Традиции детских археологических кружков Западной Сибири (1920-1990-е годы)

Археологические кружки студентов и школьников существуют почти во всех городах Западной Сибири. Наш город не стал исключением. В настоящее время каждый районный Дом детского и юношеского творчества г. Новосибирска имеет свой археологический кружок.

В одной из своих статей И. К. Ауэрбах6 обобщил опыт и результаты работы со школьниками в г. Красноярске. Это была одна из первых не только описательных, но и аналитических публикаций такого характера. Несомненно, для Западной Сибири Н. К. Ауэрбах был одним из первых профессиональных ученых, сделавший попытку совместить археологию с привлечением детей к исследовательской работе. И эта попытка, необходимо отметить, была удачной, во многом заложив основные принципы работы детских археологических кружков.

Другим западносибирским центром, где в 20-е годы активно велась краеведческая работа и в школах создавались археологические кружки, был г. Омск. В местной печати того времени публиковалось много материалов, посвященных опыту краеведческой работы в школах7. При этом следует подчеркнуть, что изучение археологических памятников тогда было неотъемлемой частью краеведческих исследований и археологические работы проводились именно в рамках этой деятельности. Одним из факторов проявления интереса к краеведческим исследованиям и изучению памятников древности послужила активная деятельность профессионального археолога В. П. Левашовой, сотрудницы Омского краеведческого музея. В осуществлении исследовательских планов Варвары Павловны по обследованию Прииртышья принимали участие и школьники8. По ее инициативе при археологическом отделе музея создается культурно-исторический кружок, члены которого занимались изучением теоретических вопросов и принимали участие в полевых археологических работах. В 1928 г. В. П. Левашовой были проведены показательные раскопки Омской стоянки силами школьного кружка при музее9. По заданию Варвары Павловны некоторые кружковцы принимали участие в самостоятельных археологических разведках, проведение которых приносило реальные результаты — открытие новых памятников. В том же году в школы округа были разосланы инструкции по методике регистрации археологических памятников. Публикация не имела особого резонанса, поскольку существовала определенная “изолированность” археологов-профессионалов от широкой школьной и студенческой аудитории и как следствие этого — нехватка школьных учителей, увлеченных археологией. Однако позже именно эта инструкция стала наиболее известна в регионе, когда начался поиск и учет археологических памятников.

В целом в 20-е годы деятельность ученых-археологов Н. К. Ауэрбаха и В. П. Левашовой привела не только к созданию первых детских археологических кружков в Западной Сибири, но и привнесла в них накопленный опыт исследования древностей, сложившийся еще в начале XX века. Так, А. В. Адрианов в 1902 г. адресовал свое “Наставление по собиранию материалов археологической карты10...” акцизным разъездным надсмотрщикам как представителям административного аппарата, тогда как Н. К. Ауэрбах предназначал свое пособие для более широкого круга краеведов, а В. П. Левашова распространяла свои инструкции уже среди школ. Сильной стороной археологических кружков было создание их профессиональными специалистами-археологами, что обеспечивало высокий предметный и методический уровень работы. Существовала даже практика почетного “кружковства” ведущих археологов того времени в детских археологических организациях. Так, например, почетными членами, археологического кружка, руководимого Н. К. Ауэрбахом, состояли В. А. Городцов, Д. Э. Петри, Г. П. Сосновский, П. П. Хороших, которые существенно пополнили библиотеку кружка.

Во второй половине 30-х годов в связи с сложной обстановкой в стране не только для археологии, но и всей гуманитарной науки упоминаний в литературе о “школьной” археологии в западносибирском регионе почти нет. Отчасти это объясняется и тем, что очень мало профессионалов-археологов тогда работало активно в Сибири. Лишь в архивах Новосибирского областного краеведческого музея можно найти скупые и отрывочные упоминания об археологическом кружке под руководством сотрудника музея Стрелова11, совершившего экскурсию от верховьев р. Берди до ее впадения в р. Обь, целью которой была проверка сведений о наличии здесь городищ и курганов. Исследовательской группой было обнаружено 2 городища, б стоянок и 2 грунтовых кургана. Приведенный пример работы со школьниками в действительности вряд ли был единственным. Сеть западносибирских музеев в 30-е годы заметно расширяется12. Однако, скорее всего, более глобальные проблемы отечественной археологии и музееведения в этот период оттеснили на задний план вопросы исследовательской деятельности школьников. Но все же, как и ранее, музеи являлись центрами, где складывались детские археологические кружки под руководством их штатных или внештатных сотрудников.

