Седьмая Советская школа имени Н. К. Крупской

Школа №7 Дзержинского района находится в преддверии юбилея. В 2017 году ей исполнитсяся 50 лет. Но начиналась она не на пустом месте. Ее история уходит корнями в глубь истории края и страны. И связана она с легендой образования г. Ново-Николаевска - Новосибирска и Сибири – Надеждой Алексеевной Тарасовой-Осиповской.

Построить школу

У всей этой истории, побудившей меня заниматься сбором фактов удивительной биографии Надежды Алексеевны Тарасовой-Осиповской, есть свое начало.

Ее знают во многих городах Западной Сибири. Ее имя золотыми буквами вписано в историю образования г. Новосибирска. Надежда Алексеевна Тарасова-Осиповская – старейшая учительница Сибири. 50 лет ее жизни отдано советской школе. Она была одной из тех, кто закладывал основы народного образования в Сибири. Ее руками была построена первая советская школа на территории нашего города. «Многие первые школы нашего города, сохранив номера, оставили в анналах истории свою биографию. Нередко, переезжая в новое здание, школа начинала заново историческую летопись», – эти слова принадлежат Наталье Юрьевне Дягилевой, директору Дома Учителя, и только случайность, порой, открывает страницы прошлой, почти забытой истории.

Необычный запрос

Осенью 2014 года в школу№7, находящуюся по адресу г. Новосибирск, ул. Лежена,22, где я работаю вот уже двенадцать лет, пришло письмо-запрос от Еврейского Совета Украины, который занимается оказанием помощи евреям, находившимся в эвакуации во время Великой Отечественной войны. В письме сообщалось:

Уважаемые дамы и господа!

По поручению правительства Германии наша организация занимается выплатой компенсаций жертвам фашизма.

У нас находится заявление госпожи Лимберской (Бершадской) Лии Иосифовны, род. 15 июля 1929 года в г. Одесса, Украинская ССР.

Госпожа Лимберская (Бершадская) указала в своем заявлении, что во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. она вместе с матерью была эвакуирована в г. Новосибирск. Госпожа Лимберская (Бершадская) так же указала, что во время эвакуации она обучалась в школе № 7 г. Новосибирска.

Мы обращаемся к Вам с просьбой предоставить нам любую имеющуюся у Вас информацию относительно того, в течение какого времени наша заявительница госпожа Лимберская (Бершадская) прибыла/перевелась и когда/куда/ по какой причине выбыла. К вашему ответу просим приложить копию архивной записи, если такая имеется в Вашем распоряжении.

Здание современной школы с номером 7 было построено в 1967году. Следовательно, Лимберская (Бершадская) не могла быть ученицей школы, находящейся по новому адресу. В областном архиве, согласно закону о персональных данных, сведения о ней мне не предоставили. Начались поиски школы с номером семь, существовавшей в нашем городе во время Великой Отечественной войны. Так я и попала в Дом учителя города Новосибирска. Обратилась к методистам. Молодая девушка-методист попросила меня пройти в кабинет директора Натальи Юрьевны Дягилевой, которой захотелось лично меня увидеть. «Пойдемте со мной», - приглашает меня на экскурсию по своему дому-дворцу Наталья Юрьевна.

«Этого деревянного здания больше нет на карте города. Но остались старые фотографии», – мы идем по сказочному замку с необыкновенными залами, ковровыми дорожками, портретными галереями, где хранятся сотни удивительных биографий педагогов, посвятивших свои жизни и судьбы самому важному делу в жизни – воспитанию и обучению грядущих поколений. Мне показывают фотографии. Возле деревянного домика – пролетка, запряженная лошадью, группа ребятишек в косоворотках и панамках, четыре девушки в белых платьях, недавние гимназистки, школьники на лесной полянке, хотя многие из них в лаптях… Кто эти дети? Кто эти люди?

Итак, я разыскивала одного человека, а нашла другого, да такого, который, подобно могучей сибирской реке, захватил меня в свое русло и понес по бурному течению событий и судеб в далекое и недавнее прошлое.

О чем рассказала легенда

Из рассказа Натальи Юрьевны передо мной открылась удивительная история. Надежда Алексеевна Тарасова-Осиповская, бывшая гимназистка, в 20-х годах прошлого столетия решила открыть в рабочей слободке на окраине города Новосибирска школу. Но денег на ее постройку в местной управе не дали. И она решилась отправиться в авантюрное путешествие в город Москву, в Наркомпрос, к самой Надежде Константиновне Крупской. Несколько дней она ехала в теплушке по железной дороге, пила кипяток на станциях. В стране неспокойно. Но, приехав в Москву к Надежде Константиновне, на месте ее не застала. «Она в отпуске», – сказала секретарь. Надежда Алексеевна села на диван и заплакала, пытаясь понять, что делать дальше. И вот, чудо. Возвращается Надежда Константиновна Крупская (наверное, что-то забыла) в Наркомпрос. Ее тут же узнала Тарасова-Осиповская. Когда Надежда Алексеевна вернулась домой, деньги на постройку школы ей выделили. И закипела работа. За два месяца школа была построена. Ей дали номер семь. «Седьмая Советская школа им. Н.К. Крупской, первое, построенное при советской власти здание школы, находившееся на территории нашего города» – говорит Наталья Юрьевна.

Мы идем дальше по залам Дома Учителя.

«А вот Сальма Андреевна Торф – легенда образования и ученица Надежды Алексеевны Тарасовой-Осиповской, выпускница семерки», – показывает на портрет женщины с удивительно светлым лицом Наталья Юрьевна. «Сальма Андреевна училась в одном ФЗУ с Александром Ивановичем Покрышкиным, была с ним лично знакома. И он ей показывал своих голубей. А вся эта история волнует меня потому, что я тоже закончила школу с номером семь, только уже в современном здании, на Лежена, вот такое магическое совпадение чисел и судеб», – говорит мне Наталья Юрьевна. Мы расстаемся с ней на время. Но история на этом не заканчивается.

В книге воспоминаний Сальмы Андреевны Торф, хранящейся в Доме учителя есть такие строки: «За что я благодарна своим учителям? Главное, чему они нас научили - любить Родину. Милые мои, всю жизнь прошедшие рядом учителя! В 1938 году учителем стала и я. Судьбы Надежды Алексеевны не знаю, она накануне войны уехала в Латвию, но об остальных рассказать могу».

Погуглив как следует в интернете, на одном из сайтов нахожу статью из газеты «Кузбасс»:

Школа в Кельбесской тайге

«Кельбесское приисковое управление в 1928 году приступило к восстановлению национализированных золотых приисков, налаживанию жизни в тайге. Десятки маленьких поселков ютились по берегам рек Кельбеса, Барзаса, Золотого Китата и их притоков. Приисковое управление разместилось в небольшом поселке Сухом. На расстоянии 30-40 километров ни в одном из приисковых поселков не было начальной школы. Будущий управляющий Д. А. Копенев вынужден был послать дочь Аню в первый класс на Центральный рудник, где был интернат.

Новая школа, однако, была построена быстро. Просторные, высокие, светлые классы с большими окнами, в одном конце широкого коридора - кабинет директора, в другом - учительская. К 1 сентября стены и потолки еще не были оштукатурены.

В Кельбесскую школу прибыли учительницы, для которых направление, выданное Новосибирским трестом "Запсибзолото", служило спасательным кругом.

Заведующей интернатом при Кельбесской школе стала Надежда Алексеевна Осиповская. В 20-х годах по инициативе молодой, целеустремленной Надежды была построена школа в Новосибирске. Первая советская. В 1937 году, когда был репрессирован муж Осиповской, ей запретили педагогическую работу, так она оказалась в Кельбесе.

Автор статьи Евгений КОБЕРНИК, выпускник Кельбесской школы, почетный энергетик Российской Федерации. (30)

Прочитав эти строки, я почувствовала себя Шлиманом, откопавшим Трою. (ИМХО С.М.З.) Значит, Тарасова-Осиповская не уехала в Латвию перед войной и след ее где-то рядом. Но это были еще не все открытия. На сайте школы №28 г. Кемерово я узнаю, что с 1943 года она была ее директором и награждена орденом В.И. Ленина в 1953 году. В музее школы хранятся личные документы Тарасовой-Осиповской и ее автобиография, написанная собственноручно.

Мчусь в Кемерово. И вот я в музее школы. Вглядываюсь в строчки пожелтевшей бумаги, листаю учетные карточки, всматриваюсь в милое, такое дорогое, ставшее уже родным лицо женщины, за спиной которой целая эпоха, жизнь моей страны, моего города, других городов Сибири.

