«Все, что мне было предназначено судьбой, я выполнила...»

75 лет со дня рождения оперной певицы, народной артистки РСФС, профессора Новосибирской консерватории Диденко Зинаиды Захаровны (1938)

Обладательница лирико-драматического сопрано Зинаида Захаровна Диденко освещала своим талантом целый этап жизни Новосибирского академического театра оперы и балета, ставшего первым и единственным в ее жизни. На сцене нашего оперного театра она дебютировала в 1965 г. и более двадцати лет пела на его прославленной сцене, исполнив свыше тридцати сложнейших партий. Здесь начало ее блестящего восхождения к высотам мастерства, к признанию. Здесь она была удостоена высоких званий заслуженной, а затем и народной артистки РСФСР. В свое время редко какая театральная рецензия выходила без упоминания ее имени. Ценители оперного искусства до сих пор помнят Аиду, Флорию Тоску, Ярославну и другие, созданные ею на сцене театра, яркие и незабываемые образы.

Зинаида Захаровна Диденко родилась 22 апреля 1938 г. на Украине в городе Славянске Донецкой области. В детстве она не собиралась становиться певицей, хотела поступать в педагогический институт г. Славянска. Однако, школьный учитель музыки, прослушав девятиклассницу Зину Диденко, обратил внимание на редкие вокальные данные и посоветовал профессионально учиться пению. Через год Зинаида Диденко поступила в музыкальное училище Ростова-на-Дону.

Потянулись напряженные годы учебы. Ежедневная работа над собой. Пение каждый день по нескольку часов. Тренировки у станка в балетном классе стали нормой, повседневностью. Занятия до боли в суставах, до усталости – у актрисы должна быть красивая, грациозная походка, гибкая фигура, она должна быть всегда «в форме». И еще вокал, книги, музеи, театры. Нужно было внимательно следить за игрой актеров, учиться жесту, пластике, умению держаться на сцене.

Талантливый педагог, преподаватель сценического мастерства В. З. Шатуновский первым увидел в тоненькой робкой «провинциалке» будущую актрису, разглядел и гордую поступь, и уверенный, властный поворот головы, и величавый жест – то, чем стала восхищать зрителей Зинаида Диденко – актриса и певица.

Закончив музыкальное училище с отличием, Зинаида Диденко поехала поступать в киевскую консерваторию, но не поступила: пела плохо – сказалась недавняя сильная ангина. Еще можно было попытаться поступить в Одессе или в Харькове. В кассе аэропорта нашелся лишь один билет – до Горького. Блестяще пройдя прослушивание, З. Диденко была зачислена в Горьковскую государственную консерваторию, в класс педагога Е. Г. Крестинского, который сумел выявить самые яркие стороны дарования молодой певицы. Годы учебы в консерватории стали годами интенсивного рабочего ритма, неустанного постижения профессии. Вокальное отделение Горьковской консерватории З. Диденко окончила с блеском. На выпускном экзамене она пела Аиду. Эта партия считается вершиной ее лирико драматического сопрано. На юную выпускницу посыпались предложения из филармоний, концертных организаций, но она думала только об оперном театре, понимая, что к цели придется идти долгим и мучительным путем. Еще до выпуска она прослушивалась и получила вызов из Новосибирска, куда поехала, не раздумывая.

Сценическая судьба Зинаиды Захаровны Диденко началась необычно. В самом начале творческого пути у нее не было маленьких партий. Уже в первом сезоне своей работы (1965 г.) она спела на сцене Новосибирского театра оперы и балета Купаву в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», Ярославну в «Князе Игоре» А. Бородина, Перонскую в «Войне и мире» С. Прокофьева, Лизу в «Пиковой даме» П. Чайковского. Более стремительного восхождения на оперный Олимп в истории театра еще не было.

 Во время гастролей в Москве опера «Пиковая дама», вызвав огромный интерес специалистов, была признана одной из лучших интерпретаций гениального произведения П. И. Чайковского на советской сцене.

Центральное телевидение сделало запись этого спектакля. Партия Лизы была одной из первых работ Зинаиды Диденко. Она готовила ее под руководством замечательных музыкантов М. А. Бухбиндера (1964 г.) и И. А. Зака (1969 г.).

В 1966 г. репертуар певицы значительно расширился: Дездемона в «Отелло», Елизавета в «Дон Карлосе» и Аида в одноименной опере Дж. Верди, Эльвира в «Дон Жуане» В. Моцарта, Наташа в «Русалке» А. Даргомыжского, Анна в «Безродном зяте» Т. Хренникова. Музыкальность, профессионализм, удивительная трудоспособность молодой солистки, творческая работа над каждой партией привлекли внимание руководства театра и были оценены по заслугам. Главный режиссер оперного театра В. В. Багратуни назвал Зинаиду Захаровну актрисой удивительно богатого и разнообразного творческого диапазона. Пресса 70-х гг. с восторгом отмечала ее виртуозную вокальную технику в сочетании с индивидуальной актерской манерой. Никто не мог оспорить тот факт, что на оперном небосклоне появилась новая яркая звезда.

