Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский

 

Перед Богом обязан

Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский (родился в 1948 году)

с 28 декабря 2000 года – архиепископ Новосибирский и Бердский, с 8 января 2012 года – митрополит Новосибирский и Бердский.

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 421-432.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

 Наш суровый и холодный край обладает особо притягательной силой, способностью влюблять в себя и покорять тех, кто соприкоснулся с ним. Через это прошли многие тысячи людей. Думается, что эту таинственную силу земли сибирской испытал на себе теперь и высокопреосвященный владыка Тихон. Теперь. А ведь изначально относился к ней неприязненно.

Но пути Господни неисповедимы. Думал ли он, воронежский мальчик, что ему когда-нибудь предстоит посвятить себя служению Сибири и ее людям? Сибири, о которой так не любил рассказывать пострадавший от репрессий его отец, а если и рассказывал, то коротко и страшно: «Привезли нас, двух малолетних мальчишек вместе с мамой, вытолкнули из товарного вагона прямо в снег: живите, как хотите. Цивилизации никакой. Зимой снег. Летом болото. Не дали учиться...». И эти короткие фразы глубоко запали в душу отроку. И он, как и отец... не любил Сибирь. Заочно, априори.

Но именно поэтому, как это ни покажется странным неверующему человеку, поехал сюда. Для него, служителя Церкви, нет ничего выше служения ей. А истинное служение – делать трудное дело, такое, которое не хотят делать другие. Сибиряку трудно понять, что его земля и его город вызывает почти что ужас у жителей средней полосы России и особенно у москвичей. И Новосибирск для них не столица края, а просто провинциальный город в этой ужасной Сибири. И отъезд сюда равносилен ссылке.

– Сан сниму! От веры отрекусь! – возмущался один из высоких церковных иерархов, узнав, что его могут направить в одну из сибирских областей.

Не таков владыка Тихон. Для него, патриота и гражданина, было понятно, что для Церкви и Отечества сейчас очень важно принести Слово Божие в атеистическую Сибирь. Вот почему, когда совершился обряд хиротонии – посвящения во епископа Новосибирского, он сказал в своем прощальном слове святейшему патриарху: «Мои дед и отец побывали в Сибири. Правда, не по собственной воле. Они были репpecсированы. Теперь вот вы и меня посылаете, за что я вам очень благодарен».

Нового владыку встречали восемь священников – именно столько батюшек трудилось тогда в нашем городе. При этом, замечу попутно, работало почти 200 тысяч работников идеологического, то бишь атеистического фронта.

Но, как говорится в Писании, – не бойся малое стадо. На гребне пробудившегося интереса к религии и Церкви новый руководитель епархии активно ищет новые формы свидетельства о православии. Во всех храмах обширной тогда епархии (Новосибирская, Томская области, Алтайский край) создаются воскресные школы для обучения взрослых и детей. В них преподаются Священное Писание, катехизис, литургические знания, Закон Божий. Священники выходят в школы и вузы, где читают лекции на духовно-нравственные темы, выступают в домах престарелых, интернатах, колониях, воинских частях. Открываются приходские библиотеки, а в епархиальном управлении заработали «богословские среды» – кружок, который посещают студенты новосибирских вузов. Организованы курсы для кандидатов в священнослужители – кадровый вопрос был самым острым в ту пору. Заработал редакторско-издательский совет, который занимается вопросами выпуска литературы духовно-нравственного содержания. Сотрудники епархии вместе с прихожанами стали оказывать материальную и духовную помощь инвалидам, сиротам, осужденным. Завязалась плодотворная работа со средствами массовой информации. И, конечно же, начали открываться новые приходы.

Буквально в считанные месяцы русская православная Церковь в Новосибирске становится заметным общественным институтом. В приемной владыки Тихона многочасовые очереди – в городе теперь считается хорошим тоном испрашивать благословения на открытие нового дела. Ходоки из глубинки, руководители вновь появившихся общественных организаций, военные, предприниматели приходили за советом, поддержкой, искали пути к сотрудничеству и взаимодействию. Начались массовые крещения. Ежедневно в единственном тогда соборе, Вознесенском, крестились по 500-600 человек. Батюшки падали от усталости, но пребывали в радости, воспринимая жажду людей принять святое крещение как милость Господню.

