Общая характеристика рек города Новосибирска
Малые реки Новосибирска относятся к бассейну реки Обь. В правобережье их восемь: Зырянка, Ельцовка, Иня, Камышенка, Плющиха, Каменка, Ельцовка 1-я, Ельцовка 2-я; в левобережье одна – Тула.
Для всех рек, протекающих в городской черте, характерно:
- одинаковое направление течения – с северо-востока на юго-запад (кроме Тулы);
- короткие и маловодные;
- имеют одинаковый гидрологический режим;
- слабовыраженные водоразделы и глубоковрезанные русла;
- небольшие уклоны и падение;
- из 8 рек правобережья – 6 пересекают железную дорогу Алтайского направления;
- самые значительные мостовые переходы и путепроводы сооружены над реками Иня, Каменка, Ельцовка; остальные реки протекают под насыпью железных дорог по трубе.
Главная река Новосибирска – Обь в черте города имеет протяженность 39 км (от Новосибирской ГЭС до о. Медвежий).
По заданию Госплана СССР Ленгипроводхоз в 1934 году выполнил использования водных ресурсов реки Обь. В 1945 году Ленгидэпу было поручено составление проектного задания Новосибирской ГЭС. По Постановлению Совета Министров СССР (1950) приступили к сооружению первой в Сибири ГЭС – Новосибирской. В мае 1953 года уложен первый бетон в нижний ярус монтажной площадки ГЭС, а весной 1955 года начата укладка бетона в водосливную плотину.
«….Обь перекрыта! В центре могучей сибирской реки воздвигнут 150 метровый банкет» (Газета «Известия», 5 ноября 1956 г.).
Первый агрегат дал промышленный ток 10 октября 1967 года. В 1972 году установленная мощность ГЭС повысилась с 400 до 450 мВт. Новосибирская ГЭС положила начало строительству подобных сооружений на крупнейших сибирских реках, и представляет интерес, как пример инженерного искусства середины ХХ века. Гидроузел сооружался по русловой схеме. Здание электростанции расположено по одной линии с плотиной. От левого берега начинается короткая земляная плотина, примыкающая к зданию электростанции. Затем идет бетонная водосливная плотина. Остальную часть русла и широкую правобережную пойму перекрывает земляная плотина длиной 3 км. Завершает гидроузел портал судоходного канала с тремя шлюзами и земляная дамба длиной 1 км. Протяженность всех сооружений составляет 5 км.
После перекрытия русла началось заполнение Новосибирского водохранилища (до июля 1959 года), которое подняло уровень воды выше Новосибирска на 19,5 м. Образовался самый большой в Западной Сибири искусственный водоем площадью 1070 кв. км. За размеры и объем воды новосибирцы называют водохранилище Обским морем. При сильном ветре волны достигают 2-3 метров, почти как на Балтике. Затопление территории вынудило переселить 30 000 строений, десятки тысяч жителей, затопить десятки тысяч плодородных земель левобережной поймы.
Образование Новосибирского водохранилища внесло изменения в природные особенности южной части Новосибирска (Левые Чёмы, Правые Чёмы, Академгородок). Климат стал более мягким; средняя температура воздуха повысилась на 0,5 – 0,7 0 С, увеличилась влажность воздуха и годовое количество осадков.
Географически Новосибирское водохранилище расположено между 540511 и 530481 северной широты, что соответствует Куйбышевскому водохранилищу на Волге или Калининградскому побережью Балтики. У Новосибирского водохранилища комплексное назначение. Оно используется для гидроэнергетики, водного транспорта, водоснабжения, рыбного хозяйства, туризма и отдыха.
Плотина ГЭС перегородила путь, идущей на нерест рыбы. Резко сократилось количество осетровых пород. Поэтому в Новосибирское водохранилище выпускают молодь ценных пород рыб. В городской черте, на правом берегу Оби действует грузовой порт и речной вокзал для пассажирских перевозок. Почти до конца ХХ века у первого железнодорожного моста Транссиба, функционировала пристань для судов пригородного сообщения – «Октябрьская».
За 120 лет через Обь для сообщения между правым и левым берегами были построены 7 мостов.
1897 год – железнодорожный мост Транссиба у устья реки Каменки Он является первым мостом, построенным в Ново-Николаевске. Он был также одним из первых крупных инженерных сооружений Транссиба. Русловая часть моста перекрыта семью пролетами общей длиной 794,77 м. Опоры моста из бутовой кладки в гранит, облицовке.
