Юбилей театра

2 февраля исполнилось 55 лет Новосибирскому театру музыкальной комедии (1959).

Создание театра имело свою предысторию, уходящую в 20-е годы XX столетия. Впервые к жанру оперетты музыкальный театр «Сибгосопера» обратился в сезоне 1923–24 гг., поставив «Корневильские колокола», «Цыганского барона», «Сильву». Осенью 1929 г. оперетта отделилась в самостоятельную труппу, образовав театр советской оперетты под руководством Ю. Л. Сагайдачного. Но по-прежнему спектакли театра шли на сцене «Сибгосоперы». В частности, с 6 мая 1933 г. за два с половиной месяца были поставлены спектакли «Роз-Мари», «Продавец птиц», «Холопка», «Фиалка Монмартра»...

В марте 1944 г. в Новосибирске создавалась,наряду с оперной, и труппа театра оперетты. Из разных источников – 4 или 6 июля этого же года –опереттой А. Разянова и И. Рубинштейна «Испыание любви» открывается театр музыкальной комедии (постановка художественного руководителя театра Н. Волкова, оформление – художника С. Белоголового, танцы – балетмейстера Н. Марковой-Гердт). Следующей премьерой была оперетта В. Сидорова и Б. Коваля «Мирандолина» (по Гольдони). Одновременно театр работает над опереттой И. Кальмана «Баядерка». В репертуар включены следующие постановки: советская музыкальная комедия «Раскинулось море широко» Н. Богословского, «Принцесса цирка» И. Кальмана, «Табачный капитан» В. Щербачева и Н. Адуева. Кроме того, театр готовит вечер старинных русских водевилей: «Дочь русского актера», «Аз и ферт», «Нет худа без добра» в постановке режиссера Н. Виноградова.

Костяк труппы нового театра составляют актеры, в недавнем прошлом служившие в солидных драматических театрах страны. Первую годовщину своего существования молодой, по-настоящему веселый театр выдержал с честью. Он взял на себя трудную, но и благодарную задачу скрасить редкие часы отдыха жителей города в суровое военное время.

Опереточному искусству присущи задор, изящество и пластичность – все это есть у актеров труппы, но театр не имеет стационарного здания и вынужден вести кочевой образ жизни. В марте 1945 г. решением исполкома Новосибирского горсовета театр был передан Кемеровскому облисполкому. Труппа переезжает в Прокопьевск, а в 1947 г. – в Кемерово.

...Идея воссоздать театр оперетты на базе Новосибирского оперного театра возникла в конце 1950-х годов. После успешных гастролей в Новосибирске Кемеровского (1956) и Иркутского (1958) театров оперетты у руководства театра оперы и балета возникла идея возродить исполнение классических оперетт. По инициативе директора оперного С. В. Зельманова к концу сезона 1957–58 гг. начался процесс формирования театра оперетты как филиала оперного.

В областном архиве, в фонде Новосибирского государственного театра опера и балета имеется решение исполкома Городского совета депутатов трудящихся от 27 августа 1958 г. об открытии театра музыкальной комедии. Руководству оперного театра (т. т. Зельманову, Бухбиндеру, Ожигову) было поручено сформировать с 15 сентября труппу театра музыкальной комедии как филиала и приступить к репетиционной работе. В январе 1959 г. при Новосибирском оперном театре открылся филиал, на сцене которого ставились музыкальные комедии.

Датой рождения театра Оперетты считается 2 февраля 1959 года – день премьеры героической комедии И. Дунаевского «Вольный ветер» (музыкальный руководитель М. Бухбиндер, режиссер-постановщик Л. Михайлов, дирижер А. Жоленц, художник И. Севастьянов). Театр начал работать на хорошем профессиональном уровне, первый же спектакль получил высокую оценку не только зрителей и критиков, но и автора – Б. Александрова.

Важным для нового театра был сезон 1959–60 гг., который можно считать решающим с точки зрения его дальнейшего существования. Выступать двум театральным труппам в одном здании – хотя бы и в разных залах – было очень затруднительно, это понимали как художественные руководители театра, так и власти города. К середине сезона вопрос об отдельном помещении для театра Оперетты был решен.

