Агиография

АГИОГРАФИЯ сибирская XVII в., вид церк. литературы – жизнеописания святых. В области А. в Сибири в XVII в. было создано всего 2 жития – Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского – и Сказание о явлении и чудесах Абалакской «Знамение» иконы Божией матери. Наиб. раннее из них – Сказание о Абалацкой иконе, где рассказывается, как вдове Марии из окрестностей с. Абалак близ Тобольска во сне или в состоянии обморока являлась икона Знамения Богородицы в сопровождении свв. Марии Египетской и Николая Мирликийского, приказывая строить церковь в Абалаке во имя Знамения. Явления повторялись неск. раз, прежде чем Мария решилась сказать о них своему духов. отцу и архиепископу. С этого времени начали строить церковь. В первонач. ред. Сказание было создано в 1641, возможно Саввой Есиповым на основании следств. дела о явлении иконы в 1636. Текст ранней ред., опубл. А. Юрьевским, еще близок документу по манере изложения, но в нем уже исключены мн. конкрет. сведения, добавлены предисловие и ритор. отступления с оценкой событий. В дальнейшем вплоть до 1670-х гг. Сказание пополняется рассказами о чудесах, принадлежащими разным лицам. Выделяется группа чудес сер. 1640-х гг., связанная с именем свящ. Павла Стефанова (доп. сведений нет), а также чудеса, записанные тобол. митр. Корнилием (1664–77) или по его распоряжению. Особенность Сказания – отсутствие явления иконы как такового: Мария видит ее лишь в своих видениях и потом узнает в копии Новгородской иконы. По образцу последней икона пишется тобол. иконописцем Матфеем Мартыновым. Ситуации, когда икона создается после обнародования чуда о ее явлении, не отмечается ни в одном из изв. сказаний о чудотвор. иконах. Абалакская икона была наиб. почитаемой святыней Сибири в XVII в. Сказание о ней во мн. определило мест. агиогр. традицию: близость документу, демокр. хар-р чудес, влияние сев.-рус. лит. традиций.

Эти черты в наибольшей степени отразились в Житии Василия Мангазейского, созданном во 2-й пол. XVII в. Оно сохраняет тип повествования, характерный для сиб. и сев.-рус. традиции, представляя особую жанровую разновидность – житие «святого из гробницы». В нем нет собственно жития как связной биографии подвижника, оно состоит из отд. рассказов о чудесах и видениях от явившейся в Ст. Мангазее гробницы, благодаря к-рым узнается имя святого и сведения о его жизни. Эти рассказы напоминают части следств. дела, цель к-рого – доказать достоверность свершившегося чуда.

В наст. время известно 5 ред. памятника, все созданы в Туруханском Свято-Троицком мон-ре. Тобол. церков. власти стремились к канонизации первого в Сибири святого и сообщали в Москву о всех мангазейских чудесах.

В кон. XVII в. в Тобольском Архиерейском доме написана «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца» – самое раннее агиогр. соч., посвящ. св. Симеону Верхотурскому. Памятник создан по инициативе митр. Игнатия (Римского-Корсакова) и отчасти им самим, что повлияло на жанровую природу текста: традиц. житийные элементы сочетаются с ораторско-публицист. и лирич. началом; большое внимание уделено описанию миссионер. деят-ти Игнатия, теме христиан. просвещения Сибири. Как и Житие Василия Мангазейского, «Повесть...» не содержит подробной агиобиографии святого. Скудные сведения о нем вложены в уста старожила с. Меркушино, 70-летнего старца Афанасия, не помнившего даже имени праведника (оно явлено в неск. видениях разным лицам). В воспоминаниях очевидца св. Симеон предстает как пришедший «с Руси» смирен. странник. В Меркушине он подвизался тем, что шил особые нашивки на шубы (по легенде, не беря за это плату). По словам С.В. Бахрушина, Симеон Верхотурский «воплотил в себе тип гулящего человека, каких много забредало в Сибирь через Верхотурские ворота» (Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1956. Т. 3, ч. 1. С. 353). После перенесения мощей святого в Верхотурский Николаевский мон-рь «Повесть...» пополняется новыми чудесами, представляющими Симеона как юродивого, что оказало влияние на последующую церк. традицию его почитания. В первонач. виде «Повесть...» не сохранилась, но легла в основу Ранней и Распространенной ред., в последней добавляется множество новых посмерт. чудес. В 1846 была составлена «Выписка из имеющихся в Верхотурском Николаевском монастыре Пермской епархии записей и других документов» о святом. Она использована при составлении поздних, вторич. ред. Жития, включающих лишь пересказ фабульной основы «Повести...» В поздних версиях появляются отсутствующие в «Повести...» элементы житийного этикета, достраивающие образ Симеона Верхотурского и являющиеся, очевидно, элементами народ. представления о святом. С 1856 Житие Симеона Верхотурского, основанное на поздних версиях и свобод. пересказе легенд, неоднократно издается (см., напр., «Сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона Верхотурского чудотворца (ум. 1642). Соч. А. М.» СПб., 1857; «Подробное сказание о жизни и чудесах св. праведнаго Симеона, Верхотурскаго чудотворца. Ирбит, 1874 (переизд. Киев, 1879; Пермь, 1881); «Житие святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, и подробное сказание о явлении святых мощей его и о чудесах, от тех мощей проистекающих». М., 1887; «Житие св. праведнаго Симеона Верхотурскаго». М., 1912 (ил.).

Лит.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Дворецкая Н.А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984; Ромодановская Е.К. Легенда о Василии Мангазейском // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1986; Прохоров Г. М., Ромодановская Е.К. Житие Симеона Верхотурского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3, ч. 1; Очерки истории и культуры города Верхотурья и Верхотурского края: К 400-летию Верхотурья. Екатеринбург, 1998; Литературные памятники Тобольского архиерейского Дома ХVII века. Новосибирск, 2001; Ромодановская Е.К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, 2002; Журавель О.Д. «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесех святаго и праведнаго Симеона, новаго Сибирскаго чюдотворца»: модификация агиографического канона // Славянский альманах 2002. М., 2003.

О.Д. Журавель, Е.К. Ромодановская