Несмотря на то, что мост был спроектирован по нормам конца прошлого столетия и его прослужили почти сто лет. Опоры железнодорожного моста продолжают работать. В 1990-х была произведена реконструкция моста: на ранее существовавших ледорезах была сделана надстройка для расширения опор, на которых были смонтированы стальные пролетные строения, рассчитанные на высокие нагрузки.
1931 год – первый путь железнодорожного моста через Обь у ст. Чемская линии Обь – Тогучин на Урало-Кузнецком маятнике, названного «Комсомольским»; 1939 год – сдан второй путь железнодорожного моста – «Комсомольский». Железнодорожный мост, находящийся примерно в 7 км от первого железнодорожного моста выше по течению Оби, дал начало новому району Новосибирска – Первомайскому и связал угольные районы Кузбасса с железной рудой Урала.
Это сооружение уникально как по конструкции, так и по значимости в системе Транссибирской магистрали.
1941 год – в августе Государственный комитет обороны поручил Западно-Сибирскому речному пароходству срочно построить в Новосибирске (на лесоперевалке, в створе Чернышевского спуска) понтонный мост через р. Обь. Во исполнение этого на Батуринской судоверфи, на р. Чулым заготовили около 100 деревянных понтонов-барж, а дооборудованием их занимался Новосибирский судоремонтный завод. Это фронтовое задание было выполнено в установленные жесткие сроки. Понтонный мост навели в 2,5 км от железнодорожного моста ниже по течению. В зимнее время в створе понтонного моста действовала ледовая дорога.
1955 год – первый автодорожный мост в Новосибирске «Октябрьский». Находится в 1 км выше по течению первого железнодорожного моста. Первоначально мост именовали «Коммунальным». Мост соединил Октябрьский район правобережья в створе ул. Восход с проспектом К. Маркса в Ленинском районе. Примечательно, что примерно треть длины Октябрьского моста относится к Октябрьскому району, а остальную часть моста делят Ленинский и Кировский районы. Граница между ними проходит вдоль моста и дамбы. Почти 30 лет по «Октябрьскому» мосту грохотали трамваи, что отрицательно влияло на долговечность моста. Трамвайное полотно сняли и расширили проезжую часть для автотранспорта.
Долгие годы транспортная связь между левым и правым берегом, осуществлявшаяся с помощью гужевого и другими видами городского транспорта, была нерегулярной и слабой. Зимой – по ледовой временной переправе через Обь, а летом – по наплавному понтонному мосту. В период ледостава и ледохода транспорт, с правого берега и обратно, переправлялся по железной дороге. На воинской площадке правого берега транспорт своим ходом въезжал на железнодорожные платформы. После погрузки железнодорожный состав, именуемый в обиходе «вертушкой» перевозил технику на другой берег.
Октябрьский мост длиной около 900 м имеет клепаную комбинированную балочно-арочную систему с пролетами, равными 128 м. От моста через пойму левого берега намыта дамба. Для строительства дамбы использовали песок, который добывали и транспортировали здесь же с помощью земснаряда. Котлован рядом городским пляжем на левом берегу – бывший песчаный карьер заполненный водой.
ПРОЛЕТ ПОД МОСТОМ. 14.06.1965 года военный летчик Валентин Привалов пролетел на реактивном истребителе МИГ-17 под Коммунальным (Октябрьским) мостом через р. Обь. Ни один летчик в мире еще не повторил этот рекордный трюк.
Перед полетом В. Привалов совершил несколько заплывов под коммунальным мостом, при этом он замерил ширину «быков» моста и расстояние между водой и мостом. Привалов давно тренировал себя в полетах на самой малой высоте и хорошо знал их особенности. Под мостом через Обь В. Привалов пролетел всего в метре над поверхностью воды. Уникальность пролета в том, что при подлете к мосту летчик уже взял штурвал «на себя», и проходил под мостом по восходящей траектории.
После рекордного полета Привалова хотели отдать под суд за воздушное хулиганство. Судьбу летчика решил министр обороны СССР Р.Я. Малиновский, который приказал вновь допустить В. Привалова к полетам. Впоследствии В. Привалов переведен в другой полк на должность заместителя командира полка и стал летать на истребителях СУ-15. В 1977 году Привалов уволился из армии в запас из-за болезни сердца в звании подполковника и с высшей военной квалификацией – «летчик-снайпер». В. Привалов награжден орд. Красной Звезды за освоение ледовых аэродромов в Заполярье.
