Юбилей первого промышленного каменного здания города

В августе 2016 года исполнилось 120 лет памятнику истории регионального значения «Паровозное депо» (1896).

Паровозное депо находится на территории промышленной зоны железнодорожной станции «Новосибирск-Главный». Его строительство (наряду с сооружением первого деревянного вокзала на станции «Обь», водонапорной башни и мастерских) позволило 1 октября 1896 года открыть регулярное движение на Западно-Сибирской железной дороге (участок Челябинск – ст. «Обь»). Работами руководил начальник дистанции первого разряда Среднесибирского участка железной дороги, инженер, штабс-капитан запаса Владимир Константинович Жандр.

Паровозное депо было самым крупным предприятием того времени в Новониколаевске. Оно было рассчитано на 450 рабочих мест и включало в себя сварочные, вагонные, кузнечно-литейные, слесарно-токарные мастерские.

Вначале, с августа 1896 года, оно называлось паровозным депо с мастерскими станции «Обь»; с 17 февраля 1898 года – паровозным депо станции «Новониколаевск»; с 12 февраля 1926 года – паровозным депо станции «Новосибирск», а с 3 июля 1952 года паровозное депо переименовано в локомотивное депо станции «Новосибирск».

В мае 1898 года в паровозном депо организовался социал-демократический кружок, начавший пропаганду революционных идей среди рабочих-железнодорожников. В конце 1903 года – начале 1904 года на базе нескольких кружков, существовавших в Новониколаевске, сложилась Обская группа РСДРП.

Заметным событием стало выступление в депо М.И. Калинина 27 марта 1934 года на митинге железнодорожников, о чем гласит мемориальная доска, установленная слева от входа в цех «ТР – 2 МВС».

В 1940 году в паровозном депо Новосибирска началось «лунинское движение» по имени машиниста Лунина Н.А., который проявил инициативу по экономии средств на ремонте паровоза силами самой бригады паровоза. Особенно широко оно распространилось в годы Великой Отечественной войны. За этот почин и за ударный труд на транспорте 10 апреля 1942 года Лунину Н.А. было присвоено звание Лауреата Государственной премии, а в 1943 году – звание Героя Социалистического Труда. Еще один знаменитый работник депо – Константин Сергеевич Заслонов, который работал там с 1935 года, а с началом войны добровольцем ушел на фронт. Он был направлен в немецкий тыл и начал там активную «рельсовую войну», за время которой было пущено под откос 6 эшелонов, взорвано 170 паровозов, уничтожено более 400 солдат противника. К.С. Заслонов погиб в одном из боев. 7 марта 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Во время войны в депо был построен бронепоезд «Советская Сибирь», состав экипажа был укомплектован работниками депо и отправлен на фронт.

Прямоугольное в плане, двухсветное здание цеха было построено в 1896 году. Фундамент бутовый, цоколь кирпичный, стены кирпичные с бутовыми вставками. Перекрытия и крыша железобетонные. Окна первого света с лучковым завершением и замковым камнем. В межоконном пространстве – лопатки. Окна второго света – прямоугольные с замковым камнем. Двойной карниз небольшого выноса. Здание было перестроено в 1960‑е годы: увеличена высота, появился второй свет, одноэтажная пристройка. Размеры в плане: 126 × 18,9м.

Второе здание, входящее в составе памятника, – цех «ТО – 3 Электровозов» паровозного депо станции «Обь», построенный в 1893 году. Это прямоугольное в плане, одноэтажное здание, с фронтоном ступенчатой формы с одного торца и стрельчатым фронтоном с другого. Фундамент бутовый, цоколь кирпичный. Стены кирпичные с бутовыми вставками, усилены контрфорсами, декорированными сухариками, с наклонными металлическими водоотводами. Перекрытия и крыша железобетонные. Оконные проемы с лучковым завершением. Над окном – замковый камень и сандрик лучкового очертания. Многоступенчатый карниз небольшого выноса украшен сухариками и декоративными поясами. В верхней части карниза на равном расстоянии друг от друга расположены прямоугольные отдушины. Здание было незначительно перестроено в 1960‑е годы: увеличена высота. Размеры: 84 × 21м.

Паровозное депо является первым промышленным каменным зданием Новониколаевска, а также свидетелем ряда исторических событий, связанных со становлением Новосибирска как крупного транспортного узла и общественно-политического центра России.

Литература:

[6, с. 12; 26; 49; 56, с. 30-31; 57, с. 15-21; 66, с. 28-33;

75, с. 93-94]

Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Кн.1: Город Новосибирск. 3-е изд., перераб. С. 21)  

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
"Второе здание, входящее в составе памятника, – цех, построенный в 1893 году". Описка?

Опубликовано пользователем Евгений Курочкин
В это число, т.е. 28 декабря, по несоблюдению предосторожности со стороны подрядчиков Месельмана и Кузнеца, при производстве капитальных работ, его постигло несчастие - переломило руку в нижнем конце левой локтевой кости, и это случилось таким образом: по распоряжению подрядчиков, он, в числе прочих рабочих, командирован был для постановки железных стропил на казенном железно-дорожном здании. В каждой железной стропилине было весу около 50 пудов. Стропила он, Беркович, вместе с другими рабочими, ставили голыми руками, без всяких предохранительных мер и приспосблений, даже веревок не было. При постановке этих тяжёлых стропил, одно из них сорвалось, задело Берковича и переломило руку. После постигшего Берковича несчастного случая протекло более месяца, а рука всё ещё в страшно болезненном состоянии, в что всего хуже, так это то, что он останется увечным, а так как он человек мастеровой, следовательно существующий трудами рук своих, то и оказывается, что он теряет средства к существованию. А так как несчастие с Берковичем произошло по вине подрядчиков Месельмана и Кузнеца, не принявших никаких предохранительных мер при производстве работ, то Беркович и просит взыскать с них 1200 рублей единовременно, или по 120 рублей пособия ежегодно. При производстве формального следствия по настоящему делу, спрошенный в качестве потерпевшего, крестьянин Борис Беркович показал, что 28 декабря 1893 года он работал на железной дороге, верстах в 3-х от с.Кривощекова, от подрядчиков Месельмана и Кузнеца. В этот день рабочие ставили стропила на железнодорожные кузницы. Десятник Гадалов послал его повернуть одно стропило стягом, так как после установки оно лежало криво. Во время этой поправки стропило, не будучи привязано предохранительными канатами, сорвалось и переломило ему руку. https://www.facebook.com/noktkato/posts/4998543500202202?__cft__[0]=AZVLXxnROaaPzoUgfPTAtvoyBzFFsutE4BfimmfymY8Z69BviblFg19ozahtH46n4-5P1UtxL5ztEyRtNuyD2FL2KRKv23vsW466teBss-Uy2wCbKJob_Ldi3cxbi2Eil9Q&__tn__=%2CO%2CP-R

Добавить комментарий

Target Image