В музее школы №28 г. Кемерово

На одном из сайтов ГАКО опять нахожу знакомую фамилию. Звоню в архив и понимаю, что удача опять улыбается мне. Живу фактически между Новосибирском и Кемерово. И вот, долгожданные материалы архива. Рассказываю сотрудникам ГАКО уже все, что мне известно об Осиповской, привезла весь собранный материал в архив Кемерово. Как пазлы складываются в одно полотно разрозненные документы и факты. Смотрю, как у сотрудницы кемеровского архива мурашки бегут по руке. А передо мной встают живые картины прошедшей эпохи, эпохи воспитавшей поколение победителей, поколение людей, открывших космическую эру.

Говоря о Надежде Алексеевне Тарасовой – Осиповской, о том, сколько трудностей и невзгод ей пришлось преодолеть на своем пути, я невольно задаюсь вопросом: «Где истоки, питавшие скромный героизм тех педагогов, которые сердцем приняли идеи ликвидации вековой неграмотности и отсталости среди населения, участвовали в строительстве и становлении новой советской школы, бескорыстно отдали ей силы и знания?»

Из архива музея школы №28 г. Кемерово

Как ручейки сливаются в реки, так судьбы отдельных людей образуют историю моего Отечества

В автобиографии Надежда Алексеевна Тарасова-Осиповская сообщает о себе, что родилась она в Астрахани в 1903 году. Отец работал плотником на Рязано-Уральской железной дороге.

Как Надежда Алексеевна оказалась в Ново-Николаевске?

В личном архиве Надежды Алексеевны сохранилось письмо ее двоюродной сестры – дочери одного из участников революционных событий в нашем городе Сергея Михайловича Николаева, написанное 23 сентября 1966 года. Из него мы узнаем сведения о родословной Надежды Алексеевны.

Дедушка Тарасовой - Осиповской в 1871 году был выслан из Польши за участие в национально-освободительном движении в Пермскую губернию, где пробыл недолго. Ветры революции веяли над страной. Бурные события в общественно-политической жизни страны всколыхнули различные слои российского общества, как в столичных городах, так и в провинции. За связь с революционными кругами деду Тарасовой - Осиповской предложили вместе с семьей переехать в Астрахань.

Астраханский край традиционно считался местом политической ссылки. Занимать государственные должности дедушке запретили, и он зарабатывал на жизнь частной адвокатской практикой. В 1905 году дедушка Тарасовой-Осиповской становится членом Коммунистической партии.

Письмо 1966 г. ГКУ КО ГАКО (Р-372) № 10 Личный фонд Осиповской

 Об этом знает очень узкий круг людей, в числе которых был доктор Долгополов, друг семьи. 

Доктор Нифонт Иванович Долгополов (1857-1922) – прогрессивный врач, хирург и общественный деятель. С его именем связана история бывшей Бабушкинской больницы в Нижнем Новгороде. На квартире Н.И. Долгополова регулярно собиралась передовая интеллигенция города: А.М. Горький, В.Г. Короленко, С.Г. Скиталец, С.И. Мицкевич, В.Н. Золотницкий, Н.А. Семашко, М.В. Владимирский. Проездом бывал и А.П. Чехов. В период подготовки и проведения революции 1905-1907 гг. Н.И. Долгополов принимал активное участие в сходках, митингах, собраниях и пр.

М. Горький на приеме у доктора Долгополова

23 декабря 1905 года доктор Н.И. Долгополов был арестован и заключен в Нижегородский острог, а в марте 1906 г. он был административно выслан из Нижнего Новгорода на четыре года в Астрахань. Там и произошло знакомство и сближение Долгополова с семьей Тарасовой-Осиповской. (28)

Последние годы жизни Нифонт Иванович провел в Астрахани, занимаясь частной практикой. Судьба доктора Долгополова трагична. Работая по ликвидации эпидемии сыпного тифа, Н.И. Долгополов заразился. Болезнь приняла тяжелую форму, положение сделалось безнадежным.

Н.И. Долгополов умер 16 января 1922 г. в возрасте 65 лет. Тело Нифонта Ивановича было перевезено родными в Москву, где его похоронили на Ново-Девичьем кладбище. Уже после установления советской власти дедушка Надежды Алексеевны становится первым революционным судьей г. Астрахани.

Идеи построения коммунистического общества привлекают огромное количество передовых людей того времени, среди них есть и другие родственники Надежды Алексеевны. В партию большевиков вступает тетя Маня, которой довелось работать с самим Кировым. Впоследствии она станет персональным пенсионером союзного значения.

Дядя

«Мой папа, твой дядя Сережа, – продолжает письмо сестра Надежды Алексеевны, – был выслан за революционные беспорядки с целой группой товарищей. Выступали они против царского произвола в 1900 году. Сослан он был в Тобольскую губернию, Тюменский уезд».

Тобольский губернатор и второй раз в прошении отказал. Зато из третьего отделения графа Протопопова вскоре пришел секретный циркуляр: «Всех политических ссыльных из Тюменского уезда, независимо от сроков его окончания, отправить на вольное поселение в Ново-Николаевскую губернию и за Барнаул. Впредь до особых указаний его превосходительства». Вещей было немного, в основном, мелкое посудное барахло, так что сборы продлились недолго. А в конце недели огромный паукообразный паровоз-угольщик остановился на станции Ново-Николаевск.

Не очень-то приветливо встречал молодой сибирский город ссыльного бухгалтера. Только на частном предприятии – частной мукомольной фабрике «Копылов и К» смог найти он себе работу. Работать в государственных учреждениях ему было запрещено. Вердикт правительственных органов – политически неблагонадежный.  (16)

Детство

Читая историю детства Надюши Тарасовой, мы погружаемся в атмосферу дореволюционного времени, сурового быта, полуголодной, бедной жизни семьи рабочего. Видим, как тяжело добывали себе хлеб люди.

«Родилась я, – пишет в своих воспоминаниях Надежда Алексеевна, – в Астрахани, в семье рабочего. Он трудился плотником на Рязано-Уральской железной дороге. Нас было трое детей. Отец зарабатывал мало и не мог содержать семью. Мать была вынуждена устроиться в прачечную. Мы, дети, часто голодали. Квартира, которую мы занимали, представляла собой комнату, где шла приемка белья. К ней была пристроена спаленка, в ней мы все и ютились. Детство свое мне нечем хорошим вспомнить. Совсем маленькой мне приходилось помогать матери. Иногда принесешь белье, а какая-нибудь купчиха вышвырнет его на лестницу: то не понравится как выстираю, то как проглажено, то какие-то пятна найдет. И мы забираем белье, тащим обратно.

Однажды из Новониколаевска приехала моя тетя, и, увидев бедственное положение нашей семьи, предложила моим родителям взять меня к себе.

Квартира у нее была небольшая, на Бурлинской улице. Мне отвели уголок. Меня тетя никогда не обижала, но и ласки особой тоже не проявляла. Дядю я почти не видела. Он лишь изредка показывался в нашем доме». Так, в 1913 году в молодом городе Ново-Николаевске впервые появляется девочка-подросток, Тарасова Надя. После приезда в Ново-Николаевск Надюшу Тарасову с трудом удалось пристроить в Высшее Начальное женское училище. Тетя Надежды Алексеевны, учительница по профессии, прекрасно понимала, чтобы обеспечить будущее девочки, ее нужно учить. (16)

Дядина тайна

О том, что дядя революционер-подпольщик юная Надежда Алексеевна узнала совершенно случайно. Началось все с того, что из дома стали пропадать вещи. «Куда уносил их дядя?» – задавала себе мучительный вопрос Надежда. Тайно проследив за ним, Надюша открывает для себя дядин секрет. Деньги, вырученные от продажи вещей, идут на то, чтобы напечатать листовки. Перед нами открывается полная тайн жизнь революционера. Приходы домой только под утро, вечерние занятия в кружках революционеров. Близким другом Сергея Михайловича Николаева – дяди Надежды Алексеевны, был революционер Петухов. Тот самый революционер, большевик, борец за установление советской власти в Ново-Николаевске Александр Иосифович Петухов, именем которого сейчас названа одна из улиц левобережья.

Это было тревожное время. В конце мая 1918 года одновременно на протяжении всей линии Сибирской железной дороги начинается антисоветский мятеж чехословацкого корпуса. Многие правительственные здания заняли мятежные чехи.

Тарасова-Осиповская в своих воспоминаниях передает атмосферу того времени: «В школе, по углам, стали слышны разговоры, что появились какие-то чехи, дети были напуганы, шептались. Нашим классным руководителем была преподаватель русского языка и литературы. Она, видя нашу нервозность, всегда старалась поднять наш дух, проводила беседы, читала нам стихи».

В ночь с 25 на 26 мая 1918 года Новониколаевск был захвачен белочехами. В Сибири установилась власть Колчака. Несмотря на предупреждение, большевики, члены Горсовета, собрались на заседание в Доме революции для обсуждения текущих вопросов. На этом заседании Петухов и другие большевики были арестованы и 4 июня расстреляны. После гибели Петухова дядя и тетя Тарасовой-Осиповской еще долгое время дружили с его женой и всячески поддерживали ее. Летом 1919 года по заданию партии Николаев Сергей Михайлович переезжает в г. Змеиногорск Алтайского края, чтобы возглавить местное революционное подполье. Работает там вместе с Кулагиным.

