Золотой булат Персии

В Новосибирске открылась уникальная выставка холодного оружия и изделий художественных промыслов древней Персии.

Этой выставкой Новосибирский государственный краеведческий музей начинает свою текущую, творческую работу после открытия. Новые выставки музейщики планируют открывать ежемесячно.

Как отметил директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов:

– Выставка замечательна двумя факторами. Здесь собраны вещи эрмитажного класса – то, чего в обычном региональном музее вы никогда не увидите. И выставка эта – новосибирская. Предметы представлены из частных собраний, в том числе, новосибирских коллекционеров.

Сокровища этой удивительной страны показывают в Новосибирске впервые. Знатоки и любители холодного оружия по достоинству оценят охотничьи и боевые сабли саиф, шамшир и тальвар, классические кинжалы кард и пешкабс, тычковые кинжалы катар. Поражает искусная обработка их рукоятей, сабельных эфесов, украшенных золотой и серебряной инкрустацией, мельчайшими узорами и надписями. Все представленные на выставке сабли, кинжалы, ножи – подлинники, настоящая оригинальная работа персидских оружейников 16-17 веков. Это боевое оружие, которое не раз побывало в сражениях и до сих пор излучает некую энергию. На многих саблях видны следы их износа. «На Востоке оружие имеет сакральное значение, поэтому передается из поколения в поколение», – рассказывает руководитель проекта Даниил Валерьевич Наумов. Вместе с Алексеем Олеговичем Прониным, специалистом по оружию, он занимался организацией выставки «Золотой булат Персии».

Помимо холодного оружия на выставке представлены такие направления прикладного искусства Востока, как персидская миниатюра, домашняя утварь, персидские ковры, изящные шкатулки.

Древнейшим и уникальным экспонатом выставки является серебряный с позолотой бюст одного из сасанидских царей доисламского периода (III-IVвв.). Сасанидская династия в Персии существовала с 2000 по 700 год нашей эры, которая оставила после себя высокохудожественные предметы. Один из которых можно наблюдать на выставке.

«Глядя на бюст, мы можем судить насколько высоко было развито общество, насколько красиво выглядит одежда у данного царя. Какой именно царь – установить сложно, потому что это не парадное одеяние. Бюст мог стоять в храме, но не в зороастрийском, потому что на нём нет знаков зороастрийской религии. Этот предмет был сделан для украшения помещения, для почитания своего царя. Скорее всего его изготовили в период жизни самого царя, потому что во времена правления другого шаха вряд ли бы стали делать бюст предыдущего», – дал пояснение руководитель проекта Даниил Валерьевич Наумов.

Но обо всем по порядку. Прежде, чем попасть в музей, совершим виртуальную экскурсию по выставке.

Небольшого размера персидский шамшир с ножнами для пешего бойца, верткий, острый, легкий. Есть шамширы, которые использовались только в конном строю. Они отличаются и весом, и формой, и размерами. Шамшир – это основной вид сабель индо-иранского региона. За счет значительной кривизны клинка шамшир предназначался для рубящего удара с оттяжкой, использовался и для нанесения рубящих и колющих ударов с лошади.

На заднем плане сабля саиф арабского воина. У коллекционеров она вызывает интерес тем, что обычно такие сабли делали из дамаской стали, в нашей коллекции - из булатной стали. Сабля была сделана по заказу в Персии.

Привлекает внимание турецкий пистолет, инкрустированный серебром и золотом. Это было элитное оружие турецкого военачальника. Предмет интересен тем, что здесь наблюдается сочетание русского шестигранного ствола, изготовленного на тульском заводе, с турецким обрамлением.

Набор персидских ножей пешкабз, которые производились иранскими оружейниками в XVII-XVIII вв. и представляли собой эффективное оружие ближнего боя, позволяющее поразить тяжело вооруженного противника и являющееся атрибутом комплекса вооружения знатного воина. Клинок выполнен из булатной стали, рукоятка из клыка ископаемого моржа, поставлявшегося из Сибири. Клык ископаемого моржа имел характерный желтый оттенок и, главное, не позволял рукояти кинжала скользить в руке. Помимо своей боевой эффективности, такие предметы вооружения в подобном исполнении являлись дорогостоящими и статусными и получили широкое распространение в результате торговых, культурных и политических взаимоотношений народов Евразии.

Один из ножей пешкабз находится на поясе. Это редчайший случай в музейной практике, когда сохранился сам пояс, на котором носили кинжал. Это настоящее произведение искусства XXVII века. Пояс сделан из органических материалов (кожа и шелковый орнамент). По этому поясу можно судить о качестве одежды, которую носили персидские воины.

Несколько типичных персидских кинжалов кард, которые тоже служили для того, чтобы пробивать доспехи. Любое булатное оружие было предназначено прежде всего для пробивания доспехов. Сейчас теоретически булат сделать можно, но это очень трудоемкая работа. Если производить булат по технологии древности, то клинок нужно будет изготавливать около года, поэтому по весу он получается дороже, чем золото. В наше время – это дорогое удовольствие. Поскольку булатное оружие не играет сейчас в военном отношении серьезную роль, за это никто не берется.

Две сабли персидского всадника, два шамшира. Это утилитарное боевое оружие, здесь практически не существует отделки. Очень качественный булат XVII века. Работа непревзойденного мастера.

Очень необычные предметы – катары с ножнами производства XVIII века. Индоперсия. Булатная сталь, золотая инкрустация, серебро, дерево. Это индийское оружие, которое сочетает в себе кинжал и кастет. Оружие служило для противостояния противнику, который защищен доспехами, было способно отражать удары саблей и было эффективно в бою. На выставке представлена миниатюра индо-персидского воина, на которой видно, что на поясе у него катар.

