Титов Михаил Владимирович

 

На войне, как на войне

Титов Михаил Владимирович (родился в 1954 году)

генеральный директор ЗАО «Сибирская обувная компания «Вестфалика» (с 1993 года),  автор 30 публикаций по проблемам внешней торговли, поддержки отечественного производителя, стратегии экономического развития государства, финансовым механизмам модернизации промышленности.

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 415-424.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Он был комиссаром, а стал хозяином предприятия. Уже будучи «крутым» бизнесменом, одним из удачливых предпринимателей Сибири, он возобновил членство в коммунистической партии, которое пришлось «приостановить» в силу военной дисциплины. В начале девяностых, во время нового миропередела и «деидеологизации» армии, Михаил Владимирович Титов занимал политическую должность в группе советских войск в Германской демократической республике. Но одно дело – тогда, в период всеохватного слома и ниспровержения, – сняться с партучета по команде, другое – «восстановиться» теперь, принять непопулярное решение, заведомо вызвав на свою голову неудовольствие властей. Для прагматичного человека, каким, бесспорно, является Титов, – неординарный шаг.

На развалинах разграбленных цехов некогда крепких новосибирских предприятий этот самый Титов своим умом и трудом, за счет собственных капиталовложений, сумел создать свою «республику Вестфалика» – частное предприятие по производству обуви и меховых изделий мирового класса.

…В приемной, над дверью в кабинет генерального директора «Вестфалики», висит огромный экзотический его фотопортрет в заснеженном охотничьем интерьере: Михаил Владимирович возлежит на спинах семерых поверженных волков. Символичная картина!

 Родился Михаил Владимирович Титов 12 марта 1954 года в Усть-Хмелевке Ордынского района, что в Караканском бору. Охоту любил с детства: бор тогда был полон разного зверья, а у парнишки оказался меткий глаз и верная рука.

 Невысокий ростом, он был очень спортивен и вынослив. Никто из пацанов не мог обогнать его на лыжне. Прекрасно учился, товарищи удивлялись, как это у него на все хватает времени: на уроки, работу и серьезное увлечение спортом? Не прибегая к «силовым» методам, всегда был первым среди равных, легко и непринужденно «управляя» ребячьим сообществом.

Ему словно на роду было написано стать комиссаром. По восточному гороскопу Михаил Титов – «лошадь», которой просто положено «преуспевать в политике». Такие люди любят и умеют управлять людьми, схватывать их мысли до того, как они высказаны. При этом они получают удовольствие не только от умственной, но и физической работы, и даже от преодоления рутинных трудностей. Он был просто «обречен» на быстрый карьерный рост.

Так произошло и на самом деле. Успешная служба в Забайкалье. Военная академия в Москве, звание майора и назначение начальником политотдела мотострелковой дивизии в Тирасполе. Следующее место службы – Германия. Но последнее десятилетие двадцатого века переломало судьбы советских граждан. Это время на водоразделе эпох отмечено глобальными политическими катаклизмами. На глазах Титова, офицера группы советских войск в Германской демократической республике, произошел разлом социалистического лагеря. Треснул и рассыпался «Варшавский договор». Пала берлинская стена, а с ней вместе словно растворилась и сама ГДР.

Титову предстояло вернуться уже в другую страну. И в другом качестве. 1991 год – вывод его дивизии из Германии. А у Титова – 20 лет выслуги и право демобилизоваться с пенсией. Он расквартировывает дивизию в Белой Церкви и получает распределение на службу в Николаев. Там у него была квартира, где уже обосновалась семья.

Нужно было принимать присягу. Теперь уже – суверенной Украине. Но Титов дважды не присягает. Написал рапорт и уволился из армии.

Все пришлось начинать заново. Но в той, прошлой жизни он сумел нажить некий социальный, хозяйственный и управленческий опыт да добрых товарищей – деловых партнеров в Германии. Осознанно или нет, Михаил Владимирович многому у них научился: принципам и навыкам ведения дел, корректности в отношениях, умению чувствовать экономическую конъюнктуру, ценить время и деньги.

Теперь эти характеристики укладывались в понятия – бизнес и менеджмент. И Титов решил попробовать себя в коммерческой деятельности. Используя немецкие связи, устроился в одну фирму замом по внешнеэкономической деятельности. В командировках набирался опыта, и дела пошли.

