80 лет Новосибирской области

28 сентября 1937 года вышло постановление ЦИК СССР «О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край». К Новосибирской области было отнесено 58 районов (из 113 районов края по состоянию на октябрь 1936 г.) и Нарымский округ с 8 районами. То есть, в момент образования область включала в себя территории современных Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. [3]

 В справке областной плановой комиссии руководству области (составлена не ранее октября 1937 г.) написано, в частности, следующее. «К началу 1937 г. население области исчислялось в 4 186 тыс. чел. […] Новосибирская область, расположенная на территории, превышающей территорию, занимаемую в Европе любой державой (Новосибирская область – 595 тыс. кв. км, Франция – 551 тыс., Германия – 472 тыс. […]), представляет собой мощный хозяйственный комплекс с крупной индустрией и широко развитым основательно механизированным сельским хозяйством. Вместе с тем мощная сырьевая база и энергетические ресурсы Новосибирской области […] дают основания предполагать, что в течение ближайших лет она будет в состоянии […] конкурировать с крупными промышленными областями Союза». [6]

Сентябрьское Постановление 1937 года стало отправной точкой в создании на востоке страны крупного хозяйственного района, в границах которого действовал полный технологический цикл – от производства или добычи сырья до выпуска готовой промышленной продукции. Сравнительно высокий уровень развития региональной экономики был обеспечен реализацией двух первых пятилетних планов (1928–1937), направленных на расширение и модернизацию её мощностей.

В конце 1930-х годов народное хозяйство Новосибирской области представляло собой сложный производственный комплекс, опиравшийся на мощную ресурсную базу. Одним из его базовых секторов являлись отрасли, связанные с получением и переработкой сельскохозяйственного сырья. В предвоенные годы Барабинская степь и северная часть Кулунды превратились в областную житницу, дававшую основные урожаи зерновых культур. В 1939 г. их средняя урожайность составляла 12,9 ц/га, что в 1,8 раза превышало уровень 1913 г. Несмотря на периодические неурожаи, к началу 1940-х годов валовой сбор зерна достиг 1 млн т [7]. Благодаря успехам хлеборобов выросло производство главного пищевого продукта. Если в СССР в начале третьей пятилетки (1938) на душу населения выпекалось 97,4 кг хлебобулочных изделий, то во вновь образованной области – 123,1 кг [9].

В рассматриваемый период в регионе развивались также мясомолочное животноводство и маслоделие. В 1937–1940 годах поголовье крупного рогатого скота выросло с 1,55 до 1,71 млн голов, овец и коз – с 1,26 до 2,02 млн, свиней – с 0,52 до 0,77 млн голов [7]. В 1938 г. в области произведено на душу населения 7,2 кг мяса и 3,8 кг масла (в целом по СССР – 6,7 и 1,16 кг) [9]. Эти данные свидетельствуют, прежде всего, о достижениях барабинских маслоделов, опережавших своих коллег из других районов страны. Прочная продовольственная база, созданная в регионе в годы третьей пятилетки, имела огромное значение для снабжения в военное время действующей армии и городского населения.

Сырьевой вектор экономического подъёма имел не только аграрную, но и индустриальную направленность. Область являлась обширной кладовой природных ресурсов, использовавшихся в промышленных целях. В северных районах (Нарым) были сосредоточены обширные лесные массивы. Здесь заготавливалась древесина, которая перерабатывалась затем на деревообрабатывающих предприятиях (Асино, Колпашево1). На востоке и юго-востоке располагался Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), служивший основой для топливодобывающей индустрии. В 1938 г. кузбасские шахтёры дали 13,04 % угля [9], добытого в стране, в 1940 г. – 12,7 % [5]. К началу войны только Донбасс обладал более высокой долей в общей угледобыче (51,7 %) [5]. Наличие кузнецкого чёрного золота обусловило рост производства электроэнергии в Новосибирской области с 22,4 млн руб. в 1937 г. до 43,6 млн руб. в 1939 г. (в неизменных ценах 1926/27 гг.). К концу 1930-х местная энергетика превысила общесоюзные показатели по выработке на душу населения (282,5 и 232 кВт•ч соответственно) [9]. Динамично развивающийся ТЭК создавал предпосылки для размещения в годы войны за Уралом заводов, эвакуированных из прифронтовых районов.

