Зачинатель кинодела в Новосибирске

Опубликовано: Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». Книга пятая. – Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008. – 432с.

След, оставленный в летописи нашего города Федотом Фадеевичем Махотиным — актером, акробатом, предпринимателем-кинематографистом, основателем первого городского кинотеатра, кинооператором-лаборантом, кинолетописцем — навсегда сохранится в исторической памяти города.

Родился Ф. Ф. Махотин в 1871 году в деревне Ледовский выселок Тульской губернии Каширского уезда Колотовской волости в крестьянской семье. Учиться в школе не пришлось, занимался самообразованием. С пятнадцатилетнего возраста начал самостоятельную жизнь, ездил артистом с цирками и театрами в качестве акробата и актера. Освоил немецкий и французский языки.

В тот период в России было множество кочующих цирковых и театрально-цирковых групп, которые создавались на один сезон, иногда только на один маршрут. В июне-июле 1896 года Махотин находился в Нижнем Новгороде, где функционировала цирковая биржа — место формирования таких групп. В это время здесь проходила Всемирная Нижегородская выставка, где французская фирма братьев Люмьер представляла киноаппарат, предназначенный одновременно для съемки и для проекции на экране движущихся изображений, названный ими Синематографом. Такой аппарат на выставке приобрел и Ф. Ф. Махотин.

В конце 1896 — начале 1897 года Махотин совершал цирковые гастроли по городам Сибири с небольшой группой зверей и впервые демонстрировал здесь кинематограф, в том числе посетил и Новониколаевск. Тогда в поселке было два места, где можно проводить киносеансы: Будаговская и Железнодорожная школа на станции Обь. В то время Махотин не был еще новониколаевцем, как об этом написано в Сибирской советской энциклопедии в статье о кинематографе. Вот дословно об этом из тома № 2:

«Кино в Сибири появилось одновременно с появлением его в европейской России. Впервые показанные на Всемирной Нижегородской выставке (1896) – представителями французской фирмы братьев Люмьер киноаппараты одновременно приобретаются в Ростов-на-Дону Р. И. Штремером и в Новониколаевск Ф. Ф. Махотиным.

Тогда Махотин был членом цирковой группы цирка-зверинца Г. Эйгуса, приписанного к Пензе. Это зрелищное предприятие было достаточно известное. Цирк «награжден большой серебряной и золотой медалью, единственный в России по величине состоящий из 10 вагонов зверей» («Киноведческие записки», М., 1999, № 43, с. 283, статья В. Ватолина, кинодраматурга).

В первые годы существования кинематографа он рассматривался как новый вид развлекательных аттракционов. Посетителям показывались короткометражные фильмы (15-20 минут). Вот примерный репертуар того времени: «Прибытие поезда на вокзал», «Виды главнейших европейских городов», «Купанье с плотов в Сене», «Священное коронование их императорских величеств», «Пожар», «Игра детей в чехарду», «Ссора за картами», «В волшебном замке» и т.д. Со временем направление тематики содержания фильмов менялось, создавались картины, осуждавшие такие людские пороки, как скупость, корыстолюбие, жадность, ревность, мнительность, чинопочитание, бюрократизм, ханжество, хвастливость, зазнайство, тунеядство, взяточничество, воровство и т.д. Новизна этого вида зрелищ, поражающего воображение зрителей, создала кино большой успех.

После введения в эксплуатацию Транссибирской железной дороги появилась возможность чаще проводить гастроли по городам Сибири. В 1907 году Ф. Ф. Махотин решил порвать с кочевой жизнью и поселиться в Ново-Николаевске. К тому же, в семье ожидали пополнение. Своего дома у Махотина не было. Он снимал квартиру у Тетерина по ул. Болдырева (ныне Октябрьская), а с увеличением семьи, у них была дочь и два сына, снимал второй этаж на шесть комнат по ул. Потанинская, 21.

В личном хозяйстве имелась корова, саврасый жеребец, телега, тележка, сбруя (два комплекта), сани. В доме машины швейные (ножная и ручная), пишущая машинка, два кинематографических съемочных аппарата с принадлежностями, пианино, граммофон с пластинками, домашняя библиотека, картины.

