Маевки

МАЕВКИ, в царской России нелегал. первомайские сходки рабочих для обсуждения своих проф. и клас. требований. Маевочная традиция своим рождением обязана Дню междунар. солидарности трудящихся 1 мая, учрежденному Вторым Интернационалом в 1889. Первая М. в России проведена в 1891 социал-демокр. орг-цией М.И. Бруснева в лесу на окраине С.-Петербурга в форме небольшого оппозиц. митинга. В Вост. Сибири зарождение традиции первомайских полит. сходок в 1899 связано с деят-тью полит. ссыльных. В Зап. Сибири инициаторами организации М. стали томские социал-демократы. 1 мая 1899 на окраине Томска они провели собрание, в к-ром приняло участие ок. 30 чел. В Новониколаевске первомайская акция впервые состоялась в 1902 по инициативе Обской группы РСДРП. В 1-й новониколаевской М. участвовало ок. 30 рабочих ж.-д. депо и их знакомых. Особенно актив. и массовый хар-р маевоч. акции на востоке России носили в годы революции 1905–1907, мобилизуя трудящихся Сибири на борьбу за свои экон. и полит. права. После установления в регионе сов. власти на смену нелегал. первомайским сходкам пришли открытые массовые манифестации, а 1 мая получил статус офиц. праздника. С утверждением сталинизма подготовка и проведение всего комплекса первомайских мероприятий подверглись бюрократизации и формализации.

«Оттепель» 2-й пол. 1950-х – 1-й пол. 1960-х гг. сказалась на демократизации обществ.-полит. жизни страны. С нач. 1960-х гг. в Сибири М. стали неформальным дополнением к офиц. первомайск. торжествам. Во 2-й пол. 1960-х гг. сложилось неск. постоянно действующих маевоч. центров со своими моделями орг-ции. В ряде городов М. являлась прологом или частью факультет. праздников (факультет. М.). С 1965 студенты-историки Томского гос. ун-та проводили М. 10 мая, посвящая их победе сов. народа над фашизмом. Обычно утром в этот день факультет. молодежь и часть преподавателей отправлялись за город на заранее подготовленное место; здесь проводились различ. творч. конкурсы, проходившие в духе КВН, спорт. соревнования. Полит. направленность этой маевоч. инициативы связывалась прежде всего с воен.-патриот. тематикой. Опыт проведения факультет. М. использовался рядом сиб. вузов. М. как политизир. акция с 1966 проводились комсомол. орг-цией Новосибирского гос. ун-та (НГУ). Студенческая М. НГУ представляла собой сочетание полит. митинга с массовым народ. зрелищем, составной частью к-рого был маевоч. костер. М. проводилась вечером 30 апр. у гл. корпуса НГУ; нередко в ней участвовало до 10 тыс. студентов и жителей Академгородка. В ряду молодеж. маевоч. инициатив данная форма оказалась наиболее жизнеспособной. Она широко использовалась комсомол. и обществ. орг-циями Новосибирска, Новосибирской обл., Барнаула, Иркутска и др. В «перестроечные» годы реформаторски настроенные представители рук-ва КПСС попытались модернизировать практику первомайских демонстраций за счет использования в их проведении маевоч. опыта. В постсов. время мн. первомайские манифестации, организованные левыми силами, вновь, как и до 1917, приобрели тенденцию трансформации в маевоч. акции протест. хар-ра.

Лит.: Революционные маевки в Сибири. Новосибирск, 1940; Борзенков А.Г. Маевочные инициативы на востоке России // Вестн. НГУ. Новосибирск, 2005. Сер.: Ист., филол. Т. 4. Вып. 2: Ист.

А.Г. Борзенков