ХАКАСЫ

ХАКАСЫ (самоназв. тадар), корен. народ в Хакасии (65 421 чел.), всего в России 75 622 чел. (2002). Доля гор. населения 43,3 %, сел. – 56,7 %. Язык хакасский, относится к тюрк. группе; им владеют 46 502 чел. (61,49 %). Числ. Х. (тыс. чел.): 1897 – 42,7; 1926 – 45,6; 1939 – 52,0; 1959 – 56,0; 1970 – 65,4; 1979 – 69,2; 1989 – 78,5; 2002 – 75,6., в т. ч. в Хакасии – 65,4.

Совр. письменность основана на рус. графике. Лит. язык сложился гл. обр. на основе качинского и сагайского диалектов. На хакас. яз. издается газ. «Хакас чирb», лит. альм. «Ах тасхыл», учебники, худ. и публиц. литература. Верующие – православные и шаманисты.

Х. разделяются на 5 этногр. групп: качинцев, кызыльцев, сагайцев, койбалов, шорцев. В 1987 от общей числ. Х. сагайцы составляли 68,1 %, качинцы – 20,6, шорцы – 4,9, кызыльцы – 4,2, койбалы – 2,2 %.

До 1917 Х. именовались татарами (минусинскими, ачинскими, абаканскими). Постановление об общем для всех наименовании «хакасы» было принято на 1-м съезде корен. населения (6–7 апр. 1917) по инициативе С.Д. Майнагашева. На 2-м съезде хакас. народа (20–30 июля 1917) было утверждено решение об образовании союза инородцев Минусинского и Ачинского у. под назв. «хакас». Принятый этноним отождествлял корен. жителей Хакасии с енисейскими кыргызами, к-рые в кит. источниках династии Тан (IX–X вв.) именуются «хягасы».

Процесс формирования хакас. этноса включает неск. этапов. Начальный, или кыргызский, этап относится к XVII в. В это время идет формирование народности, в состав к-рой входят близкие по языку и культуре племена и более мелкие родовые единицы. Это объединение возглавлялось кыргызами и носит в источниках назв. Кыргызской земли. Кыргызы в сношениях с русскими утверждали, что они и их кыштымы (данники) составляют «одни люди, род и племя». В XVII в. Кыргызская земля представляла собой федерацию 4 племенных княжеств: Алтысарского, Алтырского, Езерского и Тубинского. Кочевья кыргызов-алтысаров располагались на обшир. территории верх. течения Чулыма, вкл. его истоки Белый и Черный Июсы. Центр княжества находился на Белом Июсе, где имелся «каменный городок». Кыштымами алтысаров были кызыльцы, басагары, ачинцы, аргуны, шусты, камлары и др. этнич. группы, обитавшие в бас. Чулыма. Тер. Алтырского княжества располагалась в бас. р. Абакан. Центр владений алтырцев находился на Нине, притоке Уйбата. Их кыштымами были сагайцы, бельтыры, табынцы, кузнец. татары, кучугуты, часть саян. Езерское княжество располагалось на левобережье Енисея с центром на р. Ерба. Езерскими кыштымами были арины, ястынцы, тинцы, качинцы, жившие близ Красноярска. Тубинское княжество располагалось на правобережье Енисея. Центр кочевий тубинцев находился на р. Упса (Туба). Им были подвластны байкотовцы, котты, камасинцы, канские татары, койбалы, кайдынцы, кашинцы и др. этнич. группы правобережья Енисея.

