Ко Дню города и 70-летию «Сибирского Колизея» «Комсомолка» публикует его архивные фотографии и истории, связанные с ними.
Новосибирский оперный у всей страны на устах после скандала вокруг постановки «Тангейзер». Но не всегда о нашем театре говорили в контексте современной трактовки классики. К 70-летию НГАТОиБ Музей города Новосибирска решил восстановить его историю по архивным фото. Еще в марте кинули клич: присылайте раритетные снимки, в которые попали колонны или купол главного театра Сибири. Сибиряки откликнулись, завалив музей черно-белыми фотокарточками.
Поразглядывать самые интересные из них можно в материале «Комсомолки».
Фото: личный архив Анны Аксеновой
Это сейчас фасад оперного театра украшают огромные афиши, зазывающие новосибирцев на балет. Полвека назад были другие тренды: рекламировали не спектакли, а КПСС. В личном архиве жительницы Новосибирска Анны Аксеновойесть фотография, сделанная предположительно в 1954 году. Над входом в театр висит полотно: Под знаменем Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина, под руководством Коммунистической партии - вперед к победе коммунизма!
- На фотографии моя бабушка Валентина Николаевна Коркина (на фото она крайняя слева) со своими коллегами, молодыми геологами. Она как раз окончила Саратовский геологоразведочный техникум и приехала работать по распределению в Новосибирск в «Березовскую экспедицию», - рассказывает о снимке Анна.
Фото: предоставлено Музеем города Новосибирска
Лавочки возле оперного были всегда. Вот и на этом снимке на одну из скамеек присели прохожие. В какое время года сделано фото, можно только предположить. Несмотря на деревья в листьях, под ногами у девушек, кажется, лежит снег. И если одна из них в босоножках, то другая - в более теплой обуви и пальто.
Погода в Сибири, похоже, непредсказуема всегда: что сейчас, что полвека назад.
Фото: личный архив Дмитрия Травина
Уже многие десятилетия театр «сторожат» каменный Ленин, тройка красноармейцев, а также рабочий и колхозница, но поставили их только в 1970 году. До этого на месте скульптур находился памятный камень, посвященный Ильичу.
- Эти фотографии были сделаны в июле 1968 года на воскресной прогулке по центру города. На них - моя бабушка Татьяна Семеновна и дедушка Геннадий Андреевич Травины, они гуляют вместе с дочкой Наташей, моей будущей мамой, - комментирует снимок 25-летний экономист Дмитрий Травин. - Причем бабушка с моей мамой сфотографированы у памятного камня, на котором написано, что здесь будет установлен памятник. Сейчас, как известно, он уже давно стоит…
Фото: предоставлено Музеем города Новосибирска
У каждого свое воспоминание, связанное с оперным театром. ЖительницаНовосибирска Галина Сахарова, например, никогда не забудет свой первый поход в храм искусства. На дворе стоял 1956 год, а ей было всего 5 лет. Семья жила в пригороде - в поселке Чик.
- Поездка «в город» считалась особенно радостным и необычным событием. Я с родителями ездила в Новосибирск на электричке, как правило, летом - в Цирк шапито и в Новосибирский зоопарк, который мы тогда называли зверинцем, - вспоминает Галина Михайловна. - А уж побывать в оперном - я об этом и мечтать не могла. И вот к нам в Сибирь приехала в гости из Владивостока сестра моего отца с сыном, почти моим ровесником. Отцу нужно было чем-то удивить сестру, и он купил билеты в оперный на знаменитый балет Чайковского «Лебединое озеро»! Родители как могли приоделись. Нас тоже нарядили. Но была зима. И мы приехали в валенках. Каково же было наше удивление, что нас не пустили в театр без второй обуви... Удивление - это мягко сказано. Сколько было слез разочарования! Лично я помню то состояние обиды, по-моему, до сих пор. Но нет худа без добра, как говорится. Отец сходил к администратору театра, объяснил ситуацию. В итоге нас впустили в зал, когда погас свет, провели на самый верхний ярус (а не на наши места в партере) и попросили не выходить в антракте. Словом, сидеть тихо-смирно, хотя нам так хотелось посмотреть театр и побывать в буфете, попробовать мороженое в металлических чашечках с ложкой ... Да и элементарно сходить в туалет! После спектакля нас тоже таинственно, как мне показалось, вывели по лестнице. С тех пор я знала, что «театр - это храм искусства» и приходить туда нужно по-особому подготовленным!
Фото: личный архив Людмилы Ласуковой
По плакату «Миру - мир» и людям с красными флагами вы, наверное, уже догадались, что это фото сделано 1 мая. Дело было в 1970-х годах. Начало этого десятилетия обернулось для оперного запоздавшей оттепелью. В то время дресс-код в храме искусства был уже не таким строгим.