9 января 1960 г. – начало нового этапа в жизни театра – обретение своего дома. Это событие было ознаменовано премьерой оперетты Б. Александрова «Свадьба в Малиновке», одной из лучших постановок в биографии театра. К этому времени в Оперетте был уже фактически суверенный художественный руководитель и главный режиссер – М. Дотлибов (1960–1964).

Помещение, предоставленное театру, ранеезанимал летний кинотеатр, и оно не было предусмотрено для показа спектаклей, требовалась некоторая перестройка здания, которая закончилась в 1961 г. После реконструкции здания театр выглядел совсем не таким, каким мы его знаем сейчас. Это был, в сущности, филиал Оперного театра, со всеми вытекающими из этого факта особенностями проживания на новой территории: никаких удобств, а именно – гримуборных, рабочих помещений и прочих необходимых составляющих любого театра не было. Изначально предполагалось, что артистам театра Оперетты вполне хватит новой сцены, а все производственные и бытовые вопросы будут решаться на территории Оперного. Все неурядицы переносились коллективом стоически и никоим образом не отражались на постановках.

Тесная связь с театром оперы и балета во многом определила уровень музыкальной культуры молодого коллектива. При создании труппы в Новосибирск были приглашены мастера оперетты, но основу коллектива составила молодежь. Такой путь формирования открывал возможность строить театр творческих единомышленников, театр единого художественного ансамбля. Коллектив старался идти в ногу со временем – в 1962 г. на сцене появилась написанная в 1961 г. оперетта «Севастопольский вальс» (композитор К. Листов, драматурги Е. Гальперина и Ю. Анненков).

В отличие от театров оперетты, работающих в городах, где нет оперного театра, новосибирскому коллективу нужно было строго придерживаться избранной жанровой линии. В 1965 г. труппа окончательно отделилась от театра оперы и балета. А в 1966 г. произошло еще одно знаменательное событие в истории коллектива. С 1 октября 1966 г. театр Оперетты был переименован в театр Музыкальной комедии.

В биографии любого театра есть периоды взлета и периоды тихого, незаметного существования. Новосибирская музыкальная комедия не является исключением. С 1964 г. по 1969 г. друг за другом меняются художественные руководители: Б. Рябикин (1964–1966), В. Макаров (1966–1967), А. Кордунер (1967–1969), И. Серебряков (1969 – 1970)...

«Смутное время» завершилось с приходом нового художественного руководителя А. Я. Мовчана (1970–1980), который выбрал верный путь выхода из творческого кризиса: в каждой постановке делалась ставка на артиста как на центральную фигуру. В 70-х годах расцвели таланты М. М. Михайлова, А. Ладыженской, О. Титковой, Ю. Тарасевича, Ю. Павлова. Мощно и многогранно развернулось дарование С. Савича.

Спектакль «С любовью не шутят» Г. Гоберника по пьесе Кальдерона ознаменовал возобновление традиции поиска театром «своих» авторов. Основная направленность репертуара в это время – героическая романтика: «Белая акация» И. Дунаевского, «Мечтатели» К. Листова, «Особое задание» А. Новикова, «Восемнадцать лет» В. Соловьева-Седого, «Девчонке было 20 лет...» А. Эшпая.

А. Мовчан в своей творческой практике отошел от традиционной опереточной схемы. Однако внимание, которое направлялось им на осовременивание и интеллектуализацию репертуара не означало пренебрежения к классике жанра. На сцене театра шли «Крыши Парижа», «Мистер Икс» И. Кальмана, «Веселая вдова» Ф. Легара, «Летучая мышь», «Цыганский барон» И. Штрауса наряду с произведениями современных и местных авторов. Репертуар всегда был богатым и разнообразным; возросло количество детских спектаклей – их появление приобрело регулярность.

...После кончины А. Мовчана перед коллективом встала задача поиска руководителя, способного стать его преемником. За два сезона было поставлено 8 спектаклей шестью режиссерами. Возглавить труппу доверили одному из них – Э. Титковой (1982–1989). Как и предыдущие режиссеры, большое внимание она уделяла росту профессионализма в труппе, достижению такого уровня мастерства, который позволял бы решать сложные творческие задачи. При Э. Титковой в театр пришли молодые артисты из учебных заведений Москвы, Ленинграда, Новосибирска: А. Выскрибенцев, В. Галузин, Л. Лапина, И. Темирова и многие другие. Под руководством Элеоноры Ивановны были поставлены спектакли «Голландочка» и «Марица» И. Кальмана, «Мадам Фавар» Ж. Оффенбаха, «Страсти святого Микаэля» М. Самойлова и др.