О периоде 40-х годов сведений также крайне мало, хотя в восточносибирском регионе известна в это время деятельность усоль-ского краеведа Василия Федоровича Шаманского, геолога и школьного учителя с 40-летним стажем. Он долгие годы сотрудничал с областным краеведческим музеем г. Иркутска, создал музей в г. Усолье-Сибирское. В 40-е и в конце 60-х гг. ему довелось работать вместе с экспедициями А. П. Окладникова, высоко оценившего деятельность В. Ф. Шаманского13. Следует подчеркнуть, что традиции сотрудничества ученых и учителей школ, интересующихся краеведением и археологией, активно развиваются и сегодня.

В 50-е годы, несмотря на решение НОКМа о регулярных археологических исследованиях в Новосибирской области14, известны случаи, когда взрослые, не имевшие открытых листов и достаточных навыков работы с археологическими источниками, привлекали к работе школьников. От этого еще в 20-е годы предостерегала В. П. Левашова15.

Например, в 1959 г. группа школьников Советского района г. Новосибирска под руководством учительницы истории Матасовой во время туристического похода по Колыванскому району около с. Красный Яр пыталась раскопать курган встретившегося им на пути могильника16, приняв его за древнее жилище. Позже полученные материалы были переданы Т. Н. Троицкой, выделившей в окрестностях с. Красный Яр целый комплекс археологических памятников республиканского значения.

Следует подчеркнуть, что пропаганда археологических и краеведческих знаний велась в эти годы параллельно с активизацией занятий туризмом в стране. В нашей области это нашло отражение в публикации Б. С. Семенова, где упоминалось, что в Кудряшевском бору, как одной из ближайших территорий для местного туризма, имеются археологические памятники17.

Т. Н. Троицкая, приступив с конца 50-х годов к первым постоянным раскопкам в Новосибирском Приобье, привлекала к ним не только студентов НГПИ, но и школьных учителей вместе с их детскими коллективами. Так, учитель истории И. О. Шумихин с кружковцами-археологами с. Ново-Бибеево обследовал 2 городища, заложив там шурфы. Позже Т. Н. Троицкой на основании полученных сведений на этих памятниках были проведены рекогносцировочные работы18. В этот период в полевых условиях продолжает использоваться такая форма работы, как археологическая экскурсия. В свое время экскурсии активно использовались в музейной работе и экспедициях В. П. Левашовой в Омске. М. П. Грязнов, проводя широкомасштабные археологические работы в зоне затопления Новосибирской ГЭС19, также организовывал экскурсии для местных школьников на территории исследуемых памятников. В настоящее время возможности этой формы работы руководителями кружков далеко не всегда используются в полной мере, а иногда ее вообще не принимают во внимание, что, на наш взгляд, не оправданно.

Популяризация археолого-краеведческой работы в 50-х годах отчасти отражена и в специальных изданиях. Именно тогда Омский областной краеведческий музей выпустил руководство “Школьные экскурсии и походы по родному краю”20 с примерным планом работы краеведческих кружков различного профиля, в том числе и исторической секции, изучающей памятники древней истории. Это издание является одним из первых региональных обобщений опыта работы и систематизации краеведческого материала. Педагог, собирающийся организовать детскую экспедицию, прочитав руководство, мог найти ответы на многие организационно-методические вопросы, выбрать понравившийся маршрут для экскурсии или похода, отобрать для работы соответствующие опросники и памятки. Из них особо хочется отметить следующие: “Как изучать археологические памятники”, “Как производить археологические наблюдения”. Продуман каждый пункт памяток, руководство своими рекомендациями предостерегает краеведов о возможности уничтожения древних памятников при неправильном отношении к ним.

