ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ

ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Сибири. До нач. XVIII в. Ц. о. в Сибири, как и за небольшими исключениями в России в целом, ограничивалось домаш. обучением элементар. грамоте (чтению и письму), чаще всего по Псалтири и Часослову, к-рые заучивались наизусть. Позже для тех, кто готовился к церк. чину, к этому прибавлялось знакомство с др. книгами богослужеб. круга, как правило, уже во время службы в храме. Грамоте учились и у частн. учителей, в т. ч. у представителей клира. В осн. учениками были дети, принадлежавшие к духов. сословию, постепенно складывавшемуся в Сибири в течение XVII в. Нач. школ. Ц. о. в крае связано с петров. реформами: царь надеялся воспитать в школах духовенство нового типа – образованное, способное к проповеди и успешной миссионер. работе, сознательно поддерживающее его реформы. По инициативе Петра I, трудами нового митрополита Сибирского и Тобольского Филофея (Лещинского) в 1702–03 была открыта спец. церк. школа для подготовки клира, 1-я в Сибири и одна из немногих во всей провинц. России. По всей видимости, митрополит собирался взять за образец школы рос. юго-запада, в свою очередь скопированные с европ. учеб. заведений с 8-классным обучением на лат. яз., на последних стадиях к-рого будущие пастыри получали знания в области риторики, философии и богословия. В Тобольске, однако, реально все ограничилось преим. элементар. грамотностью (чтение букваря, Часослова, Псалтири, письмо и пение в объеме церк. служб). В школу принимали детей духовенства и новокрещеных (последних гл. об. для миссионер. целей, для службы в правосл. храмах мест. народов). Содержалась школа за счет доходов архиерейского дома.

В нач. 1720-х гг. общерос. законодат-во утвердило сослов. принцип обучения; дети духовенства освобождались от обучения во внесослов. светских «цифирных» школах. В вышедшем тогда же «Духовном регламенте» предписывалось при архиерейских домах завести церк. школы для детей духовенства с элементар. программой обучения (письмо и чтение «с разумом»), а также заучиванием наизусть Катехизиса и книги «О должностях всех чинов» (для правильной полит. ориентации). Содержать школы предполагалось за счет сборов с епархии: 20-й доли хлеба с монастырей и 30-й – с церк. земель. Позже в кач-ве доп. источника содержания использовались штрафы с провинившихся духов. лиц, а также спец. сборы с епархиального духовенства. После секуляризации церк. земель семинарии, как с 1730-х гг. стали называть такие школы, получили централиз. содержание, к-рое, как правило, не покрывало все их нужды. Тобольской семинарии выделили самое маленькое годовое содержание – 326 р. 77,5 к.

«Духовный регламент» предлагал архиереям отдавать предпочтение выпускникам этих школ, в первую очередь при поставлении к церкви. Подоб. школы учредили далеко не во всех епархиях. В Тобольской епархии продолжала действовать та, к-рую открыли еще в нач. XVIII в., хотя не исключено, что в ее работе случались перерывы. В 1723 митрополит Сибирский и Тобольский Антоний (Стаховский) сообщил в Синод о том, что довел кол-во учеников до 90, и просил о доп. ассигнованиях на содержание школы. Вряд ли его просьба нашла отклик, поскольку в 1727 выяснилось, что в школе при архиерейском доме обучалось всего 33 чел. В Вост. Сибири школу для подготовки духовенства открыл 1-й епископ Иркутский свт. Иннокентий (Кульчицкий) в Вознесенском муж. мон-ре. Она действовала в 1725–46; в 1736 число ее учеников достигло 70 чел. Школа имела миссионер. направленность, в ней преподавался монг. яз. (см. Иркутский Вознесенский монастырь).

В 1738 тобол. архиерей получил указ Синода преобразовать школу при архиерейском доме в семинарию с 8-классным обучением на основе латыни; оказалось, что с 1730 по 1738 в школе училось 122 чел. (для сравнения: в 1738 детей духовенства от 7 до 15 лет в епархии насчитывалось 377 чел.). Набор в Тобольскую семинарию провел митр. Антоний (Нарожницкий) в 1743, однако курс обучения до 1748 оставался неполным. Верх. звено семинарии, классы философии и богословия, существовавшие в XVIII в. далеко не во всех рос. семинариях, в Тобольске открыл в кон. 1750-х гг. митр. Павел (Конюскевич). В Иркутской епархии семинарию (с ежегодным содержанием 2 тыс. руб.) открыли в марте 1780.

