2 ноября 2020 г. исполнилось 60 лет со дня открытия мемориального художественного панно в сквере Героев революции (Новосибирск, 1960 г.).
Первой работой, давшей художнику имя, стало панно, созданное в сквере Героев революции и ставшее одним из первых значительных произведений монументального искусства в Новосибирске. История сквера началась в январе 1920 года, когда в братской могиле в центре Новониколаевска были погребены жертвы колчаковского террора. Это были военнослужащие Барабинского стрелкового полка колчаковской армии, восставшие против своего командования в ночь на 7-е декабря 1919 г.; узники городской тюрьмы и арестантского дома, расстрелянные и зарубленные перед вступлением в город частей 27-й дивизии 5-й Красной Армии и партизан армии Е. Мамонтова. Всего – 104 человека.
В 1922 году новониколаевцы поставили надгробный монумент, выполненный по проекту художника В. Н. Сибирякова и инженера А. И. Кудрявцева. На долгие годы этот памятник – рука с горящим факелом, прорвавшаяся из скалы, стал одним из символов Новониколаевска-Новосибирска.
В 1924–1925 годах перед памятником возводится Дом Ленина и оформляется сквер памяти жертв революции. А в 1957-м сюда со старого городского кладбища перенесли останки революционеров, расстрелянных в 1918 году: А.И. Петухова, Ф. П. Серебренникова, Ф. И. Горбаня и других. В названии сквера слово «жертвы» заменили словом «герои». Именно тогда, в 1957-м 27-летнийАлександр Чернобровцев по собственной инициативе сделал для сквера (для стены между сквером и Домом Ленина) проект монументального панно. По воспоминаниям Александра Сергеевича, когда приступил к работе, то «и сам не знал, художник я или еще нет, хоть и закончил институт с отличием». Стал работать с архивными документами, в частности, прочел протокол опознания ста четырех казненных. Этот документ помог представить трагические события так, как будто и сам был их участником, помог представить себя самого на месте убитых людей. Исторический момент вступления красноармейских частей и партизан в Новониколаевск, опознания жертв белогвардейцев лег в основу работы, выполненной в технике цветного бетона на стене площадью 600 квадратных метров. Натурщиков для своей работы Чернобровцев искал прямо на улице. Всего ему позировали около ста пятидесяти человек, в том числе – свидетели гражданской войны. Рассказы этих людей о трагическом прошлом настолько потрясли художника, что, по его словам «потом довольно трудно было работать». Одним из убиенных Александр Сергеевич изобразил себя. Руководство области поддержало молодого художника, предложившего свой проект. В одном из соседних домов выделили подвальное помещение. Началась работа по воплощению замысла. «Довольно сложно было – просидеть полтора года в подвале и делать эти тяжелые плиты, каждая по180 килограммов. ...Думал, что не доживу до конца работы», – вспоминает Александр Сергеевич. Поистине бесценной оказалась помощь учеников мастера из рабочей студии живописи (в благодарность Чернобровцев подписал их имена под работой). Железнодорожник Д. И. Обуховский, инженер-химик О. Б. Александрова и маляр Н.Г. Мавротский днем работали каждый на своем производстве, а вечерами – до ночи – участвовали в создании исторического панно. Условия в подвальном помещении были ужасны, но все испытывали огромный энтузиазм, чувство причастности к чему-то очень значительному.
2 ноября 1960 г. монументальное Панно памяти борцов за Советскую власть в Сибири было открыто. Содержание картины трактовалось тогда как сцена опознания замученных большевиков и клятва оставшихся в живых продолжать дело коммунизма. Монументальная работа в центре города помогала новосибирцам ощущать чувство сопричастности к истории своей Родины, чувство огромного уважения к тем, кто смог изменить мир, сделать жизнь более справедливой.
Но прошло несколько десятилетий, и общественно-политический строй в стране поменялся. Произошла переоценка ценностей. Изменилось отношение многих людей и к советской истории, и к памятникам, прославлявшим борцов за Советскую власть. И тогда стало понятно, что автор новосибирского панно Памяти Героев революции заложил в своей работе объединяющее начало, вдохнул в нее что-то вневременное, и «Реквием» – название, которое больше всего подходит к этой работе. Журналист А. Метелица в одной из публикаций так описал свои впечатления. «...За оградой Сквера, как обрубленный, разом пропадает городской шум. Тишина, скорбный покой и вдруг – панно, как удар грома, как окаменевший многоголосый крик. Люди на панно – в разных позах и ракурсах, неизменно трагичных. Они прошли сквозь холод и зной того времени и склонили головы над теми, кто идти уже не мог; скорбная печаль и боль на лицах, а в глазах – отсвет предчувствия новых сражений и новых утрат...совершенно исчезла политическая подоплека – просто видны беспощадность и бессмысленность гражданской войны. Человеческая боль, человеческая скорбь – и никакой надежды».
Отрывок из статьи Е. Е. Лурье, Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2010 год
В статье использованы материалы книги «Золотые имена Новосибирска»
Комментарии
Первая его художественная
Добавить комментарий