Наряду с угледобычей, на юге Кузбасса осуществлялась разработка рудных месторождений. Интенсивная эксплуатация подобных месторождений велась в Горной Шории, где добывались руды чёрных и цветных металлов, которые использовались в качестве сырья в металлургии (Сталинск, Гурьевск, Белово2). В начале второй пятилетки на территории Новосибирской области выпускалось 5,4 % чугуна, 3,8 % стали и 3,8 % проката, изготовленного в СССР, в начале же третьей – 10,4, 9,4 и 8,8 % соответственно [9]. По выпуску такой продукции регион занимал третье место в стране после Донбасса и Урала.

Переработка природного сырья в топливо, энергию и металл позволяла перейти к созданию машиностроительного комплекса. В предвоенные годы в области производилась техника, применявшаяся, прежде всего, в ресурсодобывающих секторах народного хозяйства. В Киселёвске и Прокопьевске3 выпускалось оборудование для угледобычи, в Новосибирске – техника для обогащения руды и металлообрабатывающие станки. В это же время заложены основы оборонной индустрии. Итог 1938–1940 годов в новосибирском авиастроении – около 900 боевых самолётов, в промышленности боеприпасов – 330 тыс. снарядов, 415 тыс. взрывателей и 26 млн патронов. (Хотя вклад местного военпрома в укрепление обороноспособности Советского Союза был весьма невелик: в продукции авиапромышленности страны – 0,7 %, боеприпасной – 1,5 %. В целом развёртывание в регионе крупномасштабного выпуска боевой техники и боеприпасов произошло уже в военные годы.)

Одной из новых отраслей, наряду с машиностроением, стала химическая промышленность. В Кузбассе за счёт коксующихся углей организовывалось производство синтетического каучука, необходимое для выпуска резины и резиновых изделий. На основе коксового газа налаживалось получение азотных соединений, служивших сырьевым компонентом при изготовлении взрывчатых веществ. Кузбасская азотно-туковая химия являлась производственным направлением, изначально ориентированным на тесную кооперацию с формировавшейся индустрией пироксилиновых порохов (Кемерово). В результате закладывался фундамент одного из крупных многоотраслевых комплексов, конечной продукцией которого являлись артиллерийские боеприпасы.

Предвоенный экономический бум в Новосибирской области сопровождался ростом индустриального строительства. В рамках третьего пятилетнего плана на востоке СССР осуществлялась программа по сооружению производственных объектов, которые должны были дублировать выпуск изделий, производившихся на предприятиях европейской части страны. В 1938–1940 годах во вновь образованном регионе действовало более 40 промышленных строек, где возводились угольные шахты, металлургические, машиностроительные, химические заводы [4].

Развитие региональной экономики стимулировало активное использование сети транспортных коммуникаций. Ведущее место в ней занимала Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая всю область в единое хозяйственное пространство. По её стальным нитям осуществлялась доставка сырья и материалов на заводы и фабрики, а также миграционное движение между городами, между сельскими районами и городами. С 1937 по 1939 г. объём грузовых перевозок по Томской железной дороге вырос с 39,5 до 44,7 млн т, пассажирских перевозок – с 13,3 до 16,2 млн чел. [9]. Только за эти годы масштабы грузоперевозок на поездах увеличились в полтора раза, пассажироперевозок – в два раза. В годы войны железнодорожная сеть превратилась в важнейшую транспортную артерию, обеспечившую как эвакуацию предприятий и населения, так и доставку на фронт боевых резервов, вооружения и боеприпасов.

Наличие в регионе судоходных рек (Обь, Томь и др.) позволяло осуществлять перевозки и водным путём. Хотя по сравнению с железными дорогами, водный транспорт играл менее существенную роль. Ещё меньшее значение имели автомобильное движение и авиация, на которые приходилась небольшая доля грузовых и пассажирских потоков. Вместе с тем, в предвоенное время Новосибирская область обладала разветвлённой транспортной инфраструктурой, являвшейся одним из факторов её экономического развития.

Таким образом, в конце 1930-х годов в Новосибирской области существовало три экономические зоны. Это – связанные между собой производственной кооперацией – центр (Новосибирск), восток и юго-восток (Кузбасс), где добывались полезные ископаемые, и осуществлялась их переработка в электроэнергию и сырьё, за счёт которых выпускалась конечная продукция (от оборудования до самолётов и порохов); север (Нарымский край и примыкающие к нему с юга районы), ориентированный на лесозаготовки и обработку древесины; юго-запад (Бараба и Кулунда) с опорой на сельское хозяйство и производство продовольственных товаров. С такой хозяйственно-территориальной структурой регион вступил в Великую Отечественную войну.

