Новосибирский Затон является одним из самых загадочных микрорайонов нашего города. Окутанный темными легендами, этот посёлок на Обском полуострове практически в географическом центре сибирской столицы представлял собой закрытый населенный пункт с высоким уровнем корпоративности его жителей. Важным звеном, образующим здесь локальную идентичность, являлась общая принадлежность к речному флоту. С постепенным исчезновением этого вида транспорта с водной глади, разделяющей Новосибирск на правый и левый берег, жизнь в Затоне стала меняться. Завода по ту сторону судостроительного ковша уже нет, не раздаются звуки кувалды. Давно уже не гудел заводской гудок.
Теперь рядом с Затоном не ремонтируют суда, не собирают речников в очередную навигацию – на месте бывшего завода расположился новый жилой комплекс, куда переезжают и затонцы: люди устали ждать в ветхих деревянных домах решения своего жилищного вопроса, а ведь когда-то коммунальное счастье речников находилось от них на расстоянии вытянутой руки!
Общий вид посёлка Затон
Затон считает точкой своего отсчёта 1909 год, когда в землянках на берегу Яренской протоки поселились первые капитаны и матросы, вставшие после долгой навигации здесь на зимовку. С тех пор речники облюбовали это удобное место рядом с большим уже на тот момент городом – Новониколаевском. В 1913 г. по инициативе пароходства, мэра города В.И. Жернакова и губернских властей, начинается строительство дамбы, которая должна была разделить Яренскую протоку между одноименным островом и бугром, где находился Кривощековский выселок, на две части, обезопасив её нижний рукав от ледохода и сильного течения. Сейчас по этой дамбе проходит та часть проезда Энергетиков, которая, приближаясь к пролёту Димитровского моста, делит Лесоперевалку на две части – ту, на которой находится аквапарк, и ту, на которой находится жилой комплекс Европейский берег.
Со временем Яренская протока стала основным местом зимовки новониколаевских судов, но жили речники в ужасных условиях: у них не было теплых домов – часть жила в землянках, часть в бараках. Пока не случилось нечто ужасное.
В 1920 году весь посёлок смыло наводнением, тогда он насчитывал пару десятков построек. Обские воды поднялись той весной настолько высоко, что судами снесло весь недавно собранный посёлок. Уже весной речникам приходилось собирать флот по лугам. Расчет на показания Новониколаевского водомерного поста (к моменту постройки дамбы город существовал меньше 20 лет) оказался неверным. Яренская протока была признана опасным местом для отстоя судов, и шесть лет здесь зимовали лишь местные маленькие суда.
В 1928 году навигация затянулась, и флот пароходства не успевал вернуться в Томск при раннем ледоставе – судам пришлось вернуться в Яренскую протоку на зиму, и место для зимовки было признано ими на удивление удобным. К тому времени здесь уже был заново отстроен временный (так называемый «аварийный») посёлок, в котором были школа и клуб. Некоторые речники уже начали строить со стороны берега свои дома, понимая, что служба на флоте заставит их провести в «аварийном» посёлке всю оставшуюся жизнь.
Отсутствие затона в Новосибирске отрицательно сказывалось на работе пароходства, поскольку суда осенью приходилось разгружать в срочном порядке и отправлять порожняком в Томск или Барнаул. В Томске лед таял на полмесяца дольше, что не давало возможности использовать флот долгое время.
После обследования разных мест для строительства стационарного затона было решено начать строительство мастерских и жилых домов между Яренской протокой, Обью и Никольским озером. Эти временные жилые дома в Затоне и сегодня функционируют, как например легендарный дом «пятьсот весёлого». В то же время начинаются первые попытки проектирования Затона на его изначальном и современном месте, иначе говоря, там, где он всегда находился и находится с 1909 г. Данная инициатива не нашла поддержки наркомвода – нельзя строить посёлок на затопляемом месте!
С переходом к форсированной индустриализации в 1930-е гг. и увеличением товарооборота возникла потребность в создании в Обском бассейне мощного судоремонтного завода, и было очевидно, что места лучше, чем Яренский затон строителям не найти. В короткие сроки был разработан план строительства завода и выкопан ковш, соединивший Никольское озеро и Яренскую протоку (для удобного ремонта судов в доке и подъема их на сушу). Он и сегодня делает Затон полуостровом.