Свою первую архиерейскую службу в Новосибирске епископ Тихон совершил 28 августа 1990 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, а всего через 8 месяцев, в начале мая 1991 года в наш город прибыл Eго Святейшество Патриарх Всея Руси Алексий II. И новому управляющему епархией было что сказать и что продемонстрировать Святейшему. И самое главное – даже не вновь открытые приходы, не возвращенный в лоно Церкви храм Александра Невского, а разительные перемены в настрое общества, в готовности обратить свои взоры в сторону Церкви. Открывшиеся шлюзы демократии словно шелуху смели «единственно верное материалистическое миропонимание» и насаждавшийся десятилетиями атеизм. Время и титаническая подвижническая деятельность немногочисленных пастырей Божиих сделали свое дело — подавляющее большинство населения если еще не пришли к вере в Бога, то уже отреклись от веры в Ничто. И надо было видеть, с какой готовностью еще всемогущие тогда партийные боссы – недавние ревнители атеизма – рапортовали Святейшему о своей приверженности христианским идеалам и желании поддерживать православную Церковь! Говорили вполне искренне и позднее доказали это делами!

В то время владыка активно выступает в газетах, на телевидении, свидетельствуя о Господе. Многое тогда открывалось нам впервые: в частности, хотя бы то, что «образованный человек» – термин церковный, означающий, что человек несет в себе образ Божий, и многое-многое другое. Но особенно поразил и надолго запомнился ответ владыки на вопрос одной журналистки о том, почему в Церковь идет мало молодежи (так еще и было тогда): «То, что в Церковь идет мало молодежи – не укор и не позор для Церкви. И то, что в Церкви стоят старики и старушки – это СЛАВА ЦЕРКВИ! Значит, эти люди не нашли ничего другого в жизни и в конце ее пришли не в театр, а в Церковь. Молятся и просят Бога о прощении грехов. Потому что знают, что стоят перед Вечностью, а в Вечность грязным не войдешь». Старики – слава церкви! Как сказано! В этом изречении и любовь, и философия, и истина. В этом выражении весь владыка с его потрясающим умением говорить просто и емко о самых глубоких и сложных понятиях, умением говорить на чистом и красивом русском языке, умением, которое почти утрачено нашими современниками. Речь владыки – это речь всесторонне образованного человека, прекрасно знающего европейскую культуру, человека, обладающего редкой широтой взглядов.

Старики – слава Церкви! А нам-то внушали: старики ходят в церковь потому, что малообразованны, некультурны. Образованный же человек не пойдет в храм, потому что овладел единственно верным марксистко-ленинским учением. Так целым поколениям прививалось пренебрежительное, неуважительное отношение к своим предкам, к своим корням и к своей истории, наконец.

Старики – слава Церкви! Сколько любви и уважения к тем, кто прожил долгую жизнь! Для него лично, для юного отрока Леонида, любовь к тем, кто прожил долгую жизнь, началась с любви к бабушке, которая привила внукам веру в Бога и учила их, как важно нести по жизни эту веру в чистоте и незапятнанности.

– Ребятишки – говаривала она, – храните веру в Бога. Не зарплата главное, не деньги, а вера.

Дом, семья, весь уклад жизни которой строился соответственно этой вере, где читались молитвы, соблюдались посты и чтились праздники, где всё основывалось на Божиих заповедях, конечно же, формировали с младенчества его религиозные убеждения. И он еще совсем маленьким мальчиком сделал свой первый нравственный выбор.

Сам он вспоминает об этом так:

В первом или втором классе учительница сказала: «Знаете, дети, Бога нет!» Я тогда подумал: мама и бабушка говорят, что есть, а учительница, что – нет. Значит, кто-то из них врет. Мама и бабушка не станут обманывать. Я ведь – ихний. Значит, врет учительница. Я-то ведь ей никто. Почему она должна мне правду говорить?

Так семилетний отрок, сам того не осознавая, проявил стойкость в вопросе веры. Сколько раз ему еще придется стоять за веру в атеистическом государстве! И, после службы в армии, после этих иссушающих душу политчасов, после всей этой пропаганды и неправды, против которых бунтовала юная душа, он решил пойти послужить в храм, оттаять душой и разобраться в себе и подумать о своем дальнейшем пути. Он тогда еще не собирался становиться священнослужителем – просто приехал в Переславль-3алесский, поступил в Покровский храм, алтарничал, пономарил, пел на клиросе, убирал в храме. Делал самое простое дело. Но с этого момента и началось его возрастание на ниве церковного делания. Не зря же говорят, что человека по жизненному пути ведет Господь. Настоятель храма отметил благочестие и усердие способного молодого человека и сказал: «Teбе надо поступать в духовную семинарию».

