65 лет назад в Новосибирске, наконец, соединились оба берега Оби.
Одни называют его коммунальным, другие — Октябрьским. Верно и то, и другое. Коммунальный — потому, что принадлежит городскому хозяйству, выполняет коммунальную функцию. Октябрьский — потому, что движение открыли в октябре, как раз к 38-й годовщине Октября. Для города это был большой праздник. Мост был жизненно необходим быстро растущему Новосибирску, население которого приближалось уже к миллиону жителей. Горожане порядком намучились добираться с одного берега на другой. Летом, правда, действовал понтонный мост, но его приходилось часто разводить, чтобы пропускать суда. Зимой можно было пешочком по льду перейти. А вот осенью и весной единственным средством сообщения между берегами были пригородные поезда.
Перерезаны алые ленты…
Не случайно поэтому на торжественное открытие коммунального моста (так его все называли) собрались десятки тысяч новосибирцев. Оно произошло в пять часов вечера 20 октября 1955 года. Много было торжественных речей представителей власти, строителей, общественности города. Испытания моста прошли успешно. Их провели еще 13–15 октября специалисты кафедры и мостостанции НИИЖТа. В качестве нагрузки пустили по мосту 113 груженых автомобилей.
«В 17 часов 45 минут были перерезаны алые ленты на правой и левой сторонах моста. Потоки людей устремились навстречу друг другу. Двинулись трамваи, автобусы, затем легковые машины», — писали газеты.
«Берия слушает!..»
Потребность в мосте, который соединил бы основную часть Новосибирска с его промышленным Кировским районом, появилась еще в двадцатые годы. В 1938 году проект моста был готов. Его автор — Г. Попов. Но помешала война…
В 1946 году секретарь обкома ВКП(б) М. Кулагин обращается с докладной запиской о строительстве второго моста через Обь к заместителю председателя СНК СССР А. Косыгину. Но дело как-то застопорилось. Два года назад в интервью «ВН» Владимир Прокофьевич Богаенко, возглавлявший в те годы дирекцию строительства коммунального моста, вспоминал интересную историю, которую ему рассказал председатель горисполкома Иван Михайлович Афанасьев.
Вызывает как-то раз того первый секретарь обкома Яковлев и наказывает отправляться в Москву и без разрешения о строительстве моста не возвращаться. Но на всякий случай дает прямой телефон Берии. Обошел Иван Михайлович все министерства и ведомства — бесполезно. Нет денег. Решился на крайнее. В одном из кабинетов набрал номер телефона.
— Берия слушает!..
…И дело завертелось
17 октября 1951 года было принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве коммунального моста в Новосибирске. А в начале 1952 года начались подготовительные работы. Они затянулись — пришлось переселять жителей из района строительства, сделать планировку территории, создать такие предприятия, как бетонный завод, лесозавод, склад металлоконструкций. Большие изменения претерпел и первоначальный проект моста.
«Народ работал достойный. Ребята лихие»
Октябрьский мост в 50-е
Первыми приступили к делу геодезисты. Нужно было сделать все необходимые промеры и расчеты. По мнению главного инженера строительства Николая Богдзеля, «огромный объем работ был выполнен быстро и на весьма высоком уровне. Достаточно сказать, что подпятники опор забетонированы с точностью до двух сантиметров. Опоры же представляют собой сооружения площадью до четырехсот квадратных метров».
Потом с Украины приехало около 400 строителей. Здешние морозы и бураны для многих были непривычными. Но работы не прекращались ни на один день при любой погоде. Например, в 40-градусный мороз бетонировалась двенадцатая опора с которой начинается мост на правом берегу. Зимой в кессоны для подогрева грунта и людей подавали горячий воздух. Строители расположились в бывшем здании школы (теперь театр «Старый дом»). Здесь у них были и контора, и красный уголок. Позже плотники стали строить вокруг школы бараки. Потом приехали семьи.
Владимир Богаенко рассказывал, что народ на строительстве моста работал достойный. Грамотные, хорошо подготовленные инженеры. Ребята лихие. Многие воевали. Потом занимались на Украине восстановлением мостов, разрушенных во время войны.
В феврале 1953 года начались кессонные работы. Многие выполняли до трех-четырех норм в смену. В некоторые дни выработка лучших рабочих достигала пятисот процентов. Здесь работали бетонщики, арматурщики, монтажники, клепальщики, изолировщики, плотники, облицовщики, маляры, каменотесы. Но все эти рабочие были прежде всего верхолазами. Многие совмещали профессии.
Среди строителей моста были и рационализаторы. Всего реализовали свыше 400 рационализаторских предложений, что дало больше двух миллионов рублей экономии.
Большую помощь оказывали горожане. Например, быстро убрали весной со льда до ледохода несколько тысяч тонн различного имущества и материалов.
«Первый в практике мостостроения»
Мост наш по конструкции своей особенный: первый, как тогда говорили, в практике мостостроения. До этого никогда и нигде не строили таких длинных пролетов — более 120 метров.
Вторая особенность — использование специальной высокопрочной и упругой стали, которую создали металлурги. Только поэтому огромные арки выдерживают колоссальную тяжесть пролетных строений. По проекту сборка пролетных строений должна была вестись только с правого берега. Однако строители на свой страх и риск работали с обеих сторон одновременно. Для этого пришлось перевозить тяжелые металлоконструкции (весом более 20 тонн каждая) на тракторах по льду на левый берег.
Все детали для моста изготавливались в Новосибирске, кроме стальных ажурных конструкций. Их привозили собранными звеньями из Челябинска и Кузнецка. Вся Большевистская улица была ими загромождена. Потом их здесь окончательно собирали, проверяли каждую клепку и монтировали. В каждой детали были заранее высверлены отверстия для заклепок. Остается удивляться: с какой точностью все это было сделано, потому что при монтаже на мосту все 380 тысяч отверстий сошлись одно к одному.
«…За время строительства, — сообщил главный инженер Н. Богдзель на торжественном митинге, — со дна Оби из-под опор было извлечено 17 тысяч кубометров песка и скал, уложено в опоры и проезжую часть 55 тысяч кубометров бетона и железобетона, смонтировано и склепано 8,5 тысячи квадратных метров гранитной облицовки опор».
Красавец-мост протянулся в длину более чем на километр, возвышаясь над уровнем воды на 30 метров.
Инженер Владимир Богаенко вспоминал, что «мост должны были украшать каменные пилоны с бра для освещения. И вдруг Хрущев издает распоряжение о строжайшей экономии средств. Нам не хватило всего несколько десятков тысяч рублей, чтобы мост обрел задуманное проектировщиками и архитекторами лицо… И вот эта просадка дамбы с моста на Горскую не должна была быть».
С тех пор прошло 65 лет. Новосибирцы с благодарностью вспоминают и строителей, и проектировщиков моста, который стал историческим памятником и даже был помещен в эмблему города.
Людмила Кузменкина
Фото Галина Тихонова
Комментарии
Как-то холодно стало...
"Новосибирцы с благодарностью
Добавить комментарий