Дом, построенный в период 1928-1930 гг.
В архиве Новосибирской области обнаружился интересный документ о строительстве жилого посёлка при судоремонтном заводе в г. Новосибирске. С самого начала строительства Судоремонтного завода планировалось возведение нового рабочего посёлка для сотрудников завода – судоремонтников и речников. На тот момент они проживали на болотистой местности, которую ежегодно тревожил весенний паводок. Жить здесь стационарно было нельзя, и никто тогда не думал, что речники будут размещаться здесь на веки вечные. Денежные средства были заложены заранее. Заблаговременно было выбрано и место – на той площадке, которую сегодня занимает часть хозяйственных помещений Сибсельмаша и ТЭЦ-3, за улицей 2-Станционная. Хотя долгое время шли дискуссии среди властей города, пароходства и наркомвода о выборе места для Затона. Основной вариант сначала предусматривал строительство жилых домов в кварталах Левобережного Соцгорода, но он не нашел поддержки.
Для сообщения посёлка с заводом планировалось построить дамбу для пешеходного и автобусного движения, которая не затапливалась бы катастрофическими водами. Дороги к посёлку по проекту должны были подходить с юго-восточной стороны - Соцгород и станция Кривощеково (которая на тот момент находилась на месте станции Левая Обь и лишь позднее был образован вокзал Левобережного Соцгородка – современный Новосибирск-Западный).
Жилое строительство имело несколько вариантов, которые похожи на проекты левобережного Соцгородка и микрорайона Расточка в Левобережье. Основной жилищный фонд должен был быть каменным. Расстояние от станции производства в Яренском затоне – 1,5 – 2 км. Предполагалась организация связи и с «Протозатоном» - аварийным посёлком.
Сказочный Затон должен был разместить 90% из трёх тысяч работников судоремонтного завода в отдельных квартирах и лишь 10% поселить в общежитиях. Это было особенно важно, учитывая, что предполагалась работа предприятия в три смены. Условия коммунально-хозяйственного обеспечения: ясли, детсады, столовые для полного охвата населения. Один универмаг в центре поселка. Колхозный рынок, овощехранилище, гаражи. 100% охват детей в одну смену. 50% учащихся будут обучаться в ФЗУ Затона. Диспансер, консультация, аптека, стационар, баня, пожарные депо, ремонтные мастерские, физбаза, спортплощадки.
Засыпные дома
Пока шло решение вопроса, были построены временные четырёх квартирные засыпные дома. Они и сегодня стоят на берегу затонского ковша. Возле одного из них вода так подточила берег, что рыбачить или прыгнуть щучкой здесь можно прямо из окна.
К сожалению, строительству нового посёлка речников – с парками, асфальтными дорогами, универмагами и благоустроенными квартирами помешали сначала бюрократические споры – металлургический комбинат (завод Кузьмина) отказывался от строительства под боком жилого посёлка, планируя увеличивать свою площадь в сторону реки; а затем начавшаяся война. По итогу речников много лет кормили обещаниями о предоставлении им благоустроенного жилья, пока в 1950-х годах не началось строительство очередных домов по проекту Гипромлеса б-8-50 – достаточно комфортных и долговременных по сравнению с бараками. Именно их вы видите, когда въезжаете в Затон. Изначально в таких домах не было канализации, водопровода и центрального отопления. Эти дома тоже рассматривались как временная мера и рабочих постоянно кормили обещаниями о строительстве современного благоустроенного жилья. Жить в девятиэтажном доме для работника флота было привилегией. Впрочем, наученные опытом затонцы поняли, что нужно рассчитывать самим на себя. Продолжилось строительство частного сектора. В деревянные дома сначала пришли трубы-батареи с подачей тепла от заводской котельной, потом жители сами провели себе водопровод, затем и канализацию, а потом завод умер.
Новый жилой комплекс на месте судоремонтного завода
Так сказочному Затону не суждено было сбыться никогда. Вера в светлое будущее в благоустроенных домах превратилась в устойчивый миф. И сегодня, прогуливаясь по Второй Портовой или Полярной, можно встретить людей, которые верят, что дома вот-вот снесут, а на их месте построят новые, кирпичные здания.
Осталось лишь чуть-чуть подождать.
Павел Романов, магистрант НГУ
Комментарии
В прошлом году начали
Добавить комментарий