Существенная стабилизация интереса к “школьной” археологии отмечается с начала 60-х годов. Для г. Новосибирска безусловной причиной такого явления были археологическое обследование области, проведенное Т. Н. Троицкой, и деятельность возглавляемого ею студенческого археологического кружка НГПИ21. Многие выпускники исторического факультета, начавшие заниматься археологией у Татьяны Николаевны, закончив вуз и работая в школах, не расстались с увлечением археологией, привлекая своих учеников к полевым исследованиям. Школьные кружки, возникающие в Новосибирской области, во многом повторяли традиции студенческого археологического кружка. Некоторые студенты в этот период имели уже открытые листы на самостоятельное проведение археологических работ. В эти годы археологические кружки — явление далеко не единичное. Занятия с детьми приобретают системный характер, разрабатываются теоретические и практические темы, многие руководители привлекают детей не только к раскопкам, но и обработке полевых материалов. Кружковцы занимаются реферативной работой, выступая перед детскими аудиториями с подготовленными докладами и сообщениями. Студенческий археологический кружок НГПИ в это время начинает работу по координации деятельности школьных кружков города и области, утверждению учебных планов22, помогает разрабатывать методику проведения наиболее сложных занятий. Такая форма сотрудничества была наиболее приемлемой, поскольку школьные кружки города и области возглавляли активные кружковцы НГПИ. В это же время поддерживались связи с областной станцией туристов, сельскими школами. Например, на территории Колыванского района существовало два заочных археологических кружка. Таким образом, начиная с 60-х годов, складывается разветвленная сеть школьных кружков. Многие студенты тех лет в настоящее время известны в Сибири и за ее пределами как талантливые ученые. Это В. И. Молодин, В. И. Соболев, В. А. Дремов и др.

Именно в 60-е годы работа специалистов в области археологии с детьми становится стабильной, развивается по восходящей. Тогда же появляются работы23, посвященные деятельности коллективов юных археологов. Особенно интересен опыт работы учителя из г. Прокопьевска М. П. Елькина, активно занимающегося археологией вместе с детьми со второй половины 50-х годов. Им был создан не только археологический кружок, но и один из первых стационарных музеев с археологической экспозицией и камеральной детской лабораторией для обработки полученных материалов. М. Г. Елькин и его школьники долгие годы сотрудничали с профессиональным археологом А. И. Мартыновым24. Опыт работы Заслуженного учителя РСФСР М. Г. Елькина имел уже тогда всесоюзное значение и был обобщен Д. В. Коцюбой25. Для Кузбасса в эти годы школьные археологические кружки были далеко не единичными26.

В школах Новосибирской области так же активно поддерживались связи с профессиональными археологами. Так, в Листвянской средней школе Черепановского района в 1966 г. создается краеведческий музей, работа которого особенно активизируется после поездок в археологические экспедиции в составе отряда НГПИ под руководством Т. И. Троицкой27. В дальнейшем практика создания археологических музеев в кружках становится почти повсеместной.

Спустя два десятилетия существующая методика работы с детьми пополнилась новыми методами. Многие руководители, не имеющие открытых листов, продолжали активно вывозить свои детские коллективы с экспедиционными отрядами НГПИ и ИИФиФ СО АН СССР. Одним из таких руководителей был Н. И. Мартынов, учитель г. Куйбышева Новосибирской области, сотрудничавший на протяжении нескольких лет с В. И. Молодиным и Н. В. Полосьмак при исследовании археологических памятников Барабинской лесостепи28. Им был создан замечательный школьный музей, известный не только в районе, но и в области. Свою увлеченность археологией Н. И. Мартынов привил многим своим ученикам, одним из которых является В. Б. Малиновский, работающий в настоящее время в НГПУ.

Не один сезон с Вячеславом Ивановичем Молодиным провели учащиеся Черновской и Кыштовской средних школ вместе со своими учителями, выпускниками ИФ НГПИ А. И. Липатовым и Н. Я. Нечепуренко29. Такое сотрудничество, несомненно, имело определенное значение для исследования археологических памятников одного из удаленных и труднодоступных районов нашей области.

Многим юным археологам довелось в этот период работать на одном и том же объекте в течение целого ряда полевых сезонов и наблюдать древний памятник в различных состояниях его изученности. Так, Евгений Алексеевич Сидоров на протяжении нескольких летних сезонов вывозил археологические кружки научного общества учащихся “Сибирь” городского Дворца пионеров (ныне НГЦТУ “Юниор”) на поселение эпохи поздней бронзы около с. Милованово. Евгений Алексеевич одним из первых в нашем городе предпринял попытку создания детского археологического лагеря. В некоторые полевые сезоны детский коллектив насчитывал не один десяток юных исследователей. Несмотря на сложную полевую методику работ на поселенческом комплексе и большое число детей с разным уровнем умений и навыков, исследования велись достаточно стабильно и четко. Организация досуга и отдыха включала игры, праздники, аукционы, соревнования. Евгений Алексеевич вместе с детьми занимался и проблемами экспериментальной археологии, продолжив начинания конца 60-х годов30. Он существенно расширил тематику занятий и перенес их практическое проведение в полевые условия, параллельно с проведением археологических раскопок.

