Загадки и противоречия первой школы района

О первой школе Новосибирска, которой в этом году исполняется 154 года, я уже писал, а сегодня хотел бы вытащить из небытия первую школу нынешнего Железнодорожного района. У неё в этом году тоже был юбилей, а о сосуществовании её знают совсем немногие.

Так у нас «сложилось исторически», что до сих пор достижения нашего города, произошедшие до Советской власти, как бы не считаются. Вот и одному из старейших районов города мы готовимся отпраздновать не 120 лет, а только 80. Молоденький такой - 1936 года. А что вырос он из дореволюционной административной единицы под названием Вокзальная часть, образованной в 1896 году, мы благополучно забыли. Хотя почему забыли – есть нехитрый довод: мы же празднуем юбилей нового названия. Но вот опять неувязочка - Железнодорожным этот район  стал лишь в 1957, а до того двадцать с лишним лет назывался Кагановическим. В честь яростного борца за агентами иностранных разведок на железнодорожном транспорте наркома Лазаря Кагановича. Но после его смещения как  члена «антипартийной группировки» названию района удалось вернуть свой первичный, хотя и утилитарный топоним. Так может, тогда логичнее готовиться отметить в следующем году 60-летие «чисто Железнодорожного» района.

Но я отвлёкся. К школе. Первое учебное заведение в Вокзальной части было открыто на средства рабочих и служащих станции Обь 12 января 1896 года. Располагалось оно на ул. Владимирской (так раньше называлась Владимировская) и предназначалось для детей железнодорожников. Инициаторами были руководитель строительства станции инженер В.К. Жандр, модельщик Ф.А. Белоруков и техник железнодорожных мастерских А.П. Комлев. Школа была набольшая – на 50 учащихся. «Вначале она располагалась в казенном бараке жилого типа, а затем переехала в специально выстроенное здание». Председателем школьного комитета школы выбрали В.К. Жандра.

Конечно, это здание стало и одним из центров культурной жизни пристанционного посёлка. Исследователи предполагают, что именно здесь в декабре 1896 года состоялся первый в городе киносеанс. Тогда, по пути следования в Томск, Федот Махотин делал на станции Обь пересадку и «в образовавшейся паузе, скорее всего, были даны несколько представлений»: путейцы уговорили его показать им иллюзион - чудо-прибор, который показывает движущиеся картинки.

 Первое время содержание школы не входило в бюджет железной дороги, и она существовала на пожертвования, и только в смете на 1899 год была «предусмотрена расходная статья на начальное образование». Памятная книжка Томской дирекции народных училищ указывает, что в том году на содержание Обского училища Министерством путей сообщения было ассигновано 1872 рубля.

Рукописный альбом истории школы, созданный более 50 лет назад, и хранящийся в музее нынешней СОШ №1 рассказывает: «В маленькой школе мест не хватало, парты стояли на улице, и жители железнодорожного посёлка решили построить новую школу своими руками. Среди родителей оказались умелые строители, плотники, столяры, техники. Лес рубили здесь же на месте, в окрестностях школы, его обрубали и складывали в штабеля. Строительство нашей школы проходило под руководством инженера Демидова».

Авторитетные издания по истории города указывают, что школа расстроилась в 1900 году. Рядом было выстроено двухэтажное деревянное здание, где разместилось трехклассное же­лезнодорожное училище, а старое осталось работать как женская школа. Интересен факт, что уже тогда при строительстве нового задания школы сошлись интересы религии и образования. Инженер Демидов санкционировал использование для школы леса, что предназначался для строительства церкви. За это Демидов был уволен со службы по причине неблагонадёжности.

Здесь необходимо отметить, что по другим данным, основанных на первичных источниках, второе здание было построено на два года раньше, и как начальная двуклассная школа открылась уже 01 января 1898 года. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год датой открытия «двуклассного железнодорожного училища для детей обоего пола» также отмечает сентябрь 1898 года. «Содержится на средства железнодорожного управления. Помещается в выстроенном для училища здании".

К тому же 10 сентября 1897 года по Западно-Сибирской дороге выходит приказ №125 её начальника Владислава Михайловича Павловского, сообщающий служащим об открытии на станции Обь железнодорожной школы. Такая датировка новой школы как раз попадает на годы строительства Вокзальной Церкви св. пророка Даниила, и косвенно подтверждает историю с растратой леса инженером Демидовым.

В 1900 году в здании отстроенной школы прошло 10 воскресных чтений с показом «туманных картинок» посредством «волшебного фонаря». Новая школа была оснащена пособиями, имела фисгармонию и небольшую сцену, на которой в 1902 году выступила ещё начинающая исполнительница романсов двадцатилетняя М.А. Каринская.

Размеры заработной платы работников образования тоже кардинально разнятся. Если «авторитетные издания» пишут, что учителю был установлен оклад 180 рублей в год (для сравнения старший ремонтный рабочий тогда же получал в год 360-400 рублей), то из дореволюционных мы узнаём другие цифры и имена первого заведующего училищем: Николай Васильевич Гольцев с жалованием 600 руб., а также учителей: Вениамин Петрович Поносов (480 руб.), в начальных классах Клавдия Сергеевна Гольцева (360 руб.) и Анна Ивановна Локрова (360 руб.). Законоучителем был священник Даниловской церкви Григорий Диатропов. Почетный блюститель - начальник 1-го участка пути, инженер, коллежский асессор Жандр.

 Ученики вспоминали, что директор Гольцев был строгий, но справедливый человек и пользовался всеобщим уважением. Он «умер на посту, работал до последних дней своей жизни. Шёл на урок и упал у ворот школы: с ним случился сердечный приступ, после которого он уже больше не встал». Было это уже в 1930 году.

