Викентий Флорентинович Оржешко (1876 – после 1917)

 

Архивные и иные источники хранят отрывочные и неполные сведения о жизни и творчестве одаренного томского архитектора Викентия Флорентиновича Оржешко.

Данные об отце взяты из формулярного списка «надворный советник Флорентин Феликсович Оржешко, врач  томских тюремных больниц, 54 лет от роду, вероисповедания римско-католического. По окончании курса наук в Императорской С-Петербургской медико-хирургической академии удостоен степени лекаря в 1861 году, июня 26.

Был под судом, не состоя на службе, за имение у себя стихов возмутительного содержания и бытность в шайке мятежников и по конформации военного губернатора г. Гродно, лишен всех особенных лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и сослан на житье в Томскую губернию».

В 1872году женат вторым браком на девице Люции Домениковой Поцолуевской (дочери томского врача). Имел детей от 1-го брака Владислава и Бронислава, от второго брака Доминика, Викентия, род 9июля 1876 года и дочь Антонину. Жена и дети Римско-католического вероисповедания. В городе Томске имел деревянный дом.

Отец Викентия Флорентин Оржешко умер в 1905году и погребен на польском кладбище Томска.

Начальное образование Викентий Оржешко получил в Томском Алексеевском реальном училище, которое пользовалось в городе заслуженным признанием. Занятия в нем вели высокопрофессиональные педагоги, с 1877года преподавал Павел Кошаров, закончивший Санкт-Петербургскую Академию художеств, поэтому нет ничего удивительного в том, что рисование вскоре стало для Викентия  любимым предметом.

Способности к рисованию были вовремя  замечены и Викентия отдали учиться в художественную школу, открытую в городе художницей Августой Капустиной.

Следует заметить, что Августа Степановна была не только хорошей художницей, но и весьма образованным человеком. Она сразу оценила талант мальчика и посоветовала отцу, после получения им среднего образования, отдать его учиться в Академию художеств в Петербурге.

Одновременно Викентий посещает студию Александра Мако – выпускника Мюнхенской Академии художеств. «Ученики Александра Эдуардовича Мако восприняли от учителя его увлечение этюдами с натуры. А от увлечения натурой  так легко перейти к мечте о неопределенной, но заманчивой жизни художника!». Однако, заманчивой жизни художника не получилось, поскольку, окончившие реальное училище могли продолжить свое образование только по техническим специальностям. Окончательный выбор сделан в пользу строительства и архитектуры.

Разрешение на допуск к вступительным экзаменам было получено, экзамены сданы и в 1895 году молодой Викентий поступает в Академию Художеств по архитектурному отделению (в то время высшее художественное училище при Академии) и занимается в мастерской у знаменитого профессора Л. Н. Бенуа.

О получении образования имеется свидетельство, выданное канцелярией Императорской Академии Художеств от 8 октября 1902года № 2965. «Свидетельство. Дана сие из Императорской Академии Художеств бывшему ученику Высшего художественного училища Викентию Оржешко в том, что он постановлением Совета Академии от 4 мая 1902года удостоен звания художника - архитектора, с правом на чин Х класса и с правом производить постройки, в чем Канцелярия Императорской Академии Художеств свидетельствует с приложением печати. Свидетельство сие выдано Оржешко взамен диплома на присужденное звание, каковой диплом  будет выдан по подписании АВГУСТЕЙШИМ Президентом Академии. Императорской Академии Художеств секретарь (подпись). За делопроизводителя (подпись).

Таким образом, с 1902 года началась самостоятельная деятельность Викентия Оржешко, единственного из всей плеяды томских зодчих, уроженца Томска.

Первой его крупной постройкой, выполненной по собственному проекту, была часовня-памятник на могиле старца Федора Кузьмича при Алексеевском монастыре (1904 г., восстановлена в 2001г.).

В том же 1904 году  он составляет проект «деревянного костела во имя Св. Николая в селе Бароковском Томской губернии, который по-видимому не был построен. В проекте видны традиции архитектуры готики, особенно в решении фасадов.

Следующим объектом (1906-1908) было строительство здания каменной трехэтажной типографии «Сибирского товарищества печатного дела» на углу Дворянской улицы и Ямского переулка. В Томске, городе богатом различного рода постройками, происходит «формирование образа делового дома».

Эти первые и весьма разнообразные по назначению и стилистике здания, дают представление о профессиональном уровне молодого архитектора и признании его как специалиста.

Будучи преподавателем Томского технологического института в 1907 году вместе с А.Д. Крячковым, молодой архитектор был командирован за границу – Германия, Франция, Италия. Поездка была не особенно длительной, однако впечатляющей и профессионально полезной. Архитекторы не только осмотрели известные памятники архитектуры, но и познакомились с современными проектами и постройками.