В это время в связи с ростом военной индустрии он был дважды разукрупнён. Указом ПВС СССР от 26.01.1943 из состава Новосибирской области выделилась Кемеровская, Указом от 13.08.1944 из состава Новосибирской и Кемеровской областей – Томская. Ещё до войны, в 1939 г., и в 1944 году к Новосибирской области была присоединена часть территории Алтайского края: Кочковский район, Андреевский, Веселовский4, Карасукский и Краснозёрский районы.[3] В результате область получила территорию, которая практически совпадает с современными границами и имеет площадь 178,2 тыс. кв. км. [2]

За семьдесят лет, прошедших со дня Победы над фашизмом, областная экономика претерпела огромные изменения. После административно-территориальных преобразований 1943–1944 годов основным центром хозяйственной жизни региона стал Новосибирск. Получив мощный импульс в условиях военной поры, город продолжал интенсивно развиваться и в послевоенные десятилетия. Во второй половине 1940-х – конце 1980-х основу его промышленности составляло военное и гражданское машиностроение, опиравшееся на научно-образовательный комплекс. Что касается районов и городов областного подчинения, оставшихся в составе области, то они сохраняли в основном агропромышленную специфику. Лишь в отдельных местах разрабатывались месторождения нефти (Северный район) и строительного сырья (Искитимский район). Вплоть до распада СССР в структуре регионального хозяйства преобладали наукоёмкие отрасли, производившие готовую высокотехнологичную продукцию.

Подобная экономическая структура в итоге оказалась роковой для индустриально высокоразвитой Новосибирской области. Радикальные рыночные реформы 1990-х годов привели к моментальному разрыву сложившихся в Советском Союзе технологических цепочек, в которые были включены ведущие новосибирские предприятия. Нарушение работы хозяйственного механизма привело к лавинообразному спаду промышленного производства. Его адаптация к рынку носила весьма болезненный характер и сопровождалась резким сужением сферы применения наукоёмких технологий. В этих условиях на первое место вышли торговля и услуги, ставшие основными нишами для развития постсоветского предпринимательства.

В начале XXI века на волне общероссийской стабилизации Новосибирской области удалось выйти из кризисного пике. Началось быстрое восстановление традиционных отраслей – промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства. Несмотря на циклические кризисы (1998, 2008–2009, 2014–2016 гг.), регион демонстрирует положительную динамику хозяйственного развития. Наиболее показательно об этом свидетельствуют статистические данные за последние несколько лет. В 2010–2014 годах совокупный оборот местных предприятий и фирм по всем видам экономической деятельности вырос с 895,1 до 1275,6 млрд руб. или на 42,5 %. Однако источники данного роста кардинально отличаются от тех, которые существовали в советский период. В первой половине 2010-х годов в экономике заметно увеличилась доля торговли и технического обслуживания – с 37,5 до 46,5 %. В то же время удельный вес обрабатывающих производств сократился с 16,2 до 14,7 %, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – с 12,8 до 8,5 %, добычи полезных ископаемых – с 1,8 до 1,7 %, строительства – с 4,3 до 3,3 %, транспорта и связи – с 20,0 до 17,6 % [1]. Несмотря на частичное возрождение хозяйственного потенциала, продолжается тенденция к его деиндустриализации. Происходит медленная деградация и утрата уцелевших остатков советского «индустриального чуда», обеспечившего когда-то технологический прорыв области от добычи и переработки минерального сырья к выпуску сложных машин, а затем и электроники.

Но наряду с негативными, постепенно проявляются и позитивные тенденции экономического развития. Символом положительных перемен является Технопарк, недавно построенный в новосибирском Академгородке. Его инфраструктура призвана обеспечить прикладные разработки в области приборостроения, информационных технологий, биотехнологий и биомедицины, нанотехнологий и новых материалов. Эти разработки должны стать основой для инновационного бизнеса, способного дать современному потребительскому рынку высокотехнологичные товары, имеющие высокую рентабельность. Но для достижения этой цели необходимы соответствующие производственные мощности, которых в регионе пока нет. Решение данной проблемы может обеспечить программа реиндустриализации, разработанная областным правительством в 2015 году. От степени её реализации зависят дальнейшие перспективы развития региональной экономики, находящейся перед непростым выбором: окончательно превратиться в большой «торгово-развлекательный центр» или подняться на уровень инновационных технологий XXI века в промышленном масштабе.

