В поисках главного. Фактор личности

Поэт с мировым именем Алексей Ачаир и писатель Анатолий Никульков, академик Василий Синенко и учитель Борис Романов, космонавт Анна Кикина и народная артистка Ирина Алфёрова – эти выдающиеся имена своим талантом создавали славное наследие новосибирской школы №29. Её директор, Ангелина Григорьевна Старцева, решила педагогическую задачу нового уровня: возвела школу в степень методического центра, где каждый – суверенная творческая личность.   

Старцева Ангелина Григорьевна – заслуженный учитель школы РФ, наставник молодых педагогов и руководителей, методист. Всю свою жизнь она отдала служению профессии, подготовив несколько поколений учителей. Более сорока лет она посвятила школе №29 Центрального района. После окончания Новосибирского пединститута была учителем математики и завучем, а с 1970 по 2002 год – директором. Ее усилиями маленькая школа расцвела, приобрела статус школы здорового образа жизни с углубленным изучением физической культуры. Здесь выросли и состоялись писатель Анатолий Никульков, космонавт Анна Кикина и блистательная Ирина Алфёрова. В их бытность возле школы разбили сад, что и сегодня радует горожан, являясь украшением целого микрорайона.

​Новаторский подход к педагогике сохранила А.Г. Старцева и позже: она возглавляла методическую службу района и филиал Городского центра развития образования. Всегда элегантная, обаятельная и в высшей степени компетентная, Ангелина Григорьевна обладала уникальным даром открывать созвездия педагогических талантов. Вот мнение академика РАН Василия Яковлевича Синенко: «Я пришел в 29-ю школу учителем физики с определенным багажом, но сразу ощутил на себе творческое влияние коллектива. Подружился с молодым Борисом Романовым, успевшим стать наставником для коллег и знавшим всех детей по имени. Обратил внимание на любопытный стенд в учительской с оперативными сводками с уроков. Вот это дидактика! Выкладывались все, поэтому и Новый год, самый семейный праздник, здесь не отмечали, а именно встречали под бой курантов в школе, всем коллективом. Включился и я: дал серию новых тогда телеуроков и семь эфиров записал для широкой аудитории в Москве. По-другому не работалось».    

                     

По-другому здесь не работалось и Алексею Ачаиру, о котором с сердечной теплотой вспоминает его выпускник, поэт В.Л. Тарновский. «Удивительные впечатления оставила встреча с учениками из новосибирской школы № 29. А говорили мы о моем учителе пения Алексее Алексеевиче Грызове – поэте Ачаире, который преподавал нам уроки пения в конце 50-х. Учитель писал стихи и до войны издавался за границей под литературным псевдонимом «Ачаир». Позже я узнал об удивительной судьбе поэта, вынужденного в результате гражданской войны покинуть Родину. Узнал о тяжелой судьбе этого патриота – любовью и болью за Россию пронизано все его поэтическое творчество. Это личность.

Каким запомнился Алексей Алексеевич? Свои уроки он преподавал искренне и увлечённо. В его очень умных, внимательных глазах чувствовалась незаурядная личность человека, способного на несоизмеримо большее, чем выпавшая ему после десяти лет лагерей и четырёх лет ссылки роль скромного школьного учителя. Худой, с бородкой, всегда опрятный, в элегантном, отутюженном костюме-тройке в полоску (как оказалось, единственном), он для меня уже тогда чем-то необъяснимо отличался от остальных учителей в серой послевоенной одежде. Возможно, из-за этой необычности и бородки мы дали ему доброе прозвище – Старик-Хоттабыч.

                                                      

 Алексей Ачаир с женой В.В. Белоусовой                                                       Во дворе школы №29, 1959 год

Помню, как в актовом зале Ачаир с другим учителем пения, седовласым, благообразным Николаем Степановичем, устроили отбор учеников младших классов для будущего хора, оценивая вокальные данные каждого. Ачаир руководил созданным им хором до своей кончины 16 декабря 1960 года. Этот хор впоследствии выступал в Оперном театре, в присутствии Н.С. Хрущёва во время его посещения Новосибирска в 1961 году.

Юные хористы

В школьном архиве Ачаира, в списках юных хористов я встретил знакомые фамилии – Ирины Алфёровой, её старшей сестры Тани, Люси Рожковой и других, знакомых мне по детству учеников. Это и побудило меня при встрече с Ириной Ивановной преподнести актрисе миниатюрную книжечку стихов Ачаира, сопроводив её своим стихотворением:

Я иду дорогой Ачаира.