Вскоре последовали выступления в партиях Елены («Сицилийская вечерня» Дж. Верди), Леоноры («Трубадур» Дж. Верди),  Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского), Эммы («Хованщина» М. Мусоргского), Тамары («Демон» А. Рубинштейна), Манон Леско («Манон Леско» Дж. Пуччини), затем – Тоска («Тоска» Дж. Пуччини). В перечне ее лучших работ: Кума («Чародейка» П. Чайковского), Леонора («Фиделио» Л. Бетховена), Мария («Мазепа» П. Чайковского), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи).

Партия Манон в опере Пуччини «Манон Леско» (музыкальный руководитель и дирижер народный артист СССР И. А. Зак), премьера которого состоялась в декабре 1970 г., стала началом нового этапа в творчестве З. З. Диденко. Именно здесь особенно ярко проявился драматический талант актрисы. В 1973 г. Всесоюзная фирма «Мелодия» записала на грампластинку четвертый акт оперы «Манон Леско» Дж. Пуччини в исполнении солистов театра Зинаиды Диденко, Валерия Егудина и симфонического оркестра Новосибирской филармонии под управлением Арнольда Каца.

Великолепное по тембру, очень сильное по звучанию лирико-драматическое сопрано, прекрасные сценические данные открыли З. З. Диденко путь к вершинам оперной классики. В ее репертуаре 35 ведущих оперных партий отечественной и зарубежной классики, из них – пять партий в операх Дж. Верди. Это Аида («Аида»), Дездемона («Отелло»), Леонора («Трубадур»), Елизавета («Дон Карлос»), принцесса Елена («Сицилийская вечерня»). Известно, что женские партии операх великого итальянского композитора предполагают исполнение на пределе голосовых возможностей, владение всей музыкальной гаммой, способность выражать голосом любые оттенки в лирическом, героическом и драматическом плане. Многие почитатели таланта Зинаиды Захаровны считали, что певица создана для исполнения вердиевских партий. Голос певицы – гибкое лирико-драматическое сопрано – особенно красив в верхнем регистре. Выразительность и естественность пения, тембровое разнообразие помогали артистке в создании неповторимых, индивидуальных музыкально-сценических образов.

В одной из книг, посвященных творчеству «певицы века» Марии Каллас, говорится об исключительности диапазона ее голоса, простиравшегося до «си-бемоль» третьей октавы. Для сравнения музыковед Рудольфо Челетти пишет: «Драматическое сопрано, взяв «до» (а это большее, на что способно драматическое сопрано), бежит ставить свечку своему святому, а Тебальди [знаменитая итальянская певица, признанная лучшей исполнительницей партий Дж. Верди], например, начинает ставить свечки уже за «си», а иногда и за «си-бемоль». В исполнении Зинаиды Диденко поклонники ее таланта слышали «ре» третьей октавы, взятую легко и свободно...

Великолепное мастерство вокалистки проявилось в опере «Флория Тоска» Дж. Пуччини (дирижер И. А. Зак), поставленной в 1973 г. Образ Флории Тоски – еще одна яркая удача певицы, одна из ее самых любимых партий. Зинаида Захаровна со дня премьеры стала единственной бессменной исполнительницей главной роли. Следующая вершина была взята ею в гениальной опере Людвига ван Бетховена «Фиделио». Во всем мире можно насчитать два-три театра, которые рискнули поставить этот шедевр.

Зинаида Захаровна с удовольствием принимала участие в концертах, исполняя оперные партии, камерно-вокальные произведения русских композиторов. В числе любимых – романсы Чайковского и Рахманинова, советского композитора Власова, посвятившего ей свой пушкинский романс как первой исполнительнице, редко исполняемые арии из произведений Верди, Дебюсси. С труппой театра она гастролировала в Москве (1967, 1975, 1982 гг.), в Польше (1985 г.). Об уникальном верхнем диапазоне певицы писали все ведущие критики страны.

В 1990 г. на самом пике творческой формы Зинаида Захаровна Диденко решила закончить свою артистическую карьеру. Последний раз она исполнила на сцене Ярославну из «Князя Игоря», ту, с которой начинался ее долгий и упорный творческий путь. Более тридцати ведущих партий, исполненных ею за эти годы, вошли в золотой фонд театра.

Сейчас Зинаида Захаровна преподает, растит новое поколение певцов, передает им свое блестящее мастерство и богатый опыт. Мечта стать учителем сбылась через много лет, но совсем в других условиях. Учить петь других она стала с третьего курса консерватории, вела оперную студию, с 1967 г. – класс вокала в Новосибирском театральном училище. Но по-настоящему преподавать начала с 1974 г. на кафедре сольного пения НГК им. М. И. Глинки, с 1992 г. – заведующая кафедрой, доцент (1980), профессор (1990). Попасть в ее класс считается большой удачей.

