В августе 2016 года исполнилось 120 лет памятнику истории регионального значения «Паровозное депо» (1896).
Паровозное депо находится на территории промышленной зоны железнодорожной станции «Новосибирск-Главный». Его строительство (наряду с сооружением первого деревянного вокзала на станции «Обь», водонапорной башни и мастерских) позволило 1 октября 1896 года открыть регулярное движение на Западно-Сибирской железной дороге (участок Челябинск – ст. «Обь»). Работами руководил начальник дистанции первого разряда Среднесибирского участка железной дороги, инженер, штабс-капитан запаса Владимир Константинович Жандр.
Паровозное депо было самым крупным предприятием того времени в Новониколаевске. Оно было рассчитано на 450 рабочих мест и включало в себя сварочные, вагонные, кузнечно-литейные, слесарно-токарные мастерские.
Вначале, с августа 1896 года, оно называлось паровозным депо с мастерскими станции «Обь»; с 17 февраля 1898 года – паровозным депо станции «Новониколаевск»; с 12 февраля 1926 года – паровозным депо станции «Новосибирск», а с 3 июля 1952 года паровозное депо переименовано в локомотивное депо станции «Новосибирск».
В мае 1898 года в паровозном депо организовался социал-демократический кружок, начавший пропаганду революционных идей среди рабочих-железнодорожников. В конце 1903 года – начале 1904 года на базе нескольких кружков, существовавших в Новониколаевске, сложилась Обская группа РСДРП.
Заметным событием стало выступление в депо М.И. Калинина 27 марта 1934 года на митинге железнодорожников, о чем гласит мемориальная доска, установленная слева от входа в цех «ТР – 2 МВС».
В 1940 году в паровозном депо Новосибирска началось «лунинское движение» по имени машиниста Лунина Н.А., который проявил инициативу по экономии средств на ремонте паровоза силами самой бригады паровоза. Особенно широко оно распространилось в годы Великой Отечественной войны. За этот почин и за ударный труд на транспорте 10 апреля 1942 года Лунину Н.А. было присвоено звание Лауреата Государственной премии, а в 1943 году – звание Героя Социалистического Труда. Еще один знаменитый работник депо – Константин Сергеевич Заслонов, который работал там с 1935 года, а с началом войны добровольцем ушел на фронт. Он был направлен в немецкий тыл и начал там активную «рельсовую войну», за время которой было пущено под откос 6 эшелонов, взорвано 170 паровозов, уничтожено более 400 солдат противника. К.С. Заслонов погиб в одном из боев. 7 марта 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Во время войны в депо был построен бронепоезд «Советская Сибирь», состав экипажа был укомплектован работниками депо и отправлен на фронт.
Прямоугольное в плане, двухсветное здание цеха было построено в 1896 году. Фундамент бутовый, цоколь кирпичный, стены кирпичные с бутовыми вставками. Перекрытия и крыша железобетонные. Окна первого света с лучковым завершением и замковым камнем. В межоконном пространстве – лопатки. Окна второго света – прямоугольные с замковым камнем. Двойной карниз небольшого выноса. Здание было перестроено в 1960‑е годы: увеличена высота, появился второй свет, одноэтажная пристройка. Размеры в плане: 126 × 18,9м.
Второе здание, входящее в составе памятника, – цех «ТО – 3 Электровозов» паровозного депо станции «Обь», построенный в 1893 году. Это прямоугольное в плане, одноэтажное здание, с фронтоном ступенчатой формы с одного торца и стрельчатым фронтоном с другого. Фундамент бутовый, цоколь кирпичный. Стены кирпичные с бутовыми вставками, усилены контрфорсами, декорированными сухариками, с наклонными металлическими водоотводами. Перекрытия и крыша железобетонные. Оконные проемы с лучковым завершением. Над окном – замковый камень и сандрик лучкового очертания. Многоступенчатый карниз небольшого выноса украшен сухариками и декоративными поясами. В верхней части карниза на равном расстоянии друг от друга расположены прямоугольные отдушины. Здание было незначительно перестроено в 1960‑е годы: увеличена высота. Размеры: 84 × 21м.
Паровозное депо является первым промышленным каменным зданием Новониколаевска, а также свидетелем ряда исторических событий, связанных со становлением Новосибирска как крупного транспортного узла и общественно-политического центра России.
Литература:
[6, с. 12; 26; 49; 56, с. 30-31; 57, с. 15-21; 66, с. 28-33;
75, с. 93-94]
Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Кн.1: Город Новосибирск. 3-е изд., перераб. С. 21)
Комментарии
"Второе здание, входящее в
В это число, т.е. 28 декабря,
Добавить комментарий