К школе, где учился. От вокзала.

Где Алфёрова училась Ира,

До того, как их страна узнала.

…Алексей Алексеевич Ачаир с золотой медалью окончил Первый Сибирский Императора Александра I кадетский корпус и добровольцем пошел в Сибирскую казачью дивизию. Участник Великого Сибирского ледяного похода. После увольнения с 1922 года работал редактором газеты «Последние известия» (Владивосток). Следующее десятилетие стало временем наивысшей творческой активности Ачаира. Его известность с выходом стихов в Праге, Париже, Нью-Йорке стала международной. В родной школе мне захотелось поверить, что понятия чести и патриотизма не остались в прошлом, а новое поколение возродит духовное наследие лучших наших предков, достойнейшим представителем которых был Ачаир – Алексей Алексеевич Грызов». 

                                                                              

Памятный 1963 год стал вехой в истории школы №29 Центрального района и в судьбе Романова Бориса Викторовича, кому тоже «по-другому не работалось». Выпускник Новосибирского техникума физической культуры, он пришел учить детей и с первых дней проявил твердость характера и редкие таланты. Он отличался особым чувством юмора, что сулило определенный риск для желающих проверить молодого учителя на прочность. Другим качеством нового педагога была отличная физическая форма. Являясь кандидатом в мастера спорта, он лично показывал все типы упражнений – силовых и гимнастических.

Борис Викторович сразу поставил физкультуру на уровень основных предметов, а жесткая борьба с пропусками уроков привела к полной посещаемости. Он смело начал тренерскую работу, и секция легкой атлетики не вмещала всех желающих заниматься спортом. Для педагогов Борис Викторович организовал секцию волейбола, две команды которой часто побеждали в городских соревнованиях. Однако главным козырем играющего тренера были его развитые личностные качества: воля, требовательность, любовь к детям. Знала А.Г. Старцева, что берет в штат настоящего лидера, который станет ей главной опорой.  

Плотный график работы не помешал Б.В. Романову получить высшее педагогическое образование. В 1968 году он стал выпускником Омского государственного института физической культуры по специальности «Учитель-тренер» и за достигнутые успехи был награжден значком «Отличник народного просвещения». Его спортсмены выезжали на соревнования в Москву, Ташкент, Крым, а на Всесоюзных играх «Старты надежд» в «Артеке» заняли шестое место среди 130 команд России.

Борис Викторович работал по авторской технологии с индивидуальным подходом к каждому ребенку, за что ему было присвоено звание «Учитель-методист», а в 1991 году он получил звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Примечательно, что это высокое звание было присвоено одним числом и одним приказом сразу троим: физруку Б.В. Романову, учителю физики В.Я. Синенко и ей, директору школы А.Г. Старцевой.  Это ли не верное символичное признание профессиональной интуиции опытного директора, чей педколлектив стал командой единомышленников, крепко связанных общей идеей.

Результатом такого плодотворного сотрудничества стало присвоение образовательному учреждению статуса школы здорового образа жизни, открытие методического кабинета и основание кафедры физической культуры. Школа обрела современный облик: был построен и оборудован большой спортивный зал, полоса препятствий, гимнастический городок и сформирована лыжная база. В 90-е годы кафедра стала центром научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Сложилась сетевая модель взаимодействия, и в открывшихся специализированных классах стали обучаться дети – олимпийский резерв общества «Динамо». На кафедре заработали семинары для учителей Новосибирска и области, а в числе студентов-практикантов появились будущие Олимпийские чемпионы и чемпионы мира: В. Мамаев, А. Карелин, С. Тарабанько.

За 47 лет педагогической деятельности Б.В. Романов дал более 50 тысяч уроков, провел около 12 тысяч учебно-тренировочных занятий, организовал тысячи соревнований. Он лично подготовил 7 спортсменов – кандидатов в мастера спорта и 12 перворазрядников. В 2006 году Романов Борис Викторович, учитель физической культуры МБОУ СОШ №29, стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации. В его честь на первом этаже школьного здания размещена мемориальная доска, а музейные архивы хранят память о выдающихся директорах, педагогах и выпускниках, преуспевших в поисках главного – своего предназначения на земле. Отрадно, что поиск продолжается.  Продолжается и история старейшего образовательного учреждения – школы №29. К ней мы еще вернемся в ходе нашего Сотрудничества «В поисках главного…».

Осадчая Людмила Алексеевна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы лицея №22 «Надежда Сибири»

                       

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image