Сложные по сюжету и увеличенные по размеру фильмы, вызвали необходимость создания стационарных кинотеатров. Под театр Махотин арендовал на базарной площади участок в 55 квадратных сажень по 50 копеек с небольшим за сажень, да купил деревянный барак, расположенный на участке (ГАНО, Ф.-Д-97, oп. 1, д. 138, с. 124). Помещение слегка облагородил, разгородил на две части. В меньшей размещалась касса и место для ожидания, в большой — зал со скамейками (мест чуть больше сотни) и кинобудка.

15 августа 1908 года открылся первый в городе электротеатр «Синематограф Ф. Ф. Махотина». Аппаратом он управлял сам, а на кассе и в зале помогала жена Мария Николаевна. На следующий день после открытия газета «Обь» отметила: «3а теснотой помещения и большим стечением публики среди посетителей происходила чуть ли не давка». И в последующие дни в зал набивалось значительно больше зрителей, люди добровольно уплотнялись, соглашались постоять — ни теснота, ни духота никого не смущали. Фильмы сопровождались музыкой-вальсами и польками.

Демонстрировались фильмы: «Смерть Иоанна Грозного», «Воскресенье», «Дама с собачкой», «Макбет», «Мазепа», «Отелло» и др. В 1909 году был показан фильм о капитуляции Порт-Артура, запрещенный цензурой. После этого полицмейстер взял с владельца кинотеатра подписку о том, что он не будет его показывать, иначе грозило наказание.

Кинематограф во многом изменил ритм жизни, появилось искусство, доступное каждому и по уму, и по цене, и на любой вкус. Каждодневно сотни людей получили возможность приобщиться к киноискусству.

В 1909 году Махотин смог увеличить арендуемый участок и провести переустройство театра, расширить и возвысить здание. Увеличил зрительный зал до 200 с лишним мест, сделал наклонный пол, чтобы удобнее было видеть экран. Пристроил фойе с буфетом, проектор вынес в отдельную пристройку, провел телефон. Установил горизонтальный двигатель системы «Колле» с щунтовой динамомашиной, от которого питался кинопроектор, 42 лампочки в помещении и два дуговых фонаря при входе.

Театр Ф. Ф. Махотина стал одним из первых электрифицированных общественных зданий в городе.

В первый год существования театра Махотина у него не было конкурентов, но вскоре желающих получить «хороший доход с малой затратой» оказалось немало. В 1910 году в городе уже работало несколько кинотеатров: «Москва», «Гигант», «Заря», «Модерн». Кроме того, картины демонстрировались в помещениях Железнодорожного и Коммерческого клубов, в летних театрах садов «Альгамбра» и «Сосновка». Но 1-й электротеатр Ф. Ф. Махотина находился всегда на страже всего интересного и нового в кинематографическом мире, приобретал и демонстрировал лучшие картины.

9 января 1910 года газета «Сибирский коммерсант» писала: «Беспристрастность заставляет сказать, что интересен и хорош только один электросинематограф Ф. Ф. Махотина. Здесь демонстрируются новые картины, здесь хороший аппарат, здесь удобное помещение».

Ф. Ф. Махотин первым ввел нумерацию мест в зале — вроде мелочь, а насколько стало удобнее зрителям. Первым поставил второй кинопроектор, ликвидировав паузу между частями, при показе длинных фильмов.

В марте 1910 года газета сообщала: «Только Махотин может дать такую гигант-картину, идет 90 минут беспрерывно, 2400 аршин» (речь шла о «Каторжнике» по «Отверженным» В. Гюго).

Все новшества кинопроката Ф. Ф. Махотин стремился внедрить в своем театре, поэтому даже с появлением в городе более комфортабельных и модерновых театров, зрители не изменяли ему.

Театр Махотина предоставлял зрителям возможность вместе с билетом приобрести аннотированную программу сеанса, либретто фильма. Нечто подобное практиковалось и в других театрах, но у Махотина делалось это регулярно и готовилось более тщательно. Вот как об этом писал сам Махотин: «Не вступая в полемику с людьми малосведущими, отрицающими положение картин, мы со своей стороны считаем долгом давать точные определения картины, дабы уважаемая публика могла точно судить о ее качестве и шла смотреть с уверенностью, что она не ошибется и не потратит нужного времени и денег на какую-нибудь бессмыслицу. С почтением Ф. Махотин» — газета «Алтайское дело» 1 декабря 1912 года.