Пролет В.П. Чкалова под мостом через Неву, также никто не смог повторить. Для фильма «Валерий Чкалов» пролет под невским мостом является монтажом.
1978 год – открыто движение транспорта по второму автодорожному мосту – «Дмитровскому», который находится в 2 км ниже первого железнодорожного моста. В комплекс мостового перехода, протяженностью 4,5 км; кроме моста входят: левобережная насыпь подхода длиной 1,7 км, 6 путепроводов, 3 транспортные развязки и 3 подземных пешеходных перехода. Первоначально Дмитровский мост не имел прямого выхода в центральную часть города. Выход на правом берегу был возможен только в направлении улиц Фабричной и Владимировской без прямого сообщения с центром города. Тоннельный путепровод под 23 путями строился с отставанием. Движение по всему комплексу мостового перехода было открыто в 1982 году.
1985 год – в декабре прошел рабочий поезд метрополитена. Метромост находится в 50 м выше «Октябрьского» моста. Русловая часть реки перекрыта коробчатыми пролетными строениями (с ездой внутри коробок) с длиной пролетов по 128 м. В левобережной эстакаде использованы железобетонные строения длиной 33 м. Стальные пролетные строения массой более 6000 т сооружались на левом берегу и надвигались по опорам в сторону правого берега без промежуточных опор. Через пойму левого берега от метромоста перекинута железобетонная эстакада. В состав мостового перехода входит путепровод через ул. Большевистскую.
2008 год – сдан в эксплуатацию автодорожный мост, так называемый Северный обход». Мост находится более чем в 20 км по прямой ниже по течению от первого железнодорожного моста и примерно в 25 км по воде.
2011 год – начато строительство третьего автодорожного моста, который вознесется над рекой в 5 км выше по течению первого железнодорожного моста. Мост сооружается в створе Бугринской рощи Кировского района на левом берегу и рядом с платформой «Камышенская» Октябрьского района на правом.
Общие сведения о малых реках Новосибирска
См. приложение – Таблица № 1
Река Зырянка
Длина реки 7 км. До заполнения Новосибирского водохранилища и образования Бердского залива (1958) Зырянка впадала в реку Бердь. В настоящее время устье реки расположено между остановочной платформой «Обское море» и платформой «Береговая». Зырянка начинается в 4 км восточнее Академгородка на северном склоне урочища Проходная грива на высоте 200 м. При впадении в водохранилище отметка уреза воды составляет 113 м.
Течет Зырянка с северо-востока на северо-запад севернее Сибирского ботанического сада и южнее автодороги Академгородок – п. Ключи. В верхнем течении летом река пересыхает. До 1954 года на правом берегу Зырянки находились земли колхоза им. С.М. Кирова с полевым станом в среднем течении.
Зырянку пересекает железная дорога Новосибирск – Черепаново и автодорога федерального значения Новосибирск – Ташанта (М-52), которая при заполнении Новосибирского водохранилища была перенесена выше по склону за железную дорогу. Здесь, на высоком правом берегу Зырянки находится пост ГИБДД под народным названием «вшивая горка», который миновать сложно, но можно. Долгие годы дорога через овраг р. Зырянки была самым опасным местом на трассе Новосибирск – Бердск. После поста ГБДД дорога уходила вниз по крутому склону оврага к мостику через р. Зырянку. В зимнее время крутой обледеневший спуск и подъем, были, зачастую, проблемой. Проблема была решена после строительства дамбы через овраг р. Зырянка.
Ещё в первой половине ХХ века, вплоть до строительства Новосибирской ГЭС и Академгородка, бассейн реки Зырянки был местом обитания диких животных. Сюда, по железной дороге Алтайского направления, до разъезда №3 приезжали охотники из Новосибирска и Бердска.
В 300-х м к северу от истока реки, по автодороге в п. Ключи из Академгородка, расположен музей деревянной архитектуры под открытым небом, в котором выделяется Спасская церковь из Завишерска.
В верховьях Зырянки, у п. Ключи, создан горнолыжный комплекс; оборудовано место для проведения тренировок и соревнований по стендовой стрельбе.
Смешанный лес бассейна Зырянки и сегодня привлекает грибников и туристов, а зимой лыжников. В бассейне Зырянки расположены тысячи садовых участков жителей Советского района.