Предложение было неожиданным, и будущий владыка для себя решил положиться на волю Господа: поступлю – поступлю. Нет – значит нет. Времени на подготовку не было, но он поступил.

Одаренный и усердный семинарист, блестяще овладевавший науками, был замечен, и по окончании семинарии ему предложили поступить в Московскую духовную академию, которую и закончил в 1984 году со степенью кандидата богословия. Следующим шагом стала аспирантура при академии. Еще учась в семинарии, начал работать в издательстве московской патриархии, а в 1981 году принял монашеский постриг. В 1986 году архимандрит Тихон становится насельником Свято-Данилова монастыря, несет послушание помощника эконома обители, затем – эконома, а еще через год становится наместником того же монастыря.

Вот здесь, на самостоятельной работе, в полной мере начинают проявляться его недюжинные таланты организатора, созидателя. Ему выпала счастливая возможность принять на себя труды во имя Господня, восстанавливая Свято-Данилов монастырь, эту жемчужину XIII столетия. Кому хоть единожды выпадало строить, знает, сколь многотрудное и хлопотное это дело. Строить же в эпоху социалистического хозяйствования, да еще в застойные годы, – стократ труднее, потому что все – от гвоздя до железа – дефицит. Все надо выбивать, доставать, все добытое уберечь от алчущих заполучить себе эти вожделенные дефицитные вещи. Мало того, необходимо было со всей бережностью отреставрировать утраченные элементы росписи, живописи, лепнины, резьбы, соблюдая старинную технологию. Благодаря подвижническим усилиям нового наместника дивный памятник русской истории и культуры возвращен к жизни в своей первозданной красоте. Это являлось работой общероссийского значения. Не зря сей труд удостоен значительной награды – Патриаршего креста.

Это благословенное качество – ничего не делать с прохладцей, а работать, вкладывая в дело сердце, он несет через всю свою жизнь, что оценили и новосибирцы, и сам Святейший Патриарх, отозвав в 1995 году владыку Тихона в Москву, для налаживания работы в издательстве Московской Патриархии. Когда он вступил в должность председателя издательского совета и главного редактора, то оказалось, что его большой, в 80 человек штат сотрудников более полугода сидит без зарплаты, склады пусты, а материальной поддержки ждать неоткуда. И тогда опять, как уже бывало не раз, епископ Тихон превратил рабочее место в свой дом. Он буквально дневал и ночевал здесь: в смежную с рабочим кабинетом комнату была поставлена кровать. Дел предстояло переделать столько, что он считал непростительным тратить время на дорогу; ночь и усталость заставали его прямо в офисе. Но зато не прошло и года, как издательство стало подниматься. К моменту, когда владыке предстояло «второе пришествие» в Новосибирск, а это случилось в 2000 году, в издательстве уже забыли о былом неблагополучии – оно стало процветающим учреждением.

Труды владыки Тихона на ниве церковного делания отмечены многими наградами, в числе которых и орден «Равноапостольного великого князя Владимира» и орден «Преподобного Сергия Радонежеского», и медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но не ради славы и наград несет многотрудное бремя архиепископ Тихон, а для пользы Отечества и святой Церкви.

Приехав вторично в наш город, он ставит перед собой новую небывалую задачу – ввести основы религиозного образования в общеобразовательных учебных учреждениях.

Конституция в России не позволяет преподавать в школах Закон Божий, больше того, в последние годы в школы, под видом борьбы с сектанством, не допускают и священнослужителей православной церкви. Это тем более грустно и непонятно, что порой продавцы наркотиков чувствуют там себя вольготно.

– Да, Церковь отделена от государства, – с горечью говорит владыка. – Но мы же граждане своей страны, мы не можем равнодушно проходить мимо безобразий, которые происходят в нравственной атмосфере общества. Почему порнографию можно пускать в каждый дом, а слово Божие нельзя? Ведь нас стали выдавливать с телеканалов! Человеку необходимо напоминать о том, что он – высшее существо, что он должен чтить отца своего, не должен красть, убивать. Если люди не слышат эти спасительные истины, они легко впадают в забвение, ими начинают овладевать пороки. И чем больше у человека пороков, – со свойственной ему афористичностью отмечает владыка, – тем больше доходов от него можно получать! Вот почему выдавливаются религиозные передачи из телевизионных программ – капиталу это невыгодно. Но мы не собираемся сдаваться!

