Известный сибирский ученый Татьяна Кирилловна Щеглова опубликовала в издательстве Алтайской государственной педагогической академии первое в нашей стране и весьма ценное учебное пособие [1] по устной истории (oral history) – сравнительно новому и динамично развивающемуся научному направлению. Это ожидаемое и важное событие в исследовательской жизни исторического сообщества, в теории и практике обучения истории в профессиональной школе.
Специалистам известно, что устная история как относительно самостоятельная отрасль сформировалась в зарубежной гуманитаристике середины ХХ в. В России она получила развитие с конца 1980-х гг., и некоторое время первоначальное представление об этой дисциплине наши ученые и студенты могли получить преимущественно по трудам зарубежных классиков (Я. Вансины, А. Портелли, П. Томпсона, А. Хейли и др.). Русский перевод книги Пола Томпсона «Голос прошлого», которая для многих затем послужила учебно-пропедевтическим пособием, был опубликован лишь в 2003 г. [2] Во второй половине 1990-х – середине 2000-х гг. появились первые отечественные учебно-методические труды Д.Н. Хубовой [3], М.В. Лоскутовой [4], Т.К. Щегловой и ее коллег [5]. Они имели малый объем и тираж, были сориентированы главным образом не на теоретико-методологическое осмысление проблем становления нового научного направления в России, а на обеспечение практических потребностей людей, овладевающих технологиями сбора, фиксирования, хранения, расшифровки и анализа устно-исторической информации.
Постепенно в стране накапливался и осмысливался опыт исследований по устной истории, чему способствовало проведение в 2006 г. в Барнауле профильного Всероссийского научного семинара [6]. Т.К. Щеглова – безусловный лидер нового направления в Сибири – за последние 20 лет опубликовала впечатляющий комплекс своих исследований по устной истории родного Алтая. Достойным венцом здесь стала фундаментальная монография «Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ в.» [7]. И вот, наконец, первое на русском языке полноценное учебное пособие, где сбалансированно представлены и теоретические, и методологические, и практические аспекты устройства, функционирования и развития устной истории в современной России и, в частности, в Сибири.
Во вводных разделах пособия Т.К. Щеглова выступает активным сторонником введения устной истории в программы высшего профессионального образования – прежде всего, исторического и педагогического, но также музеологического, регионоведческого, социологического. «Место устной истории в системе образования определяется ее учебным, воспитательным, исследовательским и социальным потенциалом, ее возможностями в решении сложных научно-методических и научно-исследовательских проблем истории России и воспитания гражданских качеств», – справедливо утверждает автор (с. 16). Свою цель она видит в том, чтобы разработать научную методику создания и использования устных исторических источников в научно-исследовательской работе образовательных учреждений разного уровня, музеев и индивидуальных исследователей. В пособии не ставится прямо задача разработки рекомендаций по организации воспитательной работы на основе приобщения молодых людей к устной истории, но обращается внимание на социальное и воспитательное значение устно-исторической деятельности. Она подразумевает обязательное участие в таком диалоге поколений, который порождает взаимопонимание отцов и детей, причастность молодежи к конкретным делам и заботам малой и большой родины.
В центре содержания первой главы пособия – понятие устной истории, существующие в науке представления о ее методе, источнике и направлениях исследований, осуществляемых в этой области. Следует сказать, что высокая квалификация Т.К. Щегловой позволяет ей высказать здесь, как и в других разделах пособия, и собственную позицию. Она определяет устную историю как «историческую дисциплину, отличающуюся собственным концептуальным подходом к изучению исторической действительности через “человека в истории”, “историю изнутри” в интерпретации ее массовыми участниками… и представителями “высших этажей” общества…, изучающую “человеческое измерение истории” и имеющую собственные методы исследования, основанные на опросе, прежде всего путем организации исследовательских интервью с участниками и очевидцами исторических событий, явлений и процессов, для создания нового типа источника – устных исторических источников, содержащих массовые или индивидуальные исторические представления о недавнем прошлом» (с. 36–37). Авторским является различение двух категорий источников: 1) специфических для устной истории текстов, которые до начала исследования не существуют в готовом виде, а создаются историком с помощью специально организованного опроса; 2) давно известного историкам устного народного творчества, произведения которого существуют в готовом оформленном виде (предания и легенды, были, присловья, слухи, анекдоты и пр.). Первую категорию автор предлагает именовать «устными историческими источниками», а вторую – просто «устными источниками» (с. 41–42). Представляется, что такое различение весьма продуктивно для выявления специфики устной истории как научного направления, но терминологию здесь вряд ли можно признать удачной. Если, скажем, из семейного предания, переходящего из поколения в поколение, ученый извлечет информацию, полезную именно для исторического исследования, то нет причин не признавать это предание «устным историческим источником». Любой устный текст становится историческим или этнографическим, лингвистическим, социологическим, культурологическим источником в зависимости от научного профиля того исследования, где он применяется.