 Вместе с родными летом уезжает в Змеиногорск и Надежда Алексеевна.

Настоящей революционной романтикой овеяны страницы жизни юной Надежды Алексеевны. Это и конспирация, пароли, явочная квартира. Ей, совсем молоденькой девушке, доверили на сохранение секретные документы. Она прятала их в водосточные трубы дома и страшно боялась, чтобы они не исчезли. В Змеиногорске уже были белые. И родственники Нади вынуждены были скрываться. Много опасных приключений выпало на долю Надежды Тарасовой-Осиповской, пришлось даже скрываться от погони. Это были годы Гражданской войны и интервенции, очевидцем которой стала Надежда Осиповская. Смутное, страшное время. «На Алтае орудовали банды, – вспоминает она. Помню, была какая-то черная банда, она приезжала на конях с пиками, обирала население и сеяла там смерть. Много горя было пережито, много уничтожено народа, жестоко они расправлялись, особенно, если кто доносил, что человек имел хоть какую-то принадлежность к коммунистам. Пощады уж не жди, зверски избивали нагайками, мучали и, наконец, убивали».

Детские и юношеские годы Тарасовой-Осиповской прошли в среде революционеров. Она сама была приобщена к революционной деятельности, поэтому идеи построения нового общества были ей близки, понятны и сформировали ее мировоззрение. (16)

Старая гимназия

Вся жизнь Тарасовой-Осиповской связана со школой. Дореволюционный период связан с годами учебы в Высшем начальном женском училище и гимназии. Какими они были, школы и гимназии Сибири дореволюционной эпохи?

На старой фотографии надпись: Высшее женское училище. Ново-Николаевскъ. Выпуск пятый

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8 Личный фонд Осиповской

«Название громкое, а в классах жила скука и рутина. Видно, таковы были все эти провинциальные училища. Через некоторое время, правда, вывеска изменилась, и училище стало называться гимназией. Но в самой системе обучения новшеств не произошло: в основу была положена зубрежка всего и вся. Жизнь казалась мне бесцельной, неинтересной. А ведь это была пора моей молодости, мечтаний и дерзаний», – такими впечатлениями о старой школе делится Надежда Алексеевна. (16, с.3)

На обратной стороне фотографии фамилии девочек. 47 человек. Среди них – Тарасова Надя. Опрятно одеты. Все в школьной форме. Кружевные воротнички, аккуратно причесанные волосы. Преподаватели в белых блузах. В центре сидит священник-законоучитель. Далее следует надпись:

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8 Личный фонд Осиповской

Преподаватели: Карачевская Ольга Ильинична – математика, физика;

Ледовская Валентина Алексеевна – директор, преподаватель истории;

Молотковская Наталья Григорьевна – преподаватель, естествовед.

Отец Николай – Закон божий, церковно-славянский язык.

Следующая надпись: «Не было преподавателей русского языка, черчения, литературы, немецкого и французского языка». (28)

Эти надписи помогают нам увидеть какие предметы изучались в рамках учебного курса народных училищ того времени, однако мы не можем понять, где оно находилось, как точно называлось, не знаем номер училища. По Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа на 1916г. удается восстановить и определить полное название и время открытия этого учебного заведения.

Страница из Памятной книжки Западно-Сибирского учебного округа 1916г.

Распоряжением Попечителя Западно-Сибирского учебного округа, от 29 мая 1913 года за № 1780 разрешено 3-е женское двухклассное приходское училище преобразовать в Высшее начальное. Почетный попечитель Федот Фадеевич Махотин. Сравниваем надписи на фотографии и запись в Памятной книжке.

Заведующая Ледовская Валентина Алексеевна с жалованьем 1560 руб.

Временно исполняющий обязанности по найму законоучитель священник Николай Иванович Николаев. Вознаграждение 500 руб.

Учитель русского языка и арифметики Ольга Ильинична Карачевская. Назначенное жалованье 960 рублей. (17)

Обращает на себя внимание личность Ледовской Валентины Алексеевны – директора училища. Ледовская Валентина Алексеевна – соратница Сергея Мироновича Кирова. Ее воспоминания и дневники легли в основу книги «Рассказы о Кирове».

Место, где находилось здание третьего высшего начального женского училища восстановить нетрудно. Его адрес в настоящее время: ул. Семьи Шамшиных,34 (бывшая улица Логовская). Здание является памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома №282 от 18.07. 1990).

Здание является памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома №282 от 18.07.1990)

На углу улиц Урицкого и проспекта Ленина (Кузнецкой и Гондатти) находилось здание гимназии, куда перешла учиться в пятый класс Надя Тарасова. Это Первая женская гимназия, основательницей и заведующей которой была Павла Андреевна Смирнова. Лето и осень 1918 года. В Ново-Николаевске уже свергнута Советская власть. Но Первая гимназия еще существует, однако, начальницей, с 1 июля 1918 года, числится Софья Тыжнова. Здесь один курс гимназии и заканчивает Надя Тарасова. (16)

Здание Первой женской гимназии

 Гимназия в Змеиногорске

В связи с переводом дяди на подпольную работу в город Змеиногорск, Надежда Алексеевна летом 1919 года переезжает туда с другими членами семьи. При белых гимназия в Змеиногорске была единственным учебным заведением. Занимался всего один класс. Он полностью состоял из детей зажиточных семей. «Поскольку у меня уже был один гимназический курс, распорядитель решился зачислить меня в группу» – пишет в своих воспоминаниях Надежда Алексеевна.

«Гимназия считалась привилегированным учебным заведением. Строго соблюдалось, чтобы в гимназию не попали дети из низшей среды. Примером такой охраны привилегированного сословия являлся циркуляр министра просвещения царской России Демьянова, которым запрещалось принимать в гимназию детей кухарок, сторожей, лакеев, поваров, мелких лавочников и т.д. Наша гимназия была также школой зубрежки, школой муштры; она заставляла нас усваивать массу ненужных сведений. Большая часть уроков приходилась на богословие. Мы должны были посещать церковь, выполнять все обряды и исповедоваться перед священником во всех грехах. Жестко требовали соблюдения всех постов, твердого знания молитв и пения их на клиросе. Преподавание велось на церковно-славянском языке. Тяжелое и неуклюжее произношение «ер» и «ять» давалось с трудом. Книжные знаки отличались вычурной формой написания. Порой, чтобы разобрать каждую букву, приходилось мучиться несколько минут. Ученики постоянно входили в тупик и теряли интерес к учебе». (16)

Итак, старая школа, основанная на зубрежке и муштре, оставила в душе Надюши неприятные воспоминания. Не нравились ей и методы обучения в школах и гимназиях того времени, основным из которых было тупое заучивание материала, невозможность высказывать свое мнение и личные взгляды. Инспектор Томской губернии А. Гуляев в 1904 году писал о гимназиях того времени: «Дети не получали никакого развития, лишь заучивали положенные по программе уроки».

И все-таки, система нравственного воспитания старой дореволюционной школы формировала людей совестливых, воспитанных на православных традициях добра, милосердия, милостливости, совести. Именно эти качества – совесть, милосердие, долг станут определяющими и в характере самой Надежды Алексеевны.

Но вот вернулась советская власть в Змеиногорск. Все коммунисты возвратились с заимок.

Единая трудовая

На эти годы приходится учеба Надежды Алексеевны в Единой трудовой школе, в которую была преобразована гимназия.

В первые же месяцы становления советской власти был издан ряд декретов и постановлений, которые предусматривали разрушение старой системы народного просвещения.

Одним из крупных мероприятий по демократизации народного образования было полное отделение школы от церкви (на основе постановления об отделении церкви от государства). Исходя из равноправия мужчин и женщин, в школах был введен принцип совместного обучения мальчиков и девочек. Физический труд должен был занять подобающее место в школе, но не в виде учебного предмета, а в качестве обязательной «повинности», возлагаемой на учащихся: поддержание чистоты в школе, мелкий ремонт, приготовление завтраков и обедов, ведение молочного хозяйства. (11)

В 1920 году установилась советская власть в Сибири, стала налаживаться мирная жизнь. Все сибирские школы с начала 1920 года были преобразованы в единые трудовые школы первой и второй ступени. Балловая система оценок отменялась, запрещались все виды экзаменов. Особое внимание в школе уделялось вопросам дисциплины. В то время считалось, что сознательная дисциплина привьется детям сама по себе, так как в советской школе ликвидированы социальные корни недисциплинированности. Устав единой трудовой школы (1925 г.) вместе с вредными формами, бытовавшими в дореволюционной школе, отменял вообще всякие наказания. В центральном журнале «На путях к новой школе» можно было встретить статьи, в которых осуждалось «даже повышение голоса, даже недовольное лицо учителя. (11)

Гимназия, где училась Надежда Тарасова, сразу была преобразована в трудовую школу двух ступеней.