Домаш. обучение оказалось ненадежным основанием для последующего семинар. образования: резерв грамотных был невелик. Так, в 1758 из 199 детей духовенства 102 чел. после смотра отправились домой доучиваться и лишь 7 зачислили в семинарию. Обучение славян. грамоте в семинарии увеличивало ее расходы. Митр. Павел (Конюскевич) сразу по прибытии на Тобольскую кафедру усилил ответственность церк. администрации, обязав духов. заказчиков регулярно экзаменовать недорослей, ввел систему штрафов и наказаний для нерадивых детей духовенства и их родителей и завел на местах сначала рус. школы, а затем и латинские с программой нач. семинар. образования. Т. о. митрополит пытался приблизить Тобольскую епархию к выполнению узаконенного в общерос. масштабе еще в 1736–38 всеобщего семинар. обучения детей духовенства. В 1760-е гг. увеличилось и кол-во учеников Тобольской семинарии, а само обучение стало более длительным, поскольку митрополит резко сократил отчисление по прошению родителей из ее низш. классов. Однако в этот период проблема решена так и не была. Лат. школы не дали ожидаемого результата, поэтому их упразднили, и лишь значительно позднее след. тобол. архиерей, еп. Варлаам (Петров), открыл вместо них рус. школы с обучением элементар. грамоте для подготовки в семинарию и к низш. клировым должностям. В 1818 место рус. школы заняло духов. приход. училище, но учеба в нем при желании заменялась домаш. подготовкой; учреждено было лишь 1 такое училище при епархиальном центре. Предпочтение учившимся в семинарии при поставлении в церк. чины хотя и осуществлялось, но долгое время не очень заметно, т. к. по-прежнему ощущалась острая нехватка духовенства. Лишь к сер. XIX в. подавляющее большинство духовенства Тобольской епархии имело нач. школ. образование, а ок. трех четвертей священников закончили высш. классы семинарии – философии или богословия. Кроме спец. проф. подготовки Тобольская семинария давала и общеобразовательную; там преподавались такие предметы, как история, география, математика, физика, нек-рые языки (наряду с лат.). После школ. реформы обер-прокурора Протасова в 1839–40 за счет сокращения общеобразоват. предметов были введены краткие курсы медицины и агрономии как необходимые для пастырей в сел. местности, где врачеб. помощь и ведение хоз-ва осуществлялись на уровне народ. опыта. Преподавание перевели с лат. на рус., латынь осталась как один из предметов. Одновр. гос-во неск. увеличило ден. содержание духов. учеб. заведений.

С нач. XIX в. приход. духовенство официально стало привлекаться для нач. обучения населения, в последующее время мн. внимания уделялось его участию в обучении крест. детей в сел. школах. Предпринятое в рамках Великих реформ преобразование уставов 4-классных духов. училищ и семинарий (1867–71) определило их всесословность. Отныне их выпускники могли поступать как в духов., так и в светские учеб. заведения, хотя преимущество при поступлении, особенно в семинарии, предоставлялось детям духовенства. В 1868 появился новый устав 6-летних епархиальных жен. училищ, целиком содержавшихся за счет епархий и Синода. Их выпускницы становились, в частн., учительницами церк.-приход. школ, кол-во к-рых резко увеличилось в послед. четв. XIX в. В нач. XX в., несмотря на недостаток гос. средств, выделявшихся на учеб. заведения церк. ведомства, население даже сиб. окраин ходатайствовало об открытии церк.-приход. школ: необходимость хотя бы элементар. образования стала понятной там, где намечался подъем экономики.