Традиции, заложенные Е. А. Сидоровым, продолжили в дальнейшем его ученики. Так, С. Г. Росляков, закончив ГФ НГУ, вернулся в городской Дом пионеров в качестве руководителя археологических кружков. Сергей Георгиевич ведет работу археологической секции НОУ г. Новосибирска, много лет возглавляет археологическую делегацию НГЦТУ “Юниор” на школьные конференции Западно-Сибирского региона. С. Г. Росляковым и его воспитанниками было продолжено проведение некоторых полевых экспериментов по реконструкции технологии древнейших производств. В настоящее время руководителями археологических кружков НГЦТУ ведется переэкспозиция музея, созданного в свое время Е. А. Сидоровым.

В начале 80-х годов существующие в городе археологические кружки школьников и археологическая секция НОУ объединились в _дклуб юных археологов при НГПН31. Это стало возможным, поскольку студенческий археологический кружок под руководством Т. Н. Троицкой воспитал к тому времени много талант_e8вых педагогов, искренне увлеченных археологией. Умение самостоятельно вести исследовательскую работу, владение методикой полевых исследований позволили руководителям археологических кружков наладить учебный процесс в зимнее время и в экспедиционных условиях. Среди них следует отметить В, Д. Романцову, Н. А. Рубижанскую, Т. Н. Клюнкову, Г. И. Галямину, Л. И. Петрову, А. А. Адамова, А. В. Новикова. В первой половине 80-х гг. в Венгеровском районе нашей области при активном участии А. В. Нескорова, выпускника НГПИ, сотрудничавшего с экспедиционным отрядом В. И. Молодина, был создан районный краеведческий музей. Большую часть его экспозиции составили археологические материалы, полученные А. В. Нескоровым при раскопках могильника Старый Сад. Алексей Васильевич несколько полевых сезонов проводил археологические экспедиции в рамках летнего трудового лагеря учащихся. Позже М. А. Чемякиной в Советском районе г. Новосибирска был создан краеведческий музей на базе Дома пионеров, где археологическая экспозиция была также сформирована на основе материалов, полученных в ходе проведения детских экспедиций.

К концу 80-х — началу 90-х годов заметно активизировалась деятельность кружковцев и их руководителей на региональном и всероссийском уровне. Регулярные конференции НОУ, отделившиеся от региональных и городских студенческих конференций, стали более работоспособными и “уверенными в себе”. Ежегодные археологические конференции различного уровня способствовали конкурсному отбору работ юных исследователей, лучшие из которых рекомендовались к печати32. Традиционным для города стал юношеский полевой археологический семинар (ЮПАС), проводимый ежегодно объединением “ИКАР” под руководством автора. Такая форма работы позволяет познакомить детей и руководителей археологических кружков города с основными итогами полевого сезона, своевременно начать камеральную обработку полученного материала, а также выбрать темы сообщений на региональные и городские конференции. Кроме того, в Новосибирске прошли два семинара руководителей археологических кружков Западно-Сибирского региона и сопредельных территорий, позволивших обсудить наиболее значимые проблемы и обменяться опытом работы. Материалы последнего такого семинара, прошедшего в декабре 1988 года, были проанализированы и изданы33. В большинстве статей сборника рассмотрены организационно-методические аспекты работы детских археологических кружков. Особое внимание привлекает статья А. М. Буровского, рассматривающего взаимовлияние археологии и педагогики. Автор предлагает ввести новый термин “педагогическая археология”, что, несомненно, очень актуально и требует дальнейшего обсуждения34. Поднятые на семинаре проблемы выявили большую заинтересованность собравшихся в подобных методических мероприятиях.