Вот что вспоминает об этом Тарасова-Осиповская: «Нам отдали большой особняк купца Митина с полной обстановкой. Сам он убежал за границу с белогвардейцами. Теперь мы были хозяевами – дети рабочих и крестьян. Учились в огромном классе, остальные классы были предназначены для кружковой работы».

С первых дней учащиеся все делали сами. Это была самая разнообразная работа. «Сами мы убирали школьное здание, готовили себе завтраки. Муку нам давали, и мы ежедневно пекли себе калачи, пышные булочки.  Дежурили на кухне и мальчики, и девочки. Завтраки для всех были бесплатные. Нам выделили огороды, где мы сажали овощи, а потом расходовали их на свое питание. Ездили в летнее время в Колывань вместе со своими учителями, там жили и заготавливали на всю зиму дрова. Пилили деревья прямо с корня, мальчики кололи дрова, а мы их складывали прямо в штабеля. Были молодые, для нас все это было интересно, работали с большим удовольствием, ведь когда мы учились в гимназии, кроме учебы ничем там не занимались. При нашей школе были организованы всевозможные кружки. Я принимала участие в сапожном, переплетном, музыкальном, драматическом и физкультурном. Училась играть на пианино. На все у нас хватало времени и энергии. Наш драматический кружок выступал в Народном доме, спектакли ставились для населения бесплатно.

Старые учебники дореволюционной школы были выброшены на свалку истории. Что же появилось взамен? Как ни странно, но некоторые руководители народного образования считали, что учебник советской школе вообще не нужен. Так, например, Коллегия отдела реформы школ находила необходимым "изгнать учебники из школ, рекомендовала каждой школе обзавестись библиотечкой, которой могли пользоваться как учителя, так и учащиеся. Инспектор Сибоно г. Новониколаевска Смирнов утверждал, что учебники школе вообще не нужны. Они только могут погубить новую школу. А педагог Сорокин говорил, что «самым лучшим выходом из положения было бы отсутствие какого бы то ни было учебника. Ведь учебник как таковой – зло. Изучение природы, труда и общества должно производиться непосредственно при помощи учителя. Такое изучение даст ученику гораздо больше, чем любой учебник».

Вот что мы находим об этом периоде в воспоминаниях Н.А. Осиповской.

«В части учебного процесса много говорить не приходится. Змеиногорск был небольшой, книжных магазинов не было, учебников тоже. Метод работы был чисто лекционный. Учителя читали нам, мы всё себе записывали и на основе этих материалов готовили уроки. Изучали математику и историю России, химию, естествознание, логику, психологию, философскую пропедевтику (был и такой предмет), немецкий язык, политэкономию, много занимались физкультурой, пением». (16)

 В личном деле Надежды Алексеевны сохранился документ.

                                     Удостоверение.

Дано сие Тарасовой Надежде Алексеевне, уроженке Астраханской губернии, родившейся в 1903 году 17 сентября, в том, что она 1 августа 1921 года окончила курс Второй Ступени Единой Трудовой Школы, причем изучала

1.Литературу России

2. Математику (алгебру, тригонометрию, геометрию)

3.Физику

4. Химию

5. Естествознание.

6.Историю.

7. Философскую пропедевтику (логика, психология)

8.Историю искусств.

9. Немецкий язык.

10.Политическую экономию.

11. Пение.

Настоящее удостоверение выдано Тарасовой Надежде на основе постановления Государственной комиссии от 13 июня и Положения об Единой Трудовой школе России. Социалистической Федеративной Республики. П.4 ст. 31, что надлежащими подписями и прилагаемыми печатями удостоверяется.

                          На пути к педагогике

 «Школа, подобная нашей, -  пишет Надежда Алексеевна в своих воспоминаниях, - была единственной в южных районах Алтая. Такой же курс обучения проходил и в одноименной школе в Рубцовске. После установления Советской власти быстро расширялась сеть начального обучения. Народ тянулся к знаниям. Преподавателей не то, что не хватало, их не было. Из старорежимных не очень-то кто соглашался учить детей простолюдинов. Поэтому необходимо было очень быстро, в два-три года подготовить своих педагогов. Эту задачу должны были выполнить единые трудовые школы. В том числе и Змеиногорская. С первого же дня учебы нас стали готовить для преподавательской работы. Курс обучения был обширным и глубоким. Такой резкий переход от гимназии с ее выспренно-схоластическим методом к единой трудовой школе, где царил демократический дух, был обусловлен временем. Курс литературы у нас вел Лебедев. Это тот самый, из старорежимных, но, который не в пример своим коллегам, не стал бойкотировать молодую народную власть, а сам согласился учить детей рабочих и крестьян. Он всю душу вкладывал в свою работу. На уроках давал нам понятия об общественной роли русского литературного языка, приучал к самостоятельности высказывания, особенно в сочинениях. В целях глубокого понимания учащимися идейной направленности и художественных особенностей литературных произведений, мы на каждом уроке делали языковой анализ текстов. Здесь учитель особо обращал внимание на то, чтобы ученики самостоятельно составляли рецензию на данное произведение, то есть маленькую критическую статью, приучал нас информировать о новых книгах. На всем этом материале учитель выявлял, кто и как умел правильно излагать свои мысли. На уроках широко практиковалось самостоятельное чтение книг, газет, журнальных статей, устная передача их содержания, составление плана статей, сочинения на свободные темы.

На внеклассных занятиях мы вместе с учителем иногда составляли план следующего урока, подбирали соответствующую литературу. Еженедельно преподаватель знакомил нас с главными событиями, произошедшими в стране. Впоследствии такие обзоры мы стали готовить сами. На тематических собраниях мы коллективно обсуждали написанные нами сочинения. Успеваемость и дисциплину мы взяли под ученический контроль.

Еженедельно выпускали стенную газету. Издавали также рукописный школьный журнал, куда записывали хорошие сочинения, стихи и жизненные впечатления. Все это было для нас ново и необыкновенно. Плохо было лишь то, что на уроках литературы, изучая какое-нибудь произведение, мы не видели портрета автора, не было никаких картин. Некоторые учащиеся кое-что приносили из дома, и с каким интересом мы все рассматривали, старались запомнить лицо писателя или поэта.

Никогда не забудется преподаватель естествознания Скабичевский. Он был энтузиастом своего предмета. И свою любовь к природе он старался привить нам.

При школе был земельный участок. Сажали мы картофель, капусту, свеклу, помидоры и другие овощи, из которых потом готовили школьные завтраки. Кроме того, был еще небольшой участок для проведения разнообразных опытов над хлебными злаками и техническими овощными культурами.

Учитель знакомил нас с биологическими основами агротехники. Опыты не прерывались, начиная с весны до заморозков. Зимой же наблюдениями занимались в классах. Все окна были заставлены ящиками с цветами и разнообразными культурными растениями. В школе организовался кружок юннатов из учащихся младших групп. Они занимались составлением гербариев мхов, листьев, лекарственных растений. Простейший сельскохозяйственный инвентарь учащиеся изготовляли сами. Экскурсии проводились не изредка, а по предварительно разработанному расписанию. Намечали, куда и с какой целью идем, что будем наблюдать, какой должны собрать материал. В конце экскурсии подводили итоги. В альбоме появлялись рисунки растений и листьев, новыми экспонатами пополнялся школьный гербарий. Обязательными уроками были физкультура и пение. Учитель французкого языка Церар был неплохим спортсменом. Он научил нас выполнять упражнения с мячами, с флажками, много упражнений делалось на гимнастической скамье. Периодически проводили кроссы по улицам. Сколько народа собиралось смотреть, как мы бегали! Для многих это было дико: днем – и в трусах и майках! Богомольные старухи даже крестились.

С большим желанием занимались мы в драматическом кружке. Самодеятельными артистами были все учащиеся. Подготовив какую-нибудь пьесу, обязательно выступали перед населением в Народном доме, (единственное культурное учреждение в Змеиногорске), и люди шли на представление, как на праздник. Нас это, конечно, радовало, и мы старались вовсю».

Первомай

Как стремительно поменялось все за ближайшие сто лет. Любимый праздник не одного поколения советских людей уходит в небытие. Сколько же десятилетий мы ходили на демонстрации? Это был не просто праздник победившего труда, это был праздник единения, цветов, шаров, кумачовых знамен. И все мы верили во что-то такое, что дает надежду, гордость, нерушимость наших светлых идей. Но каким же был самый первый Первомай в нашей стране? Воспоминания о нем Надежды Алексеевны кажутся мне бесценными. (С.М.З.)

