Самолет Ту-104 восстанавливает девушка-математик

Под Новосибирском энтузиасты реставрируют первый советский реактивный пассажирский самолёт.

Чтобы восстановить легендарный Ту-104, молодые люди планируют съездить на Казанский и Омский авиазаводы — именно там выпускали «тушки». Чертежи и описания приходится собирать по всей стране. Они практически не сохранились. Интересно и то, что идейным вдохновителем для реставраторов стала девушка — научный сотрудник института математики. В свободное от работы время она собирает самолёт.

У этого самолета, похоже, как у кошки — несколько жизней. В 1978 году его должны были отправить на металлолом, но энтузиасты приютили ветерана на аэродроме в Бердске и сделали из него музей. В 90-е лайнер разграбили и чуть не пустили под болгарку.

«Приборов не было, здесь были дыры, не было большей части оборудования. Например, все эти щитки — их не было, радиостанции не было», – вспоминает Мария Карманова.

Мария вместе с единомышленниками практически все нужные детали нашла в интернете. Запчасти везут из разных городов… Впрочем, некоторые оказались под боком. Элементы закрылков Илья нашел в гараже у своего соседа.

«Он хотел его приспособить для лебедки. Ему знакомые с Толмачево притащили, когда разбирали Ту-104. 30 лет провалялся», — рассказывает авиационный специалист Илья Аксарин.

Спустя пять лет после начала реставрации железная птица начала подавать признаки жизни – со скрипом, но шевелит крыльями. На панели управления настоящее оборудование, никаких муляжей.

«Работает термометр, в рабочем состоянии высотомер. Часы, если завести, они будут идти», — говорит Мария Карманова.

Послевоенное социалистическое чудо, так говорят про Ту-104. Первый советский реактивный пассажирский самолет. Сейчас таких в России сохранились единицы.

Первые Ту-104, сошедшие с конвейера, были рассчитаны всего на 50 человек, то есть это был самолет бизнес-класса. Сиденья располагались друг напротив друга, по два в каждом ряду, а между ними столик. Но потом стало ясно, что распоряжаться пространством так, крайне экономически невыгодно. Пассажировместительность сначала увеличили до 70 человек, потом до 100, а потом и вовсе до 115 мест, при этом совсем немного изменив длину фюзеляжа. 

Аэродромы не были готовы к таким машинам. Чтобы самолеты не выкатывались за пределы взлетно-посадочной полосы, их снабдили тормозными парашютами. Кроме того, судно во время полета внезапно начинало кренить, оно резко теряло высоту, порой уходило в штопор. Эксперты посчитали, что всему виной автопилот. Он не справлялся с нагрузкой.

«На всякий случай автопилотом до 1958 года запрещали пользоваться. Они тащили самолет от Москвы до Хабаровска, с двумя посадками, но на руках, поэтому пилоты должны были быть энергичными, посмотрите хронику в интернете», — объясняет пилот-инструктор Никита Лисин.

Этот Ту-104, возможно, снова станет музеем. Хотя авиаторы мечтают о другом, чтобы легендарная машина опять встала на крыло.

Программа «Новосибирские новости» www.youtube.com/novosibirskieNovosti

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Но бились они первые годы крепко. Лидер по катастрофам. Пока Кузнецов ценой собственной жизни Туполева не убедил...

Добавить комментарий

Target Image