лит-ра тувинского народа (самоназвание - тыва, устаревшее - сойоты, урянхайцы, таину). Развивается на тувинском, рус., монгольском и др. яз. (относится к уйгурской группе тюркских яз.). Письменность на ос-нове рус. алфавита.
Возникновению тувинской лит-ры предшествовало устное нар. творчество. Фольклор представлен песнями, мифами, легендами, преданиями, сказками (тоолдар), героич. сказаниями (маадырлыг тооолдар), загадками, пословицами и поговорками. В них сочетаются лиризм, образность с глубокой эмоциональностью. Эти свойства оказали влияние на письменную поэзию и во многом обусловили ее нац. специфику. Особую роль в формировании нац. эстетич. идеала сыграли историч. и героич. песни, в которых отражены патриотизм и свободолюбие народа. Сохранились эпич. сказания тувинцев. До нас дошли варианты эпоса «Кезер-Чингис». Нар. легенды, мотивы и сюжеты преданий, сказок, легли в основу тувинской прозы и сыграли значит. роль в ее становлении. Жанры фольклора бытуют поныне и нередко используются сказителями и певцами для отображения совр. жизни. Первыми собирателями нар. творчества были рус. ученые XIX в. В.В. Радлов, Г.Н. Потанин и др. Систематическое изучение тувинского фольклора началось с 1945, после открытия сектора лит-ры и фольклора в Тувинском НИИ яз., лит-ры и истории.
В нач. 1920-х делались попытки создания письменности на тувинском яз., но безуспешно. Нац. письменность появилась в 1930 (на основе латиницы); с 1941 - на основе рус. графики. Но истоки письменности и лит-ры тувинцев уходят в глубь веков. Они начинаются с текстов на древних памятниках-камнях, высеченных с помощью древнетюркского рунического алфавита, который был распространен в VII - XII вв. на территории совр. Тувы.
На протяжении веков тувинские племена находились на стыке трех цивилизаций - китайской, монгольской и тибетской, что наложило отпечаток на развитие культуры и лит-ры тувинцев. В различные периоды истории Тува входила в состав Уйгурского и Тюркского каганатов (V - IX вв.), государства древних киргизов (IX - XII вв.), была под управлением монгольской династии Юань (XIII - XIV вв.), под властью Алтын-ханов и Джунгарии (XIV -XVIII вв.), Маньчжурской династии, правившей Китаем (1857 - 1911). В 1914 Урянхайский край (одно из названий Тувы в прошлом) был принят под протекторат России. Эти обстоятельства оказали влияние на формирование письменности и развитие лит-ры.
Столетиями тувинцы использовали монгольский и тибетский алфавиты. Впервые организованное в 1926 книгопечатание осуществлено на старописьменном монгольском яз.: кн. в осн. предназначались для официального делопроизводства. Пытались создавать и худ. произведения. В 1926 начал выходить ж. «Хувисгалт арат» («Революционный арат») на монгольском яз., где под псев. Коммунист появилась поэма неизвестного автора «Обозрим прошлое и настоящее». В 1930 начала выходить газ. «Тыва аратын шыны» («Правда тувинского арата»), где начинающие поэты рассказывали о жизни народа, воспевали новую действительность. Тогда же появляются и первые произведения тувинской драматургии: пьесы коллективных авторов, а также агитпьесы А. Пальмбаха - «Обезвредим противников колхозов» (1931), «Женщина» С. Тока (1935), «Не забудет джута» В. Кок-оола (1935) и др.
Основоположниками Т. л. стали В. Кок-оол, С. Сарыг-оол, С. Пюр-бо, С. Тока, О. Саган-оол, Б. Ховен-мей и др. Их пьесы, стихи, повести, рассказы, позже - романы закрепили в Туве феномен лит. творчества и создали основу тувинского лит. яз. Способствовал этому изд. с 1946 лит.-худ. альманах «Улуг-Хем».
С нач. 1940-х в тувинской поэзии интенсивно развиваются эпич. формы: поэма, баллада, лирич. циклы. Их авторы поднимали глубокие пласты нар. жизни, открывали новые черты нац. х-ра. Одной из вершин тувинской лит-ры является поэма С. Пюр-бю «Чечек» (1941) - первое крупное произведение, рисующее быт и нравы старой Тувы, борьбу аратов с феодалами. Прошлое народа, судьба тувинской женщины показаны в поэмах Ю. Кюнзегеша, С. Сарыг-оола и др. Новые мотивы в совр. тувинскую поэзию вносят А. Даржай, А. Ховалыг, А. Хертек и др. В основе творчества многих тувинских поэтов (О. Сувакпита, В. Серен-оола, Олчей-оола, Черлиг-оола и др.) лежат нац. мифология и фольклор. Со временем тувинская поэзия обогащается новыми жанровыми формами и разновидностями стиха: повесть в стихах, сонет, стихи в прозе и т. д.