- По 1973 год я училась в Институте народного хозяйства, практически рядом с оперным, - вспоминает жительница Новосибирска Галина Сахарова. - И мы бегали в театр на все премьеры - покупали билет за 30 копеек на третий ярус. Иногда отстаивали огромные очереди за билетами на выступления гастролирующих эстрадных певцов и артистов балета... И уже никто не разворачивал нас на входе за неподобающий внешний вид и отсутствие запасной обуви. Хотя теперь, спустя время, я понимаю, что следовало бы сохранить прежние порядки, чтобы чувствовать себя в театре действительно как в храме культуры.
Фото: личный архив Натальи Пономаревой
На этом снимке запечатлено знакомство двух сватий - Лидии Захаровой и Александры Цыбко. Через несколько дней женщины отпраздновали свадьбу своих детей, а в семейном архиве появилась эта карточка, которая теперь есть и в Музее города Новосибирска.
Фото: личный архив Анны Аксеновой (снимок театра) и Светланы Домащенко (снимок В. Булгакова)
Чтобы попасть в оперный театр не в качестве зрителя, а в качестве артиста, нужно обладать недюжинным талантом и, конечно же, дипломом. Но так было не всегда. С 1960-х по 1984 год в театре исполнял вокальные партии обычный повар столовой № 45 Левобережного треста Владимир Булгаков (он на фото). Молодой человек каждый день ходил мимо оперного на работу и однажды решил: «Попробую себя в качестве артиста!» В приемной комиссии оперного удивились такой наглости, но все-таки оценили смелость и голосовые данные юноши и приняли его в ряды труппы. В результате утром и днем Булгаков работал в столовой, а вечером был задействован в спектаклях, пел в них! У Булгакова были три дочки. Когда у девчонок в школе спрашивали: «Кем работает ваш папа?» - все время возникали казусы. Одна говорила: «Поваром», две другие: «Артистом».
Фото: предоставлено Музеем города Новосибирска
А у жительницы Новосибирска Земфиры Архангельской с оперным связаны воспоминания из детства. Ее изображение, еще школьницы, красовалось на здании театра.
- Мы жили в Октябрьском районе в одном доме со скульптором Верой ФедоровнойШтейн, которая оформляла лепкой барельеф над входом в театр, - поясняет Земфира Архангельская. - Меня и моего младшего брата Вера Федоровна пригласила ей попозировать. Мне тогда было 15 лет, брату - 10. На барельефе мы - дети Востока, стоим рядом и хлопаем в ладоши. Вера Федоровна работала над барельефом в театре, и мы раза четыре ходили с ней через мост пешком в оперный и позировали.
Фото: архив Новосибирского театра оперы и балета
Но, пожалуй, самое старое предание об оперном передается из уст в уста в семьеЛемещенко. И связано оно с Днем Победы.
- Моей мамы - Елены Николаевны Васильевой - уже давно нет на этом свете, но память о ней напрямую связана с оперным театром и маем 1945 года, - рассказывает 75-летняя Ирина Лемещенко. - Тогда моя мама, будучи помощницей администратора в театре, взобралась на купол. Без страховки, без привязки какой-либо! И водрузила знамя Победы на куполе театра. Ей было неполных 28 лет. К сожалению, ни одной фотографии о знаменательном событии в нашем семейном альбоме не осталось, но помнить об этом мы будем всегда.
А через несколько дней - 12 мая 1945 года - в здании театра состоялась премьера оперы Глинки «Иван Сусанин».
- На открытие Оперного театра, которого ждал весь город, папе, как одному из лучших работников эвакуированного московского прожекторного завода, выделили два билета, - вспоминает Тамара Захир. - Мама не могла с ним пойти. Болела моя младшая сестра, которая после долгой эвакуации из Москвы несколько лет не могла выйти из бесконечной череды болезней. Мама надела на меня лучшее платье. Выбор был совсем небольшой - из двух. Я до сих пор помню это платье: темно-синее шерстяное, перешитое из маминой юбки, с кармашком на груди, в который мама положила мне белый батистовый платочек, обвязанный зелеными нитками. Традиционные косички с белым бантом были заплетены туго-туго. И мы отправились в театр. Давали оперу «Иван Сусанин». Именно «давали». Так мне сказал папа: «будут давать оперу». Открылся занавес. И мы попали в совсем другой мир. В нем жили другие люди. Другие одежды, они разговаривают на языке песен. Женщины в длинных сарафанах, у мужчин были бороды - и это то, что я тоже увидела впервые. Величие, красота и торжественность того дня вспоминаются мне каждый раз, когда я снова и снова попадаю в наш Оперный.
С тех пор и пишется его история, втягивающая в свою орбиту множество человеческих судеб, что и отражается на интересных снимках на фоне самого большого театра в России.
Фото: из архива Музея города Новосибирска
Виктория Минаева
Комментарии
По воспоминаниям моего отца,
Добавить комментарий