Великое таинство урока

«В поисках главного…Педагогическое наследие». Мы продолжаем публикацию очерков о выдающихся новосибирских педагогах. Сегодня наш очерк посвящен заслуженному учителю Российской Федерации Людмиле Александровне Фурманчук

Школьный урок – это великое таинство, где зримо решаются ключевые педагогические задачи.

В профессии, как и в жизни, случайностей не бывает. Заслуженный учитель школы РСФСР, Почётный работник образования Новосибирской области Людмила Александровна Фурманчук – учитель математики и логики. Классическое сочетание этих дисциплин, ее любовь к детям и совершенству ярко оформились в гимназии №11 с безупречным названием «Гармония».

Педагогической науке еще предстоит дать достойное определение уникальной методики Л.А. Фурманчук, восходящей к учению чтимого ею Сократа, стоящего на законах красоты и диалектической логики. Людмила Александровна, более полувека посвятившая себя детям, не могла представить учителя без знания основ логической культуры – важнейшей части общей культуры педагога. Для становления ее творческой биографии сошлись все звезды: родительская любовь, краски из детства в живописных сибирских Вьюнах, книжные чудеса из волшебной коробки первой учительницы, незабываемые уроки классного руководителя с дипломом математика и национальный колорит школ по месту службы супруга. Сама жизнь создавала макет ее авторской стереометрии и полотно самобытного творческого наследия.

По законам логики трудилась и «Гармония», где знания не являлись целью, а были средством развития и познания, ключом к воспитанию системности, воли, ответственности. Коллеги ставили приемы и методы на службу детству, где эволюция себя воспроизводит. Гимназия Бегунова отличалась высокой межпредметной интеграцией и духом взаимного творчества под известным блоковским девизом: «Настоящая поэзия – это математика слов». Здесь создавались первые авторские программы, воспитавшие новую школу наставников. Именно им департамент образования Новосибирска доверил часть подготовки молодых и опытных учителей к статусу победителей городских и федеральных профессиональных конкурсов, в числе которых была и Л.А. Фурманчук.

С высоты учительского призвания и любимого предмета Людмила Александровна учила философскому осмыслению жизни. Она рано усвоила, что цифра незаменима в обучении, но для воспитания требуются мысли, слова и поступки. Стройность логического мышления, валеологические компетенции и технология гармонии открыли детям многогранный мир, где их пространственное воображение раскрылось в пропорции цвета, цифры и слова. Лучшим приложением к авторским программам учителя стали сотни ее фотосюжетов и сборники размышлений, отмеченные на фестивалях художественного творчества новосибирских педагогов. И в каждом образце – грани математики, ведущей к красоте и совершенству.

Со страниц литературного наследия Людмила Александровна не поучает, а рассказывает о себе, оставляя право на оценку самому читателю. «Школьный урок – великое таинство. Всегда ли он отвечает формальным требованиям? Только учителю ведомо, что важно на уроке, и трудно дать этому оценку со стороны. Убеждена: уроки эффективны только при обоюдной готовности духа учителя и учащихся. К этому порой идёшь очень трудно, но другого пути для учителя нет, поэтому предпочитаю начинать работу с детьми с 5 класса. То, что мы проживаем до выпускного, невозможно наверстать ни за два, ни за три года.

Какой он – урок математики? Это чаще всего – беседа. Для меня важно, чтобы ученики активно мыслили, о чём бы ни шла речь. А уроки у нас самые разные: семинары, праздники, Новогодние уроки (перед зимними каникулами). Практические уроки на местности, уроки геометрии на асфальте, конкурсы ораторов. Особый, последний урок математики в 11 классе. Интеллектуальная игра, урок прощания с учебником, встреча с выпускниками, уроки-экспромты. И все они прописаны и оформлены для грядущих поколений педагогов. Любой труд начинается с целеполагания. Кажется, непостижимо, как из крохотного семени вырастает прекрасный цветок, а в этом семени уже заложена вся программа развития. Так и в математике, так и в наших учениках, и очень важно понять эти законы.