После этого экзамена для самого себя решил вернуться в родной Новосибирск. Переехал один, без семьи. К старшему брату, на раскладушку в двухкомнатной квартире. С этой «позиции» и стартовал, поставив перед собой очень скромную цель – заработать денег на квартиру.

И тут придется вспомнить классический тезис о ружье, висящем в первой картине пьесы на стене. Раз висит – рано или поздно должно выстрелить, обычно в последнем акте. Это к вопросу об охотнике и волках. На фотоснимке и в жизни. Если охотник – не профессия, то – характер. И важная деталь в понимании «феномена» Титова.

Охота для него – не хобби или не дань «великосветской» моде, а естественная составная образа жизни. Как утренняя пробежка километров на десять. Как кипа газет за полночь. Слегка округлившийся с годами, Михаил Владимирович, тем не менее, сохраняет форму и, так сказать, боевую готовность, тренируя по полной программе волю, тело, глаз. И это не просто полезная привычка, но даже … производственная необходимость. Ведь бизнес – не для слабаков. Тем более, российский бизнес первой половины девяностых, когда Титов начинал свое дело.

А начинал он, как и все, с поставок на российский рынок ходового зарубежного товара. Титов тогда арендовал пару комнатенок на улице Мира, но расширялся, постепенно «вытесняя» самого арендатора. Криминал взял его на заметку, – это было начало 90-х. Правоохранительные органы тогда бездействовали. Бесчинствовал рэкет. Бритоголовые фиксатые «качки» с наколками и вывернутыми пальцами ходили «бригадами». По нескольку бригад в день. «Вежливо» предлагали «крышу» под десять процентов. Но не на того нарвались.

В те годы, а может, не только в те, Михаил не выходил из дому без двух пистолетов в обоих карманах. Но их даже не приходилось «предъявлять». Холодный прищур его стально-серых глаз не сулил ничего хорошего. У бывшего комиссара и при деловых разговорах взгляд разведчика: изучающий, цепкий, даже пронзительный. Знакомясь, Титов быстро оценивает собеседника, безошибочно определяет его намерения. «Бывалые» предпочитали больше с ним не встречаться. Кстати, этим «холодным» оружием и уже сложившейся репутацией «крутого» он успешно улаживает отношения и теперь – уже не с черным рэкетом, а с некоторыми чиновниками-«пенкоснимателями».

– Они действуют теми же рэкетирскими методами, – говорит Титов, запугивают. Кто дал слабину, того и «доят». Круговая порука обеспечивает им безнаказанность: я не вижу, где «пасешься» ты, ты не видишь, чем занимаюсь я. У каждого своя «полянка», где они стригут «зелень».

Титов взяток не дает, потому что сам ведет дело чистыми руками. К властьпредержащим в друзья не набивается, в тусовках не участвует, окружает себя надежными, испытанными людьми.

Не секрет, что на «Вестфалике» и во всех ее представительствах в десятках городов России много бывших его сослуживцев, кадровых офицеров. Возможно, этим, среди других причин, и объясняются жесткая дисциплина и порядок на предприятии. Хотя сам Титов отмечает, в первую очередь, другое качество своих коллег:

– Это основательность и системный подход к делу. А порядок в работе – само собой. Вот, например, Анатолий Николаевич Аниткин, мой бывший комполка в Николаеве. Приехал ко мне подзаработать, устроился менеджером да и остался. Сейчас он – директор второй обувной фабрики на улице Станционной. Предприятие работает как часы, везде, даже на территории, – чистота и порядок, летом – цветник.

 Среди «членов штаба» «Вестфалики» только один неармейский офицер – первый заместитель генерального Виталий Николаевич Евсюков, бывший полковник милиции.

– Это мой земляк. Можно сказать, друг детства.

В руководстве предприятием и члены семьи. Сын Антон – заместитель директора. Жена – Лидия Антоновна – в совете директоров. Занимала должность заместителя генерального по маркетингу. Потом возглавила новое подразделение – меховую фабрику. Сестра Раиса командует московским представительством фирмы.

А начинал Титов свое дело один. «Раскрутился» нормально. Спрос на знаменитую «саламандровскую» обувь был высокий, значит, и источник дохода – надежный. Но возник вопрос – а что же дальше? Ну, машина. Ну, более комфортная квартира… и всё?