В эти годы, опять-таки вместе с Крячковым, с которым, видимо, установились особенно дружеские отношения, Оржешко принимает участие в нескольких престижных архитектурных конкурсах.

Поразительно насколько разнообразный характер носила его деятельность в этот период.

Наряду с преподаванием в Политехническом институте, Викентий Флорентинович выполняет заказы на проектирование всевозможных городских объектов.

Так в 1911 году, исполняя обязанности городского архитектора, он  составляет проект на постройку в городском саду павильона с террасой, эскизный проект Мухинобугорского училища им. Л. Н. Толстого (позже проект доработан Л. С. Князевым, строительство 1911-1913).

Годом позже, вместе с Т. Л. Фишелем, Оржешко приступает к строительству богадельни на Солдатской улице (Красноармейская,17). Это была пристройка на 40 кроватей к существующей женской богадельне имени Калинина и Шушляева.

По переулку Трифонова (бывший Татарский) строит здание кондитерской фабрики «Бронислав» (до 1914 года.), впоследствии здание «Профинтерна», с 1990-х гг. – магазин «Гулливер» (снесен в 2004году).

Как указывается в ряде источников, в 1912 году архитектор выстроил собственный особняк - один из красивейших памятников томского деревянного зодчества (Белинского,23) (в настоящее время дом находится на реставрации).

Это далеко не полный перечень построек по проектам Викентия Флорентиновича, используя различные источники, мы составили список объектов, который насчитывает свыше 17 адресов.

Украшением и гордостью города является дом, построенный по проекту Оржешко на улице Красноармейской (Солдатской), 68, «Дом с драконами» (Памятник Федерального значения, Постановление Совмина РСФСР от 4.12.74 г. № 624).

Дата строительства в различных источниках указывается разная, но явно, что это проект создан вскоре после поездки архитектора за границу. Потому как, начиная с проектирования и постройки этого дома, зодчий активно использует в своей деятельности все наиболее характерные признаки модерна.

Первое из них – особое отношение к материалу, подчеркивание его эстетической сущности. Аккуратный сруб здания завершается выступающими и расширяющимися книзу выпусками бревен, связанных «в обло». Контур здания усложнен вводом угловой башни, заканчивающейся острым шатром.

Темные бревенчатые стены довольно скупо, в лучших традициях модерна, украшены резными деревянными деталями голубоватого оттенка.

Второе отличие стиля модерн - кардинально изменилось отношение к резному декору, вместо пышной резной орнаментики, характерной для томской архитектуры конца 19 века резные элементы присутствуют лишь там, где они отвечают конструктивной логике строения.

Однако совсем от изобразительных черт декора, Оржешко не отказывается, вводя в архитектуру стилизованные изображения. В приводимом примере это головы фантастических животных.

Семь стилизованных голов загадочного животного украшают крышу и козырек над входом. По две головы глядят на север, запад и юг. На восток обращена седьмая голова и свернутый крючком хвост с раздвоенным жалом на конце.

В литературе существуют различные представления о характере акротерий, некоторые находят сходство с лошадиными головами, в ряде источников проводится параллель с украшением церкви святого Андрея в Боргунде (Норвегия). Храм этот дошел до наших дней почти без изменений с конца 12 века, декор храма разительно похож на декор дома по ул. Красноармейской, те же драконы с раскрытыми пастями.

В начале прошлого века увлечение архитектурой скандинавских стран было весьма значительным, считалось, что нас роднят климатические условия, этот факт также может послужить объяснением того, что дом Викентия Флорентиновича  имеет такое необычное для Томска украшение.

Незначительный временной разрыв отделяет от постройки «дома с драконами» до строительства дома на улице Кузнецова (Черепичная),17. (Памятник Регионального значения. Решение облисполкома от 17.02.1978г. № 51).

В реализации этого проекта, автор творчески подходит к наследию архитекторов конца 19 столетия, когда зодчие возводили многообъемные сооружения-особняки на ул. Тверской, пер. Плеханова, ул. Красноармейской.

Дом по адресу Кузнечная,17 отличает сложная живописная композиция с угловой башней, нависающей над главным входом и мансардным этажом с шатровой крышей. Очень внушительно выглядят кронштейны, поддерживающие кровлю и угловые пилястры.

В начале ХХ века здесь находилась музыкальная школа выпускницы Петербургской консерватории Камилы Томашинской.

На этой же улице Кузнецова (Черепичная), 30 по проекту Оржешко построен еще один двухэтажный особняк, с характерными особенностями стиля модерн. Решением Облисполкома от 17.02.1978 г. № 51 дом поставлен на учет как памятник Регионального значения.