Тувинская проза представлена жанрами рассказа (чечен чугаа), очерка, повести (тоожу) и романа. Зарождение тувинской прозы связано с появлением в 1931 первого сб. очерков «Разбили цепи», куда вошли произведения С. Тока, О. Тан-чая, Шагдыр-Суруна и др. Прозаич. произведения тувинских писателей в 1940-х, охватывая все новые жиз-ненные явления, отличались острой постановкой злободневных проблем, психологизмом х-ров, что хорошо видно в повестях и рассказах этого периода С. Сарыг-оола, С. Тока, С. Сурун-оола и др.
1970-е ознаменованы появлением тувинского романа. Значит. произведениями тувинской лит-ры стали романы-эпопеи К. Кудажи под общим названием «Улуг-Хем неугомонный» (1973 - 1989), трилогия М. Кенин-Лопсана «Юрта табунщика» (1984 - 1992). С романами на историч. и историко-рев. тему выступили С. Тока в трилогии «Слово арата» (1951 - 1964), К. Кудажи в трилогии «Тихий уголок (1961 - 1983). Морально-нравственную проблематику раскрывают повести, романы о современниках О. Саган-оола, С. Сюрюн-оола, Э. Донгака. Картину жанрового многообразия тувинской прозы дополняют рассказы и новеллы В. Монгуша, М. Доржу и др.
В развитие тувинской детской лит-ры свой вклад внесли кн. для чтения «Учиться», «Наша работа» и др. Среди авторов произведений для детей С. Сарыг-оол, О. Сувакпит, Е. Танова, Л. Чадамба и др.
Возникновение тувинской драма-тургии связано с деятельностью ре-жиссера и актера В. Кок-оола (1906 - 1980), автора социально-бытовых драм. Его пьесы остросюжетны, сценичны, богаты бытовыми деталя-ми. Кроме пьес В. Кок-оола, в 1935 вышли пьесы С. Тока, С. Пюр-бю. С. Сарыг-оола и др., в которых утверждалась новая жизнь, разоблачались и высмеивались феодально-патриархальные обычаи. Острота конфликта в этих пьесах, внимание к проблемам современности сочетается с поэтичностью и глубиной разработки х-ров. По сценарию О. Саган-оола и С. Сарыг-оола был создан первый тувинский фильм «Люди голубых рек» (1958). Позднее они написали сценарии к фильмам «Двадцать шагов к солнцу» (1964) и «Тува на перекрестке времен» (1970).
С 1937 в переводах на тувинский яз. стали выходить произведения народов СССР и зарубежных стран. В том же году к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина появились «Избранные произведения» поэта в переводах тувинских поэтов. Многие произведения тувинской лит-ры также переведены и переводятся на разные яз. мира.
В 1990-х происходит обновление худ. средств поэзии: расширение образного строя, отказ от канонизированных форм нар. поэзии и выбор новых ритмич. основ. За пределами Тувы становится широко известно творчество двуяз. поэта Э. Мижита, отличающегося худ. само-бытностью, глубоким проникнове-нием во внутренний мир лирич. ге-роя, осмыслением философских проблем.
Русскояз. лит. Тувы представлена историч. повестями М. Пахомова, балладами и поэмами С. Козловой, лирикой А. Емельянова, Е. Антуфьева, Г. Принцевой, прозой В. Бузыкаева и др. и является составной частью лит. процесса Тувы. Со второй пол. 1980-х в ж. «Улуг-Хем» публ. стихи тувинских авторов из Монголии. Один из них Ч. Галсан - известный в Европе писатель, пишущий на немецком и монгольском яз., автор более 20 романов, ряда поэтич. сб. Его произведения знакомят читателей с историей, культурой, фольклором, жизнью алтайцев и тувинцев.
Изучение тувинской истории и лит-ры сосредоточено в Ин-те гуманитарных исследований Тувы. Здесь выпускаются «Ученые записки», где печ. материалы по различ. проблемам тувинской лит-ры. А основы тувинского литературоведения были заложены в кон. 1930-х статьями О. Саган-оола, С. Пюр-бю, С. Самба-Люндупа и др. Во второй половине XX в. появился ряд фундаментальных исследований по истории и проблемам сов. тувинской лит-ры.
Лит.: Краткий очерк тувинской литературы. - Кызыл, 1953; Тувинская литера-тура. Краткая история. Там же, 1964; Тувинская проза. - Там же, 1968; Куулар Д. Тувинская поэзия. - Там же, 1970; Краткая история тувинской советской литературы. Там же, 1975; Устное народное творчество тувинского народа. Там же, 1976; Писатели Тувы. Биобиблиогр. справочник. Кызыл, 1982; Сам-дан 3. От фольклора к литературе. Там же, 1987; Он же. Лики тувинской словесности. В 3 ч. (на рус. и тувинском яз.). Кызыл, 2001; Комбу С. при участии Орус-оол. Тувинская литература. // Литературы народов России. XX век. Словарь. М., 2005; Донгак У.А. Тувинское стихосложение. Кызыл, 2006.