А тут еще отец, убежденный коммунист, подливал масла в огонь. «Думал ли я, – сокрушался он, – что мои дети станут торгашами. Для этого я вас учил-воспитывал? Свое производство загубили, так зарубежным барахлом торгуете…»

Михаил не обижался, хотя настроение портилось. Он и сам чувствовал, что «длинный рубль» даже в долларовом эквиваленте не внесет в его жизнь ни покоя, ни удовлетворения. «Заедало» и то, что страна униженно заглатывала импортный ширпотреб, «выбрасывая» взамен вместо отечественных товаров – лучших своих специалистов и тем самым подрубая сук, на котором держалась российская экономика. Хотелось доказать отцу, но прежде всего – себе, что не кончились мужики на Руси, не весь вышел «в свисток» дух патриотизма и деловитости.

К началу 1995 года подкопил тысяч двести долларов. И без оглядки на экстремальный экономический климат в России закупил на них импортное оборудование для сборки обуви. Арендовал на НЭВЗе три тысячи квадратных метров разоренных производственных площадей, набрал людей и начал производство.

Затраты окупились быстрее, чем ожидал. На следующий год к сборочным операциям добавились швейные, потом — раскройные. Задумал завершить весь производственный цикл изготовления обуви.

И тут наступили тяжелые времена 97-98-х годов. Беспрецедентная инфляция. Никто ничего не покупает. Оборотные средства «зависли» в товаре. Многие начинающие предприниматели растерялись, обрекая себя на разорение. Титова спасла интуиция, дар экономического предвидения. Сам он это считает чутьем на риск.

Руководитель словно из-под земли появившейся фирмы с загадочным названием в готическом стиле был спокоен и собран. Он точно просчитал «время Ч», когда обескровленную страну накроет «девятый вал» дефолта. Многих он опрокинул. Но не «Вестфалику». К тому времени предприниматель Титов уже провел превентивные меры и «подстелил соломки». Под гарантию честного слова в четырех банках взял кредиты с отсрочкой платежей. На эти средства закупил десятки вагонов оборудования. «Обнулил дебиторку». Собрал из магазинов на свои склады весь нереализованный товар. Оптовикам отпускал продукцию только за «живые» деньги. Даже в отпуск успел сходить до дефолта – в мае, а не как обычно – в разгар лета.

К августу 1998 года, когда состоялась грандиозная афера по девальвации рубля, Титов уже был «на коне». Он приобретает в собственность около ста тысяч квадратных метров бывших заводских площадей. Набирает людей для расчистки, демонтажа разграбленного, искореженного оборудования под новое производство. Но, будучи силен в производственной стратегии, ошибался в тактике. Когда стали разгребать завалы ржавого хлама, стало ясно, что работы – непочатый край. А дорогое оборудование уже стоит во дворах, под первым снегом.

Так и получилось: реконструкция производственных площадей в общем заняла почти полтора года. Все это время директор со своей командой изучали конъюнктуру рынка и разрабатывали концепцию производства. Исходное требование Титов даже не обсуждал: это – диалектический подход к ассортименту. Да, итальянцы шьют красивую обувь, но ведь у них холодов и непогоды столько, сколько у нас, в Сибири, тепла. И предприятие взяло курс на производство обуви сезонов – зима, осень, весна.

Бывая в магазинах, на рынках, удивлялся сначала: обуви – море, а многие женщины уходят без покупок. То голенища узкие, то подъем низковат, то колодка неудобная. Зарубежная обувь, в основном, на тоненькую девичью ножку. А демография сейчас такая, что большинство женщин возраста «за…». Но «бальзаковские» женщины, да и те, кто постарше, стремятся хорошо выглядеть, носить модные сапожки. Только бы по ноге.

Пригласил технологов, проверил свои наблюдения. Оказалось, да, советские стандарты изменены, и больше полноты с индексом «Ш» не существует. Значит, надо разрабатывать свой стандарт.

Готовясь к открытию собственного обувного производства, Титов съездил в Италию, заказал пресс-формы для литья подошвы. Вернулся с двумя сумками образцов и итальянским специалистом. Отлили первый образец. Собрались по этому поводу, стали придумывать имя «первенцу». По традиции типовой модели присваивается женское имя. «А у моей жены сегодня день рождения», – заметил один из причастных к торжеству. «Как зовут жену»? – «Лариса».

Так появилась «Лара» – первая функциональная модель собственной подошвы, которая не скользит, выдержит любой мороз, выдержит весеннюю распутицу и осеннюю грязь. И очень удобна: объемная. Каблук средней высоты. К тому же на пике моды.

