75 лет со дня рождения (1940) Александра Федоровича Косенкова, журналиста, сценариста, кинорежиссера, драматурга, в 1995–2001 гг. – главного редактора ГТРК «Новосибирск».
Александр Федорович Косенков родился в 1940 г. в городе Дмитриев-Льговский Курской области, в семье военнослужащего. Детство провел в Ленинграде, Прибалтике. В 1953 г. семья переехала в Сибирь, где жила в Иркутске, Зиме, Братске. После школы работал на строительстве Братской ГЭС электрослесарем, слесарем и монтажником. Окончил факультет журналистики Иркутского университета. Работал в иркутских газетах, в литературной редакции Иркутского телевидения, в киноредакции, в Братской студии телевидения. После окончания сценарного факультета ВГИКа работал старшим и главным редактором «Новосибирсктелефильма», главным редактором ГТРК «Новосибирск». В творческом багаже А. Косенкова десятки документальных и несколько телевизионных художественных фильмов. А. Косенков-кинодокументалист отмечен многими премиями, призами и дипломами всесоюзных, всероссийских и региональных фестивалей телефильмов, а за фильм «Дни будущих Будд» вместе с режиссером В. Соломиным был удостоен Гран-при на международном фестивале этнографических фильмов. Свою первую пьесу «Степанов мост» А. Косенков написал в 1980 г., будучи уже сложившимся сценаристом и режиссером. Пьесы А. Косенкова «Тепло для путника», «Берег розовых чаек», «Обсуждению подлежит», «День шестой», «Последний парад» и другие с успехом шли во многих театрах России, в том числе и в Малом театре в Москве, в театрах ближнего и дальнего зарубежья. А по пьесе «Ночь на размышление» «Союзтелефильм» поставил в 1989 г. двухсерийный художественный фильм. Отличаясь острозлободневной социальностью, пьесы А. Косенкова поднимают, в то же время, и острейшие нравственно-этические проблемы. А такие его пьесы как, например, «День шестой», «Вестники» являют собой своеобразные социально-психологические метафоры нашей нынешней непростой российской действительности. А. Косенков одинаково уверенно чувствует себя как в драме, так и в комедии, а нередко в его пьесах происходит взаимопроникновение того и другого. Безусловно, сегодня это один из самых ярких и оригинальных российских драматургов, начавших свой путь в последние десятилетия двадцатого века.
Н. А. Александров
Литература и документальные источники
КОСЕНКОВ А. Вестники : Драма в 2 д. // Предисл. М. Щукина // Соврем. драматургия. – 2002. – № 3. – С. 38–65 : портр.
КОСЕНКОВ А. День шестой : Киноповесть // Сиб. горница. – 1998. – № 1. – С. 5–31.
КОСЕНКОВ А. День шестой : [Пьеса] / Предисл. Л. Зорина // Соврем. драматургия. – 1992. – № 5/6. – С. 2–30 : портр.
КОСЕНКОВ А. Ночь на размышление : Драма в 2-х д. / Предисл. А. Гельмана // Ночь на размышление. – Новосибирск, 1990. – С. 71–150 : портр.
КОСЕНКОВ А. Берег розовых чаек : Драма в 2-х д. : [Предисл. авт. «Своя вина»] // Соврем. драматургия. – 1990. – № 1. – С. 2–33 : портр.
КОСЕНКОВ А. Степанов мост : Комедия в 2-х д. / Предисл. А. Хайкина // Соврем. драматургия. – 1984. – № 4. – С. 30–58 : портр.
КОСЕНКОВ А. Тепло для путника : Пьеса. – М., 1983.
КОСЕНКОВ А. Разобраться поможет дорога : Киносценарий // Киносценарии : Альм.– 1977. – М., 1977. – С. 187–222 : портр. – Крат. биогр. справка: с. 188.
КОСЕНКОВ А. Путь к гармонии : [О Н. Г. Мезенцевой, гл. кардиологе обл.] // Знаменитые женщины Новосибирска. – Новосибирск, 2002. – С. 66–79 : портр.
КОСЕНКОВ А. Ф. Поиск героя в негероическое время : [Беседа] // Сиб. горница. – 2003. – Спец. вып. – С. 84–87 : портр.
ЖУРАВЛЕВА Г. К. Косенков Александр Федорович // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 449–450 : портр. – Лит.: (11 назв.)
Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005г.
Комментарии
Уважаемый Александр Фёдорович
Саша, дорогой! Поздравляю
Добавить комментарий