Владивосток

ВЛАДИВОСТОК, город, адм. центр Приморского кр. Расположен на сопках юж. оконечности п-ова Муравьева-Амурского, вокруг бухты Золотой Рог, вдоль вост. побережья Амурского зал. Японского моря, в 9 302 км к востоку от Москвы. Порт на Тихом океане. Конечный пункт Транссибирской магистрали. Междунар. аэропорт. С 1860 – воен. пост, с 1862 – порт, с 1880 – город. В 1888–1922 – адм. центр Приморской обл., в 1923–25 – одноим. губернии, в 1926–30 – Владивостокского окр. Дальневосточного кр., в 1932–39 – имеющей внутрикраевой статус Приморской обл., с 1938 – Приморского кр. Числ. населения (тыс. чел): 1897 – 28,9; 1911 – 84,5; 1926 – 108,0; 1939 – 206,5; 1959 – 291,0; 1970 – 441,0; 1979 – 549,7; 1989 – 633,8; 1998 – 618,6; 2002 – 594,7; 2005 – 586,8.

В XIII–XIV вв. на месте расположения В. находился кит. г. Юнминчэн. Тер. Юж. Приморья обезлюдела из-за войн между Китаем и Кореей. Основан в 1860 по приказу генерал-губернатора Вост. Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского. В 1862 воен. пост переименован в порт, к-рому присвоен статус свободного порта (порто франко). Во В. располагалась резиденция воен. губернатора и мор. учреждения. В 1860-е гг. открыты судостроит. верфь, лесопил. и кирпич. заводы, предприятия пищевой пром-ти, круп. магазины. Значение порта возросло с открытием в 1869 Суэцкого канала. В 1871 во В. переведена из Николаевска-на-Амуре гл. база Сибирской воен. флотилии. В том же году подводный телеграф. кабель связал В. с Шанхаем и Нагасаки. Развитие судостроения и др. отраслей пром-ти сопровождалось укреплением В. как адм. центра. С 1875 во В. введено «Городовое положение» – стали избираться гор. дума и гор. голова. Постоянная пароходная линия связала В. с С.-Петербургом и Одессой в 1879. С 1880 по 1888 В. (с п-овом Муравьев-Амурский) выделен в особое «военное губернаторство». В 1880-е гг. организованы регуляр. рейсы на Камчатку, Сахалин, по Приморскому побережью. В 1893 открылось ж.-д. движение между В. и Никольском. В 1897 построена ж. д. Хабаровск–Владивосток, в 1903 открылось прямое ж.-д. сообщение с Москвой по Транссибу.

22 февр. 1904 В. подвергнут бомбардировке яп. эскадрой, но не понес больших разрушений. Значение В. усилилось в годы Первой мировой войны. Ж. д. не справлялась с потоком прибывающих грузов, к-рые скапливались на складах и в пакгаузах. Сов. власть установлена 18 нояб. (1 дек.) 1917. В апр. 1918 во В. высадились воен. десанты яп., амер. и англ. войск. С лета 1918 установилась власть Приморской обл. думы. После этого власть в городе неоднократно менялась. Длит. сопротивление советизации стало возможно благодаря тому, что власти города использовали грузы, прибывавшие в порт для всей России в годы Первой мировой и Гражданской войн. Окончательно сов. власть установлена 25 окт. 1922, когда Народно-революционная армия Дальневосточной республики во главе с И.П. Уборевичем совместно с партизанами заняла В. Вплоть до кон. 1930-х гг. в городе существовали большие кит., яп. и кор. общины. Во время Великой Отечественной войны через В. осуществлялись поставки воен. грузов на запад страны. С 1958 В. является базой воен.-мор. флота. В теч. 30 лет вплоть до 1991 город был закрыт для иностранцев.

В 1880-е гг. во В. было 6 пристаней, большие склады; основаны мех. з-д (Дальзавод), мастерские воен. порта. С этого времени город являлся центром деловой активности на Д. Востоке. На рубеже XIX–XX вв. развитие города осуществлялось быстрыми темпами. В 1920–40-е гг. кол-во транспорт. судов порта выросло в неск. десятков раз. В. стал базой китобойного флота, появились круп. рыбопром. предприятия. В пром. развитии города преобладали пищевые и лесопром. предприятия: мельницы, рисоочистительный, маслобойный, кожев., водочный, пивовар. заводы, кондитер., спичечная и фанер. фабрики. В 1960–70-е гг. появились мясокомбинат, мол. з-д, кондитер. ф-ка. Машиностроит. предприятия производили уник. оборудование по обработке рыбы и крабов, горно-шахтное оборудование, насосы. Появилось приборостроение, радио- и инструмент. пром-ть. В 2002 во В. 967 пром. предприятий. Наиб. развиты машиностроение, в т. ч. судостроение и судоремонт, произв-во оборудования для рыбной и деревообрабат. пром-ти, горно-шахтное оборудование (заводы: «Дальзавод», «Дальприбор», «Радиоприбор», «Металлист», инструмент., Дальневосточный судоремонт. з-д, «Восточная верфь» и др.); пищевая пром-ть (рыбокомбинаты, мясокомбинат, кондитер. ф-ка и др.); произв-во стройматериалов (з-д железобетон. конструкций и др.); Владивостокский морской торг. порт и Дальневосточное мор. пароходство.