«Он был действительно первым и в Змеиногорске, и в моей жизни. Подготовка к нему в школе велась заранее. Девочки шили «парадную форму», а мальчики в кружке по сапожному делу мастерили легкие тапочки. Работы хватало всем. Из бумаги вырезали флажки, а потом раскрашивали в алый цвет. Для этой цели мы отыскали в горах красную глину и путем какого-то смешивания ее с химическими реактивами получили нужный цвет. Митинг проводили большевики из местной партийной ячейки.

Местом сбора выбрали площадь у магазинов на нагорной части поселка. Простые люди не знали, что есть такой праздник. При белых проводились маевки, а теперь открыто и торжественно шли на первый советский праздник, не боясь, что засвистят над их головами нагайки городовых.

Часов в десять утра учителя построили нас возле школы в колонну. Кто-то придумал наделать цветов из белой бумаги и над нами как бы расцвели настоящие ветки черемухи. У каждого в руке флажок со словами «Ленин», «Май». «Родина», «Революция». В строгом порядке прошествовали мы к площади. Впечатление произвели, видимо, значительное, так как встретили нас громкими восторгами. Молодежных песен композиторы еще не написали. Интернационал был для нас всем и заменял другие мелодии. На небольшое деревянное возвышение поднялись местные руководители. У каждого из них на груди пламенели красные банты. Говорили с народом о истории возникновения праздника 1 мая, о революции, о вожде мирового пролетариата В.И. Ленине, о будущем. После этого мы поставили небольшой концерт, а потом вернулись строем в школу на свой утренник. Через два месяца мы сдали экзамены, нам выдали свидетельства с правом преподавания в начальных школах русского языка и литературы. Это был 1922 год. Почти все выпускники этой школы выбрали мужественную профессию педагога, от самой юности до седых волос. Вот их имена – Наташа Воробьевская, Соня Фрейдберг, Вера и Зоя Афонские, Таня Скабичевская, Лия Красильникова, Таня Михайлова, Гутя Смогловская, Соня и Валя Бутович, Зоя Карамышева, а из мальчиков – Артюша Голдобин».

Это было время, когда черным ветром по Сибири пронесся сыпной тиф, унося с собой жизни тысяч сибиряков.

Умирает дядя Надежды Алексеевны. И ей пришлось опять вернуться в Ново-Николаевск. У родственников очень тесная квартирка на Бурлинской. Комната тоже тесная. (16)

Корова по лотерее

И вдруг – неожиданное везение. В одно из воскресений в городе проходила вещевая лотерея. Надежда выпросила у тети рубль и пошла покупать лотерею. Судьба улыбнулась – выигрыш! Корова! «Я думала, что выиграла игрушку, – вспоминает Надежда Алексеевна. Протягиваю руку, чтобы ее получить, а мне говорят: «Как вы ее поведете?» Я очень удивилась, а потом только до меня дошло, что я выиграла настоящую корову».

Между тем, в голодное послевоенное время корова была принадлежностью многих городских подворий. Дворы, где не было ни коров, ни телят, можно было пересчитать по пальцам одной руки. В 1923 году вышло даже постановление городских властей, запрещающее выпускать скот на улицы и площади города. Старожил Георгий Крылов пишет: «Он (город) был преимущественно деревянным, возле каждого дома – приусадебные участки, заборчики. калиточки, в глубине которых кукарекала, мычала, хрюкала всякая живность. Подсобных хозяйств не было только на Красном проспекте. Хотя и там частных домишек было достаточно…». Новосибирец Алексей Тростенецкий вспоминал: «При каждом доме огород. Все держали скотину: коров, кабанчиков, птицу».

К выигрышу в семье Надежды Алексеевны отнеслись с большим недоверием: «Пришла домой и говорю: Ну, идите, принимайте настоящую корову! – Все засмеялись и никто даже с места не сдвинулся. Я опять повторяю, чуть не плача:

– Ну, выйдите, посмотрите. Вышли и остолбенели. Все принялись горячо обсуждать что с ней делать, и, наконец, решили ее продать, а на вырученные деньги купить где-нибудь на окраине небольшой домик барачного типа. Домик из двух комнат мы приобрели на Ельцовке. Кругом был лес. Шла стройка. Домики разбросаны по лесу: то там, то там мелькали по вечерам огоньки. Улиц еще не существовало. Школ тоже. Ближайшая – Турухановская – находилась на расстоянии 5-6 км от нашего поселка».

                                         

Архив музея Заельцовского района

Ельцовка (Большая Нахаловка)

Историческая справка

Жилищный фонд города в период разрухи был недостаточным для полноценной реализации потребностей горожан. В период гражданской войны строительство на городской территории практически прекратилось. Многие люди, лишившиеся крова в результате разразившейся в стране гуманитарной катастрофы, ютились в землянках, сараях, вагонах и в прочих не пригодных по санитарным нормам помещениях. В начале 20-х гг. газеты постоянно писали о том, что жилищный вопрос обостряется с каждым днем. Многим новониколаевцам, особенно недавно приехавшим в город, негде было жить. Государство не располагало достаточными средствами, чтобы быстро обеспечить граждан качественным жильем. Для первой половины 20–х гг. газетные объявления о продаже квартир и домов – редкое явление, в то время, как объявления типа «куплю дом» встречаются довольно часто. Горожане хотели и могли купить, но предложения жилья практически отсутствовали. «Небывалый тупик в жилищном вопросе» – вот диагноз, вынесенный жилищному фонду Новониколаевска газетой «Советская Сибирь». Не случайно поэтесса Лариса Крымская писала:

А по углам глухих проулков

Коптятся старые хрычи

Хибарки ветер бьет их гулко.

Никто не хочет их лечить.

Мало того, что многие новониколаевцы жили скученно, часто качество жилья было плохим. К примеру, в газете железнодорожников «Сибирский гудок» отмечалось, что жилье, которое дают представителям этой профессии, очень тесное и холодное из-за отсутствия сеней. Пока умы столичных архитекторов, идеологов новой эпохи были заняты размышлениями о том, как создать новый быт в доме-коммуне, Ново-Николаевск зарастал «нахаловками», а его население довольствовалось условиями, которые вряд ли можно назвать комфортными. «Нахаловка» была столь характерна для 20-30-х гг., что писатель Николай Самохин назвал свое довоенное детство в городе Новокузнецке «эпохой бурного образования «шанхаев» и «нахаловок». Газета «Советская Сибирь» писала, что в Новосибирске особенно много самозастройщиков. «Все спешат обзавестись собственным углом. Они захватывают все более или менее свободные клочки земли, буквально задавили Каменку, изрыли все ее берега и полезли в гору. Застройщики теснятся, загораживают себе проезды и проходы», сообщала газета.  (31)

Учительница приехала…

Как только стало известно, что приехала учительница, и ребята, и родители стали просить, чтобы похлопотала о школе. «Отобрала я себе человек пять и пошла по домам выяснять, где есть дети», – пишет об этом Надежда Алексеевна.

В воспоминаниях Осиповской живой картиной рисуются неприглядные картины быта постреволюционного города.

Как выглядела и что представляла собой Большая Нахаловка или Ельцовская окраина?

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8 Личный фонд Осиповской

«Покосившиеся избушки, неблагоустроенность, хаотичность застройки, тесовые бараки в которых жили рабочие разных заводов, тесные комнатки, в которых стояли по бокам некрашеные скамейки и столы. Детишки разуты, раздеты, многие просто завернуты в тряпье».

Обследовав слободку, переписав буквально всех детей, Надежда Алексеевна отправилась в Губоно, так называлось тогда управление народным образованием.

Получив отказ, Надежда Алексеевна обратилась в Губисполком за поддержкой, и снова отказ.

Чиновники во все времена одинаковые. Они, наверное, существуют специально для того, чтобы все время говорить: «нет».

«Но вот, меня, – говорит Надежда Алексеевна, – пригласили в Губоно еще раз. На этот раз решили вопрос положительно. Вынесли постановление – снять домики, назначить меня заведующей, найти трех учителей и приступить к работе чуть ли не с середины августа».

Как выглядела школа этого периода?

«Классы были маленькие, тесные, вместо настоящих парт от стены до стены стояли длинные узкие столы, сколоченные из строганых досок, и длинные скамьи.

Электронный архив Дома учителя

Электричества не было, занимались с керосиновыми лампами в три смены; две с детьми, а третью со взрослыми, неграмотными. Несмотря на все неудобства и трудности (не было ни книг, ни тетрадей, писали на клочках бумаги, которую приносили дети), мы, учителя, работали с большой охотой и желанием».

Именно тогда Надежда Алексеевна поняла, как нелегок учительский труд. Мальчики были любознательны, они засыпали ее вопросами. «Я поняла, – пишет Надежда Алексеевна, – что только тогда приобрету авторитет у моих учеников, когда сама буду много читать, думать, учиться, тщательно готовиться к урокам. С большой любовью к детям я начала свою работу».

