В поисках главного. Эпоха сибирского просвещения

С 1 декабря 2023 года Дом учителя начал публикацию очерков о выдающихся новосибирских педагогах в номинации «Педагогическое наследие» Сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества образовательных организаций «В поисках главного…». Цель Сотрудничества: восстановление педагогического наследия образовательных организаций города Новосибирска как источника духовно – нравственных ценностей педагогической профессии, позитивного отношения молодых педагогов, обучающихся и их родителей к историческому и современному достоянию муниципальной системы образования. Основание: приказ депаратмента образования мэрии города Новосибирска от 28.09.2023 г. № 1151 – лд «О реализации Сетевого гуманитарно – просветительского сотрудничества «В посиках главного…».

Вся история Новосибирска стала целой эпохой просвещения. Простое понимание, что только знания и пытливый человеческий разум являются локомотивом цивилизации, формировало лидерский потенциал молодой сибирской столицы от первых уставов церковно-приходских школ до современных стратегий профильного департамента.

Сама идея народного образования обусловлена духовными запросами русского мира и неразрывно связана с образом учителя. От лучших педагогов и наставников принял эстафету поиска наступивший Год семьи, и мы продолжаем серию очерков о сибирских просветителях, поднявших науку до статуса градообразующей отрасли.

Эпоха новосибирского просвещения началась с Будаговской школы: первые программы и штатные учителя, наглядные пособия и изба-читальня, публичные лекции, народный театр и рождественская ёлка. Затем пришли подвижники, оставившие нам новые школы, детские библиотеки и театры – всё то, без чего не взрастить культуру российского самосознания на земле наших предков. Они просвещали Сибирь во имя будущего.

Имя Надежды Алексеевны Тарасовой-Осиповской связано со школой №7, первое здание которой она построила на окраине Новосибирска из старых бревен купеческих сараев. Это была первая советская школа нашего города. Имя ее основательницы, 50 лет отдавшей народному образованию, золотом вписано в историю Новосибирска и других сибирских городов, где она от первого колышка строила здания, пригодные для занятий. Строила, чтобы учить детей городских окраин и передать код призвания таким же упорным, самоотверженным учителям, и в этом секрет ее уникальности.

Надежда Алексеевна закалялась в профессии вместе с молодой Страной Советов. Юное государство, едва оправившись от революционных потрясений, снова ощутило военную угрозу и стало на путь индустриализации и всеобуча. И зашагали по стране первые пятилетки, удивляя мир новыми словами: Магнитка, Уралмаш, Днепрогэс. Стахановское движение вызвало волну небывалого энтузиазма во всех областях народного хозяйства, и запестрели передовицы советских газет именами героев труда и научных открытий.

О пятилетках всеобуча Тарасовой-Осиповской напишут гораздо позже, спустя десятилетия. Ее подвиги были столь выдающимися, что даже огульное клеймо жены «врага народа» не помешало ей получить знак «Отличник народного просвещения», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орден Трудового Красного Знамени и орден Ленина. Однако у Надежды Алексеевны явно не хватает главной награды – за потрясающую прозу ее документальных очерков, отразивших драматичную историю страны и становления самобытной сибирской школы.

Родилась Надежда в Астрахани, в бедной многодетной семье плотника и прачки. Совсем маленькой ей приходилось помогать матери, но однажды из Новониколаевска приехала тетя, и, увидев бедственное положение семьи, взяла ее к себе. Так в 1913 году в нашем городе появилась Тарасова Надя, которую приняли в Высшее женское училище. Тетя, учительница по профессии, понимала, что обеспечить будущее девочки сможет только образование. Вся жизнь Тарасовой-Осиповской отныне была связана со школой.

На обратной стороне фотографии фамилии 47 девочек. Среди них – Тарасова Надя. Опрятно одеты. Все в школьной форме. Кружевные воротнички, причесанные волосы. Преподаватели в белых блузах. В центре сидит священник-законоучитель. На углу нынешних улиц Ленина и Урицкого находилось здание, куда перешла учиться Надежда – Первая женская гимназия Павлы Алексеевны Смирновой.