Мария Семеновна Филипченко, многие годы проработавшая учителем начальных классов во Второй школе Томской железной дороги, говорит, что в 1940-е - 50-е годы оба здания были одним учебным заведением. Затем в двухэтажном здании на Владимировской, 4 (ныне 10) открыли школу-семилетку, сохранившую № 2, а в прежнем одноэтажном здании - начальную школу N 6. В 1967 году начальная школа была расформирована, и её учащиеся вместе с учителями были переведены во вторую школу, получившую новый № 51.

Возвращаясь к началу XX века, отметим, что в течение нескольких лет новая школа была самой большой в городе: здесь было восемь учебных классов, две учительские и большой зал со сценой. В 1899-90 учебном году в ней училось 186 ребят (113 мальчиков и 73 девочки), то в 1907 году было уже почти 500 учащихся, работало двенадцать учителей, заведую­щий и два священника.

 В уже упомянутой нами рукописной истории школы мы читаем: «Все уроки в школе начинались с чтения молитв… «Закон божий» преподавали «отец» Григорий и «отец» Максим. Они были очень строгие… Добиваться разъяснения «божьего писания» было опасно, - за это наказывали и даже выгоняли из школы. Кроме «закона божьего» учили детей арифметике, русскому и славянским языкам, естествознанию… Проводили уроки труда, на которых девочек учили шить, вышивать. Мальчики занимались столярным и слесарным делом. На уроках пения разучивали, главным образом, божественные молитвы и церковные песни. На уроках физкультуры занимались сокольской гимнастикой».

Но это уже история другого здания,  отличного от первого ещё и тем, что оно имело свою революционную историю, благодаря чему вошло в список памятников истории и культуры Новосибирска и охраняется государством.

 То, что исследуемый нами дом стоит на этом месте как минимум с 1906 года – факт. Это легко доказывается планом и, например, фотоснимком места 2010 года от Google Earth.

1906 год

 

            2010 год                                           

Промежуточные снимки объекта только подтверждают этот факт.

 Единственной фотографией, кардинально выбивающейся из ряда остальных, и ломающих эту стройную линию является открытка №5 2-й серии (1902-03 годы) из издания Н.П. Литвинова: «Здание железнодорожной школы».

Она на «привязывается» ни к первому, ни ко второму зданию. Дальше только догадки. Это тот самый «казённый барак жилого типа», о котором пишет известный историк Л.М. Горюшкин? Но на жилое здание не похоже. Или это «специально выстроенное» новое здание школы, открытой в 1898-м, а через два года перестроенное. В принципе, если внимательно разбирать, общие черты есть.

  

1902 год

                       

                                                        2009 год

В общем, даты и здания в десятку «не бьют», а быть может, из-за противоречия первичных источников и бить никогда не будут. Поиск продолжается и данная заметка – это только первый, поверхностный взгляд на вопрос, история школы требует дальнейшего, более глубокого изучения.

 А здание первой школы нынешнего Железнодорожного района и сейчас неприметно стоит на углу улицы Владимировской и Владимировского спуска. За эти годы здание несколько раз перестраивалось.  Под нужды переселенческого пункта и др. организаций.

В настоящее время в нём находится пункт социальной защиты. И размещение на здании памятной таблички о первой школе будет лучшим подарком ко дню учителя и юбилею всего района.

Фото 1. Выпуск 1902 года (музей СОШ №1), Фото 2. Николай Васильевич Гольцев (музей СОШ №1), Фото 3. Выпуск 1901 года (музей СОШ №1), Фото 4,5. ГАНО. Ф.1917, Google Earth, 2010 год, Фото 6. Открытка №5 2-й серии (1902-03 годы) из издания Н.П. Литвинова, Фото 7,8 – Форум «Новосибирск в фотозагадках».

Библиографический список:

  1. Ватолин В.А. Синема в Сибири: Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917 гг.). Новосибирск, 2003., - 176 с.
  2. Всеобщее среднее. История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки) / гл. ред А.Ф. Косенков. T. I. Новосибирск, 2005, - 894 с.
  3. Жуков Н. Девять десятилетий школы // Вечерний Новосибирск, 10 октября 1988.
  4. Капустин В.П. Школа на улице Владимирской. Заметки краеведа.
  5. Новосибирск. 100 лет. События. Люди: 1893-1993 / отв. ред. Л.М.Горюшкин. - Новосибирск, 1993, - 472 с.
  6. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1900 год, Томск, 1900, - 251 с.
  7. Памятная книжка Томской дирекции народных училищ, Томск, 1900, - 161 с.
  8. Пожидаева К., Пожидаева Е., Пожидаев Т. Экскурсия «Вдоль по Владимировской» Новосибирский архивный вестник: информационно-методический бюллетень управления государственной архивной службы Новосибирской области, 2010, № 29, - 296 с.
  9. Сердюк В.А. Формирование корпоративной культуры железнодорожников в 1891–1917 гг., Санкт-Петербург, 2014. - 30 с.

 

29.09.2016

Сотрудник музея г. Новосибирска

Константин ГОЛОДЯЕВ

подкатегория: 
Average: 3.6 (7 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Лямзин Евгений
День добрый! Подскажите, пожалуйста, где находится упоминаемая в этой статье СОШ №1 ? Здание по адресу ул. Владимировская, 10 знаем. Спасибо за конкретику! Статья полезная! Ждём продолжения.

Добавить комментарий

Target Image