...До начала 1990-х годов свобода выбора произведений лимитировалась постоянной оглядкой на органы, определявшие идеологическую политику в сфере искусства. Это резко ограничивало творческую инициативу и новаторские устремления, но с другой стороны освобождало от ответственности за неудачу постановки – осуществленной в угоду политико-идеологической конъюнктуре или даже по прямому указанию руководящих органов. Ныне театр предоставлен сам себе, и его благополучие, творческая судьба зависят от умения проложить фарватер репертуара через мели и рифы современной экономики, психологии общества и собственного коллектива.

Следствием нового положения театра в обществе стала не только творческая свобода, но и резкое падение доли современной тематики, отечественных произведений в репертуаре. Музкомедия практически прекратила сотрудничество с новосибирскими авторами, бывшее в 1960–1970-х гг. интенсивным и целенаправленным (оперетты и мюзиклы Г. Иванова, Г. Гоберника, А. Дериева по либретто И. Ромашко, А. Метелицы, В. Зимина).

С 1995 года новый директор театра – Л. Кипнис – взял на себя функции художественного руководителя, упразднив на несколько лет должность главного режиссера.

Тринадцать лет руководства Л. Кипниса для театра – это период интенсивного развития и совершенствования, как в творческом плане, так и в отношении профессионального уровня театрального менеджмента. Леонид Михайлович – руководитель нового поколения, дальновидного и нестандартного. Он знает мир искусства и как артист, и как администратор. В весьма сложных современных обстоятельствах сумел не только сохранить лицо и держать творческую форму театра, но и создать условия для ощутимого прогресса коллектива. С приходом Кипниса репертуар пополнился произведениями, достойно отражающими творческие возможности труппы.

С 2003 года по сегодняшний день пост главного режиссера вновь занимает Э. Титкова.

Постановки театра имели и имеют успех не только благодаря мастерству режиссеров, но и во многом зависят от музыкального сопровождения. В разные годы в театре работали дирижерами блистательные музыканты: И. Чудновский, А. Жоленц, А. Кац, С. Зиссер, Я. Кайяк, Б. Проскуров, Б. Цигельман. Сегодня в Новосибирском театре музыкальной комедии главный дирижер – Э. Ахмедов.

В репертуаре театра представлены спектакли самых разных жанров и направлений. Для их постановки сегодня привлекаются лучшие деятели театрального искусства – известные режиссеры (Ю. Александров, Г. Дитятковский, А. Петров, Л. Квинихидзе, С. Цирюк), художники (И. Гриневич, В. Окунев, В. Фирер, Т. Королева, Я. Штокбант, С. Зограбян), балетмейстеры (Г. Абайдулов, А. Бердышев, С. Грицай, Е. Ельфимова).

Новосибирский театр музыкальной комедии всегда был и ныне остается, прежде всего и главным образом, театром музыкальным, где господствует искусство высокого уровня профессионализма, где культура вокала (сольного и хорового), хореографии и оркестрового исполнительства не имеют права опускаться ниже уровня, который определяется уже самим репертуаром. Происхождение (от Оперного!) обязывает, и театр не только стремится сохранить этот уровень музыкального профессионализма, но и постоянно его повышает. Артисты Музкомедии ежегодно становятся дипломантами и лауреатами новосибирского театрального конкурса «Парадиз», участвуют в региональных и всероссийских международных конкурсах.

В 2001 г. Новосибирский театр музыкальной комедии стал лауреатом конкурса «Окно в Россию» среди провинциальных учреждений культуры в номинации «Музыкальный театр года».

В 2004 г. театр провел Первый театральный фестиваль новых музыкальных проектов России «Другие берега». Эта масштабная оригинальная акция была осуществлена с целью поиска, поддержки и пропаганды новых интересных проектов в области музыкального театра. Ее проведение стало стимулом развития российских режиссерских и композиторских школ, обмена опытом театров сибирского региона и европейской части России.