Река Ельцовка
Протяженность реки 11 км. Река Ельцовка начинается на высоте 210 м и протекает в западном направлении севернее Академгородка. Ельцовка впадает в озеро Малое, соединенное с протокой Малой поймы реки Обь. Падение реки составляет 97 м, а уклон равен 70 см на 1 км.
Ельцовка имеет 3 именных протока: Ромиха и Камышевка слева, а Дол справа. Междуречье Камышевки и Ромихи занято поселком Каинская Заимка. К северу от среднего течения, В правобережье Ельцовки по улице Академика Тимакова расположен НИИ молекулярной биологии и биофизики, Научный центр клинической и экспериментальной медицины, НИИ клинической и экспериментальной лимфологии. Ниже по течению Ельцовки построены жилые массивы по улице Экваторная, которую пересекает ручей Сурья и улица Лесосечная.
В нижнем течении реки бывшее село Нижняя Ельцовка (470 дворов) и остановочный пункт Нижняя Ельцовка. Через Нижнюю Ельцовку проходит железная дорога Алтайского направления и автодорога федерального значения Новосибирск – Ташанта (М-52). Река Ельцовка огибает с севера Речкуновскую лесную дачу, а с юга – Ельцовскую дачу. Ещё в середине 40-х годов ХХ века в Ельцовке водилась рыбешка, которую мальчишки ловили корзинками и кормили кошек.
В первом десятилетии ХХI века река Ельцовка включена в программу по очистке русла и строительства невысоких набережных.
Река Иня
На протяжении почти 11 км река Иня протекает в городской черте, являясь границей между Первомайским и Октябрьским районами Новосибирска, а также Новосибирским районом Новосибирской области. Река Иня – одна из крупных правых притоков реки Обь. Река Иня протекает по территории Кемеровской и Новосибирской областей, а её длина составляет более 560 км.
При впадении в Обь напротив острова Кустовой, западнее карьера «Борок» на отметке воды 93 м, скорость течения Ини составляет 0,2 м\с. В дельте Ини множество рукавов, островов и стариц. Ещё в 40-х годах ХХ века на островах устья Ини располагалась ферма (к северо-западу от железнодорожного моста через Обь), а южнее находился п. Камешек.
При переходе через реку Иня на границе Октябрьского и Первомайского районов сооружено множество мостов. В этом месте проходят 4 колеи железной дороги и автодорожный мост. В промежутке между железнодорожными и автодорожным мостами высятся опоры первого деревянного моста, действующего до 1960 года. Справа от Бердского шоссе поблизости от автодорожного моста находился дом и хозяйство дорожного мастера, который следил за состоянием дорожного полотна Бердского шоссе. В палисаднике перед домом дорожного мастера стояла скульптура И.В. Сталина, которую он поставил на собственные деньги. В 60-е годы статую снесли вместе с домом дорожного мастера, т.к. он мешал строительству.
В начале 2-го десятилетия ХХI века сдана в эксплуатацию транспортная развязка в районе автодорожного моста через реку Иня, давая свободный проезд в Первомайский район. На высоком правом берегу Ини в конце ХХ века построен горнолыжный комплекс «Иня».
В 1956 году у железнодорожного моста через реку Иня Первомайском районе найдена бронзовая фигурка всадника. По мнению ряда исследователей это – изображение Мир-Сусне-Хума, популярнейшего божества датируемого эпохой средневековья.
Река Камышенка
Длина реки 4 км и потому на некоторых картах её обозначают как ручей Камышенский. Начинается река в северной части Ключ-Камышенского плато, максимальная высота которого составляет 201,3 м, недалеко от улицы Рябиновая, и течет в северо-востока на юго-запад по территории Октябрьского района. В среднем течении река является юго-восточной границей Инюшенского парка. Собирая воду с северо-западной части Ключ-Камышенского плато, Камышенка протекает по склону и через трубу в насыпи железной дороги Алтайского направления выходит под улицей Большевистской напротив карьера «Борок». Здесь, у кювета вдоль автомобильной дороги следы реки теряются. По-видимому, река Камышенка когда-то впадала в Иню, но хозяйственная деятельность человека изменила её природу. Река сохранилась преимущественно в названиях: Ключ-Камышенское плато, платформа железной дороги «Камышенская», 10 Камышенских переулков и улица Камышенский лог.
До середины 50-х годов ХХ века в верховьях Камышенки находилось подсобное хозяйство, к которому проходила автодорога по водоразделу между реками Плющиха и Камышенка. На самом Ключ-Камышенском плато, где сейчас расположен Военный институт МВД, находилась СТФ, а ближе к Ине – МТФ.