Нужна школа…

Район рос, росла потребность в школе. Ребят было так много, что они не помещались в классах. Частники стали отказывать в аренде помещений. Обидно стало – такая большая проделана работа – и все может пойти насмарку.

Электронный архив Дома учителя

И опять хождение по инстанциям, и опять отказы: «Поймите же, дорогая, – говорили мне, не время сейчас школами заниматься, более важные дела есть».

Отчаявшись добиться от властей разрешения на строительство школы, Тарасова-Осиповская решается ехать в Москву, в Наркомпросс, к Надежде Константиновне Крупской. Почему к ней?

Потому что, несмотря на гражданскую войну, на голод и разруху, боролась Надежда Константиновна за просвещение народных масс, за строительство новой трудовой советской школы.

«Я была уверена, – вспоминает Надежда Алексеевна, – что она поддержит меня, выслушает и поймет, что не для себя стараюсь».

«И вот я еду, – вспоминает она. – Мне почти не пришлось познакомиться со щедрой красотой Родины, не видела городов, мимо которых проезжала. Я ведь ехала в закрытой теплушке, на нарах, чуть ли не десять дней.

Встреча с Крупской

«Москва меня поразила своим величием, была я в ней впервые и растерялась, – пишет в своей статье Надежда Алексеевна. Как сейчас, помню то раннее утро. Иду по улицам столицы и чуть ли не каждого спрашиваю, где находится Наркомпрос. И, наконец, нашла. Забралась на третий этаж и спрашиваю у дежурной, где кабинет Надежды Константиновны. Она сказала, что Крупская в отпуске. Такое меня горе взяло, что я даже заплакала. Села на диван отдохнуть и подумать, что же дальше делать. Посидела минут тридцать и стала уже собираться, как вдруг вижу: по лестнице поднимается женщина, одетая во все черное, поразительно похожая на портрет Крупской. Я быстро вскочила, бросилась к ней и спросила:

– Вы Надежда Константиновна?

Она говорит:

– Я самая.

Боясь, что она уйдет, я быстро, глотая слова, заикаясь, стала ей на ходу рассказывать о том, что я – учительница-сибирячка, приехала из Новониколаевска по поручению детей, родителей и учителей. Она пригласила меня в кабинет. Я сложила на стол все подарки от детей, которые они наготовили – рисунки, вышивки, пособия. Все она рассмотрела, похвалила, внимательно меня выслушала. Я рассказала ей о своих неудачах, о том, как велика тяга к учебе у детей рабочих Ельцовки. Долго продолжалась наша задушевная беседа, она успокоила меня, обещала, что срочно поможет заняться этим вопросом и школа у нас будет. (16)

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8 Личный фонд Осиповской

Через десять дней я возвратилась домой. Вскоре меня вызывают в Губисполком. Встретили меня приветливо, и пошел у нас деловой разговор. На постройку мне дали четыре тыс. рублей. Тогда по части строительных материалов было очень трудно, и мне дали адреса пустующих купеческих амбаров, которые можно разобрать. Я организовала родителей, учителей, старших учеников. Эти амбары мы разобрали и отвезли на отведенный участок. Правда, денег все равно не хватило, поэтому пришлось проводить

Из протокола заседания секции Городского Совета по Народному образованию за 30 апреля 1924 г. НГГА Фонд 382 опись1

различные мероприятия. Например, мы проводили платные вечера самодеятельности учащихся (от детских постановок собрали на постройку школы 400 руб.), откупили в оперном театре спектакль «Русалка» и распространяли билеты (выручили 600 руб.)»

Строительство школы

«В середине августа 1924 года началось строительство. Под руководством родителей дети сделали разметку, вбили колышки, начали копать котлованы под фундамент. Взрослые вбрасывали камни в траншеи, заливали их цементом, а сверху накладывали кирпич. Потом строгали бревна, подрубали их. Желтые струганые стены красиво смотрелись на фундаменте из красного кирпича. Покрыли железом крышу, настлали полы, навесили двери, вставили стекла, и школа была почти готова», – вспоминает Надежда Алексеевна.

Вспоминается ей и первый день стройки. Утром рано на школьный участок приехало 10 подвод с бревнами, возчиками которых были родители учеников будущей школы. Ребятишки уже с утра собрались и глазеют на все с большим любопытством. Вдруг Коля Кирсанов крикнул: «Ура! Ура! Подводы! Лес везут». А тут и плотники явились и взялись за топоры. Остро наточили их и принялись обрабатывать бревна. Очищенные, они лежали, сверкая на солнце. Плотники работали с утра до позднего вечера. Никогда пусто не было на поляне. Даже самые маленькие принимали в стройке активное участие: то щепки собирали, то подносили строителям инструменты, убирали мусор, очищали школьную территорию.

В своем письме П.А. Варфоломеевой Надежда Алексеевна вспоминает: «Конечно, теперь строят школы-дворцы, государство отпускает громадные суммы, и новый директор идет в школу, получая все готовенькое. Я понимаю, что моя школа будет выглядеть бедненько против школ-дворцов. А я вспоминаю, как я бегала по всему своему району, собирая у граждан гвоздики и другую мелочь. У меня была лишь одна цель – во что бы то ни стало, добиться школы. А ведь никаких материалов нам не было дано, даже когда я добилась купеческих амбаров, то мои дети выбирали из бревен паклю, теребили ее, чтобы снова использовать. Вы видели снимок, где школьники сидели около школы. Ведь до этого здания мы занимались в маленьких избушках, разве у меня хватало совести лишить их образования, сотни детей были бы выброшены за борт. Ведь это здание строили родители, учителя и в два месяца мы все сделали почти своими руками. Ведь каждый кирпичик был от цемента очищен, это «мелкая непосильная работа, но дети терпеливо проделывали это. Только остов здания сделали рабочие».

Участок размели, сделали к крыльцу дорожки и посыпали их песком, а внутри здания началась окончательная отделка и покраска. Возле дома разбили прекрасный сад, цветники, посадили деревья. У нас была прекрасная широкая аллея, по обе стороны которой высадили белую и лиловую сирень. Дальше, за садом, небольшой пришкольный участок, где можно проводить различные опыты. Во дворе разместилась физкультурная площадка с полным оборудованием. Весь участок занимал площадь около гектара. Школу построили за два месяца. (16)

Газета «Советская Сибирь» писала: «На днях в рабочем поселке на Ельцовке, за линией железной дороги, закончилась постройка нового здания 7-й советской школы. Постройка этой школы имеет свою историю.

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8 Личный фонд Осиповской

Школа в этом районе открылась по настоянию самих рабочих в небольшой избушке, вмещавшей не более 30 человек. Далее насчитывалось в школе уже 189 учащихся, которых пришлось разместить по восьми избам. В нынешнем году даже встал вопрос – или строить новое здание под школу, или закрыть ее совсем. Ученики заволновались и решили обратиться в центр с ходатайством об отпуске им ссуды на постройку школы. И они добились своей цели».

Седьмая Советская школа имени Надежды Константиновны Крупской

Из воспоминаний Надежды Алексеевны Тарасовой-Осиповской: «Свою школу мы назвали именем Надежды Константиновны Крупской».

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8 Личный фонд Осиповской

Наступил первый день занятий. «С самого раннего утра стали собираться маленькие и взрослые. Дети стоят тихо, в ожидании, когда их поведут в классы. Их почти 400 человек. Глядя на детей, я подумала, что новая жизнь для меня уже началась и, наверняка, в ней будут не только огорчения и трудности, но и большие радости. Волнуются учителя, волнуюсь и я. Ровно в девять часов должен прозвенеть первый звонок в настоящей школе. Что я должна буду сказать своим ученикам? Хочется, чтобы они всей душой ощутили праздник. Во дворе тишина, выхожу я, приветствую детей, поздравляю их с открытием новой школы и говорю: «Дорогие мои! Сегодня для нас наступило торжественное событие. У нас теперь есть все для плодотворной работы и учебы. Сейчас вы войдете в большие, светлые, просторные классы. Любите свою школу, берегите ее, учитесь хорошо»! От волнения комок подступил к горлу, и больше говорить я не могла. Выступают учителя, рабочие, представители Губоно, они тоже поздравляют детей. Звенит первый переливчатый звонок. На крыльце протянута из одного конца в другой переливчатая лента. Самая маленькая девочка разрезает ее. Вход открыт. Шли ребята по-хозяйски – ведь они помогали строить эту школу, было им весело и счастливо. Да и день выдался какой-то особенный, яркий. Солнце, тепло, на небе ни облачка! Я запомнила его на всю жизнь».

А как учились дети той поры?

Из письма Варфоломеевой П.А.