Вторая, третья и четвертая главы пособия посвящены поэтапному представлению методики и технологии создания устных исторических источников. Описываются подготовка интервью, процедуры интервьюирования и других видов сбора информации (беседа, анкетирование, визуальное наблюдение), а также транскрибирование и документирование устно-исторических материалов. В пятой главе подробно рассматриваются вопросы архивирования устных исторических источников. В шестой главе – главным образом проблемы публикации и интерпретации устных источников в научном исследовании. Две заключительных главы содержат важные и во многих отношениях неординарные положения о месте устной истории в современной системе социогуманитарных наук.
Рецензируемое пособие имеет хорошо продуманную дидактическую составляющую, облегчающую преподавательскую и учебно-познавательную работу в вузе. Каждая глава сопровождается рекомендациями для проверки усвоенного материала, вопросами для обсуждения на семинарах, практическими заданиями для самостоятельной работы студентов. Почти треть всего пособия занимают приложения, имеющие большую практическую значимость. Это методические рекомендации для преподавателя по курсу, а также разнообразные программы и вопросники по изучению социальной структуры, культуры, ментальности, этничности изучаемого общества на разных этапах длительной эпохи конца XIX – начала XXI в. Учебное пособие тщательно отредактировано, что в наши дни делается, к сожалению, не всегда, и издано в крепкой обложке. Благодаря соответствию ее содержания современному уровню развития науки, грамотному дидактическому сопровождению, качественному изданию, книга, несомненно, будет пользоваться успехом у преподавателей и студентов. Заинтересованных читателей пособие найдет и в среде историков-исследователей, так или иначе связанных с устной историей в своей профессиональной практике.
В последние годы при личном участии Т.К. Щегловой и в немалой степени под влиянием ее трудов устная история становится все более популярной ветвью исторических исследований в Сибири. В Барнауле изданы коллективные монографии по истории многих районов Алтайского края, выходит повременное издание «Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае», соответствующие разделы включены во все восемь выпусков материалов конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий». В Новосибирске устные источники стали использоваться в практике школьного обучения истории, защищена первая диссертация по методике овладения устной историей в профильных гуманитарных классах. О.М. Хлытина и Е.К. Лейбова опубликовали уникальное в своем роде учебно-методическое пособие, предназначенное для учителей, приобщающих учащихся к исследовательской работе на основе устных источников [8]. В Новосибирском педагогическом и Новосибирском техническом университетах созданы и частично опубликованы коллекции историко-биографических материалов, курсы устной истории введены в программу обучения магистрантов. Е.И. Красильникова представила хороший образец органичного включения собранных ею устных материалов в ткань комплексного исследования истории повседневности самого большого сибирского города 1920–1930-х гг. [9] В Красноярске Б.Е. Андюсев и его коллеги реализуют устно-исторический проект «Человек в повседневности ХХ века», направленный на создание банка воспоминаний жителей Приенисейского края [10].
Можно уверенно прогнозировать дальнейшее расширение круга специалистов, работающих в области устной истории Сибири, увеличение количества исследований устно-исторического профиля в регионе. Хотелось бы, чтобы оставался высоким и дальше совершенствовался теоретический и методологический уровень таких исследований. Надежду на это дает внимание коллег-историков к учебно-методическому и теоретическому оснащению процесса профессионального образования в вузах России.
Владимир Александрович Зверев
Опубликовано: Зверев, В.А. [Рецензия на кн.]: Щеглова Т. К. Устная история: учебное пособие. Барнаул: АлтГПА, 2011. 364 с. / В.А. Зверев // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 2. С. 100–102.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щеглова Т.К. Устная история: учеб. пособие. Барнаул: АлтГПА, 2011. 364 с.
2. Томпсон П. Устная история / пер. с англ. М., 2003.
3. Хубова Д.Н. Устная история: «Verba volant…»?: метод. пособие. М., 1997.
4. Лоскутова М.В. Устная история: метод. рекомендации по проведению исследования. СПб., 2002.
5. Историческое и культурное наследие алтайской деревни: материалы для полевых исследований по этнографии и устной истории: метод. пособие / науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул, 2006.
6. Устная история (oral history): теория и практика: материалы Всерос. науч. семинара / сост. и науч. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул, 2007.
7. Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ в.: устная история. Барнаул, 2008.
8. Лейбова Е.К., Хлытина О.М. Устные исторические источники на школьных уроках истории: учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2011.
9. Красильникова Е.И. Жизнь в городе-акселерате: обеспечение потребностей новосибирцев в межвоенное время. Новосибирск, 2008.
10. Устная история: человек в повседневности ХХ в. / гл. ред. Н.И. Дроздов; отв. ред. Б.Е. Андюсев. Красноярск, 2010–2012. Вып. 1–3.
Комментарии
Здравствуйте, Владимир
Уважаемая Светлана
Добавить комментарий