Новосибирский театр одним из первых провинциальных коллективов принял участие в Интернет-фестивале «Театральная паутина» с мюзиклом «В джазе только девушки». За прямой трансляцией спектакля наблюдали в 43 странах мира.

Сегодня Новосибирская музкомедия – один из самых именитых в своем жанре репертуарных театров России. Подтверждение тому – неоднократное участие и победы на Национальном театральном фестивале «Золотая маска» (2002, 2005, 2006, 2007 гг.).

Подготовила Т. Н. Рахимова

Литература

НОВОСИБИРСКИЙ театр музыкальной комедии // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 1999 год. – Новосибирск, 1998. – С. 71 – 72. – Библиогр.: с. 9.

ФАЙН, Я. Н. Новосибирский государственный театр музыкальной комедии // Музыкальная культура Новосибирска. – Новосибирск, 2005. – С. 280 – 306.

ФАЙН, Я. Н. Новосибирский театр музыкальной комедии: этапы и проблемы бытия // Новосибирская область в контексте российской истории : материалы регион. ист.-краевед. конф. – Новосибирск, 2001. – С. 239 – 242.

[ЛЕСОВИЧЕНКО, А. М.] Музыкальные театры // Музыкальная культура Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т. 3, кн. 2. – С. 16 – 26. На с. 22 – 24 – о Новосибирском театре музыкальной комедии.

ФАЙН, Я. Спектакль идет сегодня : [о театре музкомедии] // Новосибирск театральный. – Новосибирск, 1983. – С. 30 – 43.

НОВОСИБИРСКИЙ театр музыкальной комедии / [ред.-сост. Н. Сырых]. – М. : [б. и.], 1974 (ПО «Вымпел»). – 48 с. : ил., портр.

НОВОСИБИРСКИЙ театр оперетты : VI сезон : [о театре и спектаклях]. – [Новосибирск : Кн. изд-во, 1963]. – 3, [28] с. : ил.

РОМАШКО, И. А. Как молоды мы были... : к 40-летию театра музык. комедии // Дарование. – 1998. – № 1/2. – С. 71 – 73 : ил., портр. Воспоминания народного артиста России (1959–1962).

ЛАРИОНОВ, Н. О театре музыкальной комедии // Совет. Сибирь. – 1945. – 21 февр. – С. 2.

НОВОСИБИРСК : энциклопедия. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [10] л. ил. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Выскрибенцев Александр Тимофеевич : [солист] / Н. К. Ревякина. – С. 179 ; Гоберник Григорий Яковлевич : [композитор] / С. С. Гончаренко. – С. 207 ; Гранат Владимир Максимович : [гл. режиссер] / Г. К. Журавлева. – С. 231 ; Жоленц Алан Исаакович : [дирижер первой постановки, 1959] / Л. Пыльнева. – С. 320 ; Иванов Георгий Николаевич : [композитор] / С. С. Гончаренко. – С. 362 ; Кипнис Леонид Михайлович : [художеств. рук.-директор] / Н. К. Ревякина. – С. 408 ; Михайлов Лев Дмитриевич : [режиссер первой постановки, 1959] / Т. Г. Гиневич. – С. 532 ; Михайлов Михаил Михайлович : [солист]. – С. 532 ; Мовчан Анатолий Яковлевич : [гл. режиссер] / Г. К. Журавлева. – С. 534 ; Ромашко Иван Андреевич : [солист]. – С. 743 ; Севастьянов Иван Васильевич : [худож. первой постановки, 1959] / Т. Г. Гиневич, Т. А. Сибирцева. – С. 759 ; Театр «Музыкальной комедии» / И. В. Орлова. – С. 859 ; Титкова Ольга Васильевна : [солистка] / Н. К. Ревякина. – С. 871 ; Титкова Элеонора Ивановна : [гл. режиссер] / Л. Л. Пыльнева. – С. 871 ; Цыганков ЮрийЕгорович : [солист] / Н. К. Ревякина. – С. 950.

НОВОСИБИРСКИЙ театр музыкальной комедии // Музыкальная жизнь СССР : справочник / сост. О.Н. Кайдалова. – М., 1970. – С. 50 – 51.

Печатается по книге: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2009 год. – Новосибирск: [ Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки], 2008 – 274 с., [11] л. ил.

Добавить комментарий

Target Image