Век «Сибирских огней»

Дорогие друзья! Уважаемые наши читатели!

Ровно через год, 21 марта 2022 года, старейшему в стране литературно-художественному журналу «Сибирские огни» исполнится сто лет. Целый век… И какой век! Но журнал выжил на суровых, а порой и трагичных исторических перекрестках. Выжил и устремлен в будущее.

Написана и еще будет дописываться официальная история «Сибирских огней», но нам бы не хотелось, чтобы за датами, перечнями славных имен и произведений потерялась живая жизнь, которая всегда бурно кипела и в самой редакции, и вокруг нее, и на страницах журнала. Вот об этой жизни, серьезной, трудовой, а порою смешной и веселой, иногда трогательной и всегда наполненной любовью к отечественной литературе, мы и будем рассказывать в нашей новой рубрике «Век Сибирских огней».

Если у тебя, читатель, есть свои воспоминания, свои памятные события, связанные с журналом, напиши нам. Это будет общим вкладом в живую историю «Сибирских огней».

Наш адрес: sibogni@sibogni.ru

_______________________________________________

#ВекСибирскихОгней

1922 г., №1

Первым произведением первого номера «Сибирских огней», вышедшего в марте 1922 года, стала повесть с незатейливым названием «Четыре главы» уже очень известной на тот момент в литературных кругах Лидии Сейфуллиной. Первые строки этой сибирской повести, задающие странный двойственный контекст одновременно «тоски» и «томления», кажется, откликаются во многих материалах журнала до сих пор.

Кругом тьма. Одинокий фонарь светит только себе. Слаб его свет. Унылая перебранка собак. Тоскливо брести по ветхому тротуару. По дороге иногда проедет кто-нибудь. И снова безлюдье. Люди затаились в домах. Крепко закрыты ставни. Блеснет глазок в ставнях. Напомнит тюрьму. И станет тесно на широкой улице. Чудится за каждым углом кто-то враждебный.

До центра надо пройти еще две мертвых площади.

Шел большой, сутулый. Смотрел исподлобья и думал.

— Проклятая страна. Застыла в молчаньи. Ну, кричи. — Кто отзовется? Чем проймешь? Привыкли. Видали всякую боль. Сюда скачала ее Россия. Убийца принес кандалы. Бродяга звериную тоску о воле. Крестный путь за землей проторили переселенцы. Звенели цепями каторжники. Всех приняла и сдавила.

Из-за угла неожиданно вывернулся человек. Белая заячья шапка. Оба вздрогнули. Поспешно метнулись в разные стороны.

Усмехнулся нехотя и горько.

— Да-с... Человек человеку волк. Волков, пожалуй, здесь меньше боятся...

Сквозь закрытый ставень прорвались звуки рояля. Наивная и робкая песенка. В тон ей задрожала струна человеческой тоски. Захотелось уюта, семьи. Старался думать о своей работе. В ссылке начал писать о Сибири. Мелькали в мозгу цифры и факты. Но только мелькали. Побеждало другое. Нежданно ожившее юное волненье. Может, действует весна? Еще робкая чужестранка здесь. Но уже побеждает. Сдаются снега. И в воздухе томленье.

Сейфуллина Л. Четыре главы. Повесть в отрывках.

Ссылка на публикацию: http://poisk.ngonb.ru/flip/periodika/sibogni/1922/01/7/

Лидия Сейфуллина (1889—1954) — классик раннесоветской литературы, самые известные ее произведения относятся к эпохе нэпа. Первый секретарь «Сибирских огней». Супруга одного из основателей и первых редакторов «СО» Валериана Правдухина. Стиль ее характеризовался рядом очевидных особенностей: краткой фразой, оформлением оборотов как отдельных предложений, зачастую инверсией общепринятого порядка слов, загадочной нелюбовью к местоимениям и прочими изысками, создававшими вполне узнаваемую манеру письма. Внимание к провинции, к слободкам и городкам, отсутствие нарочитого психологизма, характерный для известной части литературы двадцатых флер мещанства (хоть и поданного в качестве антиреволюционного фона, но уж очень любовно) и в целом вполне гармоничная и выверенная пластика повествования обеспечили Сейфуллиной заслуженную славу. В Сибири ей пытались подражать многие начинающие авторы — увы, большей частью безуспешно.

Редакция журнала "Сибирские огни"

Комментарии

Опубликовано пользователем Алексей
"уже очень известной на тот момент в литературных кругах Лидии Сейфуллиной". Как раз "в литературных кругах" Сейфуллина до появления в "Сиб. огнях" была практически не известна. На педагогическом поприще или даже как актрису - ее знали, но не как литератора. Повесть "Четыре главы" была ее дебютом, с которой и началась известность Сейфуллиной "в литературных кругах".

Добавить комментарий

Target Image