В поисках главного. Модель познания М.И. Мазур

Образовательный центр «Горностай» известен научным потенциалом предметников, выпускающих стобалльников ЕГЭ и победителей российских и международных олимпиад. К числу ведущих наставников юных дарований относится учитель математики Мария Ивановна Мазур, Почетный работник образования НСО, кандидат педагогических наук.

«Образовательная среда школы как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся» – тема диссертации и модель познания М.И. Мазур, целиком совпавшая с образовательной стратегией «Горностая». Взаимное убеждение, что мышление должно быть не «клиповым», эпизодичным, а системным и осознанным, подвигло директора Путинцеву И.Г. доверить известному математику не только кафедру и профильные классы, но и весь спектр учебно-методической работы. С искренней благодарностью и уважением отзывается о ней Ирина Германовна: «Мы мечтали о таком учителе».

Быть школой РАН – большая ответственность. Скорость цифрового мира напрямую связана с динамикой научного познания, а само образование приходит только через науку. Ученые – это ценнейший капитал цивилизации, их выращивают долго, поэтому дети являются главной целевой аудиторией будущего. Так думают в «Горностае».

Язык чисел подобен музыке, где переводчики не нужны, поэтому математика является универсальным средством коммуникации. Урок – это исходный момент, с которого начинается встреча с наукой – неотъемлемой частью культуры, формирующей мировоззрение. Так размышляет Мария Ивановна Мазур, чье педагогическое наследие дает зримые плоды, хотя путь в профессию был долгим и довольно тернистым.

«Я в школе выросла. Наблюдала, не соглашалась, хотела что-то изменить по-своему. Начинала в сельских школах, очень любила там работать. Сельская школа – это центр культурной и детской жизни. Она открыта только что не круглосуточно. На меня влияние оказала сама жизнь и мои умные выпускники. У меня сложившееся мировоззрение, и в этом смысле на меня трудно повлиять. Учусь у классиков педагогики, великих писателей и композиторов», – размышляет Мария Ивановна.

Родилась Мария Мазур в городе Джанкой Крымской области. Мама была учителем русского языка, а папа – кадровый военный. Семья прослужила в этом гарнизоне недолго, и вся сознательная жизнь Марии Ивановны связана с Сибирью. Учеба в школе давалась легко, поэтому она пыталась искать себя в музыкально-педагогическое училище, в строительном техникуме, а затем поступила в НГУ на механико-математический факультет. Однако «захотелось чего-то живого, интересного», и после второго курса она уехала преподавать математику в поселок Маяк Искитимского района.

Для сельской школы, всегда страдавшей от недостатка квалифицированных кадров, молодая талантливая учительница была настоящим подарком. Всего за год она не только стала одним из лучших педагогов района, но и поняла, чего ей хотелось бы в дальнейшем. Учеба в Барнаульском педагогическом институте дала необходимые знания и открыла в ней превосходного организатора. Энергичная девушка добилась открытия студенческого клуба, где проходили тематические вечера, читали стихи, обсуждали книги, пели песни. Время было непростое, однако в общественной работе она неизменно выбирала культуру.

Сорокалетний опыт просвещения подарили ей талантливых учеников и радость удачных педагогических новаций. По её инициативе набирали первоклашек, для которых сразу была введена кабинетная система. Предметники «взрослой» школы с чистого листа учили ребят читать, писать и считать и впервые выпустили успешный 11-й класс. В этой системе Марии Ивановне удалось объединить усилия учителей, выпускников и молодых учёных.

В «Горностай» Мария Ивановна пришла уже кандидатом педагогических наук. Считается, что в профильные классы идут мотивированные дети, но из 25 учеников способных математиков набирается не более 5-7 человек. Кто-то приходит сюда вслед за друзьями, а кого-то из соображений престижности отправляют родители. Увлечь, заинтересовать, донести до каждого ценность и красоту предмета и добиться значительных результатов – это вершина педагогического мастерства, и Марии Ивановне удалось её покорить.

«Первое, от чего отучаю пришедших ко мне детей, это от желания списывать, – уточняет педагог. – Необходимо сразу объяснить, что кража чужой мысли недопустима. Я всегда оставляю детям право на ошибку и не тороплюсь ставить двойку у доски. Учу системно мыслить и никогда не заставляю зубрить – сама не могу выучить то, чего не понимаю. Важен и личный пример. Я выросла в семье с классическими идеалами, отсюда и законы дидактики. Мои ученики видят, как тщательно я планирую и хронометрирую каждый урок, и учатся ценить время. Для нас процесс познания порой важнее результата».

Учитель математики умеет пожурить нерадивый класс за незнание афоризмов и русской классики, но делает это крайне тактично: чтобы сами задумались над важными вопросами, не волновавшими их ранее. Успешный педагог уживается в ней с чутким классным руководителем, к которому всегда можно зайти в дом на чай и разговор. Она – мастер импровизации, не боится сцены и может сама облачиться в костюм книжного героя. Двери и стены её кабинета пестрят забавными изречениями и серьёзными цитатами. Мария Ивановна уважает своих учеников, но они должны такое отношение заслужить.

Стремительно меняется современный технологический уклад, требующий обновления знаний, и это ведет педагогов «Горностая» к осознанию того, что навык «учиться, учиться» становится критически важным. Путинцева Ирина Германовна, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник образования Новосибирской области, готова к новым задачам и вызовам. В этом учебном году ее школа РАН сделает 21-й выпуск специализированных классов, а это целая «школа в школе» со своим нравственным уставом. Почти все поступят в вузы по профилю, по которому обучались в родных стенах, а Год семьи откроет новую страницу их летописи и фамильный календарь «Годовой круг традиций», созданный в уникальном «горностаевском» стиле.

Прийти на урок Марии Ивановны Мазур можно с одной целью – поучиться мастерству. Предыдущие поколения народных просветителей боролись с безграмотностью и строили здания, пригодные для занятий, а современным педагогам предстоит наполнять школы новыми научными знаниями и передать их единомышленникам. Именно об этом пишет М.И. Мазур: «Я вижу свою миссию в том, чтобы передать свою модель познания тем учителям, которые могут меня услышать и поверить мне. Посвящаю этому много времени: пишу статьи, выступаю на конференциях, но самое главное – это живое общение».

Есть у Марии Ивановны не только наследие, но и прямые наследники – ее выпускники, приводящие в школу своих детей. «Она научила главному – мыслить и доводить начатое до конца», – сказал Леша Львов, победитель международной олимпиады по математике. Тот же пример и с защитой ее диссертации. А как иначе – статус «Горностая» обязывает!

Людмила Алексеевна Осадчая - к.ф.н., учитель русского языка и литературы лицея №22 «Надежда Сибири»

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image