Улица Большевистская

Я живу на улице Большевистской со дня своего рождения. Эта улица моего детства, улица, на которой росли мои родители, мои одноклассники. У улиц, как и у людей своя неповторимая судьба. Сегодня никто  точно не  может сказать, сколько же лет нашей улице. За время своего существования она сменила несколько названий: Трактовая, Будаговская и так далее. У  Большевистской большое историческое прошлое: это одна из первых улиц будущего города Новониколаевска (Новосибирска). Еще не появилась мысль о строительстве железнодорожного моста, который сыграл важную роль в судьбе нашего города, а от устья реки Каменки уже шел тракт до Барнаула, по нынешней улице Большевистской.

Оказывается ,более 120 лет назад наша улица уже существовала, называлась она тогда «Трактовая» В конце XIX века в Приобье из Петербурга приходит весть о строительстве рельсового пути через Сибирь. Кто же были первыми поселенцами улицы «Трактовой»? Это были переселенцы из центральных районов России, беглые крестьяне, каторжники и жители из ближних сел Сибири.

В 1892 году началась подготовка строительства железнодорожного моста через реку Обь. Непосредственно руководство строительства моста осуществлял Георгий Моисеевич Будагов.

 20 июля 1893 началась закладка моста через реку Обь. В это время была открыта первая школа будущего города Новониколаевска, которая называлась Будаговской, и основателем ее был инженер-строитель моста Г.М. Будагов. А так как это здание находилось в начале улицы, то постепенно название «Трактовая» забылось, а название «Будаговская» закрепилось, такое название улица носила около 12 лет. Средства для строительства школы были собраны родителями учеников, строителями моста.  В основном школа содержалась на средства Будагова Г.М. Это было деревянное одноэтажное здание, построенное буквой «Г». С одной стороны жили инженеры, строители моста и учителя школы, а в другой проводились занятия школьников, а вечерами здесь проходили чтения для рабочих строителей моста. Здесь же был организован хор и драматический кружок. Ставились пьесы Островского, Гоголя и даже была поставлена Опера «Иван Сусанин». Средства, собранные со спектаклей ,шли на содержание школы. Это был единственные очаг культуры в поселке Гусевка, который позже назвали Новая деревня, затем «Александровский », в честь правящего в то время царя Александра III, в 1903 году – город Николаевск и лишь в 1926 году город Новосибирск.

Долгое время непреодолимым препятствием для развития улицы Большевистской было русло реки Каменки. Она рассекала город, обрывала его важнейшие магистрали. Здесь заканчивались трамвайные маршруты. Первые городские автобусы имели конечные остановки. А дальше начинались тропинки, навесные переходы. Капитальный мост через реку Каменку проблему не снимал, и в 60-е годы было принято решение упрятать речку под землю. Там, где сегодня центральная набережная, скоростная магистраль с подземным переходом был 30-ти метровый карьер.

Трудом тысяч людей была создана пирамида ,сравнимая с пирамидами Египта, которая не заслоняет неба, потому что вершина ее ушла под землю, а основание ее превратилось в городскую улицу, площадь, откуда сегодня начинается улица Большевистская. На первый взгляд, это обыкновенная улица, которых много в Новосибирске, но она у нас историческая. Глядя на план города ,видно, что она является как бы продолжением главной улицы – Красный проспект. На ней до сих пор сохранились первые дома, построенные до и после революции. Сегодня это памятники архитектуры, которые являются достоянием России.

Это дом №7 по улице Большевистской, построенный в конце XIX века, в котором находилась контора инженера  по строительству железнодорожного моста Будагова Д.М., дом №37, построенный буквой «Г» в 1826 году, который принадлежал сторожилу Титлянову – первому старосте поселка, а также дома №13, №29,построенные в 1896 году.

В августе 1920г  Новониколаевский уездный исполком переименовал ул. Будагова в Большевистскую.Названа она так, потому что еще до революции, в 1904 году, здесь начал работать механический чугунно-литейный завод товарищества "Труд". В 1920 году на этом заводе была создана первая в городе организация большевиков.

В 1924г на ул. Большевистской появляется завод "Большевик", ведущее предприятие Новосибирской области по выпуску столярно-строительных изделий из древесины. 

С1928 года любимым местом горожан  становится воднолыжная станция "Динамо",  в  начале ул. Большевистской. Далеко в реку уходили деревянные мостики-ограждения, за которые запрещалось заплывать. На реке стояли вышки 10-20 метровой высоты. И не было тогда мальчишки, который бы ни умел прыгать с них.

По рассказам очевидцев ,самым красивым местом на ул. Большевистской были берега нашей Оби и острова "Кораблик" и "Коровий". Природа щедро кормила своими дарами: было много ягод, грибов, а в речке водилось много рыбы.

В те годы вечерами  в будни и в праздничные дни молодежь и взрослые с гармошкой и балалайкой проводили гуляния на берегу Оби. В ярких сарафанах и косоворотках,  подпоясанных шелковым кушачком, они водили хороводы.

Росли заводы, расположенные на улице Большевистской, вместе с ними развивалась и наша улица. Но, тревога и предчувствие войны витало в воздухе. Началась война и улица опустела. Все подростки работали на заводе «Труд» вместе со взрослыми по 12-15 часов. В 1941г на улице Большевистской начали работу завод «XVI партсъезда" (ныне "Станкосиб") и завод «Инструментальный», эвакуированный из Ленинграда. Война стала испытанием на прочность для жителей нашего города и, вместе с тем, жителей нашей улицы.

 В нашей школе уже в сентябре месяце 1941 года был размещён эвакогоспиталь  №3609. Ученики вместе с учителями взяли шефство над ранеными. Они помогали писать письма их родным, устраивать для раненых концерты, а то наловят рыбы в реке, наварят уху и в госпиталь. 