Река Плющиха
Река, протяженностью 11 км, начинается в южной части с. Раздольное, где максимальная абсолютная высота 234,2 м. Плющиха течет с северо-востока на юго-запад и впадает в Иню на отметке уреза воды 92 м, падение составляет 142 м, уклон равен 129 см на 1 км.
Река Плющиха слева и справа в верхнем и среднем течение принимает несколько ручьев, берущих начало из глубоких оврагов, где летом много грибов-лисичек, груздей, а осенью опят. Протекает река по территории Октябрьского района в наименее заселенной части из-за обилия лесов и оврагов. В правобережье Плющихи большую площадь занимает Гусинобродское кладбище, к западу от которого создан пруд Лесное озеро и строится новый жилой массив «Плющихинский».
Глубокий овраг р. Плющихи отделяет Ключ-Камышенское плато от остальной части Октябрьского района. В 2009 году транспортная эстакада, переброшенная через овраг р. Плющихи, соединила Ключ-Камышенское плато с улицей Кирова. В нижнем течении, спустившись с улицы Большевистской на улицу Бугурусланскую, Корчагина, Инюшенскую, можно выйти к эстакаде строящегося третьего автотранспортного моста через реку Обь. Здесь, в пойме Ини, много озер и стариц, среди которых причудливо извивается русло реки Плющихи.
Река Каменка
Каменка – самая известная река Новосибирска. Длина реки составляет 24 км, в т.ч. 12 км в городской черте. Исток реки Каменки находится у станции Мочище Новосибирского района (южнее железной дороги Новосибирск – Болотное с юго-западного склона возвышенности Сокур. Каменка впадает в Обь юго-восточнее железнодорожного моста Транссиба.
Река Каменка течет с северо-востока на юго-запад. Начинается Каменка на высоте 205 м, и впадает в Обь отметке уреза воды 92 м. Уклон реки составляет 113 м, падение 47 см на 1 км. Каменка имеет два именных притока – Дедиха и Водопойка. Последний протекает в Дзержинском районе к северу от улицы Сивашская. Ещё один безымянный ручей, впадающий слева в Каменку севернее улицы Геологической, течет северо-восточнее улиц Ярослава Гашека и Почтовая. Планируется забрать этот ручей в коллектор, пропустив поверху автодорогу с выходом на улицу Техническую.
Река Каменка протекает по Дзержинскому району и центральной части города, являясь пограничной между Центральным и Октябрьским (до 1929 года Закаменский) районами.
Устье Каменки застраивалось с первых дней начала работ по строительству железнодорожного моста через реку Обь. В 90-е годы ХIХ века. До революции 1917 года на реке Каменке была построена и работала мельница (на траверсе улицы Кривощековской) и маслобойня (поблизости от окончаний улиц Мостовая и Каинская). Капитальных построек было мало. Самыми крупными были мельница, маслобойня и огромный бревенчатый дом на кирпичном фундаменте, замыкающий улицу Каинскую недалеко берега реки.
Основная застройка берегов реки Каменки – бараки (Барак – каркасная конструкция, предназначенная для временного проживания, которое растягивалось на десятилетия). Бараки строились по не писанному сибирскому закону: «за один день». Обычно хозяин будущего барака потихоньку готовил необходимые для постройки материалы. Договаривался с соседями о помощи. Ранним утром летнего дня начиналось строительство. Организация работ была очень четкой. Каждый знал свой участок. Одни вкапывали столбы, другие обшивали столбы с двух сторон тесом. Третьи засыпали пустоты между досками шлаком. Укладывали слеги, и настилался пол. Устанавливали оконные и дверные коробки. Поверху столбы связывали балками и устанавливали стропила. Настилали потолок и крыли крышу. Одновременно с началом работ по возведению стен начиналась работа по кладке печи. Печь должна быть готова к вечеру, т.к. необходимо было её затопить, точнее, пустить дым. Это было самое главное, т.к. в понедельник появлялся инспектор пожарной охраны. Он осматривал печь. Проверял расстояние от печи до сгораемых стен, а также кирпичные разделки в потолке и крыше. Если все было нормально, то он выписывал акт о самовольной постройке с указанием, что требования пожарной безопасности соблюдены. Акт передавал в Райисполком. Через несколько дней хозяина – самовольщика вызывали на комиссию. Выписывали штраф за самовольную постройку, а так как у пожарного инспектора претензий не было, то постройку после уплаты штрафа узаконивали. Если у пожарного инспектора были замечания, то комиссия предписывала постройку снести. Так решалась жилищная проблема еще в начале 60-х годов ХХ века.
