Эвенки

ЭВЕНКИ, эвен, орочон (самоназв.), корен. народ сев.-вост. Сибири. В наст. время расселены от левобережья Енисея до Охотского моря и от Заполярной тундры до Ангары и Амура. Проживают в Якутии, Эвенкии, Таймырской АО, Красноярском кр., Иркутской, Читинской обл., Респ. Бурятия, Амурской обл., Хабаровском кр., Сахалинской обл., а также на сев.-востоке Китая и в Монголии. Числ. в РФ (тыс. чел.): 1939 – 29,6, 1959 – 24,6, 1970 – 25,1, 1979 – 27,1, 1989 – 29,9, 2002 – 35,5, в т. ч. в Якутии – 18,2, в Красноярском кр. – 4,6, в Эвенкийском авт. окр. – 3,8, в Хабаровском кр. – 4,5.

В антропол. отношении представляют достаточно пеструю картину, обнаруживая комплекс признаков, характер. для байкал., катангского и центр.-азиат. типов. Говорят на эвенкийском яз. тунгусо-маньчж. группы алт. семьи. Диалекты делятся на группы: северный – к северу от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима, юж. – к югу от Ниж. Тунгуски и ниж. Витима и вост. – к востоку от Витима и Лены. Повсеместно распространен рус. яз., мн. Э., живущие в Якутии и Бурятии, говорят также на якутском и бурятском яз. Письменность создана в 1931 сначала на осн. лат. графики, затем с 1936–37 – на основе русской. За основу лит. эвенк. яз. первонач. был взят непский говор юж. наречия (Иркутская обл.).

Э. сложились на основе смешения мест. населения Вост. Сибири, родственного юкагирам, тунгус. племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья ок. I тыс. н. э. В результате этого смешения образовались различ. хоз.-культур. типы Э.: «пешие» (охотники), «оленные» (оленеводы), «конные» (коневоды). Контакты с русскими – с нач. XVII в. После вхождения Сибири в состав Российского гос-ва прекратились междоусобные столкновения между родами. Наметился процесс массового передвижения Э. в поисках новых промысл. р-нов. Расселение рус. крест-ва по Енисею, Лене, Амуру, Зее, Подкам. Тунгуке и др. вызвало отход Э. от больших рек, а в верховьях Лены, в Прибайкалье и Забайкалье – их частич. ассимиляцию. В сер. XVII в. маньчжуры увели на правобережье Амура значит. группу юж. Э. – оленеводов и коневодов. В XVIII в. часть Э. вошла в состав вадеевских нганасан, забайкал. Э. в осн. ассимилировали буряты и монголы. В XIX в. часть охот. тунгусов, спасаясь от эпидемии оспы, ушла на юг в р-н Учура, Чумикана, Амгуни, нек-рые переселились в Приморье на р. Тумнин (влившись с состав орочей и удэгейцев), позднее – на о-в Сахалин.

Были развиты торг. отношения с сосед. народами. В обмен на пушнину у русских выменивали металл. изделия, сукно, у якутов – скот и желез. изделия, у бурятов – скот, железо, зерно, ткани, у монголов и китайцев – серебр. украшения, у маньчжуров и дауров – муку, хашин (водку), посуду, украшения.

Гл. отрасли хоз-ва Э. – охота на копытных и пушного зверя, сезон. рыболовство и оленеводство, обусловившее кочевой и полукочевой образ жизни. Охотились на оленя, лося, косулю, кабаргу, горного барана, рысь, росомаху, медведя, а также птицу. Позднее распространилась пушная охота. Орудия охоты: ружье, самострел, копье, большой нож на длинной рукояти, различ. ловушки – петли, плашки, черканы и др. Охотились скрадом, гоном на лыжах (голицах и подбитых камусом), с собакой, верхом на оленях, загоном с ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, сетью и др.

Оленеводство имело в осн. транспорт. значение. Оленей использовали при езде верхом и под вьюк, доили. Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона неск. семей обычно соединялись и перекочевывали в удобные для отела места. Совмест. выпас оленей продолжался все лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочевки проходили каждый раз по новым местам – летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торг. пунктам. У нек-рых групп были известны нарты различ. типов, заимствованные у ненцев и якутов.

Рыболовство носило сезонный хар-р, лишь в ряде р-нов им занимались круглый год. На Енисее, Витиме, в верховьях Ангары ловили тайменя, карася, окуня, щуку, налима, на Охотском побережье и в Амуре – кету, лосося, осетра, белугу, сазана. На Байкале и Охотском побережье промышляли тюленя.

Была развита домаш. обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в т. ч. на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведению круп. рог. скота. Совр. Э. в осн. сохраняют традиц. охоту и оленеводство. С 1930-х гг. создавались оленеводч. кооперативы, строились оседлые поселки, распространялось земледелие (овощи, картофель, на юге – ячмень, овес). В 1990-е гг. Э. стали организовываться в родовые общины.

По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с 2-лопастным веслом – долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); орочены для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ).

Собирательство имело подсоб. значение. Заготавливали сарану, черемшу, дикий лук. Летом собирали яголы и кедр. орехи. Степ. группы конных Э. занимались кочевым скот-вом, разводили лошадей, верблюдов, овец. В местах контактов с русскими осваивали земледелие и огородничество. Владели кузнеч. делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, делали домаш. утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы.

Зимние стойбища состояли из 1–2 чумов, размещались недалеко от зим. пастбищ диких оленей, весен. и осенние – рядом с местами отела и гона домаш. оленей. Летние стойбища насчитывали до 10 чумов, располагались у рек в местах рыб. ловли. Вдоль кочевых троп устраивали кратковр. стоянки.

Были распространены летние и зим. чумы, покрытые корой. В большинстве случаев, использовалась лиственничная кора. В кач-ве покрытия конич. чума могли использоваться береста и сено.