Особняк на улице Гагарина (Дворянская), 42 выдержан в стиле модерн. Объемно-пространственную композицию здания отличает свободное ассиметричное решение. Основным акцентом является угловая башня, крытая шлемовидным куполом со шпилем, подчеркивающая ось главного входа с тройным окном – эркером над ним.

Характерные для стиля модерн большие окна, с причудливо напряженной линией и лаконичным орнаментом наличников, кронштейнов, фриза на необшитом бревенчатом срубе. В то же время в оформлении здания наблюдается тенденция смешения стиля модерн с древнерусскими архитектурными формами (шлемовидный купол, башня главного входа).

Из сохранившихся построек, автором которых считается Викентий Флорентинович Оржешко, упомянем следующие:

Бывший доходный дом, расположенный на углу улиц Белинского-Карташова. Здание имеет компактный, лаконичный и простой объем, что можно рассматривать как творческое использование зодчим опыта предшествующего периода.

Сказочно хорош одноэтажный жилой дом по адресу ул. Вершинина (Торговая),19.  Дом, прежде всего, интересен общим композиционным решением и декоративными деталями. Глухой кирпичный цоколь с каменной лестницей-крыльцом входа, рубленые стены с высокой ассимитричной кровлей и двумя  фронтонами-ризалитами. Интересна глухая плоскостная резьба стилизованного растительного орнамента, а также рисунок прорезных свесов и решетки фронтона. Дом является памятником архитектуры Федерального значения (Указ Президента РФ от 20.02.1995 года №176).

Угловой жилой дом по улице Красноармейская (Солдатская),100 Ясная, четкая угловая композиция  продиктована  градостроительной ситуацией. Главной вертикалью дома является высокий шатер со шпилем. Он носит  чисто декоративный характер, но с композиционной точки зрения является доминирующим элементом, подчеркивающим пересечение улиц и одновременно характерным  архитектурным ориентиром, необходимым городскому жителю.

Интересен дом на Красноармейской (Солдатской),79. Блестящий пример разработки так называемого «сибирского стиля» в архитектурном убранстве. Направление активно изучалось и использовалось томскими художниками и архитекторами в начале прошлого века. Известны работы художника Михаила Щеглова, который рисовал почтовые открытки с местными орнаментальными мотивами, делал эскизы мебели и т.д. В данном случае геометрический орнамент украшает надоконные доски наличников.

Арабесковые ажурные заполнения тимпанов и накладные картуши между резными кронштейнами напоминают нам о традициях Востока.

Подводя итоги, следует сказать. 12 лет своей творческой жизни Оржешко посвятил Томску как архитектор и преподаватель Технологического института, (рисование, архитектура и проекционное черчение)

Викентий Флорентинович занимал одно время должность архитектора при Томской Духовной консистории и как епархиальный архитектор проектировал и осуществлял надзор за строительством в Томской губернии множества православных храмов.

Вероятно, что архитектор участвовал в строительстве готической часовни Св. Антония, которая была в 1911 году построена на польском кладбище (не сохранена).

Довольно представительно выглядит список общественных организаций и комитетов, членом которых был Викентий Флорентинович. Продолжительное время он состоял Общественным деятелем и гласным Томской городской Думы, активным членом городской польской колонии, лидерами которой в течение долгих лет были его родители.

Имя Викентия Оржешко значится в числе участников Комитета по благоустройству Томска. До своего отъезда из Томска состоял членом Комитета по заведованию Томским областным музеем Императора Александра II.Заслуживает отдельного внимания деятельность  Викентия Флорентиновича в Томском обществе любителей художеств (ТОЛХ). В свое время ему пришлось постигать азы рисования в частных студиях томских художников, поэтому ему были близки и понятны задачи молодого объединения по организации  профессионального художественного образования. С 1910года он включился в решение вопросов устройства передвижных выставок, открытию первой художественно-промышленной школы. В эти же годы при его непосредственном участии начали работу вечерние рисовальные классы. Надо сказать, что решением организационных вопросов не исчерпывается участие Оржешко в ТОЛХ, он экспонирует свои работы на выставках общества, так достоверно известно о показе акварельных работ в1911 году и одного карандашного рисунка в 1913году.

Строительный комитет по постройке здания детской больницы на средства купчихи Михайловой был  последним общественным учреждением, в котором работал Оржешко в Томске. В состав Комитета он входил с января 1913года. Выполняя общественное поручение, Викентий Флорентинович будучи в Москве, детально изучил деятельность детских больниц Солдатенковой и Морозовой, о чем и сделал доклад на заседании Комитета в сентябре 1913 года.

 Известно, что в марте 1914 года В. Оржешко вошел в состав Комитета на следующие 4 года.

О последних годах его жизни сведений, к сожалению, не сохранилось, известно лишь, что в 1914 году он уехал в Могилев незадолго до начала войны.

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image