями «взасос», с шив борьбу против посещения детьми взрослых кинопостановок. Дети в ответ злились, обзывали клубных работников «легавыми», мстили при всяком удобном случае — дразнили, выбивали стекла, подбивали из рогаток. Вот как описывались вечерние киносеансы: «…Каждый день здесь теснятся перед входом ребятишки, стремящиеся проникнуть в сад.

– Тетенька, проведи... Ну что тебе стоит, дяденька, – полусотней писклявых голосов «обрабатывали» они идущиx на кино рабочих и работниц. Вечерний сеанс начинался в десять вечера, а заканчивался зачастую за полночь. Многие взрослые рабочие не выдерживали подобной кинопытки и уходили после второй и третьей части, ребятишки же терпеливо высиживали до конца. Примостившись под деревянной лавкой, съежившись от ночного холода, юные поклонники кино шумно реагировали на происходившее на экране. Вдруг в тишине раздаются возгласы: «Зека, ребя, легавый!» И вслед за этим в рядах поднимаются шум и волнение, усиливающиеся по мере того, как малыши под лавками промеж ног сидящих, ползут вглубь, спасаясь от преследующих их «легавых».

Этой кличкой ребята наградили членов правления клуба. Слово «легавый» прочно вошлo в разговорный язык детей рабочих окраин. Они лаже клятвы придумали «легавый навеки» или «легавый буду». Появились и новые клички: «Фатя», «Багдад», «Мацист», «Пат», «Чарли», «Мери». Педагоги сокрушались,что среди детей совсем не встречается пионерских прозвищ… Педагог из Москвы поставил перед собой задачу — сосчитать, сколько будет вместе сцен драк, грабежей, убийств, эротики в систематически показываемых русских и американских фильмах, «чтобы узнать количественный объем того курса хулиганства, который получают дети на этих уроках в кино». После просмотра фильма «Отрезанные от мира» в его блокноте появилось 29 крестиков, обозначающих каждую драку, не считая трех сражений со львами, крокодилами, собаками. На первом сеансе этого фильма больше половины присутствовавших были дети, на втором, закончившемся в половине второго ночи, детей было около 50 человек. Возле педагога сидел семилетний мальчик из детского сада, который все время просил его и своего брата читать ему вслух надписи и спрашивал беспрерывно: «А это кто?» Малыш четыре часа простоял на ногах, так как за спинами впереди сидящих ему не было видно, и ни разу не сомкнул глаз.

Кино толкает на преступления

Именно к такому выводу пришла общественность в 20-е годы. В лучшем случае дети, по их мнению, получали «вредные» установки. Газеты по всей стране писали о проделках и преступлениях юных кинолюбителей. «Одиночками и целыми шайками ребята, подражая увиденным героям, хулиганят, воруют по всем правилам искусства, преподанного им в кино».

В Сочи после просмотра фильма «Знак Зеро» в Адлеровском районе была совершена кража. На месте преступления вор оставил записку: «Кражу совершил «Знак Зеро». И так 12 краж подряд, пока воришку не поймали. На допросе он сознался, что действовал под влиянием американских трюков.  

Возле Красноярска юные преступники ограбили поезд. Оправдание то же: «Увидели мы картину, нас и завлекло».

После просмотра фильма «Спид» молодым воришкам понравился трюк с беготней по крышам. Что они, не откладывая, и претворили в жизнь. Забраться в универсальный магазин решено было именно через крышу. Однако их заметили постовые милиционеры. Мальчишкам, как в кино, пришлось удирать по крышам целый квартал.

В Новосибирске на детей большое впечатление произвел фильм «Тарзан». После него город превратился в настоящие джунгли. На каждом дереве скакали и улюлюкали многочисленные Тарзаны. Взрослые жаловались, что «наносится большой урон зеленым насаждениям».

Очень часто школьники, подражая любимым героям, рисковали собственной жизнью. В Новгородской губернии мальчик по прозвищу Гарри Пиль решил оправдать данную ему кличку и перейти по перилам моста ни за что не держась, через разлившуюся реку. Как и следовало ожидать, он свалился в воду, и его едва удалось спасти.

Какой мальчишка в ту пору не хотел стать «человеком без нервов». Один из них «натягивал в квартире веревки, строил баррикады, прыгал через все, рискуя свернуть шею, и думал, что он человек без нервов».

Мальчику Коле повезло меньше. Увидев в этой же картине, как повешенный человек воскрес через десять минут, Коля решил попробовать сам. После трагедии отец мальчика писал Луначарскому: «Почему пускают детей 12 лет на такие картины, как «Человек без нервов»? Эти картины погубили мне сына…»

Большую тревогу вызвала у взрослых волна жестокости, захватившая подростков. По сценарию фильма «Катерина Измайлова» Катерина сыплет яд в тарелку свекра. Зал в это время разражается аплодисментами. Хлопают дети. На экране появляется страшное лицо отравленного Катериной старика – и снова аплодисменты. Так же горячо встречают убийство Измайловой Зиновия. После окончания фильма два друга обмениваются мнениями:

– Здорово, Васька! Почище Гарри Пиля будет.

– Как она его подсвечником ахнула по башке. Ловкая баба!