Только он в городе в дни знаменательных событий каждому пришедшему в театр вручал вместе с билетом визитный фотографический портрет великих людей (снимок в рост) на память.

Такие портреты были вручены: к 110-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого — на смертном одре в декабре 1910 г., М. В. Ломоносова — к 200-летию со дня рождения и других. Ф. Ф. Махотину принадлежит почин проведения киносеансов в селе Бугры в 1910 году и в г. Бердске в 1912 году.

В первые годы существования кинофильмы покупались в собственность, затем появились прокатные фирмы.

Благодаря прежним связям Ф. Ф. Махотина по цирку-зверинцу, который базировался в Пензе, а там было открыто отделение прокатной конторы А. Н. Аргасцева (она первой в России ввела рациональный прокат и пользовалась доброй репутацией), новониколаевцы имели возможность получать картины прямо со столичной базы, что позволило перейти на четкую «перемену картин в неделю».

Кино знакомило жителей с историческим прошлым Сибири и России в целом: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Степан Разин», «Дмитрий Донской», «Жизнь А. С. Пушкина», фильмы по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», Л. Н. Толстого «Война и мир», по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и др.

В 1912 году Махотин вновь увеличивает земельный участок и реконструирует кинотеатр, расширяет зрительный зал до 400 мест. Сооружает второе фойе, чтобы у зрителей более дорогих мест (40-50 копеек) и дешевых (20-30 копеек) были разные «ожидальные» зоны.

Устраивает центрально-водяное отопление, «хоры» для ансамбля музыкального сопровождения фильмов, комнаты для приведения в порядок, туалеты.

Электротеатр Махотина был наиболее оборудованным: киноаппараты модели Пате, пианино «Шребера», фисгармония, три больших и два малых электрических вентилятора, 200 венских стульев, 20 шестиместных диванов с откидными сиденьями, 15 — четырехместных и 10 — двухместных диванов, ложа на 24 места, обитых плюшем и 10 простых скамеек длиной 15 аршин.

Впервые в истории города 1 февраля 1913 года демонстрировалась кинематографическая картина «Виды Ново-Николаевска», снятая Ф. Ф. Махотиным. В ней запечатлены крестный ход и жизнь на Николаевском проспекте, снятые зрители, выходящие 25 и 27 января с дневного сеанса в театре Махотина. 12 февраля 1913 года газета «Сибирская Новь» так отрецензировала Махотинский дебют: «Первая кинематографическая картина местной работы имела большой успех у публики. Вместо набившей оскомину иностранщины, перед взорами обывателя на экране промелькнули знакомые уголки родного города, оживленные праздничным движением. Владельцы Томских театров заинтересовались картиной, обратились к Махотину с просьбой о прокате, но последний, признавая несовершенство исполнения, которое он в будущем надеется устранить, отказал».

В феврале 1913 года Махотин снял вторую серию «Видов города Ново-Николаевска», затем «Ново-Николаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Ново-Николаевске», «Прогулка на пароходе «Кормилец» от Ново-Николаевска до Бердска». После этого он откликнулся на заявку из Томска, там сняты две серии ленты: «Виды и события города Томска».

Приобретя операторскую сноровку, Махотин в апреле 1914 года снимает «Гимнастический праздник реального училища» и показывает его вечером в день съемки.

С весны 1914 года хроникальные выпуски Махотина становятся регулярными (раз, иногда два раза в месяц) и подрастают в метраже. Обычно, это два сюжета о наиболее примечательных событиях, происшедших в городе: «Путешественник вокруг света Фердинанад Лейбвин в Ново-Николаевске» и «Похороны первого городского старосты Ивана Сурикова», «Пребывание в Ново-Николаевске московского митрополита Макария» и «Путсшественная прогулка на пароходе «Гуллет», «Полеты авиатора Седого на «Фармане» и «Бега и скачки с ипподрома».

Все эти выпуски выходили под единой рубрикой «Ново-Николаевская хроника». Вот когда было положено начало киножурналу города. Жаль, что эта идея не получила развития в дальнейшем. В советский период первый номер киножурнала «Сибирь на экране» вышел только 17 июля 1928 года. Киножурнал города так и не появился, а Махотин один смог выпускать его в свое время.

