За папу!

 

«Прямо дороженька, насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты…»

(А.Н.Некрасов)

Именно рельсовая дорога стала тем счастливым живчиком, что зародил на Оби-матушке наш огромный город. И в этом, 2016 году, у этой дороги (чугунки, Великого сибирского рельсового пути, Транссибирской магистрали) сразу два юбилея. Первый из них уже сегодня.

Сто двадцать пять лет назад, 29 марта 1891 года свершил сей славный обряд сочетания двух магистралей (железной и водной) император российский Александр III.

Стороны шли к этому очень давно. Необходимость строительства «чугунки» через Сибирь была осознана ещё в середине XIX века, после присоединения Уссурийского края. И одной из начальных задач проекта был вовсе не управление территорией, не сквозной путь от Урала до океана, а банальный контроль над устьем Амура. Первая мысль о постройке железной дороги на Дальнем Востоке приписывается генерал-губернатору Восточной Сибири графу Муравьеву-Амурскому, планирующего построить «колесную» дорогу в Приамурье ещё в 1857 году. Но ресурсов не хватило.

Сразу же начались предложения иностранных инвесторов. О постройке разных участков дороги ходатайствовали английский инженер Дуль, американец Коллинс, англичане Моррисон, Горн и Слейг просят о разрешении постройки сквозной дороги от Москвы до Тихого океана. С реализацией этих железнодорожных концессий сибирская промышленность и торговля грозила оказаться в руках иностранцев.

Но и общество, и российское правительство понимали необходимость такой дороги, особенно в свете усиления Китая и Японии. С 1861 года появляются русские проекты – Рашета, Кокорева, Богдановича, Любимова, Баранова, Софронова, Посьета, Боголюбского, Копытова. Они были неполными, тянули дорогу лишь до Тюмени или фрагментами, а непрерывный рельсовый путь откладывался на отдалённое будущее. И только в 1880-х годах направлением инженера Николая Степановича Островского стала просматриваться сквозная магистральная линия через Сибирь. В 1882 году убедительное предложение министра путей сообщения Константина Николаевича Посьета о кратчайшем направлении для доставки войск на Дальний Восток нашло понимание у императора Александра III, которым повелено было «изыскания произвести безотлагательно». Проект обрёл долгожданное стратегические, имперское значение.

Изыскания переправы магистрали через Обь начались после того, как летом 1887 года особым совещанием Комитета министров России из трех вариантов был выбран именно Среднесибирский проект прохождения дороги.

Осенью 1888-го и Сибирский путь, и всё «железнодорожное дело» чуть было не пошли под откос. 17 октября недалеко от Харькова потерпел крушение императорский поезд, на котором Александр III с семьёй и наследником возвращался из Ливадии. 21 человек погиб, ещё 47 было ранено, но, несмотря на полное разрушение вагона, никто из членов императорской семьи серьёзно не пострадал.

Но в целом всё обошлось. Вот только отставка яркого приверженца Сибирского пути К,Н. Посьета на какое-то время затормозила развитие проектирования дороги. К счастью, нашелся в правительстве ещё один мудрый министр. Это Сергей Юльевич Витте, на тот момент уже министр финансов. При оценке общей стоимости проекта в гигантские 350 миллионов рублей и больших сомнениях в рентабельности будущей магистрали, Витте смог убедить императора в стратегической необходимости этой дороги и дал Ему слово, что сможет её построить. «Насколько дорога сокращает расстояние Европейской России от Азиатского Востока, настолько она увеличивает там наше влияние».

И вот 29 марта 1891-го Александр III всё-таки подписывает высочайший рескрипт о строительстве «позвоночного хребта российского великана». Он обращён к наследнику – цесаревичу Николаю, находящемуся в морском путешествии по Востоку: «Повелеваю, ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы сибирские области сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую волю мою, во вступлении вновь на русскую землю… Вместе с тем, возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешённого к сооружению за счёт казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути». И почти три месяца спустя во Владивостоке (на самом «горячем» геополитическом участке),  будущий император Николай II «соизволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее на полотно строящейся железной дороги».

А в это время в поиске перехода Оби назначаются дополнительные изыскания, которые проводят инженеры Н.Г. Михайловский (в районе Колывани) и В. Роецкий (в районе Кривощёково), результатом которых стал выбор руководителем изыскательских работ К.Я. Михайловским варианта, предложенного В. Роецким.