В нач. XVII в. кыргызы находились в даннич. зависимости от монг. гос-ва Алтын-ханов, территория к-рого находилась к западу от верховьев Селенги и оз. Косогол до верховьев Иртыша, с центром у оз. Убса-Нур. Полит. влияние алтын-ханов распространялось на Туву и Минусинскую котловину. С появлением русских на Енисее началось постепенное включение в состав рус. гос-ва кыргыз. кыштымов. Переход под покровительство рус. царя избавлял их от многоданничества. Однако на протяжении всего XVII в. мн. ясачные волости именуются в документах «немирными», ибо они часто уходили к кыргызам, воевали против русских, отказывались платить ясак. Рус. служилые люди закладывают целый ряд острогов, в т. ч. Кузнецкий (1617), Красноярский (1628), Канский (1636), Ачинский (1641). Кыргызы и их кыштымы оказали упорное сопротивление рус. продвижению на юг. После падения гос-ва Алтын-ханов, с 1667 Кыргызская земля попала в зависимость к Джунгарскому ханству. При вооруж. поддержке джунгар. отрядов кыргызы переходят в наступление, нанося значит. ущерб рус. городам и поселениям. Такое положение длилось до нач. XVIII в., когда в 1703 большая часть населения Кыргызской земли была уведена в Джунгарию. На Енисее наступает успокоение, и русские осваивают Минусинскую котловину. В 1707 закладывается Абаканский острог, в 1718 – Саянский. 20 авг. 1727 был заключен с Китаем Буринский погран. трактат, по к-рому кит. император признал права России на бывш. владения енисейских кыргызов. Тем не менее вплоть до падения Джунгарского ханства в сер. XVIII в. нек-рые этнич. группы Х. (бельтиры, часть шорцев) оставались двоеданцами. Они платили ясак и России, и Джунгарии.

На 2-м, рос. этапе (XVIII–XIX вв.) формирование хакас. народности шло на основе сплочения остатков кыргызов (вошедших в состав качинцев, кызыльцев и сагайцев в кач-ве родов-сеоков), кызыльцев, качинцев, аринцев, койбалов, сагайцев, бельтиров, части шорцев и др. После присоединения хакас. территории к России происходит концентрация ее населения в осн. на левобережье Енисея. Койбалы переходят с правобережья Енисея на его левобережье. Часть качинцев переселяется из-под Красноярска на юг, в пределы нынешней тер. Хакасии. Однако нек-рые племена кыргыз. кыштымов (камасинцы, байкотовцы, канские татары и др.) остались на правобережье Енисея, смешались с русскими и ассимилировались в их среде.

В XVIII в. упр-ние хакасами было разделено между воеводскими канцеляриями Красноярска, Кузнецка, Томска. Земли качинцев, аринцев, яринцев, койбалов, кайдинцев оказались подведомственными краснояр. властям; сагайцы, бельтиры и др. этнич. группы верх. бассейнов Абакана и Томи (жившие к западу от р. Уйбат) отошли к Кузнецку; корен. население верх. Причулымья (кызыльцы, ачинцы, басагары и др.) причислили к Томску, а затем к Ачинску. Адм. расчленение Хакасии закрепляло и углубляло ее раздробленность, затрудняло процессы завершения консолидации хакас. народности.

По адм. реформе 1822 Х. вошли в состав Енисейской губ. (Ачинский и Минусинский окр.). Их причислили к разряду кочующих и у них были образованы степные думы: в Ачинском окр. – Кызыльская, в Минусинском – Дума соединенных разнородных племен, или Сагайская (позже Аскызская), Качинская и Койбальская. Дума осуществляла адм. упр-ние и состояла из адм. родов или улусов. В 1858 Койбальская дума была упразднена, и население ее на правах адм. рода приписано к Думе соединенных разнородных племен. В 1880-е гг. думы стали именоваться инородными управами: Кызыльской, Абаканской (Качинской), Сагайской, или Аскызской. В 1913 после землеустройства инород. управы были преобразованы в волости – Кызыльскую, Усть-Абаканскую, Аскызскую, а население переведено из разряда кочующих в оседлые. На протяжении XIX в. происходили изменения в числ. этнич. групп Х. В 1820-е гг. в общей числ. Х. преобладали качинцы – 36,6 %, сагайцы (с бельтирами) – 32,7, кызыльцы – 22,6, койбалы – 5,1, шорцы – 3 %. К 1897 положение изменилось: численно стали преобладать сагайцы (с бельтирами) – 46,7 %, доля качинцев уменьшилась до 31,3, кызыльцев – до 16,7, койбалов – до 2,7, шорцев – до 2,6 %. Койбалы были частично ассимилированы в среде качинцев и сагайцев. Качинцы, оставшиеся под Красноярском, обрусели.