В мае 1914 года Махотин снял «Первый пожарный съезд и выставка в городе Томске». Его фильмы завоевали симпатии и уважение большинства зрителей города. В связи с начавшейся войной поставка пленки и прочих материалов прекратилась. На оставшихся запасах Махотину удалось провести лишь несколько съемок: «Торжественное молебствование о ниспослании победы русскому воинству», «Манифестация в ознаменование взятия Львова и Галича», «Торжественный парад 41-го Сибирского полка», «Сбор белья в пользу воинов», «Торжественная закладка Дома инвалидов». Последняя Дооктябрьская лента, снятая Махотиным, называлась «Великий праздник революции в г. Ново-Николаевске, снимки с натуры воспроизведены в день 1917 года марта 27».

Появившись в Ново-Николаевске, Ф. Ф. Махотин активно включается в общественную жизнь города и играет в нем заметную роль. Он никогда не оставался в стороне от тех событий, которые разворачивались в городе. 4 ноября 1909 года он входит в число учредителей общества попечения о народном образовании, устраивает регулярные детские сеансы, ежемесячно проводит благотворительные сеансы, средства с которых идут на школьные и приютские нужды, вносит личные средства на дом инвалидов общества увековечения памяти героев Великой мировой войны, на познание края, исследует его историю. Махотин активно подключился к работе отдела общества. Он многое видел, многое знал и умел, занимаясь кинодокументалистикой.

После Октябрьской революции махотинский театр был назван «Народным электротеатром». В период власти колчаковцев театр был возвращен Махотину. С восстановлением советской власти кинопроизводство и прокат фильмов были национализированы в соответствии с декретом Совнаркома от 27 августа 1919 года.

Ф. Ф. Махотина, как опытного организатора и профессионального кинооператора, направили на службу в караульный полк заведующим клубом студии Политпросвета в эвакопункте (ГАНО, ф. 274, oп. 1, д. 5, с. 59). Для урегулирования кинодела в сентябре 1920 года был организован Сибирский фотокиноотдел Сибполитпросвета, которому специальным постановлением Сибревкома передано имущество бывших кинофирм. 19 декабря 1921 года Ф. Ф. Махотина назначили заведующим кинолабораторией при Губфотокино (ГАНО, ф. 1119, оп. 1, д. 302, с. 178 б).

5 сентября 1922 года постановлением Сибревкома в Новониколаевске создан Сибирский фотокинокомбинат, работавший на хозрасчете. К нему перешло монопольное право проката кинофильмов в Сибири, эксплуатации кинотеатров, находившихся в распоряжении Сибполитпросвета, и организация кинопроизводства. В это время формировался аппарат и создавали структуры управления «Сибфотокино», поэтому шла частая перестановка кадров. 21 марта 1923 года Ф. Ф. Махотина освободили от заведывания кинолабораторией, а 30 марта назначили заведующим экспедиции (ГАНО, ф. 273, оп. 1, с. 14). В то же время он оставался управляющим кинотеатрами «Гигант» и «Художественный» в Ново-Николаевске. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он справлялся и с тем и с другим, попутно проводя еще и несколько киносъемок, в частности, по просьбе Губкома комсомола снимал 2 сентября 1923 года праздничную демонстрацию и карнавал молодежи. б сентября по просьбе Политуправления Западно-Сибирского военного округа Махотин направляется в его распоряжение (ГАНО, ф. 273, oп. 1, д. 21, с. 30).

11 декабря 1923 года по приказу Сибгоскино Ф. Ф. Махотин (управляющий театрами) был уволен ввиду сокращения штатов с выдачей ему законной компенсации. 14 декабря 1923 года Махотин умер от туберкулеза легких в возрасте 53 лет.

Его жизнь — это еще один из примеров неистребимого стремления человека к разуму и свету, справедливости и красоте. Его жизненный опыт в сочетании с природными способностями, талантом предпринимателя, честностью и порядочностью, общественной активностью помогали ему вести дело просветительства в любых условиях, которые ему пришлось пережить. Ему по праву принадлежит место в ряду достопамятных людей Новосибирска.

Иван Цыплаков,

            

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image