Начало 90-х годов приятно порадовало выходом в свет большого количества специальной и методической литературы по проблемам школьной археологии, изданной в Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Омске35. Министерство народного образования, объявив в 1991 г. конкурс авторских программ, подтолкнуло педагогов дополнительного школьного образования к систематизации наработанного материала и написанию авторских программ, в том числе и по археолого-краеведческой тематике. Определенное значение сыграл аналогичный конкурс в городе Новосибирске в 1992 г.36. По итогам конкурса лучшие авторские программы были опубликованы. Издание методической литературы представляется особенно необходимым сейчас, когда увеличивается количество детских археологических кружков по Западно-Сибирскому региону в целом и возникает потребность обмена методическим опытом и знакомства с наиболее систематизированными и удачными разработками. Немаловажную роль в настоящих условиях играет объединение усилий руководителей археолого-краеведческих внешкольных и школьных кружков, клубов в решении образовательных и воспитательных задач. Одним из направлений такой работы является межрегиональное сотрудничество. В качестве одного из примеров можно привести взаимодействие на протяжении нескольких лет объединения “Икар” под руководством автора и клуба старшеклассников “Археос” г. Красноярска-26, возглавляемого учителем Б. А. Поповым. Совместные работы велись в одном из богатейших археологических микрорайонов Сибири — участке Минусинской котловины под Тагарским островом. У г. Минусинска в течение экспедиционного сезона был создан большой археологический лагерь, где разместились представители детских исследовательских отрядов из Новосибирска, Красноярска-26 и с. Шушенское37. По результатам работ снят учебный видеофильм, который по окончании полевого сезона активно использовался на занятиях. Весной 1992, 1993 гг. в Красноярске-26 были проведены практические семинары археологов-старшеклассников, итогом последнего стала съемка учебного видеофильма по детской экспериментальной археологии в рамках тематики “Кочевники эпохи раннего железа”. В 1994 г. фильм демонстрировался в программе заявленного конкурса на региональной школьной археологической конференции в г. Красноярске.

Еще одним примером сотрудничества является привлечение к полевым работам в 1993 г. небольшого археологического отряда детей школы № 41 г. Барнаула под руководством учителя истории Л. А. Царевой. По результатам обработки экспедиционных материалов были подготовлены совместные доклады и сообщения. Другим направлением межрегионального сотрудничества является совместная деятельность по подготовке публикаций методического характера, что было осуществлено объединением “Икар” совместно с археологическим клубом “Антропос” г. Красноярска, возглавляемым П. В. Мандрыкой38.

С каждым годом растут популярность и масштабы детских археологических лагерей, которые на протяжении последних полевых сезонов разворачиваются в различных районах Красноярского края, Тюменской, Иркутской областях. В нашей области, несмотря на существование большого количества детских археологических коллективов, общие летние археологические лагеря пока не организуются. Причиной тому является ряд объективных финансовых и организационных трудностей, а также традиционность работы конкретных археологических кружков с определенным исследователем.

Спецификой настоящего времени является то, что в крупных городах кружки, перерастая в клубы, центры, объединения, иногда приобретают узкопрофильную специализацию, в частности, связанную с экспериментальной археологией. На протяжении нескольких последних лет ряд кружков нашего города активно осваивает экспериментальную археологию путем реконструкции технологии различных древнейших производств. К ним, несомненно, относится один из кружков объединения “Икар” под руководством к. и. н. А. П. Бородовского, кружок Кировского ДДиЮТ под руководством Н. В. Свиридовой. Эпизодически экспериментальные работы продолжаются в НГЦТУ “Юниор” и объединении “Каракан”, известном по многочисленным публикациям в местной прессе39. Однако подход к проблемам экспериментальной археологии в различных организациях имеет существенные отличия. Так, в Новосибирске четко наметились две основные тенденции проведения занятий с детьми экспериментальной археологией. Так, “Караканом” было избрано демонстрационное направление, которое не требует специальной предварительной подготовки ребят для проведения полевого сезона. Отчасти поэтому набор в летний лагерь “Каракан” осуществляется путем объявлений через местную прессу с приглашением всех желающих. В объединении “Икар” при проведении экспериментальных разработок с детьми прежде всего учитывается их реальная научная результативность. Перед полевым сезоном основные участники работ должны пройти специальную теоретическую и практическую подготовку, а в полевых условиях участвовать в эксперименте40.