Титов собрал руководителей служб обсудить запуск и объем первой партии. Предложил несколько сот пар. Коллеги не поддержали – «не продадим»!

2 мая 1999 года состоялся запуск. Продукция ушла, как говорят, «влет».

В начале декабря 1999 года начала работать обувная фабрика на «Золотой горке», в конце мая следующего года еще одна – на улице Станционной, в Ленинском районе Новосибирска. 7 августа 2001 года «перерезают ленточку» нового подразделения — овчинно-мехового производства, а к началу декабря вступает в строй третья обувная фабрика – на проспекте Дзержинского.

– Успех «Вестфалики», – считает Титов, предопределен установочной концепцией, разработанной на основе анализа экономической, демографической, социальной ситуации в России. Обувь «Вестфалики» по дизайну (качество материалов и работы, материалы, соответствие моде) приближена к лучшей европейской, а цена на нее – по российскому «кошельку».

Предприятие стало работать только с натуральными кожами и самыми технологичными комплектующими. Чтобы как-то удержать цены на доступном уровне, перешли на свою комплектацию и строжайший режим экономии. Не случайно самая высокая зарплата на предприятии – у закройщиц. И не случайно все «отходы» кроя кожи и меха идут в дело. Из них наладили производство комнатной обуви, меховых жилетов, шапок, варежек…

Не будучи обувщиком по образованию, генеральный директор, на удивление специалистов, обучался на ходу. Однажды он поразил технологов, усмотрев ошибку в конструкции модели. Титов не прощает небрежности в работе, на его предприятии недопустим брак, даже просто топтание на месте.

Без финансовой поддержки государства Михаил Владимирович меньше чем за год развернул новое производство. Этого требовала производственная целесообразность. Коль в обувном производстве применяется мех, создали меховое производство. Но ведь мутон можно использовать не только для обуви, но и для одежды. Попробовали – рынок признал. Стали шить изысканные дубленки, рабочую одежду, жилеты, шапки, рукавицы. Набрали специалистов по производству меховых изделий. Получилась фабрика.

А развитие предприятия продолжается. Введены в строй очистные сооружения и газовая котельная. Началась подготовка площадей под самый крупный в России кожевенный завод, которым будет завершено формирование замкнутого многопрофильного производственного цикла по методу безотходной технологии. По уровню специализации и кооперирования предприятие фактически выходит на уровень концерна – с единой управленческой политикой и производственной самостоятельностью звеньев.

Когда Титову, кстати, или нет, пытаются польстить, приписывая успех предприятия исключительно его предпринимательскому таланту, он соглашается лишь отчасти. Мол, «виноват» я только в том, что постарался сделать из «рабочей силы» – сплоченный коллектив.

Действительно, здесь, как в былые советские времена, большая семья с добрыми традициями. Торжественно, с подарками и концертами, отмечают дни рождения бригад и юбилейные даты работников. Поздравляют молодоженов. Помогают людям пережить горе. Возникли финансовые проблемы – пиши заявление на материальную помощь. Хочешь повысить квалификацию – пожалуйста!

По инициативе директора создана профсоюзная организация. Чтобы отстаивать перед хозяином свои права, и вместе с хозяином – права российских товаропроизводителей и отечественный рынок. По красным дням календаря «Вестфалика» дружно, плечом к плечу, выходит на демонстрации, чтобы власти видели рабочий класс и чувствовали его «мускулы».

Возможно, профсоюз и влияет на укрепление трудовой дисциплины, но, возможно, она «устоялась» как бы сама собой. Сегодня на «Вестфалику» даже грузчиком не так-то просто устроиться. Хотя манна там с неба не сыплется и рабочий график плотнее, чем на других предприятиях.

На «Вестфалику» можно водить экскурсантов. Тут есть что посмотреть. Социально-культурный центр с рабочими комнатами для разнообразных занятий, в том числе и с детьми. Тренажерный зал. Библиотека. Где-то там, в недрах, сауна с бассейном. Рабочие кабинеты специалистов оборудованы новейшими компьютерными комплексами. На доске объявлений – приглашения записаться для поездки на базу отдыха. Информация о санаторно-курортных путевках.

Отдых в собственном профилактории в Красном Яре бесплатный, в том числе и для всех членов семьи, санаторные путевки – на паях с работодателем. Половина на половину. Культурные блага – занятия в разнообразных художественных кружках, в том числе и в «Театре моды» для взрослых и детей – тоже за счет предприятия. Как и питание на производстве.