В феврале 1893-го строительство моста через Обь возле Кривощёкова утверждено Комитетом строительства Сибирской железной дороги под председателем наследника Цесаревича Николая Александровича, Комитетом министров и Департаментом государственной экономии. А 11 марта 1893 года  император Александр III Высочайшее соизволил утвердить это решение.

Акт зачатья был произведён. Дорога нашла своё место у реки. Плод перекрестья рос, рос и превратился в прекрасный город Новосибирск (он же Ново-Николаевск, Ленинскзнаменск-на-Оби, Партизанопль, СибЧикаго, выскочка и пр.). Что выросло – то выросло. Город потерял имя Александровский, улицу Александровскую, но в день своего 120-летия всё же смог установить своему папе памятник и теперь этим очень горд, примеряя шапку Сибирского Мономаха.

А сегодня к тому же каждый железнодорожный служащий на участке от Челябинска до Владивостока имеет полное право потребовать у своего начальника чарку в память о работодателе – об императоре российском Александре III. Да что железнодорожный служащий?! Каждый новосибирец (18+)! За папу!

Библиографический список:

  1. Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов. Т.1. Кн. 2. Ч. 1. М., 2004, 647 с.
  2. Канн С.К. Военно-политические аспекты сооружения Сибирской железной дороги (конец XIX – начало XX в.) // Сибирь и войны XIX – XX веков: Сб. мат. всерос. науч. конф. / Отв. ред. М.В. Шиловский. Новосибирск: изд-во ≪Параллель≫; Институт истории СО РАН, 2014. 152 с.
  3. Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем: Исторический очерк к 10-летию Комитета Сибирской железной дороги (1893-1903), СПб.: государственная типография, 1903. 472 с.
  4. Сибирь и Великая Сибирская железная дорога. Министерство финансов, Департамент торговли и мануфактур. Всемирная Колумбова выставка (1893 ; Чикаго). - СПб.: тип. В. Киршбаума, 1893. 307 с.
  5. Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича, 1890-1891. СПб.; Лейпциг : Ф. А. Брокгауз, 1893-1897. Т.3
  6. Фото: Александр - http://www.tunnel.ru/Vladimir-Nsk, альбом Великий путь Виды Сибири и её железных дорог, 1899

21.03.206

Константин ГОЛОДЯЕВ

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Живо написано. Несколько реплик "в сторону": 1) Ж/дорога и наш город - взаимосвязанные сущности, но всё же не одно и то же. Есть основания считать Александра III ОДНИМ ИЗ основателей Транссиба (вместе с С.Ю.Витте, цесаревичем Николаем и др.), но никак не города. Возникновение Новосибирска никто из властных лиц не инициировал, не было у него царственного "папы". 2) Царапает стилистика текста: то низкопоклонное "и дал Ему слово" (с прописной буквы!), то этот запанибратский "папа". И возникает впечатление вряд ли уместного здесь ерничества.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Спасибо, Владимир Александрович. Со стилистикой соглашусь, как-то живенько подать хотелось, похулиганить. Не в научный журнал же писал, а к дате. А вот по роли... Ну, нет у нас единого отца-основателя. Да, и большинства городов его нет. Так, мифы созданы и приняты обществом.Но участников процесса много и о каждом рассказать можно. Про непосредственных уже много писал, и памятник Александру, можно сказать, с моей подачи стоит (после статьи в Комсомолке). Если говорить о причастности/непричастности Александра III к городу, то здесь тоже написано: "11 марта 1893 года император Александр III Высочайшее соизволил утвердить это (строительство моста через Обь возле Кривощёкова) решение". Хотя, конечно, это только росчерк пера.

Опубликовано пользователем Вл.Зверев
Интересна Ваша, К.А., информация о том, что Александр стоит с вашей подачи. Я, грешным делом, думал, что его установку инициировал Якунин (по ведомственным и идейным причинам), РЖД оплатил львиную долю расходов, а город не смог или не захотел отказаться от этого подарка.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
ссылка на мою статью - http://www.nsk.kp.ru/daily/25657/820637/. И прямая отсылка ук РЖД - "Я бы на месте РЖД не обошел стороной такой монумент." Хотя я не тщу себя надеждой, что памятник поставили из-за того, что мою статью прочитал Якунин. Да, и до меня вопрос этот поднимался. И про другой памятник я говорил. Статья старая. Там со многим можно спорить и я уже знаю некоторые ошибки, но речь не о том. Кстати, расходы на памятник, а парк "городское начало", его благоустройство - это уже мэрия

Добавить комментарий

Target Image