Так что можно сказать – православная Церковь в Новосибирске вступает в борьбу со всесильным капиталом, в сражение за нравственное состояние общества, за молодежь. На стороне противника – деньги с их обольстительной и одновременно губительной сущностью, здесь – всего лишь Слово. Но владыка верит и молится и надеется, что с помощью Слова можно отстоять лучшую часть молодежи от заманчивых, но смертельно опасных соблазнов, которые подстерегают юные души на каждом шагу. На карту поставлено самое дорогое – будущность нации, страны, ее молодое поколение.

Им вместе с настоятелем храма «Всех святых в Российской земле просиявших» протоиереем Борисом Пивоваровым впервые в России написан и издан учебник «История православной культуры России». Отрадно, что начинатели не остались на этот раз одиноки, идею с самых первых ее шагов поддержал министр культуры России Швыдкой. Сейчас в ряде школ города ведется преподавание нового спецкурса, и будем надеяться, что с помощью Божией новый предмет станет обязательным. Еще в школе нас учили, что личностные качества человека определяются по тому, как он относится к старикам и детям. Про стариков мы уже говорили, о детях хочется сказать особо.

– Я – монах, – говорит владыка. У меня нет своих детей. Но тем более мне хочется что-то сделать для них...

И он делает столько, что всего не перечислишь. Теплом и заботой он окружил две детские православные гимназии города, многочисленные воскресные школы, не остались без попечительства и дети-сироты, и инвалиды, и учащиеся кадетского корпуса, и просто городские и сельские детишки. Владыка с удовольствием приходит на различные детские праздники, конференции, не пропускает даже открытия городской елки. Больше того, он просто наслаждается детским обществом. Резвые игры, звонкий смех не раздражают его, а напротив дарят удовольствие. И он очень любит побывать среди ребятишек где-нибудь на природе, в загородном детском лагере, посмотреть, как носится ошалевшая от вольного воздуха и простора детвора, как радуется жизни и солнцу.

Кстати сказать, в области открыто семь детских загородных православных лагерей, в которых все, начиная от ремонта, кончая необходимым оборудованием, приобретается и делается за счет епархии. Для сравнения: в Московской области нет ни одного лагеря для православных детей! В 2003 году государство намерено отказаться от финансирования детского отдыха, от оплаты за путевки для детей. И владыка, со свойственным ему умением обобщать, высказывается:

Если государство не хочет это делать, то для чего такое государство? Зачем власть, если она не заботится о народе? Чтобы деньги перекачивать на счета богатых? Олигархов она не может обидеть, а детей можно? И кстати, не такие уж и деньги это великие...

Так что теперь к бесконечным заботам управляющего Новосибирской епархией добавилась еще одна: где раздобыть деньги на оплату путевок для детей?

И если уж заговорили о человеческих качествах архиепископа Тихона, то нельзя не сказать о его удивительном свойстве приходить на помощь новым начинаниям, организациям, людям. Так, при его поддержке начал издаваться популярный ныне журнал «Сибирская горница». Согласие такого высокоуважаемого человека, как владыка, возглавить попечительский совет нового издания привлекло многих авторитетных людей, которые, если бы не владыка, вряд ли согласились бы при своей занятости уделять внимание еще не родившемуся журналу, – ведь участие в этом проекте не прибавляло ничего к их карьере. Однако уже сама возможность работать и общаться со столь уникальным человеком привлекло внимание к новому начинанию. И журнал для семейного чтения вышел в свет в труднейшем 1995 году. Сегодня попечительский совет «Горницы» – содружество предпринимателей, писателей, политиков, объединенных общей идеей, имя которой – возрождение Отечества.

Благодаря моральной поддержке владыки не кануло в Лету, не исчезло добровольное общество книголюбов. Наоборот, оно приобрело новое дыхание, новый размах, вышло на новый уровень деятельности.

Наш именитый земляк Юрий Магалиф, талант которого так ярко раскрылся именно в последние годы его долгой жизни, годы, на которые пришлась дружба поэта и высокого церковного иерарха, написал, провожая в Москву своего духовного наставителя:

Вас от сердца отрываю,

Да испытываю тягость

И повсюду вспоминаю

Вашу мудрость, Вашу благость.

Эту благость испытывают многие люди, которым доводилось когда-либо общаться с владыкой. Нередко можно слышать о нем:

Владыка даже может ничего тебе не сказать, но постоишь возле него и вдруг понимаешь, что все у тебя получится, что твои «непреодолимые» проблемы перестают тебе казаться столь трудными, начинаешь понимать, что тебе по плечу сладить с ними.