Хорошо, если бы дети ограничивались только обсуждением, но на то они и дети – им хочется все попробовать самим, поиграть во взрослые игры. В одном из городов компания мальчиков, посмотрев фильм «Приключения бан-Мортимера», решила поиграть в него. Украли деньги, устроили кутеж и казнили котенка, который изображал бандита. В следующий раз в Москве вместо котенка задушили ребенка. Причем способ удушения был заимствован 15-летним учеником из фильма «Когда растает снег». Аналогичные случаи произошли и в других городах.

Пагубное воздействие кино, по мнению общественности, сказалось и на биологической природе детей, пробуждая в них ранние сексуальные инстинкты, проявляющиеся также и в стремлении стать киноактрисами. Со всех уголков страны летели детские письма – в основном, девчонок: «У меня очень интересная фигура, и я могу быть актрисой». «…Мы обращаемся к вам с большой просьбой: можно ли нам поступить в киноартисты?»

Писали даже мальчики: «Мы хотим знать, принимаете ли вы мальчиков 15-16 лет в киноартисты. Мы этим очень заинтересованы и всегда покупаем газеты «Кино» и разные журналы и читаем их с большим удовольствием».

«Сказки воспитывают пассивность и жадность»

Видя такие плачевные результаты, власти решили изменить стиль работы. «Детям нужно детское кино», — решили взрослые и приступили к организации детских киносеансов и сети школьного кино. «Советская Сибирь» писала: «...Первый опыт дал хорошие результаты. Два сеанса собрали около 1300 детей в возрасте от 5 до 15 лет. Сеансы для детей предполагается проводить еженедельно по воскресеньям по всем театрам. Будут показываться и серьезные исторические и революционные фильмы («Машинист Ухтомский», «Крылья холопа», «Поэт и царь»)». Однако на бумаге было одно, на деле — другое. Как видно из докладной записки: «Специальные киноутренники для детей устраиваются не систематически, а от случая к случаю, преимущественно в дни кампаний или праздников. В силу этого дети допускаются на вечерние киносеансы, устраивающиеся для взрослых в позднее время, с программой, безусловно, для детей недопустимой».

Иногда случались казусы. В Харькове на руднике состоялся детский киноутренник. На афише крупными буквами написано: «Paзрешается вход только детям, взрослые не будут допущены». Даже мамы, приводившие своих пятилетних детей, в зал не впускались. И что же показали детворе? – Фильм «Проститутка». В семи частях подробно рассказывалось о венерических болезнях, о борьбе с проституцией. Выходя из зала, дети дразнили друг друга: «Ах ты проститутка!»

В Ростове-на-Дону отряду пионеров показали картину «Аборт». Вскоре после этого одной школьнице удалили миндалины в горле, и она три дня не ходила в школу. Ее появлением в классе после операции вызвало непередаваемый эффект. Среди учеников моментально пронесся слух «Манька сделала себе аборт…» Bce стали ее щупать, осматривать, приставать к ней: мол, расскажи, как это было.

А причина показа таких фильмов была проста – отсутствие детских фильмов как о прокате, так и на кинофабриках. Поэтому предлагали показывать фильмы «общего характера, имеющие воспитательное значение». Даже работала специальная комиссия, ставящая грифы «допущенный» или «запрещенный». В документах говорилось, что комиссии часто приходилось идти на компромиссы, разрешая неприемлемые, по ее мнению, фильмы, так как ничего другого больше не было. Из «допущенных» картин первую группу составляли «советские фильмы с современной установкой»: «Федькина правда», «Мишка Звонов», «Красношейка», «Ванька-пионер», «Петрунька». Они были «приемлемыми» по своей тематической установке, но сплошь тенденциозны, крайне нехудожественны, технически выполнены скверно». И эта неудивительно, ведь их ставили, за редким исключением, неопытные режиссеры, которых перевели на более «легкую» работу, так как они «провалили» ряд картин. Даже Луначарский обратил внимание, что при наборе на режиссерский факультет не учитывают способности человека, а смотрят только на происхождение. Поэтому детям такие фильмы не нравились. Они уходили с киносеансов недовольными и требовали обратно пятачок. Или кричали в зале: «У, какую показывают! Давай комедию!»

Ко второй группе «допущенных» картин относились «заграничные и советские с чуждой идеологической ycтанoвкой», как-то: сказки, мелодрамы, авантюризм. Комиссия считала, что «технически они оформлены хорошо и глубоко волнуют ребенка, но по тематической установке совершенно чужды и не удовлетворяют даже минимальных требований, предъявляемых к детским фильмам. Среди них попадаются картины вредные, воспитывающие в детях угодливость и пассивность («Морозко.)».

Ребятишки с удовольствием cмотрели сказки «Синяя птица», «Остров сокровищ», «Маленький Мук» и аплодировали, когда Мук целыми пригоршнями насыпал золото. Но взрослые считали, что это «развивает стремление к обогащению, жадность к деньгам, к сокровищам». В фильме «Похождения трех» комиссии не понравилось, что рабочий-водопроводчик выведен грубым и жестоким деспотом, а мещане — хорошими и добрыми людьми.

В наше время понятие «детское кино» вообще вышло из употребления. Современные подростки, так же как их сверстники 70 лет назад, с удовольствием смотрят боевики и триллеры. Убийства, жестокость и агрессивность на киноэкране снова в цене. История повторяется вновь...

Людмила Кузменкина

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image