Романов Р.Е. Новосибирская область: 80 лет со дня образования // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. 2017

 

1 Ныне города Томской области.

2 Новокузнецк (бывший Сталинск), Гурьевск и Белово – города Кемеровской области.

3 Ныне – города Кемеровской области.

4 В 1963 г. в связи с укрупнением районов Новосибирской области Андреевский район включён в состав Карасукского района, сельсоветы Веселовского – переданы в Карасукский и Краснозёрский районы.

ИСТОЧНИКИ:

1. НОВОСИБИРСКАЯ область в цифрах, 2014 : стат. ежегодник : (по кат. 1.12) / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и.], 2015. – 132 с. : граф., табл. – См. с. 18.

2. БИРЮКОВ А.Д. Новосибирская область / А.Д. Бирюков, В.А. Зверев, Л.В. Лбова // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2010. – Т. 2. – С. 499–505. – См. с. 499.

3. СПРАВОЧНИК по административно-территориальному устройству Новосибирской области, 1937–2006 гг. / Упр. гос. арх. службы Новосиб. обл., Гос. арх. Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и], 2007. – 601, [1] с. : ил. – См. с. 17, 34, 50, 63, 72, 131.

4. ОБОРОННАЯ промышленность Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны : док. науч. изд. / Упр. гос. арх. службы Новосиб. обл., ОГУ «Гос. арх. Новосиб. обл.», Ин-т истории СО РАН. – Новосибирск : ОГУ «ГАНО», 2005. – 872, [1] с. : ил., табл., [8] л. ил. – См. с. 46.

5. ПАРАМОНОВ В.Н. Россия в 1941–1945 гг.: проблемы индустриального развития. – Самара : Самар. гос. мед. ун-т, 1999. – 560 с. – См. с. 243.

6. «НОВОСИБИРСКАЯ область… представляет собой мощный хозяйственный комплекс…» // Наша малая родина : хрестоматия по истории Новосиб. обл., 1921–1991. – Новосибирск, 1997. – С. 156–159. – См. с. 156, 157.

7. ГОНЧАРОВ П.Л. Сельское хозяйство и аграрная наука в Сибири и Новосибирской области // Страницы истории Новосибирской области : Люди, события, культура : I обл. науч.-практ. конф. краеведов : тез. докл. и сообщ. – М., 1995. – Ч. 2. – С. 5–7. – См. с. 5.

8. РАБОЧИЙ класс Сибири в период упрочения и развития социализма / В.В. Алексеев [и др.] ; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1984. – 376 с., [8] л. ил. – (История рабочего класса Сибири).

9. НОВОСИБИРСКАЯ область в 1939 г. : стат. сб. Новосиб. обл. плановой комис. – Новосибирск : [б. и.], 1940. – 300, [4] с. – См. с. 124, 125, 232, 233.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. ОСНОВНЫЕ направления социально-экономического развития Новосибирской области : Экономика. Соц. сфера. Система упр. : Новосиб. обл. Новые пути развития / Правительство Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и.], 2016. – 179 с. : ил., табл., диагр.

2. НОВОСИБИРСКАЯ область : атлас. – Новосибирск : Картогр. ф-ка, 2013. – 127, [1] с. : ил.

3. НОВОСИБИРСКАЯ область. 75 лет : Люди, события, факты / Правительство Новосиб. обл. – Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2012. – 639 с. : ил., портр. – Разд.: Краткий очерк истории Новосибирской области / А.А. Николаев. – С. 7–40; Полвека созидания и роста : Новосиб. обл. в 1937–1990 гг. : [из публикаций обл. газ. «Совет. Сибирь»]. – С. 41–564; На изломе исторического пути : Новосиб. обл. в 1991–2011 гг. : [ст. «Исходное состояние и движущие силы трансформации», «Хронология некоторых событий», «Макроэкономические изменения[…]»] / А.А. Кисельников [и др.]

4. НОВОСИБИРСКАЯ область : 75 лет со дня образования / подгот. Л.М. Харчук // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год. – Новосибирск, 2011. – С. 217–219. – Библиогр.: с. 219. – О географическом положении и современном социально-экономическом развитии области.

5. АНФИНОГЕНОВА Н.М. 70 лет со дня образования Новосибирской области (1937) // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год. – Новосибирск, 2006. – С. 139–141. – Библиогр.: с. 141–143. – Об истории административно-территориальных преобразований в границах современной Новосибирской области (с 1917 г.).

  

категория: 
подкатегория: 
Average: 2.7 (3 votes)

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image