Удивительная память владыки позволяет ему ничего и никогда не забывать. И, даже если прошло много времени, он никогда не забудет при первой возможности исполнить свое обещание. Так же не забывает он и людей, которые сотрудничали с ним. И как же радостно и неожиданно бывает получить вдруг поздравление от самого управляющего Новосибирской кафедрой с Рождеством или Пасхой, или приглашение на какое-либо мероприятие!

Даже путешествуя по Святой Земле, набираясь необыкновенными впечатлениями, служа в различных храмах, проводя ночи в душеспасительных беседах с сопровождающими, не имея буквально свободной минуты, он не забывает тех, кто сотрудничал с ним в Сибири. Именные иконки, освященные на земле Иисуса Христа, получили в подарок десятки людей. Это внимание трогает до слез даже людей несентиментальных: как при такой занятости нашел этот человек возможность вспомнить и обо мне?

Однако при своей феноменальной памяти он не копит обиды, которые понес от кого-либо, а умеет с удивительной добротой прощать повинившихся. Но, справедливости ради, надо сказать, что при всей своей доброте владыка Тихон далеко не добренький. Он может быть строгим и даже суровым. Не прощает лжи, искажения чистоты веры, не жалует лености со стороны священнослужителей. Его порицания, да что там порицания! – его неласкового взгляда побаиваются и прихожане и подчиненные, и даже сотрудничающие с ним миряне: – владыка!

Магнетизм этой личности настолько велик, что где бы ни появилась его внушительная фигура с пастырским посохом в руках, она моментально становится центром притяжения: вокруг начинают скапливаться люди. Одни стремятся попасть в поле его благодатной ауры, другие – услышать его душеспасительные речи, третьи – поймать хотя бы взгляд.

Он владеет бесценным даром устанавливать контакт с любой категорией слушателей. Понимая, как трудно многим преодолеть смущение от общения со столь неординарным человеком, владыка мягкой шуткой, веселой историей, новым анекдотом моментально снимает возникающее напряжение, что позволяет очень быстро переходить к деловому разговору. Где бы он ни был, он никогда не повторяется. Его выступлениями заслушиваются даже те, кто слушал их многажды, путешествуя, вернее, работая в поездках на поезде «За духовное возрождение России» или на корабле «Святой апостол Андрей Первозванный» по селам и деревням области. Организации таких поездок по самым отдаленным уголкам нашей огромной области, миссионерские свидетельствования о Господе, массовые крещения тысяч селян, душеспасительные беседы, организация материальной и медицинской помощи для нуждающихся сделали эти поездки столь важной частью жизни нашей губернии, что теперь им придан официальный статус, и они стали финансироваться из бюджета области!

Интересно, что единожды попав под благодатное влияние этой личности, люди начинают критичнее относиться к себе и своим поступкам, оценивать их как бы его оценками, мерить его мерами. И, удивительно, даже когда епископ Тихон был отозван в Москву на долгие пять лет, возникшие духовные связи не обрывались, и люди продолжали ощущать его незримое присутствие и стремились поступать так, чтобы не заслужить неодобрения владыки, чтобы не было стыдно перед ним, чтобы быть достойными уважения такого человека.

За последнее десятилетие жизнь так круто развернула свое русло, что никто, ни один общественный деятель так много не общается с народом, как руководитель епархии. При этом он не похож ни на одного из представителей политического «бомонда» – он такой один. И, думается, никто не оспорит того факта, что сегодня владыка Тихон самое популярное лицо в общественной жизни области. Когда он начинает говорить, его слово весомо и значимо. И он, словно сознавая свое ключевое положение, с каждым годом ставит перед собой все более трудные задачи, взваливает на себя все более тяжкие труды. Стоит только задуматься какую непомерную ношу несет этот человек и в какое трудное время работает и молится, то станет ясно, что без промысла Божия здесь не обходится.

За годы его работы святое крещение приняли свыше 200 тысяч человек! В епархии сегодня 100 приходов – сравните эту цифру с первым годом его служения, когда в городе действовал всего лишь один храм! Идет строительство 45 храмов, служение совершают более 200 священнослужителей. Кадровую проблему решает православный Богословский институт, который уже произвел первый выпуск дипломированных специалистов. При епархиальном управлении действует 15 отделов, которые ведут работу по самым разным направлениям – религиозному образованию, миссионерству, духовному окормлению молодежи, осужденных, воинов, по работе сестричеств, по работе с жертвами сект. Действует 57 воскресных школ, проходят масштабные мероприятия совместно с администрацией области и города. Стоит лишь вспомнить всеохватность празднований Дней славянской письменности и культуры, Дней равноапостольных Кирилла и Мефодия, в которых принимали участие тысячи жителей городов и сел. А Рождественские чтения, а Троицкие вечера? Список деяний владыки можно продолжать и продолжать.