Перспективным полем деятельности сегодняшних археологических кружков продолжает оставаться создание музейных экспозиций. Эта давняя традиция на протяжении последних 20 лет имеет в Западной Сибири определенные достижения. В качестве одного из ярких примеров следует отметить замечательный музей при школе № 104 пригорода Красноярска, созданный Е. С. Аннинским и его многочисленными учениками. Работа по созданию музея началась в 1968 г. С тех пор Евгений Сергеевич каждый год отправлялся с кружковцами в археологические экспедиции, обследуя разрушающиеся берега Красноярского водохранилища41. На основе собранного материала была создана очень представительная археологическая экспозиция, охватывающая практически все известные древние эпохи и соответствующие им хозяйственные занятия. Музей является прекрасной базой для проведения учебных занятий и экскурсий не только для школьников, но и для широкого круга населения. Материалы, собранные в музее Е. С. Аннинского, также представляют интерес для профессиональных археологов и нуждаются в каталогизации. Работа в этом направлении ведется в объединении “Икар”. Прежде чем передать на постоянное хранение в академические структуры коллекции предметов из тагарских памятников по раскопкам у г. Минусинска, кружковцами составляется подробный и развернутый каталог находок.

Особо хочется отметить такое направление работы, как тема

Подводя итоги, можно однозначно признать, что Западно-Сибирский регион имеет давние и разнообразные традиции в работе детских археологических кружков, которые с каждым десятилетием пополняются новым опытом. В этом направлении на сегодняшний день достигнуты значительные результаты, что прежде всего выражается в методической преемственности работы с детьми, заложенной еще в далекие 20-е годы. Основой успеха подобной деятельности является целый ряд факторов, один из них — высокий профессионализм тех, кто этим занимается.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Буровский А. Б. Н. К. Ауэрбах — наследие научное и социальное.//Проблемы археологии, этнографии, истории и краеведения Приенисейского края. Красноярск, 1992. С. 6, 7.

2 Ауэрбах Н. К. Археологический кружок им. И. Т. Савенкова в г. Красноярске.//Сибирский педагогический журнал. 1924—1926 гг. С. 78.

3 Ауэрбах Н. К. Археология: Программа-инструкция для краеведов. Новосибирск, 1929. С. 1—21; Сосновский Г. П., Ауэрбах Н. К. Краткая программа для сбора сведений по доисторической археологии. Красноярск, 1925. 20 с.

4 Бородовский А. П., Бородовская Е. Л. Экспериментальная археология с детьми: Авторская программа//Методические рекомендации для руководителей археологических объединений. Красноярск, 1993. С. 62.

5 Смирнова В. Б. Воспоминания о Николае Константиновиче Ауэрбахе. //Проблемы археологии, этнографии, истории и краеведения Приенисейского края. Красноярск, 1992. С. 11.

6 Ауэрбах Н. К. Археологический кружок... С. 78, 79.

7 Ботникова Т. Ф. Вопросы школьного краеведения в омских периодических изданиях в 1920-х гг.//Областная научно-практическая конференция, посвященная 275-летию г. Омска. Омск, 1991. С. 133—137.

8 Коников Б. А. В. П. Левашова — археолог Омского краеведческого музея//Областная научно-практическая конференция, посвященная 275летию г. Омска. Омск, 1991. С. 112.

9 Коников Б. А. Указ. соч. С. 112.

10 Адрианов А. В. Наставление к собиранию материала для археологической карты Енисейской губернии акцизным разъездным надсмотрщикам. Красноярск, 1902. С. 1—10.

11 Архив Новосибирской области, д. 1813, ед. хр. 4, с. 1. Автор искренне признателен И. В. Сальниковой за возможность ознакомления с данными материалами.

12 Матющенко В. И. История археологических исследований Сибири (до конца 1930-х годов). Омск, 1992. С. 89.

13 Бабкина Е. Археологическая деятельность усольского краеведа В. Ф. Шаманского //Палеоэтнология Сибири: Тезисы докладов на XXX региональной студенческой конференции 29—31 марта 1990 г. Иркутск, 1990. С. 166.

14 Троицкая Т. Н. Археологические работы в Новосибирской области летом 1957 г.//Известия Новосибирского отдела географического общества СССР. 1958. Вып. 3. С. 148.

15 Коников Б. А. Указ соч. С. 113.

16 См.: Архив Новосибирского областного краеведческого музея (отчет Т. Н. Троицкой о работах Новосибирской археологической экспедиции в 1959 г.); Троицкая Т. Н., Молодин В. И., Соболев В. И. Археологическая карта Новосибирской области. Новосибирск, 1980. С. 54.

17 Семенов Б. С. По реке Уень Новосибирской области. Новосибирск, 1950.

