Опубликовано: Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». Книга пятая. – Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008. – 432с.
В конце февраля 1893 года проект Обского моста был утвержден, а уже 30 апреля, с открытием навигации, на правый берег Оби, напротив села Большое Кривощёково (чуть ниже речки Каменки), высадился первый отряд мостостроителей, прибывших сюда после завершения Самаро- Златоустовской железной дороги на судах «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Днем позже конным поездом в шесть экипажей из Колывани прибыл с группой специалистов инженер Г. М. Будагов, которому было поручено руководить строительством моста.
Григорий Моисеевич Будагов - инженер-путеец, начальник работ по постройке Обского моста, - был, как и другие «отцы-основатели» нашего города, личностью заметной и неординарной.
Родился он в 1852 году в Петербурге. Окончил с серебряной медалью гимназию и Петербургский институт путей сообщения. Работал на изысканиях железнодорожной линии на участке Сызрань - Самара. Был инспектором на постройке моста через Волгу помощником начальника строительства моста через Днестр, начальником участка на строительстве железной дороги Уфа - Златоуст. Здесь, кстати, он подружился с Н. Г. Гариным-Михайловским. Отсюда Г. М. Будагов был направлен на берега Оби. Так что к постройке Обского моста он приступил уже опытным инженером.
С мая 1893 года начались подготовительные работы, а спустя год, 20 июля 1894 года, «в полдень, в присутствии губернатора, тайного советника Тобизена, строителей Михайловского и Меженинова, многочисленной публики и при огромном стечении народа состоялась торжественная закладка железнодорожного моста через Обь у села Кривощёково».
Строительство моста сразу же приняло широкий размах: заготавливали лес, рыли котлованы, тесали камень, подвозили и собирали кессоны. На реке, с огромных плотов-барж возводились каменные опоры...
Мост, как магнит, притягивал к себе большие массы людей. На строительстве мостовых объектов трудилось около пяти тысяч человек, да еще летом прибавлялось десять тысяч сезонных рабочих. Этот бурный переселенческий поток привел к образованию двух новых поселков: один - в устье Каменки, где селились в основном мостовики, другой - в районе станции, где жили преимущественно путейцы. Поселки росли стремительно и стихийно, обрастая, как валежины опенками, халупами, полуземлянками, разного рода «балагашками». Чтобы упорядочить этот процесс и закрепить рабочих на строительстве, по распоряжению Г. М. Будагова, за рекой Каменкой строили ускоренными темпами общежития и усадебные дома с хозяйственными постройками. К 1896 году возникло здесь более двадцати таких жилых кварталов. Возникли и первые улицы: Кривощёковская, Каннская, Колыванская, Александровская - в поселке у Каменки; Михайловская, Вокзальная - в пристанционном поселке.
Прекрасный специалист и организатор, Г. М. Будагов сумел сплотить собравшихся из разных концов России людей многих профессий в единый трудовой коллектив, возводивший в рекордные сроки и огромный мост, и станцию, и подъездные пути, и жилые кварталы, и многие другие необходимые объекты.
Г. М. Будагов пользовался среди рабочих огромным уважением и авторитетом. И не только как хороший руководитель. За строительством моста он не забывал о создании нормальных условий жизни для своих рабочих. Он открыл бесплатную школу для детей рабочих-строителей, содержавшуюся на его же средства. При школе была библиотека с залом для любительских спектаклей и концертов. Школа эта находилась около реки Каменки, в самом начале нынешней улицы Большевистской. Днем там обучались ребятишки, а вечером - взрослые. В этой школе дети получали учебные пособия бесплатно, а в зимние каникулы, у елки, им раздавались подарки. Школьные педагоги, приглашенные на работу самим Будаговым, не
только учили детей, но и вели культурно-просветительскую работу: проводили воскресные чтения для взрослых, организовали хор и драмкружок, ставили пьесы русских классиков. Любопытно, что декорации к пользовавшимся большим успехом любительским спектаклям изготавливали и рисовали инженеры и техники, работавшие под началом Г. М. Будагова.
С легкой руки Георгия Моисеевича подобная школа появились и в Кривощёково. Г. М. Будагов был попечителем обеих этих школ и заботился о них несколько лет, пока велось строительство моста. Народ так и называл их - «будаговскими».
Хороший пример заразителен, и в 1896 году на станции Обь на частные средства, собранные по подписке, открыли еще одну школу.
В 1896 году Г. М. Будагова назначили помощником начальника строительства Средне-Сибирской железной дороги, и он переехал в Томск. Но жители Новониколаевска его не забыли: в знак глубокого уважения и признания его заслуг одна из улиц города (нынешняя Большевистская) с 1894 по 1920 годы называлась Будаговской.
После революции 1917 года Г. М. Будагов был членом технического комитета Комиссариата путей сообщения и членом Всероссийского совета народного хозяйства.
Свою жизнь Г. М. Будагов закончил в родном городе на Неве в 1921 году.
Алексей Горшенин
Комментарии
"Поселки росли стремительно и
Добавить комментарий