Вместе с успехами Красной Армии на фронтах стало подниматься настроение и у наших жителей. Надежда и вера сменились уверенностью в Победу. Напряжение постепенно спадало, на заводах началось освоение мирной продукции.

Продуктов питания не хватало, и жители распахивали земли для огородов на тех же островах "Кораблик" и "Коровий", так как вокруг жилых домов было болото.

После окончания войны на ул. Большевистской появились бараки,  в которых жили пленные немцы. Они работали на строительных работах, а ребятишки бегали смотреть на них, сначала со злобой, а позже жалели их и приносили им хлеб.

 Жизнь постепенно входила в нормальное русло, но город испытывал дефицит пассажирского транспорта. По ул. Большевистской был пущен трамвай по маршруту от Речного вокзала до Инструментального завода. Люди «гроздьями» висели на подножках трамвая, даже сидели на крыше вагона.  Позже на этом маршруте ходил троллейбус, до Карьера Борок. Со временем, из-за увеличенного потока личного транспорта,  трамвай и троллейбус убрали с этой линии.

С открытием Академгородка, улица Большевистская начала благоустраиваться. Стали шире дороги, частные деревянные дома сносились, а на их месте строились пятиэтажные дома.

В нашу школу часто приходят выпускники 50-60 годов, теперь они ветераны труда, уважаемые люди нашего микрорайона. Большинство из них живут на ул. Большевистской, я не могу  не рассказать об одной семье, семье Плужниковых.  Галина Георгиевна, во время войны начала учебу в Первомайской школе (Ныне драматический театр" Старый дом").

 Заканчивала она школу №76. Затем 30 лет работала на заводе «Труд», с которым до сих пор поддерживает связь, являясь членом Совета Ветеранов. Двое детей, две внучки окончили нашу школу, и сегодня в школе учится ее правнук. И все, те годы рядом с ней ее муж Александр Сергеевич, вместе они организовали вокальную группу русской народной песни "Берегиня". Часто выступают в профилакториях, госпиталях, филармонии и нашем микрорайоне.

Почетные жители нашей улицы: Гайдуков Д.Г. - полковник, участник ВОВ; Савина З.И. - блокадница,  награжденная медалью «За оборону Ленинграда»; Захарова Г.Г.- ученица нашей школы с 1937 г., учитель истории с 1953г., Заслуженный учитель РСФСР, награжденная в 1973 г. Не только люди старшего поколения прославили нашу улицу, учились в №76 школе, жили на нашей улице Иван Кащенко и Денис Казаков. Окончили школу, техникум, успели немного поработать на заводе, но пришло время армейской службы и они, без колебаний надели на плечи солдатские погоны. Афганистан, Чечня. Наши выпускники выполнили свой патриотический долг и погибли. Ваня погиб, спасая своего командира.

В послевоенные годы все жили одной дружной семьей. Была одна общая забота- улучшить жизнь. Вместе отмечали праздники 1 мая и 7 ноября, вместе ходили на демонстрации, устраивали семейные застолья.

Еще несколько лет назад ул.Большевистская была совсем другая. Однотипные пятиэтажные дома серого цвета, многие из них нуждались в капитальном ремонте, улицы грязные, неухоженные автобусные остановки. Это годы перестройки.

Как же сильно изменилась она сегодня.

На красивой набережной, в начале улицы, установлен памятник  Российскому царю Александру III, который подписал Указ о строительстве транссибирской  магистрали. Высотные жилые здания, как новогодние свечи, выстроены вдоль набережной. Сама набережная - красивейшее место на нашей улице. Летом здесь много игровых площадок, мест отдыха, на реке устанавливаются святящиеся фонтаны. А зимой набережная превращается в ледяное царство. И до самого начала весны, дети всего города собираются сюда на аттракционы.

Улица Большевистская - очень оживленное место. Большой поток автомобилей, автобусов приводит к образованию пробок на дороге. Для разгрузки, а так же для безопасности через нее построили несколько переходных мостов. В конце улицы находится Храм Михаила Архангела, в котором открыта воскресная школа для детей и взрослых.

А с 2012 года началось строительство третьего автомобильного моста через реку Обь. Рядом, на пустыре, за 1,5 года вырос новый жилой комплекс "Европейский берег". В скором будущем, на этом месте будут построены: школа, детский сад, спортивный комплекс, молодежный центр и другие объекты. Улица блистает яркостью витрин и вывесок, в центре улицы – большой торговый комплекс, где можно купить все, от продуктов и хозтоваров до школьных принадлежностей и игрушек. На каждой автобусной остановке установлены киоски, красиво оформлены автобусные павильоны. Пешеходные  тротуары выложены каменными плитками.

Многие поражаются стремительному росту и преобразованию нашей Большевистской. Из года в год  она становится все более благоустроенной, современной.

Но мы почему-то стали забывать о прошлом культурном наследии и нашего города, и нашей улицы. Очень горько смотреть на бывший красивый дом, в котором размещалась контора инженера Будагова Г.М.. На многих окнах уже нет резных наличников. Этот памятник истории скоро рухнет, и таких мест на нашей улице много. И почему -то до сих пор не установлен памятник Георгию Моисеевичу Будагову, главному инженеру на строительстве железнодорожного моста.

Нам всем пора бы задуматься о том, что лучше сохранить имеющееся наследие, чем потом учить историю по фотографиям и не почувствовать дух того времени.

 

Клящина  Дарья, ученица 10 класса  МБОУ СОШ№ 76           

 

Рейтинг: 
Average: 3.5 (50 votes)
Категория: 
обучающиеся 9-11 классов