«С каким желанием, с какой охотой они шли в школу чуть ли не босыми ногами, в плохой одежде. Как я стремилась одеть и обуть их. Я и сейчас вспоминаю о том, сколько унижений я вытерпела, когда бегала по всем организациям, где работали наши родители, а как мы учили детей, не имея ни книг, ни тетрадей, ни чернил, а ведь учили. Пишу эти строки, а сердце щемит, а по фото видно, что дети не в лаптях, а ведь не было ни магазинов, ни мануфактуры, добились всего сами. Помогали учителя, и наши дети этого района были не хуже детей

Из архива музея Истории развития образования НСО

из других школ. Из ничего надо было строить что-то. Сколько ставили спектаклей, вечеров, сами делали костюмы. Был этот труд нелегкий, но он давал нам жизнь». (34)

Первый коллектив учителей школы №7 Архив музея истории развития образования

На следующий год вновь хозяйственным способом было построено еще одно деревянное здание. В 1930-1931 годы набралось еще 8 классов, которые нельзя было разместить по старым помещениям. По другую сторону оврага в этом же районе нам выделили освободившийся дом, который был приспособлен под школу. Дело народного образования ширилось. С 1931 года наша школа становится семилетней. Работали в двух зданиях, в две смены. Я была занята с утра и до позднего вечера, хоть и значилась освобожденным директором.

Многое делала Надежда Алексеевна и для учителей. В характеристике, написанной зав. Дзержинским районо 1937г. сообщается, что она купила ряд домов и обеспечила учителей квартирами.

    

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8  Личный фонд Осиповской

Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей

Архив Музея истории развития образования Новосибирской области

Первый выпуск 1927 года был историческим для Новосибирской области: все выпускники стали учителями первых ликбезов и начальных школ.

И вот что пишет о школе и о Надежде Алексеевне ее ученица, выдающийся педагог г. Новосибирска Сальма Андреевна Торф:

Воспоминания Сальмы Андреевны Торф

«Первые классы были открыты в 1923 году, я была в числе первоклассников. Первые два года учились в арендованнных помещениях у частных лиц. Наш первый класс занимался в доме по улице Плеханова, один квартал от нашего дома. Учителем была Римма Гурьевна, очень красивая и добрая. У нее я научилась любить арифметику – пожизненно.

В 1924 году пришли в здание родной школы. Здание одноэтажное, деревянное. Четыре классные комнаты, учительская, раздевалка, довольно просторный коридор. На два класса была одна печка. В классе сидели малолетки и 16-летние мальчики и девочки. Район драчливый, хулиганистый, у всех был разный уровень знаний. Но у всех было одно: желание учиться. Но учителя с нами справлялись. Учителя приехали к нам в город после окончания Бестужевских курсов, еще до революции.

Электронный архив Дома учителя

Слева Надежда Алексеевна Осиповская - заведующая, третья слева – Римма Гурьевна – учитель арифметики, четвертая слева – Надежда Григорьевна – учитель русского языка и литературы

Надежда Григорьевна любила русскую классику и нам привила любовь к ней. Ставила с нами пьесы по произведениям Пушкина А.С., Н. Некрасова, М. Лермонтова, И. Крылова.

После окончания уроков зимой в классе долго горела керосиновая лампа. Учительница читала нам и разучивала новые песни. Любимыми были народные.

Жизнь была разнообразная, веселая и интересная Мы участвовали во всех делах, любили школу с разными кружками, затеями и нашими милыми заботливыми учителями – Риммой Гурьевной, Надеждой Григорьевной, очень красивой заведующей Надеждой Алексеевной.

За что я благодарна своим учителям? За то, что Римма Гурьевна научила математике, Надежда Григорьевна – литературе, а главное, они научили любить Родину.

Сальма Андреевна Торф. Электронный архив Дома учителя

Люди и судьбы

Надежда Алексеевна разделила судьбу очень многих представителей интеллигенции того времени. В Кельбесской тайге, в интернате на одном из золотых приисков рядом с ней работали Неонила Ивановна Коберник – преподаватель русского языка и литературы, чья вина была лишь в том, что при поступлении в Томский пединститут скрыла свое дворянское происхождение. Оказалась в Кельбесской тайге и учитель рисования, воспитанница начальника Ново-Николаевской железной дороги, Ковальчукова Ольга Сергеевна, получившая диплом об окончании Петербургской Академии художеств из рук самого императора Николая II, а также З.С. Короновская.

Педагоги высокой квалификации сразу включились в работу. Будто предчувствовали, что им отпущено всего три мирных года.

Электронный архив Дома учителя

Школа стала очагом культуры в глухом таежном районе. Школьники учили взрослых грамоте, ходили по домам – читали землякам газеты.

Ребята запасали на зиму урожай с интернатского огорода: картофель, капусту, морковь, свеклу. Засаливали бочки грибов. Старшие шефствовали над младшими: будили, следили, чтобы те чистили зубы, контролировали выполнение домашних заданий. В клубе работали кружки, ставили спектакли, проводили концерты. Среди самодеятельных актеров всегда были учителя: играли Н. И. Коберник и В. И. Жук. Слушатели неизменно тепло принимали вокальный дуэт Н. И. Коберник и М. Е. Корсакова. Большая выставка детских рисунков к 100-летию гибели А. С. Пушкина – заслуга О. С. Ковальчуковой.

Ольга Сергеевна с ее петербургским воспитанием, образованием, культурой была центром притяжения и духовного развития молодых учительниц. Это влияние передавалось ученикам. Девочки брали пример со своих учительниц, подражали их манерам поведения, речи, прическе, одежде, походке.

Кем только не приходилось работать Надежде Алексеевне Тарасовой-Осиповской. «В интернате воспитатель Надежда Алексеевна Осиповская, повариха и возчик-конюх управлялась с полусотней гавриков, собранных со всей тайги».

Об этом периоде своей жизни в автобиографии Надежда Алексеевна сообщает неохотно. Косвенно указывает на этот факт лишь ответ из бюро жалоб Новосибирской области.

Музей  школы №28 г. Кемерово

Война вмешивается в судьбу Надежды Алексеевны. Учителя уходят на фронт. В 1942 году Надежда Алексеевна переезжает в г. Кемерово. А в 1943 году становится директором школы №28

Помнит ли она о той маленькой деревянной школе, построенной ее трудами в Новосибирске?

«Пока я жила в Новосибирске, встречалась со своими первыми учениками. С годами, когда многие уехали из города, я вела обширную переписку. Из разных уголков страны я получала письма, которые были проникнуты сердечной добротой. Да и сейчас я кое с кем переписываюсь. Недавно получила весточку от Анны Филатовой. Она пишет: дорогая, милая вы, Надежда Алексеевна, здравствуйте! С приветом к вам ваша бывшая ученица 30-х годов. Я училась у вас до 1937 года, сейчас мне 45 лет. Прошло много времени, но забыть вас, милую, добрую не могу никак, Надежда Алексеевна! Я очень рада, что встретила Марию Васильевну Мышляеву, и вот, через нее я все узнала о вас. Вас помнят и другие ученики, как например, Шалагин Володя, Озерская Фрося, Гусельникова Гутя, которые уже дедушки и бабушки. Они просили передать вам сердечный привет и пожелать вам долгих, долгих лет жизни. Так хочется вспомнить прошлое, свою маленькую деревянную школу, казавшуюся в то время самой уютной и самой теплой. Я помню вас молодой, энергичной, именно такой и представляю, не верится, что позади тридцать лет. Получила я среднее медицинское образование. Сейчас у меня двое детей. Будете в Новосибирске, заезжайте в гости. До свидания, моя родная. Крепко целую и жму вашу руку».

Из воспоминаний Надежды Алексеевны.

«Как сложилась в дальнейшем моя жизнь? Я переехала в Кемерово. И здесь живу по сей день. 18 лет была там директором 28-й семилетней школы. Неоднократно меня избирали депутатом в городской Совет депутатов трудящихся, награждена значком «отличник народного образования», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», Орденами Ленина и трудового Красного Знамени.

Много раз я вспоминала Надежду Константиновну Крупскую, которая на прощание крепко пожала мне руку и сказала: «Вы все делали очень правильно». Правильно, что я не жалела сил, чтобы как можно больше быть полезной людям, правильно, что всю свою жизнь твердо прошагала по избранной дороге».

Надежда Алексеевна оставила после себя большое педагогическое наследие. Это готовые методические рекомендации по постановке учебной и воспитательной работы в школе, где она до 1958 года была директором. Из характеристик следует, что школа, имея всего 30 % успеваемость, при умелом руководстве Надежды Алексеевны вышла на показатели 100% успеваемости. И это в пятидесятые годы прошедшего века, когда послевоенный голод и разруха в стране, и главная задача – просто выжить. Надежда Алексеевна снова, как и раньше, высоко поднимает знамя народного просвещения, бросаясь в бой с нерадивостью и равнодушием.

 В одной из поздравительных открыток мы встречаем такие строки

 «Многоуважаемой Надежде Алексеевне!

