Опубликовано: Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Чаусского острога. — Новосибирск: Агентство «СИБПРИНТ», 2013.
Значительная часть истории нашего города связана с развитием торговли. Даже современный Новосибирск носит отпечаток бурного торгового прошлого, и прежде всего свидетельством остается планировка главной улицы, по линии которого последовательно сформировались три исторические торговые площади: две Старо-Базарных — в районе автовокзала и площади Свердлова, и Базарная (Ярмарочная, Ново-Базарная) — современная пл. Ленина. В докладе будут приведены некоторые подробности развития двух первых, старейших площадей города.
История новониколаевских площадей исследовалась в двух аспектах: развитие торговли и территориальное развитие (градостроительство). Известные историки: Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова, Л.Н. Цепляев затрагивали тему торговых площадей как раз с точки зрения торговли; градостроительный аспект стал привлекать внимание исследователей позже [1], со временем стали использоваться новые источники, в том числе карты [7]. В новосибирском краеведении сложилось представление о том, что впервые организованная торговля зародилась в устье р. Каменки (р-н автовокзала), но скоро площадь оказалась тесной для растущего поселка, поэтому была перенесена севернее, на удобное и просторное место. Комплексный анализ землеотводного дела Кривощековского выселка позволяет сделать вывод, что первая Базарная площадь как открытое, приспособленное для торговли пространство, была реализована только в проекте [2]. Это подтверждают не только документы, но и планы того времени [3, л. 1].
Напомню, что непосредственным управлением этой территорией ведало Главное Управление Алтайского округа, находившееся в Барнауле. Еще задолго до строительства Сибирской железной дороги в устье Каменки расположился Кривощековский выселок, который практически полностью попал в полосу отчуждения Западно- и Средне-Сибирской железной дороги [4]. Чиновники были обязаны следить за законностью землепользования на этой территории, которую очень активно начали осваивать разночинцы, прибывавшие на строительство железной дороги и моста, а также расселить крестьян-кривощековцев; причем имеющееся представление, что их действия были направлены исключительно на выдворение поселившихся, безосновательны. Как показывают документы, алтайское ведомство имело целью упорядочить стихийно развивающееся поселение и сохранить от вырубки Обской бор, причем первая планировка Кривощеквского выселка была произведена уже летом 1894 г., которая предусматривала селитьбу и торговую площадь.
Любопытные подробности из торговой жизни поселка приводит чиновник по сбору аренды Бородухо в докладе от 24 мая 1894 г. По его сведениям, в полосу отчуждения попали 28 из 33 усадеб кривощековских крестьян, а остальные пять владельцев сдали свои усадьбы, расположенные по самому правому берегу Каменки почти в ее устье, под жилье и торговые заведения; в подробном списке «субарендаторов» предприимчивых крестьян фигурируют известные имена, в том числе — именитые купцы. Так, крестьянин Ермолай Утев сдавал участки под торговлю среди прочих колыванскому купцу Ипполиту Александровичу Жернакову и барнаульскому купцу Федору Даниловичу Маштакову, Тимофей Ушаков — колыванскому купцу Николаю Тимофееву Орлову и барнаульскому купцу И.Т. Сурикову. Остальные же, как было сказано, переселились за линию железной дороги, где тоже вели деятельность, не присущую крестьянству.