Зим. чумы строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги. Как правило, остов чумов при перекочевках перевозился Э. с одного места на другое. Эвенк. чум строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диам. 2 м, в высоту 2–3 м. Остов переносного чума покрывался сверху спец. покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались «тисками», сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож – «нюками». В прошлом внутри чумов устраивали очаг. В кон. XIX и нач. XX в. устанавливали желез. печь, для дымоход. трубы с лев. стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой.

Зим. одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги или ткани. Муж. и жен. костюм Э. включал распашной кафтан с 2 широкими складками сзади, завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (жен. с прямым ниж. краем и муж. углом), пояс с ножнами (у муж.) и сумочкой (у жен.), натазники, ноговицы. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, метал. бляшками т. п. Характерен голов. убор из целой шкуры с головой оленя. У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых р-нах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье Э.-коневоды носили халаты с запахом слева направо. В XIX в. распространяются элементы рус. одежды.

Была распространена и одежда, кроящаяся также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с 2 узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола. Такую одежду изготовляли из шкур, ровдуги и сукна. Она была как мужской, так и женской. Наряду с этой одеждой у енисейск., охотских и вилюйских Э. была распространена одежда раскроя из целой шкуры с 2 треугольными клиньями на спинке. Меховая парка не имела никаких украшений; одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц; ворот парки был большей частью круглый на вздержке или же к нему пришивали отложной воротник. Обувь изготовляли из комуса.

Осн. пища – мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, зим. суп из сушеного мяса, заправленного мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой. Охотские, илимпийские и амурские Э. делали юколу, толкли ее в муку, употребляли с нерпичьим жиром. Конные Э. ели конину. Летом широко использовали оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, местами сбивали из него масло. С зерном и мукой познакомились до прихода русских, но из муки раньше делали только похлебку или жарили ее с жиром (забайкал. скотоводы). Хлеб научились выпекать у русских. Курили листовой табак.

Традиц. утварь из бересты: сосуды, короба для запасов, одежды, инструментов, жен. принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др. Имелась также деревян. долбленая посуда. В XIX в. вошла в обиход покупная утварь – медные котлы, чайники, фарфор. чашки.

Общины Э. объединялись летом для совмест. выпаса оленей и проведения праздников. Включали неск-ко родств. семей, насчитывали от 15 до 150 чел. Были развиты формы коллект. распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т. п. До XX в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В кон. XIX в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по муж. линии. Родители обычно оставались жить с мл. сыном. Брак сопровождался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях – многоженство (до 5 жен). До XVII в. было известно до 360 отцовских родов числ. в ср. по 100 чел., связанных единством происхождения, общим культом огня. Назывались обычно по имени предка: Самагир, Калтагир и др. во главе рода – авторитет. старейшина – вождь («князец»), лучший охотник-воин из молодых, шаман, кузнец, богатые оленеводы. В кон. XIX в. Э. кочевали группами – зимой по 2–3 семьи, летом – по 5–7. В кочевую группу входили как родственные семьи, так и неродственные. Сохранялись родовая экзогамия, коллект. промысел. Старые роды распадались на более мелкие новые.

Сохранялись культы духов, промысл. и родовые культы, шаманизм. Шаман. космологии Э. свойственно трехчленное деление мироздания, где каждый мир был многоярусен. Верх. мир, по представлениям Э., находится там, где восходит солнце. В верх. ярусе находятся солнце, луна и звезды. Ниж. мир является землей умерших предков. Там жизнь является точной копией мира людей. Отличие состоит лишь в том, что «люди» там питаются не земной пищей, а одними кузнечиками, а тела их холодные и без дыхания и биения сердца. 2-й ярус ниж. мира – это река, доступная лишь сильным шаманам. 3-й ярус – это владение харги – злого духа. По внеш. виду он напоминает обычного Э., но выше и массивнее. Вместо прав. кисти у него страшная человеч. голова с оскаленными зубами, на лев. руке огромный коготь. Вместо ног – култышки. Голова лысая, а тело заросло шерстью. У него есть помощники. Ср. мир – это земля. Существовали элементы Медвежьего праздника – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианизация Э. проводилась с XVII в. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма.

Обряд похорон производился без участия шамана. Умершего одевали в богато орнаментир. одежды, ничего не застегивая и не завязывая. Укладывали в новую шкуру. Жена клала на грудь покойного прядь своих волос (муж укладывал свою прядь умершей жене подмышку). Около мужчины помещали пальму, лук, стрелы, нож, лыжи, котелок, трубку, кисет. С женщиной: орудия для обработки шкур, жен. посох, трубку, кисет, мелкие личные вещи. Хоронили в долбленой колоде или гробе. На похоронах убивали оленя, собаку, лошадь, оставляя их на месте похорон. Умершего своей смертью хоронили лежа, самоубийц – сидя, кроме того их личные вещи сжигались, чтобы смерть не перешла на живых.

Фольклор включал песни-импровизации, мифол. и ист. эпос, сказки о животных, ист. и быт. предания и др. Наиб. популярны у Э. мифы и сказки о животных. Их герои – звери, птицы и рыбы, живущие в сиб. тайге и ее водоемах. Центр. фигура – медведь, общеплеменное божество, прародитель Э. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отд. строки за сказителем. Отд. группы Э. имели своих эпич. героев. Постоян. герои – комич. персонажи были также у быт. рассказов. Из муз. инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев – хоровод, исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили хар-р состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты худ. резьба по кости и дереву, обработка металла (муж.), вышивка бисером, у вост. Э. – шелком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте (жен.).

Лит: Карлов В.В. Эвенки в XVII – начале XX в. (хозяйство и социальная структура). М., 1982; Туголуков В.А. Тунгусы (Эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985.

Антропов