Ученики З. З. Диденко демонстрируют постоянно растущее техническое и исполнительское мастерство. Среди ее выпускников – известные артисты, работающие в музыкальных театрах и филармониях страны, многие удостоены почетных званий, являются победителями исполнительских конкурсов. В их числе солист Новосибирского театра музыкальной комедии народный артист РСФСР А. Выскрибенцев, солистка Донецкого оперного театра М. Зверева, солисты Новосибирской филармонии И. Глейзарова и А. Катковский, +участница второго Всероссийского конкурса вокалистов имени М. П. Мусоргского солистка НГАТОиБ Л. Устюжанина, лауреат международных и всероссийских конкурсов солистка НГАТОиБ  Т. Горбунова, солистка НГАТОиБ О. Бабкина, солистка Новосибирского театра музыкальной комедии М. Кокорева, солист НГАТОиБ О. Видеман. Глубокое проникновение в мир музыкально-художественных образов песен Шумана продемонстрировала на Всероссийской конференции вокалистов Н. Рогозина. «Я рада за них, – говорит о бывших студентах Зинаида Захаровна. – Растут от спектакля к спектаклю. Я, благодаря им, словно продолжаю жить на сцене...»

Зинаида Захаровна Диденко является членом Совета по вокальному искусству при Министерстве культуры РФ, проводит мастер-классы (Южная Корея, 1997 г., Москва, 2001 г., Санкт-Петербург, 2002 г.). В ее классе обучаются ассистенты-стажеры, иностранные студенты и аспиранты.

За выдающиеся заслуги в области музыкального искусства З. З. Диденко удостоена звания заслуженной артистки РСФСР (1973 г.) и народной артистки РСФСР (1979 г.). В 2006 г. награждена орденом Почета.

«Я счастливый человек, мне в жизни повезло – признается Зинаида Захаровна. – Я знала признание публики и чувствую его до сих пор... Я получаю поздравительные открытки, в которых зрители пишут: «Благодаря Вам мы полюбили оперу». Все, что мне было предназначено судьбой, я выполнила...»

Г. П. Рыбина

Литература

ДИДЕНКО, З. З. Лиза, Аида, Манон и, конечно, Ярославна… : [юбилейн. интервью] /З. З. Диденко ; подгот. Т. Шипилова // Совет.Сибирь. – 1998. – 25 апр. – С. 8 : портр.

РОММ, В. В. Большой театр Сибири : [история Новосиб. театра оперы и балета, 1945–1989 гг.] / В. В. Ромм. – Новосибирск : Кн. Изд-во, 1990. – 253, [2] с. : ил., портр., [16] л. ил. См. с. 130 – 132, 137 – 139, 198, 203, 204, 206, 213, 216, а также ил. на вкл. л. между с. 192 и 193, 224 и 225.

ЕРЕМИНА, Н. Э. Искусству вечное служенье : [жизнь и творчество З. З. Диденко] / Н. Э. Еремина. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 70 с. : ил., портр.

ЗАДВОРНОВА, А. «Я продолжаю жить на сцене в своих учениках» : [к 30-летию пед. деятельности и 60-летию со дня рождения] / А. Задворнова ; [по материалам беседы с З. З. Диденко] // Вечер. Новосибирск. – 1998. – 23 апр. – С. 5 : портр.

ЖУРАВЛЕВ, А. «Небес чарующая прелесть» / А. Журавлев // Сиб. столица. – 2002. – № 3. – С. 60 – 61 : портр. – (Быть примадонной – это судьба : [о новосиб. артистках] / А. Журавлев).

ПОТАПЕНКО, А. Что предназначено судьбой... / А. Потапенко // Слово Сибири. – 1997. – №. 5 (26 авг.). – С. 14 – 15 : ил., портр.

ВАЛЕРЬЯНОВ, Е. Мелодия ее жизни /Е. Валерьянов // Вечер. Новосибирск. – 1987. – 20 февр. – С. 3.

ЕРЕМИНА, Н. Сотворение таланта / Н. Еремина // Сиб. огни. – 1982. – № 10. – С. 141 – 150.

ИСАКОВА, Т. Звучит мечта / Т. Исакова // Совет. Россия. – 1975. – 9 июля. – С. 3.

КУДРЯВЦЕВ, К. Светлый талант / К. Кудрявцев // Вечер. Новосибирск. – 1973. – 23 марта. – С. 3 : портр.

ГИНЕВИЧ, Т. Г. Диденко Зинаида Захаровна / Т. Г. Гиневич, Т. А. Сибирцева // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 266 : портр. – Библиогр.: с. 266.

ДИДЕНКО Зинаида Захаровна // Музыкальная энциклопедия. – М., 1982. – Т. 6. – Стб. 747.

Печатается по книге: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области,– 2008 год,–  С. 52-54.

Добавить комментарий

Target Image