Летом 1894 г. Земельная часть Алтайского округа разработала на месте план поселка Кривощековского, утвержденный начальником Округа генералом Болдыревым 11 августа того же года [2, л. 95]. По этому плану за линией железной дороги предполагался базар. Но место предполагаемого базара, как уже было сказано, заняли крестьяне, и их, чтобы соблюсти распланировку, неоднократно предполагалось выселить. Так, Болдырев, изучив многочисленные доклады с мест, 2 августа 1894 г. распорядился: «всех кривощековцев выселить на левый берег, а на правом оставить только разночинцев — людей, необходимых при работе на строительстве ж/д» [2, л. 50]. Со временем было решено оставить их с условием, что они поставят свои дома в соответствии с планом и оплатят за усадьбы как за торговые места — 10 руб. в год (за селитебное место аренда составляла 1 руб.). Таким образом, как таковой базарной площади, территориально соответствующей современному автовокзалу, здесь так и не образовалось, хотя торговля, конечно же, велась. Вот что пишет об одном из засельщиков площади Петре Кондратьеве чиновник Бородухо: «Имевши усадьбы в самом селе Кривощеково, захватил еще и в новом поселке в боровом месте землю под торговую баню и усадьбы, которую разными сделками уступил колыванским купцам Евграфу Александрову Жернакову под усадьбу и магазин по улице 8 сажен и во двор 30 сажен, и Соломону Абрамову Толоконскому и торговому дому Рубанович для двух лавок…» [2, л. 108]. Обратим внимание на то, что до сих пор популярно мнение, будто бы торговля в поселке началась с открытия «Магазина универсальной торговли» Е.А. Жернакова…
Купцы действительно могли оперативно открыть торговлю в поселке, только договорившись с крестьянами об уступке усадебного места: до распланировки местности Алтайский округ не имел законных оснований для предоставления торговых мест купечеству — такими правами в крестьянском поселении пользовались только крестьяне, приписанные к Кривощековскому сельскому обществу.
Документы свидетельствуют, что колыванские купцы желали бы «развернуться» шире в таком доходном месте, как Кривощековский выселок — существующее положение и отсутствие нормальной базарной площади их явно не удовлетворяли. 3 сентября 1894 г. они посылают коллективную телеграмму Болдыреву, вот ее текст:
«На отведенной Сергеевым базарной площади находится до 40 усадеб крестьян, которые не скоро очистят площадь от своих построек. Просим коллективно быстрее отвести удобнейшую площадь для торговли, изменить план намеченного селения и отвести торг площадь. Подписали: доверенные Жернакова — Можаров, Маштакова — Суровсков, Орлова — Кривцов, Толоконского — Зайцев, Жернакова — Рождественский, Толстикова — Буранов, Пискулина — Яковлев, купец Семенов, Торгового дома Рубанович и Толоконские — Сергеев». Алтайское ведомство отказало в просьбе купцов, ссылаясь на имеющийся план, который неудобно было исправлять. Но поселок неумолимо рос, территория его раздвигалась; в районе просимой площади участки в апреле 1895 г. были розданы уже не в аренду по 10 рублей, а сданы с торгов по баснословной цене: от 30 до 193 рублей!
1895 год в истории поселка стал поворотным: население стало инициировать устройство нормального общественного управления, которое бы позволило развиваться различным сферам экономической и общественной жизни. Открытием Ново-Базарной площади в районе проектируемого храма завершился начальный этап развития населенного пункта: по плану 1896 г. Кривощековский выселок вместе со станцией Обь становился единым целым — Новониколаевским поселком — будущим городом НовоНиколаевском [7, с. 15].
Библиографический список
1. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893–1945 гг. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1986.
2. ГААК. Ф. 3. Оп. 1. Д. 913.
3. ГААК. Ф. 50. Оп. 8. Д. 289.
4. ГААК. Ф. 50. Оп. 1. Д. 66.
5. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Л.Н. Цепляев. Новосибирск в историческом прошлом: конец XIX — нач. XX в. — Новосибирск, Наука, 1978.
6. Новосибирск. 100 лет. События. Люди. — Новосибирск: «Наука», 1993.
7. Новосибирск. История генеральных планов в документах / автор - сост. В.Н. Шумилов. — Новосибирск, 2007. — 440 с.
Комментарии
Отличная работа. Наташа,
Статья хорошая, но картинка -
Такая подойдет?
Владимир Александрович, а
В "правильном" исследовании
"В докладе будут приведены
С расхождением названия
Очень интересно, продолжение
Статья очень хорошо
А я читаю всэто что
Добавить комментарий