На 3-м, сов. этапе идет дальнейшая консолидация этноса под офиц. именем «хакас». Между территор. группами Х. сохранялись различия в хоз. укладе в зависимости от их расселения по 3 осн. геогр. зонам – степной, лесостепной и горно-таежной. Качинцы были наиб. выраженными степняками-скотоводами. Койбалы в прошлом, когда жили на правобережье, в лесной зоне, были охотниками, но переселившись на степи левобережья, стали скотоводами. Земледелие у Х. получило наиб. развитие у сагайцев, бельтиров, кызыльцев, жителей подтаеж., лесостеп. зоны. Обитание в тайге и занятие охотой было характерно для шорской группы Х. Они чаще др. групп Х. занимались бортничеством, сбором кедр. орехов и др. таеж. промыслами. Особенностью кызыльцев было занятие пчеловодством, а из отраслей жив-ва у них получило замет. развитие свиноводство.

В течение ХХ в. произошла корен. ломка всех видов традиц. деят-ти хакасов. Существовавшие ранее скот-во и земледелие в рамках возникших колхозов и совхозов значительно видоизменились, появились новые отрасли хоз-ва. Земледелие, после распашки степей, продвинулось из предгорий в центр. часть Хакасии, недостаток там влаги компенсировался стр-вом ирригац. сооружений, повсеместно распространялись свиноводство, птицеводство, огородничество, овощеводство. В ходе консолидации исчезли различия и в др. сферах мат. культуры. Нац. кухня сохраняется и сейчас, но для нее характерно большое единство по всей территории расселения народа. В любом р-не можно встретить один и тот же набор блюд: крупяной суп – чарба eгре, ячменный суп – кjче eгре, толокно – талuан, кровяную колбасу – хан, напиток из кислого коровьего молока – айран и т. д.

Одежда Х. представляла собой единый тип еще до нач. ХХ в., однако существовали и нек-рые локальные различия в элементах покроя, отделки. Напр., жен. платья у качинцев имел более широкий подол, чем у сагайцев. На наплечниках и обшлагах рубах у качинцев орнамент вышивался более широкой полосой, чем у сагайцев. Передний подол у хакас. платьев обычно короче заднего, но у качинцев эта разница в длине была заметнее, чем у сагайцев. При повязывании платка на голове качинки делали более широкую складку, чем сагайки. Среди шорцев чаще встречались войлоч. полушубки, более удобные для пешей охоты или лыжного хода, чем длиннополые шубы степняков, приспособленные для верховой езды. Однако эти отличия не выходили за рамки единого общехакас. типа одежды. В целом во всех областях мат. культуры наблюдается большое единство в рамках всего этноса, а имеющиеся различия проявляют тенденцию к уменьшению или исчезновению.

Духов. культура Х. представлена памятниками фольклора. Многообразны его жанры: героич. сказания (алыптыu нымахтар) и сказки (нымахтар), легенды и предания (кип-чоохтар), пословицы (сjспектер) и поговорки (чоох-чаахтар), загадки (сиспектер), лирич. песни (тахпахтар, ырлар). Наиб. распространенным жанром является героич. эпос. Передаваясь изустно из поколения в поколение, героич. эпос несет следы различ. ист. эпох. В них мы находим борьбу добра и зла, рассказы о жизни и подвиги богатырей. Повествование в эпосе облечено в высокохуд. поэтич. форму. Хранителями и распространителями героич. сказаний, как и мн. др. жанров фольклора, были сказители-хайджи. Хайджи вел свое повествование речитатив. горловым пением (хай), аккомпанируя себе на муз. инструменте – чатхане.

Лит.: Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993; Кривоногов В.П. Хакасы. Абакан, 1997; Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: В 14 т. М., 2004. Т. 4.

В.К. Чертыков