Возрождение гражданского достоинства людей Титов считает производственной необходимостью, ибо затюканный, униженный человек, по его словам, — плохой работник.

Хозяину все это обходится в копеечку, но Михаил Владимирович не внакладе. Потому что цель социальной программы «Вестфалики» – создание стабильного коллектива профессионалов. Чтобы люди приходили, закреплялись, повышали свою квалификацию, приводили сюда родственников и связывали все жизненные планы с этим предприятием.

Кстати, следующая стратегическая фаза развития «Вестфалики», после завершения формирования полного производственного комплекса — реализация программы улучшения условий труда и быта коллектива и жилищное строительство.

Все это имеет прямое отношение к патриотизму и коммунистическим убеждениям создателя «Вестфалики». Не на словах, а на деле. В этом году он с гордостью принял медаль и диплом «Лауреата года», которым его наградила газета «Советская Россия» за ряд выступлений по проблемам контрабанды и возрождения промышленного производства страны. Так что его партбилету «краснеть» не за что.

Да, с Титовым советуется «сам» Зюганов. Бывал на его предприятии, приглашал на форум народно-патриотического союза. Михаил Владимирович использовал эту трибуну, чтобы заострить проблему национальной безопасности России. Но говорил он не о терроризме, а об экономической диверсии – широкомасштабной контрабанде, по сути – товарной интервенции Китая и Турции, дешевый ширпотреб которых преграждает дорогу добротным отечественным товарам, сводя на нет и без того малые возможности для возрождения производства.

Сам Титов был зачинщиком ряда акций протеста против проникновения контрабандных товаров на российский, и, в частности, новосибирский рынок. Считая, что для предстоящей затяжной борьбы надо сплачивать силы, Михаил Владимирович стал инициатором создания союза обувщиков Сибири и Российского обувного союза товаропроизводителей. Руководители предприятий отрасли избрали его председателем комитета по борьбе с контрабандой. И получилось так, что именно директор «Вестфалики» встал во главе борьбы отечественных товаропроизводителей за свой собственный, российский рынок сбыта, за развитие производства конкурентоспособных потребительских товаров.

– В начале января в Москве прошли две международные ярмарки-выставки. Наша коллекция «Весна-2003» имела успех. Но вместо радости лично у меня, – рассказывал Титов, остались горечь и досада. Среди участников выставки отечественных товаропроизводителей было до неприличия мало. Словно мы не у себя дома, а в Италии или Китае. Мы умеем работать, даже оставшиеся предприятия в состоянии наполнить рынок. Хотя за последние десять лет выпуск российской обуви сократился более чем в десять раз.

Мне, кажется, удалось убедить многих коллег и некоторых политиков, в чем истинная причина плачевного положения отечественной экономики. Вот пресса утверждает: проблема в инвестициях, в отсутствии оборотных средств. Это неграмотное суждение. Ведь оборотные средства должны заходить на предприятие с рынка! Нельзя ставить телегу впереди лошади. Государству надо позаботиться о рынке сбыта отечественных товаров и повышении платежеспособности населения. Тогда и инвестиции будут, и оборотные средства найдутся.

А нынешний российский рынок фактически инвестирует зарубежное товарное производство. Даже лучшие отечественные товары чуть ли ни с боем завоевывают себе прилавок. В том числе и «Вестфалики». Хотя сегодня ее продукция пользуется спросом по всей России. Сибирская обувная компания (СОК) «Вестфалика» имеет свои представительства в крупнейших городах страны. В том числе, и в Москве более 140 магазинов, работающих под ее брендом. С прошлого года «Вестфалика» стала экспортировать свой товар. Сегодня это одно из ведущих предприятий легкой промышленности не только в Новосибирске, но и в России. Неслучайно в прошлом году на Международной выставке обуви в Дюссельдорфе было представлено лишь одна российская фирма-производитель этой продукции – СОК «Вестфалика».

Кстати, теперь в Дюссельдорфе работает собственное представительство этого новосибирского предприятия. Таким образом, Титов начал обратный процесс продвижения продукции. Не импортной – к нам, а нашей – за рубеж. Предприниматель надеется, что скоро появится сибирский сапожок и на земле Рейн-Вестфалия. Такое возвращение в Германию своей фирменной маркой тешит его профессиональную гордость и чувство российского патриотизма. 

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 3.8 (8 votes)

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image