Чем занимается краеведение и кто такие краеведы?

Мы представляем цикл статей студента НГПУ Павла Романова, посвященных поиску ответов на основные вопросы областного краеведения.

Современное развитие областного краеведения идёт столь широкими темпами, что на возникающие в ходе этого процесса вопросы не удаётся найти хоть какие-то ответы, и поиском ответов на эти вопросы заняты далеко не все краеведы, а некоторые из них, поэтому остальные и не замечают, что такие вопросы вообще появляются. Когда я задумал написание этого цикла, почти сразу стало очевидно, что грамотная постановка этих вопросов потребует еще более грамотного поиска ответов на них, что совершенно точно не поместится в одну или две полновесных статьи. Вполне возможно, что более рациональным вариантом проведения данного анализа могло стать тезисное написание статей, но такой подход требует строгости в построении мысли, а задача этого цикла – не только постановка вопросов, но и совместный, на данной платформе, поиск ответов на них.

На мой взгляд, совершенно очевидно, что нам с вами сначала стоит определиться, чем занимается краеведение и кто такие краеведы, есть ли у нас ВУЗы, обучающие краеведов, и как понять, что писатель или исследователь именно краевед?
Вообще, понятие «краеведение» и «краевед» всегда были спорными, но таковыми они были именно потому, что всегда считались совершенно понятными. «Краеведение» – наука об изучении края, а «краевед» – тот, кто этот край изучает. Изучать край может любой, но с разных точек зрения, в основном опираясь на свою специализацию – географию, историю, геологию, филологию и т.д. Мы же заострим внимание именно на историческом краеведении, не отбрасывая и его междисциплинарной функции. Определившись, что в этом контексте краевед – человек, изучающий историю края, выявляется новый вопрос, чем историк отличается от краеведа и отличается ли вообще? С одной стороны, краевед – историк, поскольку изучает историю, но тогда различия между краеведом и историком исчезают вообще, а они имеют место быть. Я попробую разграничить различия между краеведом и историком.

В поиске границ между историком и краеведом в первую очередь важно понимать: чтобы стать историком, нужно получить полновесное историческое образование. На историка, как мы знаем, надо учиться. Это просто необходимо для полноты понимания исторических процессов и постановки вопросов, для решения которых наука требует от нас использования определенной методологии, которой обучают именно в ВУЗе. Одним словом, история как наука – зачастую скучная, пыльная и педантичная работа, требующая соблюдения правил. Конечно, можно заниматься историей как наукой и без исторического образования, но следуя тем самым правилам.

Краеведы же могут заниматься историческим краеведением и без диплома историка, используя различные методы, стили написания и вольны написать всё, что угодно. Краевед – это в первую очередь тот, кто считает себя краеведом, что открывает перед ними более широкие возможности. Если первичная цель историка в различных сферах его деятельности – вклад в науку, то первичная цель краеведа – формирование или переработка знаний об изучаемом крае.
Историк не может сослаться на легенду как на источник достоверной информации, но краевед может переработать легенду и использовать её как источник. Это не является преступлением.
Как говорил великий культуролог XX века Д.С. Лихачёв: «Чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней»: для специалистов и для широкой публики. Оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы». Краеведение не претендует на научную истину, оно обогащает знания, мифологию, культуру и фольклор о данном регионе и выполняет важнейшую функцию формирования культурных идентичности и самоопределения. Таким образом, историки и краеведы не противопоставлены друг другу, они выполняют разные функции и используют разные методы. Другое дело, что иногда краеведы, используя те же самые методы и находясь в рамках исторической науки, достигают более крупных успехов, чем дипломированные историки, при изучении различных вопросов, что только дополняет историческую науку. На мой взгляд, обоим сторонам во время их взаимоотношений должна быть присуща определенная этика. Так, краеведы не должны претендовать на полновесное научное признание своих работ, если они написаны вне рамок исторической науки, в таком случае и историки не должны критиковать краеведческие работы, поскольку они преследуют другие цели и находятся в распоряжении масс. При этом краеведение и история остаются взаимосвязанными, используя источники друг друга для собственных целей. Краеведы могут дополнить и переработать научные источники, а историки могут почерпнуть что-то и в краеведческих публикациях. В то же время историки должны критиковать работу краеведов, если имеют место фальсификации исторических фактов.