Но особое значение владыка придает деятельности монастырей, которых никогда не было в наших краях. Монастыри всегда становились светочами духовной жизни, оплотами Руси в вере и правде. Неустанные молитвы монастырских насельников, неугасимые свечи монастырей необъяснимым образом очищали нравственную атмосферу вокруг, сплачивали народ, укрепляли его в православной вере, любви и преданности Святой Руси, Отечеству.

Теперь в области и городе возносят свои молитвы к Господу в восьми монастырях и 17 монастырских подворьях. Населяют их 70 женщин и 160 мужчин. Большинство монастырей имеют крупные хозяйства, содержат молочный и рабочий скот, птицу, пасеки. Некоторые осваивают рыбоводство и лесоразработки. Развивается овощеводство, выращиваются фрукты и ягоды, зерновые. Время показало, что даже простая хозяйственная деятельность монастырей несет миссионерскую нагрузку. Большинство населенных пунктов, в которых они расположены, влачат жалкое существование. За годы атеизма уничтожены духовная основа, культура труда и быта, подорвана нравственность. Большая часть населения страдает алкоголизмом и наркоманией, уничтожены запасы семян, вырезан скот. Однако с приходом монастырей безрадостная картина начинает меняться. Их насельники, подавляющее большинство которых — горожане и интеллигенция, показали своим примером, чего можно достичь с Божьей помощью усердным трудом. И на этом примере все больше сельчан возвращаются к нормальному быту, начинают добросовестно трудиться, приходить в храмы, оставляют пагубные пристрастия.

Видя первые подвижки, которые принесло монашеское делание, владыка воскликнул:

Раз в монастыри пошли мужчины, отечество начало возрождаться!

Благо России, благо соотечественников, благо сибиряков – постоянный предмет его встреч с властями предержащими. Счастливый талант архипастыря Тихона выстраивать отношения с людьми любого ранга помогает ему в решении многих задач, в необъятных его трудах. Полномочный представитель президента РФ, губернатор, мэр, главы районных администраций, деятели культуры, науки, военные – со всеми владыка находит взаимопонимание и пути совместной деятельности, направленные на благо народа.

Всего около семи лет окормляет епископ Тихон Новосибирскую епархию, но уже столь много сделано этим человеком, что можно с уверенностью сказать, что со времен академика Лаврентъева не было в нашем городе человека, масштабы созидательной деятельности которого были бы также всеохватны. И тот и другой благодатно преобразили наш край. Только на службе первого было все могучее государство с его бездонным в ту пору государственным бюджетом, партийно-чиновничий аппарат, покровительство генсека, а на службе второго – лишь промысел Божий. Новосибирску повезло, что под его небом вскрылилась такая яркая и значительная личность, которой суждено вписать свои страницы в его историю. А мы, современники, можем только гордиться, что нам повезло знать его, работать с ним, учиться у него.

Что же касается самого владыки, то он оценивает свои труды по-церковному скромно и смиренно:

Мы пришли в Церковь не для того, чтобы руководить, а чтобы спасти душу. Я делаю дело не потому что надо мной стоит надсмотрщик, а потому что я перед Богом обязан. Мне гордиться нечем – мой труд не только послушание, а и средство пропитания, я ведь за него еще и деньги получаю... Какой бы пост человек ни занимал, он должен себя чувствовать послушником, так учат отцы Церкви, так учили мои духовники, моя бабушка.

Вот таков он, владыка Тихон, управляющий кафедрой русской православной Церкви в Новосибирской области. Муж веры, он поставил себя на стражу русского православия, русского народа, русской культуры и делает все, чтобы единая некогда, могучая православная Россия не была разобщена, растаскана по различным духовным конфессиям и духовным центрам. Любя Россию всем сердцем, будучи ее горячим патриотом, он со своим воинством православных духовных пастырей противостоит наглому натиску бездуховности, ведущему к кризису чести, совести, семьи, государства. Отстаивая везде и всюду идеи православия, он отстаивает тем самым интересы России и ее драгоценной жемчужины – Сибири, к которой прикипел, которая вошла в его душу и кровь.

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image