Воды Каменки вблизи от устья текли в гранитном ложе. Если вода в Оби была высокой, то гранитной плиты не было видно. При низком уровне воды в Оби воды Каменки сбрасывались виде небольшого водопада. На гранитной плите стояли опоры автодорожного моста, действующего до осени 1957 года, по булыжному покрытию которого грохотали и повозки, и автомашины и трамваи. В октябре 1957 года в эксплуатацию был принят новый мост чуть выше старого.
В обжитой части реки выше железнодорожного моста Алтайского направления до укладки коллектора функционировали деревянные автодорожные мосты небольшой грузоподъемности. Они находились в створе улиц Кривощековской, Асинкритовской (Чаплыгина), Бийской (Депутатской), Ядринцевской. В летнее время устраивали множество пешеходных мостиков шириной в 2-3 доски.
В настоящее время устье реки Каменки находится под асфальтом парка «Городское начало», где установлена ферма первого железнодорожного моста и памятник Александру III.
На рубеже 60-х и 70-х годов ХХ века овраги реки Каменки начали замывать песком. Пульпу с левого берега по трубам гнал земснаряд. Овраги Каменки замыты до дамбы на улице Кошурникова. По замытой пойме реки Каменки проложена Каменская магистраль, которая соединяет улицу Ипподромскую с началом Красного проспекта и улицы Большевистской, врезаясь в них в районе Южной площади, где сооружается транспортная развязка.
По другую сторону дамбы по улице Кошурникова воды реки Каменки текут в природном русле. Берега в этой зоне пологие и местами заболочены. Берега застроены индивидуальными домами. До второй половины 60-х годов дамба через Каменку по улице Кошурникова отсутствовала, и Каменку ниже кирпичного завода переходили вброд или прыгая с камня на камень.
Кирпичные суглинки, обнаруженные еще в начале ХХ века в долине Каменки, являлись сырьем для нескольких кирпичных заводов, работавших до конца ХХ века. На открытом русле реки Каменки имеется, практически, три транспортных перехода: упомянутая дамбы на улицах Кошурникова. и Волочаевской. И мост на стыке проспекта Дзержинского и Каменского шоссе.
Река Каменка, хотя и являлась, по-сути, родоначальником Новосибирска, принесла много хлопот и трудностей для развития автодорожной сети правобережья. Кроме указанных трех переходов через открытое русло, вот уже 100 лет решается вопрос транспортных связей Центрального, Октябрьского и Дзержинского районов.
Хроника событий
1915 год открыто регулярное движение по железнодорожному мосту через р. Каменка Алтайской железной дороги. Мост находится в 400 м выше устья р. Каменки. Почти 50 лет железнодорожный мостовой переход через р. Каменку был одноколейным. В 60-х годах прошлого века мостовой переход дополнили второй железнодорожной колеей, расширив насыпь и реконструировав эстакады над Красным проспектом и улицей Мостовой.
1926-1927 годы – сооружен автодорожный бетонный мост, который соединил улицу Сибревкома (Вознесенскую) Центрального района с улицей Кирова (Телеграфной) Октябрьского района.
До осени 1957 года в 150-200 м от устья р. Каменки функционировал автодорожный мост, соединяющий Красный (Николаевский) проспект с улицей Большевистской (Будаговская, Трактовая).
1969 год – закончено строительство дамбы, соединившей Центральный и Октябрьский районы от улицы Орджоникидзе. до улицы Воинская.
1980 -е годы – устройство мостового перехода вдоль железной дороги Алтайского направления от начала улицы Серебренниковской Центрального района до улицы Зыряновской Октябрьского района.
1980-е годы возведение эстакады Октябрьской магистрали, соединившей Красный проспект с улицей Кирова.
2010 год – устройство проезда по улице Федосеева Октябрьского района через улицу 5-я Кирпичная горка на улицу Фрунзе Центрального района.
В конце ХIХ века одной из достопримечательностей города являлось «Чертово городище», расположенное на левом берегу р. Каменки недалеко от нижнего входа станции метрополитена «Октябрьская». По данным библиографического списка по историческим памятникам из архива Новосибирского Государственного краеведческого музея, в 1930 году научным сотрудником Западно-Сибирского краеведческого музея П.П. Хороших были проведены разведка и исследования памятника. Найдены несколько каменных орудий периода неолита (наконечники стрел и копий, топор, скребки и керамика).