С кон. XIX в. В. становится центром рус. культуры на Д. Востоке. Здесь формировались экспедиции рос. путешественников и ученых Н.М. Пржевальского, С.О. Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова (впоследствии през. АН СССР) и др. В 1899 основан 1-й на Д. Востоке вуз – Восточный ин-т. После Гражданской войны заметно расширилась образоват. база города. В кон. 1920-х гг. действовали 19 школ 1-й ступени, 12 семилетних школ, 4 техникума, 6 проф.-тех. училищ, пед., ветеринар.-фельдшер. и др. курсы. В 1920 основан университет. В 1950 – 56 школ (14 ср., 12 семилетних и 30 нач.), школа мореходства, 8 ремесл. и ж.-д. училище, рыбопром. техникум, 2 пед. училища, гидрометеотехникум, худ. училище, 4 мед. школы; политех., рыбопром., пед. институты, высш. мореход. училище; действовали филармония, 4 театра, 23 клуба, 116 б-к, краевед. музей. В 1970 в городе 9 высших и 12 ср. спец. учеб. заведений. В 2002 – 120 ср. школ, Дальневосточный гос. ун-т, институты: технологический, технологический бытового обслуживания, технический рыбной промышленности, коммерческий, искусств, медицинский и др., Тихоокеанское высш. военно-морское училище им. С.О. Макарова, Морская академия им. Г.И. Невельского (всего 15 вузов на 2004).

В 1920-х гг. созданы краеведческий ин-т, метеорол. лаборатория и обсерватория, Тихоокеанская научно-промысл. и биолог. станции. В 1932 сформирован Дальневосточный филиал АН СССР. После Великой Отеч. войны науч. база города существенно расширилась: НИИ Тихоокеанский рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО), эпидемиологический и медико-биологический, физиотерапевтический; Дальневосточная база Ин-та растениеводства, Тихоокеанский ин-т географии; 3 музея. В 1970 ДВФ СО АН преобразован в Дальневосточный научный центр АН СССР, ставший основой Дальневосточного отд-ния АН СССР/РАН (1988).

Соц.-культ. сфера: в 1920-е гг. 9 больниц, 13 врачеб. пунктов и сан.-дезинфекц. отрядов. В 2002 – 38 больниц, 159 лечеб.-поликлинич. учреждений. С 1950-х гг. В. развивается как центр отдыха и туризма. В окрестностях города построено неск. санаториев и пансионатов, на гор. побережье появились водноспорт. сооружения и лодочные клубы. В совр. В. функционируют музеи: Дальневост. пароходства, Тихоокеанского флота, «Владивостокская крепость», краевед., минералогический, картинная галерея, Объединенный музей им. В.К. Арсеньева (в т. ч. дома-музеи В.К. Арсеньева, К.А. Суханова и др.), океанариум; работают театры: драм., юного зрителя, кукольный, филармония.

В 1860–80-х гг. В. застраивался без плана деревян. одно- и двухэтажными постройками. На рубеже XIX–XX вв. в связи с ростом деловой активности в городе появилось большое кол-во многоэтаж. кирпич. домов, набережная. С 1906 стр-во ведется по типовым проектам. В 1905–19 производились масштаб. работы по благоустройству, в 1934–54 осуществлялась плановая реконструкция. В соотв. с ген. планом развития В. (1960) на берегах заливов Золотой Рог и Амурского создан новый центр. В это время возведены памятник борцам за сов. власть (1961), здание мор. вокзала (1965), дворца культуры (1967). В 1990-е гг. ист. центр города с его узкими улицами оказался недостаточно вместительным для быстро растущего автомоб. потока. Построенные в 1960–90-е гг. кварталы имеют широкие улицы. В 1990-е гг. построено большое кол-во удобных транспорт. развязок, мостов, подзем. переходов и переездов.

В прибрежных водах В. высокая концентрация минер. солей. Поэтому вдоль железной и шоссейной дорог протянулись курорт. поселки (Чайка, Санаторная, Океаническая, Сад-город), бот. сад.

Города-побратимы: Сан-Диего (США), Такоча, Джуно, Ниигата, Хкита, Хакодате (Япония), Пусан (Юж. Корея), Далянь (Китай).

Первый герб В. утвержден в 1883: в зеленом щите зол. тигр, поднимающийся по серебр. скале, с червлеными глазами и языком; в вольной части влево – герб Приморской обл. Щит украшен зол. башенною короною о 3 зубцах; за щитом 2 зол. якоря, накрест положенных и соединенных Александровскою лентою.

 

Герб 1883 восстановлен в кач-ве герба В. в 1992, но без вольной части с гербом Приморской обл.

 

 

Совр. герб В. утвержден в 2001: в зеленом поле щита зол. тигр с червлеными глазами и языком, идущий по скалистому серебр. склону вправо, подняв переднюю правую лапу.

Лит.: Владивосток (к 100-летию со дня основания). 1860–1960. Владивосток, 1960; Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. Владивосток, 1990; Города России: Энциклопедия. М., 1998; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001.

В.М. Рынков