«Гимназия считалась привилегированным учебным заведением. Система нравственного воспитания старой школы формировала людей совестливых, воспитанных на православных традициях милосердия, совести и долга». Именно эти качества стали определяющими в характере Надежды Алексеевны, что помогло ей прочно овладеть учительской практикой, хотя ей едва исполнилось восемнадцать.

Это было время, когда черным вихрем по Сибири пронесся тиф, забирая тысячи жизней. Умер дядя, и в их тесную квартирку пришел голод. И вдруг – нежданное везение. В один из воскресных дней устроили городскую лотерею. Надежда выпросила у тети рубль, и судьба улыбнулась ей – она выиграла настоящую корову, которую решили продать, а на вырученные деньги купить на окраине небольшой домик барачного типа.

Домик купили на Ельцовке, в Нахаловке. Кругом лес. Шла стройка. Улиц еще не было. Школ тоже. Обследовав слободку, переписав детей, Надежда Алексеевна отправилась в Губоно (так называлось управление образованием) просить школу. Получив отказ, она решилась ехать за поддержкой в Москву, к Надежде Константиновне Крупской.

«И вот я еду, – вспоминает она. – Мне не довелось познакомиться со щедрой красотой Родины, я не видела городов, мимо которых проезжала. Я ведь ехала в закрытой теплушке, на нарах, чуть ли не десять дней… Крупская пригласила меня в кабинет. Долго продолжалась наша беседа, она успокоила меня, обещая, что школа у нас будет.

В середине августа 1924 года началось строительство. Под руководством родителей дети сделали разметку, вбили колышки, начали копать котлован. Взрослые бросали камни в траншеи, заливали цементом, а сверху клали кирпич. Потом строгали и подрубали бревна. Покрыли железом крышу, настлали полы, навесили двери, вставили стекла. Участок разметили, сделали дорожки и посыпали песком, а внутри началась отделка и покраска. Возле дома разбили прекрасный сад, цветники, посадили деревья. У нас была широкая аллея, по обе стороны которой высадили белую и лиловую сирень. Свою школу №7 мы построили сами за два месяца и назвали именем Надежды Константиновны Крупской».

Наступил первый день занятий. «С раннего утра стали собираться маленькие и взрослые. Дети стоят тихо, в ожидании, когда их поведут в классы. Их почти 400 человек. Глядя на детей, я подумала, что новая жизнь для меня началась, и в ней будут не только огорчения, но и большие радости… Я этот день запомнила на всю жизнь». Первый выпуск 1927 года был особым: все стали учителями ликбезов и начальных школ. Надежда Алексеевна построила еще одно здание школы №7 и довела ее до рекордных 38 классов.

Война изменила судьбу Надежды Алексеевны. Завершен труд на таежных приисках, где она тоже открыла школу для поселенцев. Учителей отправили на фронт, а она переехала в Кемерово и возглавила школу №28, доведя уровень успеваемости до 100%. И это в послевоенные годы разрухи, когда главной задачей было – выжить. Только ей, Тарасовой-Осиповской, чье детство было голодным, а единственной радостью мятежной юности стало спасение бедовых детей от невежества, были по плечу такие высоты.

Легендарные имена, легендарные судьбы. Разве можно не знать об их подвиге тем, кому предстоит строить школу новой России! Чтобы взять верный ориентир, стоит не только посмотреть по сторонам, но и оглянуться назад. Н.А. Тарасова-Осиповская – это не прошлое, она олицетворяет поколение просветителей, образ народа-труженика, народа-героя, народа-творца с крепким сибирским характером. Только с помощью исторической оптики можно разглядеть герб СССР с земным шаром внутри, чтобы понять истинный масштаб советского проекта, устремленного к свету и увитого колосьями мирного труда. Это и есть то главное, что составляет просветительскую суть всей нашей педагогики.

Людмила Алексеевна Осадчая - к.ф.н., учитель русского языка и литературы лицея №22 «Надежда Сибири»

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image