В ответе Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров РСФСР от 24.11.1948 года, в южной части детского парка им. С.М. Кирова (до 1936 года – парк «Свобода») в городе Новосибирске указана стоянка человека времен неолита и бронзы. В «Археологической карте Новосибирской области» также говорится, что при закладке на этом месте парка им. С.М. Кирова и здания Городского Дворца пионеров было обнаружено значительное количество фрагментов керамики, относящейся к двум периодам: VII-VI вв. до н.э. и XVI-XVII вв. н.э.
Река Ельцовка 1-я
Длина реки около 10 км. Начинается на границе Калининского и Дзержинского районов (прослеживается от улицы Писемского), и заканчивается в Заельцовском районе, выходя в прибрежную зону между улицами Моцарта и Сухарная 2-я.
Река Ельцовка 1-я имеет безымянный правый приток, исток которого находится в восточной части ПКиО «Сосновый Бор». Русло притока рассекает сосновый бор и проходит по логу северо-западнее улицы Александра Невского и Богдана Хмельницкого, пересекает улицу Бардина за кинотеатром «Космос». На траверсе Городской клинической больницы приток уходит под дамбу Сухого лога, огибает «тещин язык» улицы Танковой, впадает в реку Ельцовка 1-я у Брестской горки.
Берега в нижнем течении реки Ельцовка 1-я начали застраиваться с первых лет закладки Транссибирской магистрали. Вблизи от железнодорожных мастерских и паровозного депо возник поселок, который Александр III в своем письме жителям назвал «нахаловкой». В обиходе жителей название «нахаловка» укоренилось на десятилетия.
В правобережье нижнего течения недалеко от транспортной дамбы, были построены Шорно-седельная фабрика для обеспечения конской упряжью воинских частей и Сухарный завод для снабжении армии и флота сухарями.
В настоящее время значительное место замывной территории реки Ельцовка 1-я от улицы Владимирской до улицы Нарымской находится метродепо. От улицы Нарымской в сторону Красного проспекта русло реки большей частью проходит в трубе, а на замытой части возвышаются жилые дома, ателье, салоны, торговые центры с кинотеатрами и клубами отдыха.
В конце 20-х годов прошлого века был проект постройки моста на Красном проспекте через реку Ельцовка 1-я перед площадью Калинина. Однако взамен моста пришлось отсыпать дамбу, т.к. геологические изыскания установили, что здесь имеются очаги вечной мерзлоты. Опыта строительства на мерзлоте не было, поэтому мост заменили высокой дамбой (16-18 м).
От Красного проспекта до дамбы на улице Ипподромской и далее на восток к истоку, река Ельцовка 1-я течет в открытом русле, глубоко врезанном в толщу легкоразмываемых осадочных пород.
В пойме, как грибы, растут гаражные кооперативы, которые кустарно возводят «гидротехнические сооружения», отвоевывая территории у реки. Ближе к улице Учительской русла реки не видно, и только подъем грунтовых вод напоминает автомобилистам, что под гаражами проходит река.
Река Ельцовка 2-я
Начинается река западнее жилого массива Клюквенный Калининского района, к югу от Северного обхода. Ельцовка 2-я течет в открытом русле на всем протяжении и является во многом аналогом реки Ельцовка 2-я. Верховья реки Ельцовка 2-я находятся на территории Калининского района, а среднее и нижнее течение в Заельцовском.
В конце 50-х годов ХХ века на правом берегу Ельцовки 2-я перед дамбой по Красному проспекту после чистки и углубления русла был устроен небольшой пляж, который просуществовал недолго – 2-3 года.
На границе двух микрорайонов «Родники» и «Снегири» река Ельцовка 2-я запружена. Уместных жителей этот пруд называется озеро «Спартак» В 2012 году жители Калининского района приложили много сил для очистки берегов «Спартака». Прилагаются действия в дальнейшем, т.к. это – место отдыха, живущих рядом с озером людей.
Река Ельцовка 2-я от улицы Жуковского к устью течет по живописному сосновому бору, огибает с запада территорию Ботанического лесничества, разделяет территории ПКиО «Заельцовский Бор» и Новосибирский Зоопарк. Впадает Ельцовка 2-я в реку Обь напротив острова Саранок, вынося много мусора.