Одна из сабель – охотничий шамшир, который отличается от боевого. Это оружие выходного дня. Он больше декорирован, здесь мы видим золотую насечку, сделанную персидскими мастерами в зверином стиле.

Сабля тальвар индо-персидского производства. XVII век. Булатная сталь, золото. Сабля имеет золотую рукоятку (персидского происхождения), но вид сабли – индийский.

Рядом с клинками выставлены также отдельные сабельные эфесы. Искусство оформления рукояток было настолько высоким, что интерес у коллекционеров вызывают не только лезвия сабель, но и сами эфесы. Есть коллекционеры, которые коллекционируют только их. Завораживает золотая инкрустация, слой золота порядка двух миллиметров, которая не изнашивается со временем. Такие сабельные эфесы – настоящие произведения кузнечного и ювелирного искусства, украшенные золотой и серебряной инкрустацией, мельчайшими узорами и надписями. На данный момент никакая ювелирная фирма не возьмется за изготовление копии подобной рукоятки, потому что это не гальваническое напыление и золотое покрытие, а именно инкрустация, полностью ручная работа, во всем узоре сделаны канавки и туда залито золото. Дорогую рукоятку на сабле мог позволить себе только человек состоятельный, военачальник. Такое оружие служило статусным предметом и было неотъемлемым атрибутом костюма.

Два боевых шамшира. Такими шамширами были вооружены среднего уровня военачальники. На оружии отсутствуют декорации, сделано все просто, надежно.  Эти предметы находились со своим хозяином в тяжелейших условиях похода. Несмотря на свою элегантность, вес сабель доходит до двух килограммов. Это трудно представить, потому что форма у этого оружия легкая и изящная.

Высококачественные персидские кинжалы карды, что в переводе означает нож. На одном из кардов можно увидеть поперечные полосы через каждый сантиметр. Это сделано не случайно, а в следствие сложного технологического процесса, этим добивалась дополнительная жесткость кинжала. Любой булатный кинжал служит для пробивания доспехов. Он не предназначен для боя с противником, который не облачен в доспехи, это слишком дорогое удовольствие. Ведь в древности булатная сталь по весу стоила гораздо больше, чем золото.  Насечки по-персидски назывались «ступень пророка».

Крис – церемониальный индонезийский кинжал. Эфес и ножны – начало XX века, лезвие кинжала XVIII век. Дамасская сталь, дерево акации, серебро и позолота. Остров Бали славится виртуозным искусством резьбы. В отделке ножен присутствуют мотивы индийского эпоса Рамаяны.

Интересны предметы персидского быта, например, чайный сервиз из исфаханского серебра. Персидский город Исфахан издавна славился серебряных дел мастерами, которые из поколения в поколение передавали секреты мастерства – умение выполнять чеканку, резьбу по серебру.

Умывальный кувшин, который был во время династии Сельджукидов (1040-1196). Бронза, серебро. Интересен тем, что весь украшен каллиграфией, текстами из Корана.

Здесь можно увидеть несколько персидских ковров. Самому древнему порядка 250 лет.

На выставке представлена персидская миниатюра и каллиграфия. Искусство персидской каллиграфии – одно из направлений прикладных искусств. Арабский шрифт, который используют персы, очень пластичен, его можно видоизменять, наклонять, округлять и заполнять им пространства, не теряя смысла и возможности его прочитать. Это искусство в написании текстов. Здесь мы видим два примера персидской каллиграфии, где один мастер делал саму каллиграфию, а другой делал обрамление.

Медальоны с каллиграфией. Интересны талисманы на агате. Агат – это камень, который, по мнению персов, обладает защитной функцией. Поэтому на нем делались надписи из Корана. В Персии очень распространены были перстни и ожерелья с агатом.

Пеналы с отделениями для перьев(каламов), инструментов для их заточки, чернил и песка – принадлежностей для каллиграфии, употреблялись повсюду в исламском мире. Они были разных форм – прямоугольные, клиновидные и прямоугольные с закругленными концами. Каламданы, как правило, изготавливали из папье-маше, также известны пеналы из бронзы, латуни и серебра. Со временем каламдан стал предметом статусным, отражающим индивидуальность своего владельца и уровень мастера, его изготовившего. Пеналы из папье-маше украшались тончайшими композициями и покрывались лаком. По этому же принципу в Иране украшались рамы для дорогостоящих зеркал. На пеналах можно встретить подписи мастеров, а также «каллиграфические» надписи с сурами из Корана. Каламданы оформлялись художниками-миниатюристами. Каждая сторона пенала содержит полноценную картину. Если её увеличить, то видно, что работа очень мелкая, присутствует большая детализация. Были популярны растительные мотивы. Персы очень преуспели в искусстве миниатюрной живописи. Многие мотивы и стилистика оформления персидских каламданов позже нашли свое отражение и в русской лаковой миниатюре Палеха и Федоскино.

На выставке можно увидеть миниатюрный Коран, раскрытый персидский манускрипт.

В коллекции находится несколько книг, самый старый экспонат – древнеперсидская поэма «Шах-наме», описывающая жизнь персидских царей. Ей порядка 400 лет. Эту книгу авторы выставки временно расшили, чтобы показать удивительной красоты книжные миниатюры.

Миниатюра со слоном – индийская. Здесь другая контрастность, другие цвета и очень высокая детализация. 

Выставка, впервые представляющая разноплановые персидские коллекции, позволяет составить подробный рассказ о стране с богатой древней историей и весьма сложной и разноплановой культурой.

 

Подготовила Людмила Кузменкина

Добавить комментарий

Target Image