Стат. данные 1909–12 позволяют получить представление о состоянии Ц. о. в Сибири накануне Первой мировой войны. В Благовещенской епархии существовала духовная семинария (учреждена в 1870), соединенная с духовным училищем; оба учеб. заведения управлялись одним ректором. Училище имело подготовит. класс и 2 класса с двухгодич. курсом, семинария – 3 двухгодич. класса. Кроме того, в епархии имелись 4 двухклассные и 67 одноклассных школ, 10 миссионерских, 2 церкви-школы; всего 4 185 учащихся. Во Владивостокской епархии насчитывалось 4 959 учащихся в 107 церк.-приход. школах, в т. ч. в 7 двухклассных и 5 школах грамоты (в последних учили начаткам Закона Божия, свящ. истории, чтению, письму, устному счету до тысяч и 4 действиям арифметики). В Енисейской епархии имелись духовная семинария, Красноярское духовное училище, епархиальное жен. училище и 192 церк.-приход. школы. В Забайкальской епархии функционировали Читинское духовное училище, епархиальное жен. училище, миссионер. школа при архиерейском доме, 197 церк.-приход. школ, 2 церкви-школы и 37 школ грамоты. В Иркутской епархии, кроме духовной семинарии, Иркутского духовного училища, жен. духовного училища, существовали 184 церк. школы с 6 861 учащимся. Омская епархия имела 1 духовное училище, 1 епархиальное жен. училище, 310 церк. школ (по др. сведениям – 266) с 17 122 учащимися. Тобольская епархия, кроме духовной семинарии, – 8 двухклассных, 368 одноклассных церк. школ с 13 528 учащимися; Томская епархия, кроме семинарии, 3 духов. училищ, епархиального жен. училища, – 6 двухклассных школ, 764 одноклассных, 59 школ грамоты с 42 101 учащимся. В Якутской епархии работали духовная семинария, духовное училище, епархиальное жен. училище, 57 церк.-приход. школ (из них 2 двухклассные) и 7 школ грамоты; кол-во учеников – 9 939. Кроме того, правосл. миссия в Якутске имела двухклассную церк. школу.

После Окт. революции система правосл. Ц. о. в течение краткого периода была полностью разрушена: закон об отделении Церкви от гос-ва дал старт курсу на ее уничтожение. Так, уже в 1920 прекратили работу духовная семинария и духов. училища в Иркутске. Та же судьба постигла и др. учеб. заведения РПЦ в Сибири. Только в 1943 РПЦ получила разрешение на учеб. деят-ть для подготовки духовенства, в т. ч. в виде пастырских курсов в нек-рых городах. Открытия таких курсов при Новосибирской и Барнаульской епархии пытался добиться возглавивший ее в 1943 архиеп. Варфоломей (Городцов). В 1940–60-е гг. сибиряки могли получить спец. духов. образование лишь в одной из немногих семинарий или академий Европ. России. Но когда в редких случаях приходы направляли туда молодежь, соотв. гос. структуры противодействовали такому «целевому» обучению, пытаясь воспрепятствовать расширению влияния РПЦ на население.

С кон. 1980-х гг., когда РПЦ, в т. ч. в Сибири, стала восстанавливать утраченные после 1917 позиции, в епархиях начала развиваться сеть разнообраз. учеб. заведений Церкви. Во мн. сиб. епархиях работают воскрес. церк.-приход. школы, правосл. гимназии, в к-рых преподавание общеобразоват. дисциплин сопровождается религ.-нравств. воспитанием детей. Для подготовки духовенства вновь учреждены духов. училища и семинарии, действуют очные и заочные богословско-пастыр. курсы. Открыто неск. иконописных школ (в т. ч. для детей), мн. внимания уделяется обучению церк. пению. Кроме того, в сиб. епархиях появились филиалы Свято-Тихоновского Богословского ин-та: в Кемеровской епархии (см. Кемеровская и Новокузнецкая епархия) такой филиал открыт в 1994 (с 2004 – Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т), в Южно-Сахалинской епархии (см. Южно-Сахалинская и Курильская епархия) с 2004 действует Центр дистанционного обучения Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. В Новосибирской епархии (см. Новосибирская и Бердская епархия) в 1995 открыт Свято-Макарьевский Православный Богословский ин-т и т. д. Как правило, учеб. и воспитат. деят-тью Церкви руководят спец. отделы при епархиях при актив. участии самих архиереев.

Лит.: Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Т. 2 (репринтное воспр. изд. 1913); Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40–60-е годы ХХ века. Томск, 2003; Санникова М.И. Развитие сети начальных учебных заведений духовного ведомства в Забайкалье во второй половине XIX – начале ХХ в. // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2006. Вып. 3.

Н.Д. Зольникова