Таким образом, краеведом, то есть исследователем, изучающим историю края, обогащающим знания о регионе и формирующим его культуру, аудиторией которого являются все жители данной области, может стать любой желающий, но в этом случае ему предстоит встретиться с критикой краеведческого сообщества, если он претендует на научное знание или работает с историческими фактами, с профессиональной исторической критикой. В ходе написания своих работ краеведы, использующие в своих публикациях легенды, фольклор и другую неисторическую информацию как исторический источник, не должны претендовать на научное знание, а историки не должны такое знание критиковать, поскольку оно направлено на формирование культуры данного региона, привлечение туристов и повышение интереса его жителей к своему краю. В то же время историки должны критиковать исторические фальсификации, принимаемые населением как достоверный факт и оценивать работы краеведов, сделанные в рамках исторической науки с применением исторической методологии и привлечением авторитетных источников.

Важно понимать, что историки и краеведы не противопоставлены друг другу, а работают в одной нише, но преследуют разные цели. Во время установления каких-либо дат, связанных с историей края, им нужно работать вместе.

(продолжение следует)  

Павел Романов

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Разумное начало, но я не поддерживаю тезис "историки не должны критиковать краеведческие работы". Критическое отношение очень полезно, всегда хочу такой оценки. Другое дело, что вместо замечаний идут оскорбления, но это уже - "обоим сторонам во время их взаимоотношений должна быть присуща определенная этика". Нужна разумная середина, быть может даже индивидуальность подхода (ведь все друг друга знаем), чтобы не озлобить или выплеснуть из колыбели ребёнка. Ждём продолжения!

Опубликовано пользователем Минина Наталья
мне вспомнилось почти анекдотичное пояснение известного барнаульского краеведа, историка А.Д. Сергеева, данное студентам на лекциях по краеведению: "краевед - от "ведать свой край", вот вы картошку копаете - значит, уже ведаете свой край, а значит - краеведы!" А если серьезно, то непонятно мне: какие такие проблемы вдруг возникли в нашем "областном краеведении"?

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Основной тезис: "Историкам и краеведам нужно сотрудничать, а не собачиться" поддерживаю всецело. Остальное нужно обсуждать.

Опубликовано пользователем Павел Романов
Имелось ввиду, что нет смысла с научной точки зрения критиковать работы, которые лежат вне науки. Образно говоря, не обязательно подвергать научной критике "Мифосибирск", поскольку это вообще не научная работа, но если работа написано качественно в рамках науки, то можно указать на ее недостатки, при исправлении которых эта работа станет полноценным научным источником информации.

Опубликовано пользователем Павел Романов
Ну я не считаю, что "вопросы" синоним слова "проблемы". Вопросы точно есть, а выявляют ли они проблемы вопрос дискуссионный. Я считаю, что поиск границ между историком и краеведом, вопрос требующий обсуждения

Опубликовано пользователем Минина Наталья
Павел, ну так задайте вопрос своим преподавателям, о границах "между историком и краеведом". Почему-то у меня вопроса такого никогда не возникало...

Опубликовано пользователем Павел Романов
А Вы разобрались? А как понять, что разобрались правильно? И где вообще критерии этой правильности? Кто их установил?

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Курица или Яйцо? Павел, не заводись. Исследуй, читай, пиши. Пусть ответят делом.

Опубликовано пользователем Краевед
Краеведы с историками вряд ли смогут полноценно сотрудничать.Есть краеведы, как копатели-любители, -образно говоря - в поисках артефактов разрушают "культурный слой" с уникальными предметами. Шлиманы нашего времени. Другой момент - очень многие люди, имеющие научную степень, никогда не признают равноправным субъектом краеведа без степени. Бывает так: сообщение краеведа поднимается на смех, а спустя полгода в сборнике докладов одной из конференций краевед случайно обнаруживает свой материал за авторством своего нелюбезного остепенённого оппонента. Либо воодушевленный краевед, обнаружив интересные документы и информацию, радостно спешит поделиться найденным с проф.историком. И далее - картина повторяется, без благодарности пытливому краеведу. Ибо не всегда краеведы работают не профессионально.PS Один мой знакомый доктор наук сказал, что люди без степени не имеют права выражать свою точку зрения вне кухни - имейте это в виду, краеведы. NB Сейчас в меня полетят камни - историки кинутся защищать честь мундира :-)

Опубликовано пользователем Павел Романов
В общем, определенно сотрудничество краеведов и историков должно происходить этично. Мне кажется в том, что "историк" кинул краеведа - это общечеловеческая проблема. Человек был неважный. Не все же историки такие :) По поводу сравнения археологии с краеведением нужно задуматься. Следующая статья как раз про точки соприкосновения археологии и краеведения.

Добавить комментарий

Target Image