Территория правды

Первые отснятые киноаппаратом кадры были кадры документальные.  И вообще кино начиналось как кино документальное, как отражение и свидетельство реальной жизни, которая на первых парах начисто исключало элементы игры и фальсификации.  И эти первые настоящие документальные свидетельства тех далеких, столетней давности лет сегодня для нас многократно дороже первых опытов игрового кино, интересных сейчас разве только своей беспомощностью и наивностью, с которой они начинали завоевывать сердца неискушенных в виртуальной реальности зрителей.  И когда сегодня как один из самых решающих доводов противников документального кино слышишь слова о его «нерентабельности», хочется невольно ткнуть их носом в эти долгосрочные вложения в правду, величина которых не исчезает буквально через несколько дней после сиюминутной выгоды, а многократно увеличивается года от года, и для потомков, в конце концов, становится бесценным свидетельством навсегда ушедшего времени.  Нам возразят, что игровое кино тоже свидетельство времени, но, согласитесь, это уже совершенно другая ипостась.  И если говорить сейчас о территории правды, то приоритет здесь, безусловно, за документальным кино.

Второй, наиболее часто звучащий довод отрицающих право на существование сегодняшнему документальному кино, однообразен и, честно говоря, глуп.  «На фига нам вообще ваше документальное кино, когда телевизионные каналы каждый день выдают на гора тонны информации.  Ни о чем не надо думать, выбирай, что желаешь». Невольно хочется сравнить эти тонны пустой, в общем-то, породы с теми килограммами, а, может быть, даже граммами правды, которая заставляет размышлять, сопереживать, соучаствовать.  Простой пример: совсем недавно, во время открытия в Новосибирске Дома документального кино, для зрителей показали несколько сюжетов почти полувековой давности киножурнала «Сибирь на экране».  Среди них небольшой сюжет «Миллионеры» о рождении миллионного жителя Новосибирска.  Я уже не говорю о культуре и качестве операторской работы, о лаконичности, точности и грамотности дикторского текста.  Первое, что буквально бросается в глаза — никогда, никакой телевизионный канал не снял бы сегодня подобного сюжета.  Потому что для телевизионщиков главное информация: родился миллионный житель.  Показали малыша, показали счастливую маму, один-два кадра улиц города, и — до свиданья.  Авторы киносюжета, не жалея усилий и времени, отыскали в городе не одного, а несколько миллионеров — рабочего, ученого, селекционера, артиста, рассказали о них, показали примеры и результаты их работы.  И все это, не выходя, в общем-то, из нынешнего временного формата телевизионной болтовни по поводу.  Интересно, символично, ярко!  И, если говорить о будущей кинолетописи — достойный пример того, как надо правильно, грамотно и творчески подходить к делу.  И таких примеров можно привести очень и очень много.

Третий довод недоброжелателей документального кино — его затратность.  Здесь хотелось бы сказать очень кратко — документальное кино никогда не выйдет на самоокупаемость.  Это — искусство.  Во всяком случае, должно быть им.   Меня давно удивляло, когда самый затрапезный театрик (а вы знаете их сегодняшний репертуар и качество) или любая халтурная антреприза, самый захудалый актеришка кричат: «Мы — искусство»! А документальному кино в праве на искусство отказывается.  Кстати, и к сфере услуг, куда сейчас приписали культуру, его при всем желании не отнесешь, и к министерству связи, как литераторов не припишешь.  Говорить и показывать правду вообще нелегкое дело.  Не потому ли многие из околокультурной, особенно, чиновничьей публики, отказывают ему в праве на выживание. 

Мы говорим сегодня о культуре, как «важнейшем факторе роста качества жизни, гармонизации общественных отношений, залоге динамичного социально-экономического развития, гаранте сохранения единого культурного пространства и территориальной цельности России».  Можно ли считать простую информацию пространством культуры, на чем активно настаивают многие телеканалы?  Мы уже и так захлебываемся от нее, перестаем осмысливать.  Недаром в последнее время социологи все чаще говорят об индеферентности, пофигизме, потере смыслов, нежелании думать и создавать.  А с другой стороны — очереди в филармонию, на выставку В. Серова, в штучно редкие в стране залы документального кино.  Вот вам наглядная разница между не думающим народом и думающим народом.  За кем будущее?  Н.С. Михалков отдает приоритет вторым.  Наши враги считают своими помощниками и соратниками первых. 

Думающих людей делает правда, а не информация.  Правду информационным наскоком не добудешь.  Ее надо найти, выстрадать, запечатлеть, донести.  А это очень нелегкая задача.  И она под силу только настоящему документалисту.  И совсем не случайно снимать сегодня документальное кино, работать в нем стало невероятно трудно.