Да разве об этом расскажешь!

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На плечи твои налегла.

За все ты бралася без страха.

И как в поговорке какой

Жалела, учила, растила,

Чтоб был человек деловой.

Желаем мы вам дорогая,

Здоровья, безоблачных дней,

Побольше друзей вам хороших,

И счастья вам, чашу полней.

Награждена

1944 – Награждена значком «Отличник народного просвещения»

1946 – Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года».

1949 – «Орден Трудового Красного Знамени»

1953 – «Орден Ленина»

1970 – Юбилейная медаль «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина

Все это относится к одному человеку – Осиповской Надежде Алексеевне.

ГКУ КО ГАКО (Р-372) №8 Личный фонд Осиповской

Что же стало с зданием старой деревянной школы №7 в Новосибирске?

В НГГА хранятся документы и расходные ведомости 1931-1938 годов. Там указан точный адрес старого здания школы: ул. Линейная, д.103. До 1939 года школа была отнесена к Дзержинскому району. По документам 1939-1940 года к Заельцовскому. Об этом говорят и границы улиц, прилегающих к школе – Граничная, Плеханова, Кропоткина, Татарская. Уже в 1929 году проходило заседание городского Совета, где говорилось о необходимости капремонта, т.к. бревна, использованные от купеческих амбаров, сгнили, а грибок и плесень переходят на полы и лаги. В документах 1941-1945 года упоминание о школе исчезает совсем.

НГГА Фонд 382 опись1

Вот и все. И, кажется, что поставлена последняя точка в этой истории, уводящей нас в начало прошлого века. Надежда Алексеевна прожила долгую жизнь. Восемь лет избиралась депутатом Кемеровского горсовета. В Кемерово сохранилось, в отличие от Новосибирска, здание школы, где она работала до самой пенсии, куда приезжают со всех концов нашей страны ее ученики, ставшие учителями, врачами, поэтами. Как сохранить память о ней в нашем городе? Огромная задача для городских властей, учительской общественности города, всех, кто неравнодушен, кто обладает гражданской ответственностью и исторической памятью. Думаю, что свой скромный вклад в это я тоже внесла. Учитель не умирает никогда, он продолжает жить в своих учениках.

Руководитель школьного музея МБОУ СОШ №7

Зуенок Светлана Михайловна

Список использованных ресурсов

1. Акишин М. Учителя и школы Новоникол. – Новосибирска//Ведом. Новосиб. Обл. Сов. Деп. – 1998. – 5 июля. – с. 12

2. Афанасьев В.Ф. Роль Н.К. Крупской в строительстве советской школы Поволжья. Сибири, Дальнего Востока, Якутии. – Красноярск: Изд – во Краснояр. Ун –та, 1982. – 168с.

3. Войтик Л.Д. Из истории народного образования в Новониколаевске (1893 – 1918). – «Известия Новосибирского отдела Географического общества СССР», вып.4. – Новосибирск, 1958.- с. 179 – 187

4. Войтик П. Школа в Западной Сибири до революции.- Народное образование, 1961, №5, с. 119

5. Грушецкая Л. Они были первыми/Из истории народного образования в г. Новониколаевске (1893 – 1917) //Сов. Сибирь,1988, 1 сент. – с.3

6. Демьяненко Л. Ступени ликбеза – 20-е годы //Партийный вестник. – 1990 - №6. – с. 21 – 26

7. Индустов В. Картинки из прошлого: Жизнь и быт учителя в Сибири в 20 – е годы // Просвещение Сибири, 1927, №9, с. 78 – 80

8. История города Новониколаевск – Новосибирск: Изд. дом «Историческое наследие Сибири», 2005. – 864с.

9. Калмыков Н. Прежде и теперь//Просвещение Сибири, 1927, №10. – с.45 – 51

10. Краткий очерк начального образования в Томской губернии в 1910г. – В кн.: Памятная книжка Томской губернии на1912г. – Томск, 1912. – с. 142 – 158

11. Кузьменкина Л. Курс – трудовая школа//Вечерний Новосибирск, 2010, с. 23

12. Левченко Н. Первые школы города: (О создании образовательных учреждний Новониколаевска в 1893 – 1916г.) // Советская Сибирь,2000,№60. – с.4

13. Лукинский Ф.А. Народное Образование Сибири в кн. Вопросы истории соц. – экономической и культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1971. – с. 141 – 190

14. Научные труды Новосибирского государственного педагогического института; Вып. 55. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти.

15. Нечаев К. Учиться, учиться и учиться/Из истории народного образования в Новониколаевске. – Веч. Новосиб., 1975. – 22 февр., с.23

16. Осиповская Н.А. Это начиналось так/Воспоминания старейшей учительницы о революционном Новониколаевске и о развитии народного образования в первые годы Советской власти //Вечерний Новосибирск, 1967, 20, 22, 24 марта.

17. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1916г., включая список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания. – Томск, 1916. – с. 174 – 178

18. Пупышев В. В помощь школе малограмотных: Между прошлым и будущим: Вопросы истории и исторического образования: Сб. науч. и публ. трудов/Под ред. В.А. Зверева. – Новосибирск: Изд – во Новосиб пед. ун – та, 2000 – 246с.

19. Становление и развитие общеобразовательной школы Сибири в годы Советской власти: Республиканский сборник научных трудов/Отв. ред. Н.К. Гутова, - Новосибирск, 1978. – 86с.

20. Торф Сальма Андреевна. Мне судьба подарила Счастливое время. – Новосибирск: Изд. центр городского дома учителя. – 2009. – 72с. Фото взято из личного архива автора.

21. Училище и прогимназии: Из истории просвещения в г.    Новониколаевске//Веч. Новосиб. – 1990. – с.10

22. Хитарян М.Г. Начало строительства советской школы в Новониколаевске. – в кн.: Из истории Западной Сибири. – В.1. – Новосиб., 1961.

23. Чудинов Д. Из недавнего прошлого// Просвещение Сибири, 1927. №10, с. 25 – 38

24. Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской школы (1917 – 1931): учеб. пособ. Для спецкурсов и спецсиминаров педвузов – Новосибирск, 1976

25. Шамахов Ф.Ф. Динамика развития общеобразовательной школы Западной Сибири в конце ХIХ – начале ХХ века. На с. 469 – 470 о количестве и типах школ в Новониколаевске до революции.

26. Шамахов Ф.Ф. Школа Западной Сибири между двумя буржуазно – демократическими революциями (1907 – 1917) г. – с. 23, 60, 100, 101.

27. Школа и учительство Сибири, 20-е, начало 30 –х годов: Материалы по истории культуры и интеллигенции Сибири/Отв. ред. Варлен Львович Соскин. – Новосибирск: Изд.-во Наука, Сибирское отделение, 1977.

28. ГАКО

29. НГГА

30. Электронный ресурс http://www.pressarchive.ru/kuzbasskemerovo/1999/11/05/295388.html

31. Косякова Е. Новый быт сибирского Чикаго: Очерки городской повседневности Новосибирска между войнами. – Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница». -2006. – 240с.

32. ГАКО (Р-372) оп.1 д.10

33.ГАКО(Р-372) оп.1д.8

34.Архив Новосибирского музея истории образования НСО Письмо Варфоломеевой

35. Музей школы №28 г. Кемерово Автобиография Осиповской Надежды Алексеевны 1954г.

36.ГАКО(Р – 372) оп.1д.2

37. ГАКО (Р – 372) оп.1д.6

38.Музей школы№28 г. Кемерово Личный листок по учету кадров.

 

 

 

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Крицкая Ольга
Спасибо, Светлана Михайловна. Наконец-то большой материал о Надежде Алексееве Тарасовой-Осиповской и о школе № 7 на Линейной. В ГАНО хранится фотоальбом Осиповской Н.А. Молоденькие они там, которые школу № 7 организовывали, Осиповская Надежда Алексеевна, Анисимова Надежда Григорьевна, Мышляева Мария Васильевна, Ленская Татьяна Васильевна, Чижова Александра Степановна и др.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
С удовольствием прочитал. Добавлю лишь, что при открытии школа получила имя Кольцова, а потом уже стала Крупской

Опубликовано пользователем Михаил Давыденко
Спасибо интересно . Не совсем понял правда почему 7 школу называют первой советской школой в Новосибирске .Кажется сама Надежда Алексеевна в своих воспоминаниях так и пишет . Но что имеется в виду ? Ведь школы работали кажется ещё с 1920 года.

Опубликовано пользователем Гость
Михаил, первая, построенная при Советской власти. А так, первой советской считается Веденяпинская на Большевистской. Ведь гражданский подвиг Тарасовой- Осиповской состоит в том, что она в годы разрухи, разгула бандитизма, эпидемий, она поехала в Москау к Крупской и добилась строительства школы.

Добавить комментарий

Target Image