При работе с понятиями стараемся тоже ощутить себя в пространстве и связях с миром. Когда говорим о расстоянии между точками, всегда спрашиваю: «А расстояние между городами как измеряется? А расстояние между людьми? Люди могут быть рядом, но далеки друг от друга, и наоборот. Ведь это же стихов достойно! Я смотрю на математику, как на многогранную педагогическую задачу. Вместе с детьми мы постигаем ее как науку жизни. Убеждаю десятиклассников в начале года, что быть на уроке – это великое счастье! И совершенно искренне говорю: «Для вас в гимназии ещё целых два года счастья!»

Людмила Александровна не мыслит себя без истоков и рассказывает, как пришла в школу:

«Родилась я в самом красивом месте на Земном шаре, в селе Вьюны Колыванского района Новосибирской области. Если есть у меня чувство красоты, то это оттуда. Любовь к родным местам живёт во мне крепко. После службы (жёны офицеров тоже служат Родине) мы вернулись в родной Новосибирск, где я когда-то ходила в детский сад, окончила школу №98 и педагогический институт. Сначала я решила посмотреть ближние школы. Подхожу к одной – все стёкла выбиты, а рядом школа, где окна целы. Зашла, а там все входящие сразу попадают в распахнутый кабинет директора. Спросила, нужны ли математики. Директор школы №186 Сергей Иванович Бегунов посмотрел документы и мне их уже не вернул».

Математик Л.А. Фурманчук в те далекие годы не могла знать, что С.И. Бегунов очень тепло и искренне расскажет о ней в своей книге «Я живу с открытою душой». «Замечательных педагогов так много, что обо всех рассказать невозможно, но о самых лучших не рассказать не могу. Прежде всего, это Фурманчук Людмила Александровна. Она предана делу образования до последнего вздоха. Я видел много учителей, но таких мало, это раритет. Людмила Александровна талантлива во всем: она математик от Бога, пишет статьи и создает своими руками прекрасные оригинальные учебные пособия. Она профессионально фотографирует, занимается бумажной пластикой, вдохновенно читает со сцены литературные произведения». В числе тринадцати лучших учителей 186-й школы Людмила Александровна ушла за директором Бегуновым, чтобы помочь ему создать их общую «Гармонию».

За секретами учительского мастерства и щедрого творческого наследия к Фурманчук Людмиле Александровне часто обращаются специалисты, студенты, воспитатели, и она легко делится практическим опытом, жизненной мудростью и с особым теплом всякий раз вспоминает свою первую школу, чье наследие она сохранила и преумножила.

«Моё начало трудовой деятельности случилось в Каргатской средней школе Новосибирской области под руководством Зюзиной Клавдии Абрамовны, а затем Сёмочкина Александра Степановича. Я очень рада, что это произошло в моей жизни. Школа с прекрасными учителями, интересными традициями и необыкновенной любовью к молодым специалистам.

Школа, где ученики и учителя – единое целое. Школа высокой культуры, основанной на уважении к человеку. Школа, в которой не было формализма и лицемерия. Всем этим я была заряжена на всю жизнь и уже не могла отступить от этих ценностей. Начало порождает вектор, задаёт направление движения, то есть – развития. Уникальная Каргатская средняя школа дала мне правильные ориентиры на всю жизнь».

Этот первый опыт, помноженный на десятилетия творческих усилий, лег в основу личного морального кодекса Л.А. Фурманчук и ее аксиом, не требующих доказательств по определению. Одна из них звучит так: знание логики и основ философии необходимо преподавателю любого предмета. И все же к ее пятнадцати аксиомам необходимо добавить главную: Учительский труд немыслим без творчества. В этом убеждают животворящие композиции Л.А. Фурманчук, в которых то же таинство – великое.

Людмила Алексеевна Осадчая,
к.ф.н., учитель русского языка и литературы
лицея №22 «Надежда Сибири»

 

подкатегория: 
Average: 3 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image