18 См.: Архив НОКМа (отчет Т. Н. Троицкой о работах НАЭ в 1959 г.).

19 См.: Архив НОКМа (отчет М. П. Грязнова о работах в Приобье в 1953 г.).

20 Школьные экскурсии и походы по родному краю. Омск, 1958. С. 158, 159.

21 Троицкая Т. Н. О работе студенческих археологических кружков в педагогических институтах//Советская археология. 1963. № 4. С. 291.

22 Там же. С. 291.

23 Романцова В. Д. Археологический кружок в школе//Вопросы археологии Сибири: Научные труды НГПИ. Новосибирск, 1972. Вып. 38. С. 79—87.

24 Кулемзин А. М., Бородкин Ю. М. Археологические памятники Кемеровской области. Кемерово, 1989. С. 10—11.

25 Коцюба Д. В. Краеведение и воспитание учащихся. М., 1965.

26 Мартынова Г. С. Археология в школе//Известия лаборатории археологических исследований Кемеровского пединститута. Кемерово, 1967. Вып. 1. С. 60—65.

27 Никитин Б. И. Из опыта работы школьной археологической экспедиции//Вопросы археологии Сибири: Научные труды НГПИ. Новосибирск, 1972. Вьш, 38. С. 97—100.

28 Полосьмак Н. В. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск, 1987. С. 4.

29 Молодин В. И. Кыштовский могильник. Новосибирск, 1979. С. 8.

30 Романцова В. Д. Указ соч. С. 83.

31 Троицкая Т. Н. Полевая археологическая практика и научный кружок в подготовке будущего учителя к краеведческой работе. Новосибирск, 1980. С. 9.

32 Рыбников М. Моделирование процесса обучения при изготовлении наконечников стрел; Никонов Д. Комплекс изображений в урочище Суханиха на Среднем Енисее//Сборник материалов конкурса творческих работ учащихся. Троицк, 1992. С. 66—73.

33 Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск, 1990. 62 с.

34 Буровский А. М. Предмет и проблемы “педагогической археологии”. // Вопросы методики работы школьных археологических кружков. Новосибирск, 1990. С. 26—32.

35 Методические рекомендации руководителю школьного археологического кружка / Сост. В. В. Алтухов. Иркутск, 1991. 21 с.;

Методические рекомендации по фиксации и сбору подъемного археологического материала / Сост. В. В. Алтухов. Иркутск, 1991. 24 с.;

Техника безопасности в археологической экспедиции, лагере, разведке / Сост. В. В. Алтухов. Иркутск, 1991. 20 с.; Бородовская Е. Л., Бородовский А. П. Авторская программа “Икар” (история, краеведение, археология). Новосибирск, 1993. Вып. 1. 58 с.; Бородовский А. П., Бородовская Е. Л. Авторская программа “Детская экспериментальная археология (ЭКСАР) с методическими материалами и рекомендациями”. Новосибирск, 1993. Вып. 2. 84 с.; Бородовская Е. Л., Бородовский А. П. Авторская программа: История, краеведение, археология в летнем лагере. Новосибирск, 1993. Вып. 3. 49 с.: Мандрыка П. В., Бородовский А. П., Бородовская Е. Л. Методические рекомендации для руководителей археологических объединений. Красноярск, 1993. 100 с.; Словарь археологических терминов / Сост. Б. А. Коников. Омск, 1993. 30 с.

36 Молодость Сибири. Новосибирск, 1993. № 25. С. 2.

37 Бородовский А. П., Бородовская Е. Л. Предварительные итоги раскопок тагарских памятников в зоне новостроек под г. Минусинск. // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Горно-Алтайск, 1992. С. 63, 64.

38 Методические рекомендации для руководителей археологических объединений. Красноярск, 1993. 100 с.

39 Афанасьева Т. Вот стану я неандертальцем//Ведомости. Новосибирск. 1992, 9—15 мая; Вечерний Новосибирск. 1991. 27 марта.

40 Бородовский А. П., Бородовская Е. Л. Авторская программа “Детская экспериментальная археология” С. 1—84.

41 Аннинский Е. С. О разведке и сборе археологического материала в акватории Красноярского водохранилища учащимися школы № 41 //Палеоэтнология Сибири. Иркутск, 1990. С. 80.

Е.Л. БОРОДОВСКАЯ

(Дом детского и юношеского творчества им. В. Дубинина)

 

категория: 
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image