Раньше в регионах постепенно складывалась среда документального кино, которая мощно подпитывала нашу общую культуру, формировала уникальную местную культурную среду, позволявшую регионам наравне с Москвой и Ленинградом выходить на зарубежные экраны, сцены, международные художественные выставки и кинофестивали.  Что сейчас?  Кинематографисты оказались на улице, разбрелись по мелким студиям и квартирам.  Для подавляющего большинства из них на повестке стоят вопросы не искусства, а выживания.  Произошло это совсем не случайно.   Дело в том, что телевидение сегодня вольно или невольно создает виртуальную реальность нашей жизни.  Если верить телевизионному экрану, в стране только кровь, разруха, секс, грязь, насилие.  На одном канале мордобой, на другом — стрельба, на третьем — горы трупов, кухонные разборки маргиналов, так называемые «ток шоу», грязное белье столичного бомонда, секс и снова насилие.  Нас настойчиво приучают к мысли, что ничего другого в России уже не осталось.  А когда на телевидении вдруг покажут хороший документальный фильм о невымышленной жизни, о простых людях с их простыми человеческими заботами, виртуальная реальность терпит крах.  На территории правды обман предстает во всей своей наготе.  Кому-то это невыгодно.  Но только не нашему будущему, не нашему государству, не нашему народу, пока он еще окончательно не скатился к точке невозврата.

Начиная с 2013 года по инициативе Ассоциации документального кино РФ проводятся экспертные просмотры неигровых фильмов, созданных при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.  Статистика, вытекающая из этих просмотров, скажем прямо, не очень радостная.  Желающих ознакомиться отсылаем к выступлению президента Ассоциации документального кино СК РФ Г. Леонтьевой на пленуме Правления Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации».  Хотелось бы сослаться лишь на один, приведенный ею факт: «… Обнаружился чудовищный крен в сторону телевидения.  Более половины — это фильмы, снятые на ТВ производителями для телевидения или просто в телевизионном формате».  Надо ли говорить, что большинство из них к киноискусству не имеют никакого отношения.  В то же самое время многие члены СК РФ, подлинные мастера это вида киноискусства остались без работы, а 90 отличных проектов, заявленных из регионов, так и остались в резерве.

Из выступления на этом же Пленуме режиссера Алексея Вахрушева:  «Одним из главных факторов стагнации документального кино стало резкое сокращение его финансирования…  При этом значительная часть бюджетных средств, выделяемая Министерством культуры РФ на производство неигрового кино, фактически передается телеканалам и расходуется на финансирование рядового телевизионного контента.  Такое смещение акцентов и средств приведет, в конце концов, к полному распаду профессиональной среды и утрате документальным кино своей культурно-эстетической и мировоззренческой функции в угоду сиюминутным информационным и пропагандистским задачам, с которыми ТВ вполне справляется самостоятельно».

«Вопрос сейчас стоит о жизни и смерти регионального кино», –  говорит Лауреат Государственной премии кинорежиссер Владимир Эйснер.

Со своей стороны, могу с уверенностью сказать, что без регионального документального кино документального кино у нас в стране вообще не будет.  Будет непонятно какое кино московского телевизионного формата и разлива.  Невольно приходит в голову мысль, что, может, не так уж заблуждаются парламентарии Украинской Рады, предлагая переименовать Россию в Московию?

25 декабря 2015 г. в Кремле под председательством В. Путина состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству.  В числе прочего Президент сказал: «Наш зритель ждет талантливые сильные российские фильмы, которые в лучших традициях отечественного кинематографа отразят и помогут осмыслить современную жизнь страны и наше место в мире, честно расскажут о важнейших исторических событиях и о настоящих героях».

Задача обозначена важнейшая и, я бы сказал, судьбоносная.  И справиться с ней на настоящем этапе, по моему глубочайшему убеждению, способно только документальное кино.  Каким же образом это лучше сделать?  Как предоставить ему такую возможность?  Как воплотить в жизнь?

Ассоциация документального кино СК России на основе многочисленных обсуждений, опросов в кинематографической среде СК РФ подготовила предложения.  Среди важнейших из них, на наш взгляд, приоритетный проект возрождения отечественной кинолетописи страны, создание национального ФОНДА «КИНОЛЕТОПИСЬ РОССИИ».  Вопрос этот неоднократно поднимался и раньше на съездах, пленумах, советах и т.д.  Но на фоне всеобщего разора документального кино, уничтожения региональных киностудий, активного внедрения в сферу искусства рыночных отношений, дальше разговоров и пожеланий дело, как правило, не шло.  Сейчас мы имеем подробно и умно разработанную программу, которая способна действительно стать спасительным и действенным шагом в возрождении документального кино не только в регионах, но и в России.

Среди прочих предложений Ассоциации не менее важной и тоже фундаментальной должна стать работа по привлечению, воспитанию и обучению молодой творческой смены.  Пока эта работа в регионах ведется хаотично, по большей части случайно и, как правило, без конкретного выхода на профессиональный творческий уровень, на профессиональную работу.  Проведение творческих встреч, мастер-классов и семинаров по документальному кино, дело, конечно, благое, но настоящий профессионализм выковывается в многолетней учебе и работе.  То, что в свое время многим из нас дал ВГИК никакими семинарами не заменишь.  Наверное, именно поэтому среди предложений Ассоциации документального кино РФ – «Набор во ВГИКЕ «региональной» бюджетной мастерской режиссуры неигрового фильма».

По сути дела, сейчас мы стоим перед вполне реальным выходом на стратегию подлинного возрождения в стране документального кино, без которого, по нашему глубочайшему убеждению, территория правды в России скукожится до разовых и не всегда убедительных попыток невнятного бормотания по поводу того или иного рецидива лавинообразно нарастающей лжи.  Яркое умное, глубокое, талантливое документальное кино способно стать эффективным и мощным оружием в руках и умах тех, кто защищает правду.

Александр Федорович Косенков

         

Добавить комментарий

Target Image