Рождество Христово – один из самых больших, светлых и древних христианских праздников. С этого дня начинаются Святки, дни прославления Христа, которые продолжаются до Крещения (19 января). При Советской власти ввели григорианский календарь. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Оказывается, поменять календарь придумали не большевики, предложения о приведении летоисчисления в соответствие с заподноевропейским календарём поступали в царское правительство с середины 19 века. Но церковь в России отказалась от перехода к григорианскому календарю, оставив юлианское летоисчисление, поэтому празднование Рождества перенесли с 25 декабря на 7 января.
Кроме того, в 1920-х годах XX века религиозные праздники, в том числе и Рождество, стали искореняться атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. Рождественские дни в календарях 1919-1923 годов отмечены 7 и 8 января (из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь), а в 1924-1929 гг. — 25 и 26 декабря.
Так, в 1925 году Ново-Николаевский губернский исполнительный комитет постановил Рождество праздновать по старому стилю – 25 и 26 декабря. Это были праздничные дни отдыха. К ним относились также и страстная суббота Пасхи (18 апреля), Пасха (19 апреля), Вознесение (28 мая), Духов день (8 июня), Преображенье (6 августа), Успение (15 августа). В эти дни, говорилось в постановлении губисполкома, «воспретить производство работ во всех учреждениях и предприятиях, за исключением водопроводов, электростанций, больниц, аптек, телефонов, телеграфа, а также и тех, которые не могут быть остановлены по условиям производства работ».
Представляете, какая путаница была в головах у жителей нашей страны: что праздновать и когда праздновать?
Газеты в 1924 году сообщали читателям, на что все-таки решились горожане в разных уголках Сибири.
Красноярцы заявили, что Рождество они не признают ни по-старому, ни по-новому, поэтому праздновать его не будут совсем. Служащие Затона в Новониколаевске решили 30 и 31 декабря «работать обыкновенно, а зарплату за первый день перечислить в пользу германских рабочих, а за второй – в пользу безработных».
В Барнауле церковь хотела отмечать Рождество по-старому – 25 и 26 декабря, а рабочие – по-новому: «Не хочем праздновать по-старому, хочем идти вместе со всем остальным миром».
В Омске решили перенести праздничные дни с 25 по 26 декабря на 31 декабря и 2 января.
В Ленинске собрание постановило, что «рабочие должны устраивать и праздновать свои пролетарские праздники и отказываться как от праздников Рождества и других церковных праздников, так и от всяких поповских обрядов, которые веками туманили головы рабочего класса и крестьян».
Даже представить себе сложно, что чувствовали и в каком смятении находились горожане, а особенно сельские жители, когда начали строить новый быт и решили отказаться от «поповских праздников». Атмосферу тех лет можно почувствовать, полистав газеты того времени.
Основной упор в пропаганде новых идей делали на молодое поколение. Газета «Путь молодежи» в 1925 году публиковала советы, как по-новому отмечать религиозные праздники, какими современными мероприятиями заменить старые обычаи старины. Пионеров рекомендовали «отвлечь от религиозной обстановки, сделать так, чтобы они пошли вместо церкви, вместо рождественских гуляний на веселый привлекательный утренник или вечер, организованный отрядом вместе со школой. Нужно устроить хорошую снежную горку, устроить состязание, игры. Провести беседу – разъяснить сущность Рождества, его связь с хозяйственной и общественной жизнью людей, сопоставить с ним события 1905 года. Улучшить жизнь трудящихся могут только они сами, а не Христос и не религия и вера».
Главная задача среди молодежи постарше – отвлечь ее от пьянства. В заметке (газета «Путь молодежи») один из авторов дает такие советы: «Льется рекою водка в праздники. Таков обычай русской старины. В Рождество объявили войну пьянству. Отвлечем молодежь от самогонки и сорокаградусной усилением нашей культурной работы, устроим хороших, полезных и разумных развлечений. Задача – не допустить в праздник Рождества пьянства среди молодежи. Каждый комсомолец должен иметь какую-либо нагрузку, связанную с проведением праздничных дней. Например, спектакли, вечера, физические развлечения, лыжи, коньки, катание с гор».
А на молодежных вечерах в 1925 году газета рекомендовала исполнять вот такие частушки:
***
И никак я не пойму,
Как это бывает?
Как декабрь только приходит
Бога мать рожает.
***
Нынче в небе божья мать
Думает не даром,
Каким стилем ей рожать,
Новым или старым.
***
Мы не балуем святых,
Всякими поблажками,
И наукой с неба их
Побросай тормашками.
***
Комсомольца любишь
Надо измениться,
Крест на шее не носить,
Богу не молиться.
***
Не хочу в церковь ходить,
Стоять у пороженька.
Лучше будет мне вступить
В общество «безбожников».
***
Не хочу Богу молиться,
К комсомольцам в клуб пойду,
И про Бога сущу правду –
Там я в книжечках найду.
***
Снежки пали, словно пух.
Пали и растают,
Изменился народ вдруг:
Попа не пускают.
***
На деревне, на селе
Церковь стала лишней.
Не поест уж попадья
Пирога яишного.
***
И молились, и простились
Все старухи, каялись.
Нажрались на Рождество,
Животами маялись.
***
Комсомол – народ веселый,
Распотешился.
А поповское житье –
Просто вешайся.
***
Ходит Ванька по деревне
Ухмыляется:
Пропаганда против Бога,
Расширяется.
***
Не гони, мамаша, в церковь,
Я не богомолочка,
Запишусь в эр-ка-сэ-эм –
Стану комсомолочка.
***
Мое сердце приуныло,
С милым я рассталася:
В церковь звал меня венчаться,
А я отказалася.
***
Зазвонили в колокол,
Зажгли свечи сальные,
А мы с милым в комсомол пошли на собрание.
Нынче право новое,
Людям не до Бога:
Везде клубы, да советы,
Да ячеек много.
Можно было и антирелигиозные загадки загадывать.
Пропажа яиц
В деревне 40 дворов. Каждый двор должен попу за «труды» святые, по пятку яиц. Поп обошел старательно всю деревню, и по возвращении домой у него в корзине оказалось пять десятков. Куда девались остальные? (Остальные не дали попу яиц).
Долго сидел на гробах, позавяз у всех в зубах, а теперь на всех косится, на старое место просится. Кто? (Крест).
Долгогривый, а не конь, долгополый, а не баба, языком намолотит хлеб, наколотит себе в приход, а мужикам в расход? (Поп).
С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово, исключив этот праздник из официального календаря. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем. Согласно постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю»: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».
Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днем. Постепенно люди возвращаются к своим истокам, полностью осознавая великое религиозное значение этого праздника.
Подготовила Людмила Кузменкина
Комментарии
Видела как-то старую
Добавить комментарий