В 50-е годы ХХ века в долине реки проводили соревнования по мотокроссу, которые привлекали тысячи новосибирцев. Существует проект по сооружению коллектора на реке Ельцовка 2-я, поверх которого предполагается пропустить транспортную магистраль с выходом будущий мост через Обь.
Река Тула
В левобережье Новосибирска протекает единственная река на протяжении 11 км. Река Тула не имеет крутых и высоких берегов и течет в открытом русле. Уклон реки составляет всего11,5 см на 1 км и на ней нет ни перекатов, ни быстрин. Тула, берущая начало в левобережной части Приобского плато Ордынского района, в городской черте течет с юго-запада на северо-восток.
В нижнем течении река пересекает Кировский район, а в среднем течении является пограничным рубежом между Кировским и Ленинским районами. Транспортная связь между частями Кировского района проходила по мосту через реку Тула на улице Сибиряков-Гвардейцев (бывшая улица 6-й Пятилетки). Ныне на улице Сибиряков – Гвардейцев воздвигнута высокая дамба и эстакада.
Разросшиеся деревья практически укрыли старый мост, который сохранился у озера рядом с издательством газеты «Советская Сибирь» (улица Немировича-Данченко 104). Озеро – это бывший каменный карьер, разработка которого началась ещё в первой половине ХХ века. До середины 50-х годов прошлого века движение по мосту в полдень перекрывали на 2 часа, т.к. в карьере проводили взрывные работы. После закрытия карьера в 60-е годы у его западного склона построили мотодром ДОСААФ (РОСТО), который действует сегодня. В зимнее время на льду образовавшегося озера проходят соревнования по ледяному спидвею.
В ХIХ и начале ХХ вв. на берегах нижнего течения реки Тула располагались поселения, впоследствии вошедшие в городскую черту Новосибирска. Старожилы помнят названия Бугры, Вертково, Ересная. Сегодня об этих поселениях напоминают названия улиц: Бугринская, Вертковская, Ереснинская.
Впадает река Тула в Обь напротив острова Отдыха (Коровий) в 1 км от метромоста.
Таблица № 1. Общие сведения о малых реках Новосибирска
№ п\п |
Название |
Длина, в т.ч. в городской черте |
Падение (м) |
Уклон (см на 1 км) |
Исток (ближайший населенный пункт) |
Устье |
Примечание |
1 |
Зырянка |
7\5 |
107 |
124 |
п. Ложок, Новосибирского района |
Новосибирское водохранилище |
До 1957 г. впадала в Бердь |
2 |
Ельцовка |
14\7 |
97 |
70 |
п. Каинская Заимка, Новосибирского района |
озеро Малое |
Вода из оз. Малое попадает в протоку Малая, а затем в р. Обь |
3 |
Иня |
563\11 |
308 |
56 |
Кемеровская область |
Река Обь, напротив о-ва Кустовой |
Граница Первомайского и Октябрьского районов |
4 |
Камышенка |
4\4 |
- |
- |
Ключ-Камышенское плато, Новосибирск |
- |
Теряется в окрестностях карьера «Борок» |
5 |
Плющиха |
14\11 |
148 |
129 |
с. Раздольное, Новосибирского района |
Река Иня, напротив карьера «Борок» |
Протекает по территории Октябрьского района |
6 |
Каменка |
25\12 |
113 |
47 |
ст. Мочище, Новосибирского района |
Река Обь у ж\д моста |
Протекает по Дзержинскому и является пограничной между Октябрьским и Центральным районами |
7 |
Ельцовка 1-я |
10\7 |
- |
- |
Ул. Писемского Калининского района |
Река Обь, западнее ст. Новосибирск-Главный |
Протекает по Калининскому, Дзержинскому, Заельцовскому и Железнодорожному районам |
8 |
Ельцовка 2-я |
11\9 |
- |
- |
ж\м Клюквенный, Калининского района |
Река Обь, южнее ПКиО «Заельцовский Бор» |
Протекает по Калининскому и Заельцовскому районам |
9 |
Тула |
15\11 |
84 |
11,5 |
Приобское плато, Новосибирского района |
Река Обь, южнее метромоста |
Протекает по Ленинскому и Кировскому районам |
Комментарии
на сегодняшний день 08,04
Дополню: у Каменки не 2, а 4
к последнему комментарию. На
У д. Усть-Иня, ИМХО, никак не
классный сайт
В статье есть несколько
Будьте добры, напишите каких.
Скажите, пожалуйста, есть ли
Здравствуйте. Скажите, а что
Добавить комментарий